Назначение и устройство агрегата
5.1.1. Автоцистерна АЦН-8с-5337 (рис.1) является специализированной машиной, смонтированной на шасси автомобиля МАЗ-5337.
Автоцистерна представляет собой транспортное средство предназначенное для транспортирования жидких сред (кроме кислот, щелочей и других агрессивных сред) с температурой до плюс 80°С, плотностью от 0,85 т/м до 1,4 т/м , кинематической вязкостью до 100 сСт и подачи их к передвижным насосным и смесительным установкам при проведении гидроразрыва пласта, цементировании скважин и других промывочно-продавочных работ в нефтяных и газовых скважинах.
Рис. 1. Автоцистерна АЦН-8с-5337
1 – цистерна, 2 – насосный блок, 3 – трансмиссия, 4 – крылья, 5 – система выхлопа, 6 – споры и бандажное крепление
При транспортировании агрессивных жидкостей показатели надежности снижаются в зависимости от степени их агрессивности.
5.1.2. Автоцистерна состоит из следующих основных узлов:
- трансмиссия;
- цистерна;
- насосный блок;
- система выхлопа;
- опоры цистерны и бандажное крепление ее.
Порядок работы
5.3.1. Автоцистерна обслуживается одним человеком и может выполнять следующие операции:
5.3.1.1. заполнение цистерны полностью или ее отсеков жидкостью, с помощью собственного насосного блока или от посторонних источников (с эстакад или специальных площадок);
5.3.1.2. транспортирование жидкостей по назначению;
5.3.1.3. опорожнение цистерны или ее отсеков собственным насосным блоком или самотеком;
5.3.1.4. кратковременное, не более 30 минут, перекачивание жидкости собственным насосным блоком из посторонней емкости в постороннюю емкость или потребителю, минуя собственную цистерну;
5.3.1.5. жидкость из цистерны может отбираться непосредственно самим потребителем.
5.3.2. Все операции по заполнению и опорожнению цистерны, а также перекачивание жидкости из посторонней емкости в постороннюю емкость насосным блоком автоцистерны выполняются при нейтральном положении рычага переключения передач автомобиля. Автоцистерна должна быть заторможена стояночным тормозом.
При заполнении цистерны жидкостью собственным насосным блоком необходимо привести автоцистерну из транспортного положения в рабочее.
Всасывающий шланг опустить в емкость с жидкостью так, чтобы от входа жидкости в шланг до дна резервуара и до верхнего уровня жидкости было не менее 200 мм, чтобы обеспечить нормальную работу насоса, исключающую явление кавитации. Напорный шланг присоединить к задвижке цистерны через переходник и быстросъемное соединение. Полностью открыть задвижку цистерны.
Если двигатель не работал – запустить двигатель. После достижения давления в пределах 6…7 кгс/см в пневмосистеме автомобиля повернуть рукоятку тяги крана в положение «вкл. эжектора», обеспечив поступление сжатого воздуха во всасывающее устройство. Пневмоклапан соединит внутренние полости насоса с эжектором. По мере увеличения разряжения, создаваемого эжектором, жидкость начнет заполнять всасывающий шланг и внутренние полости насоса. По мере заполнения насоса жидкостью стрелка показывающего прибора датчика давления будет плавно отклоняться, показывая увеличение разряжения и, когда жидкость достигнет эжектора, начнет колебаться. Колебание стрелки будет означать, что насос заполнен перекачиваемой жидкостью и готов к пуску в работу. Отсасываемый из всасывающего шланга воздух и «рабочий агент» (сжатый воздух пневмосистемы автомобиля), проходя эжектор отводится в атмосферу.
Установить рукоятку тяги крана в положение «выкл.». При этом прекращается подача сжатого воздуха во всасывающее устройство. Пневмоклапан под действием возвратной пружины закроется и разъединит внутренние полости насоса с атмосферой, не давая вытечь жидкости из насоса. Сбросив «газ» выжать сцепление и, выждав 10…15 секунд, установить рукоятку тяги крана в положение «вкл. КОМ». По характерному щелчку водитель убедится в том, что шестерня КОМ вошла в зацепление и обеспечила передачу крутящего момента валу насоса через карданный вал и редуктор насосного блока.
Плавно отпуская педаль сцепления, и прибавляя «газ» (как при трогании автомобиля с места) вывести на рабочий насосный блок.
Начинается заполнение отсеков цистерны перекачиваемой жидкостью.
Передний и задний отсеки заполняются полностью, а средний в зависимости от плотности жидкости. После заполнения среднего отсека до заданного объема закрыть клапан.
После заполнения цистерны жидкостью необходимо сбросить «газ», выжать сцепление автомобиля и перевести рукоятку тяги крана в положение «выкл.». Подача сжатого воздуха в пневмоцилиндр КОМ прекратится и под действием возвратной пружины КОМ выключится.
Задвижку цистерны закрыть, привести автоцистерну из рабочего положения в транспортное и доставить жидкость по назначению.
При опорожнении цистерны от жидкости необходимо привести автоцистерну из транспортного положения в рабочее. Присоединить всасывающий шланг через быстросъемное соединение к задвижке, напорный шланг соединить с потребителем. Открыть задвижку. Открыть клапан среднего отсека, включив тумблер, находящийся в кабине водителя.
Все дальнейшие операции по выводу насоса на рабочий режим и его работа аналогичны операциям, выполняемым при заполнении отсеков цистерны.
При опорожнении цистерны собственным насосом остаток жидкости в цистерне не должен быть более 1,5% общего объема.
При сливе самотеком конструкция обеспечивает опорожнение цистерны без остатка жидкости при этом необходимо открыть клапан среднего отсека и при заглушенном двигателе автомобиля включить КОМ для открытия клапанов крайних отсеков.
При опорожнении цистерны несовпадение стрелки указателя уровня с конечным давлением циферблата не должно быть более 5 мм.
Ежедневно, после окончания работы слить замерзающую или загустевающую жидкость из цистерны, насоса, шлангов, привести автоцистерну в транспортное положение.
Назначение, УСП – 50.
Назначение агрегата
Установка пескосмесительная УСП – 50 (рис. 1) предназначена для транспортирования песка, приготовления песчано-жидкостной смеси и подачи ее к насосным агрегатам при гидравлическом разрыве нефтяных и газовых пластов и в гидропескоструйных процессах.
Пескосмесительная установка смонтирована на шасси автомобиля 1 КрАЗ-257.
Рис.1. Пескосмесительная установка УСП – 50
1 – автошасси КрАЗ–250 (257), 2 – смеситель с лопастной мешалкой, 3 – рабочей винтовой конвейер, 4 – загрузочный винтовой конвейер, 5 – бункер, 6 – манифольд, 7 – песковой насос
5.4. Подготовка к работе
5.4.1. Произвести пробный пуск установки в холостую:
5.4.1.1. установить рычаг коробки передачи автомобиля и привода пескового насоса в нейтральное положение;
5.4.1.2. запустить двигатель автомобиля на малых оборотах;
5.4.1.3. выжать сцепление, включить 4 передачу и включить привод пескового насоса, в течение нескольких секунд убедиться в нормальной работе насоса;
5.4.1.4. выжать сцепление, отключить песковой насос и включить привод масляного насоса гидросистемы;
5.4.1.5. открыть регулятор расхода мешалки и проверить работу мешалки, закрыть регулятор расхода;
5.4.1.6. довести обороты вала двигателя до малых, выжать сцепление, отключить привод масляного насоса, заглушить двигатель;
5.4.1.7. поочередно закрывая и открывая краны включение пневмовибраторов, проверять работу последних.
5.4.2. Заполнить отсеки бункеров песком и закрыть крышки люков бункера.
5.4.3. Заполнение отсеков бункера песком производится через люки бункера. При использовании песка одной фракции необходимо загружать песком оба отсека бункера равномерно.
Порядок работы
5.5.1. Установить установку на заранее подготовленной площадке.
5.5.2. Соединить водоподающие трубы смесителя и раздающий коллектор манифольда установки, соответственно с насосным и агрегатами, подающими жидкость в смеситель и с насосными агрегатами, нагнетающими песчано-жидкостную смесь в скважину.
5.5.3. В зависимости от способа отбора готовой смеси из смесителя (песковым насосом или насосами агрегатов) открыть соответствующую заслонку на трубопроводе манифольда. Приотборе песковым насосом, запустить пусковой насос.
5.5.4. Приготовление песчано-жидкостной смеси и отбор ее и смесителя:
5.5.4.1. в зависимости от требуемой производительности приготовление песчано-жидкостной смеси и концентрации песка в смеси, перед началом работы установить заслонки на приемных окнах на окнах рабочего шнека в нужное положение, полностью открыть регулятор выдачи песка;
5.5.4.2. убедиться, что регуляторы рабочего шнека и мешалка, а также вентили сброса масла в бак закрыты, снизить обороты вала двигателя до минимальных и включить масляный насос гидросистемы;
5.5.4.3. повысить обороты вала двигателя автомобиля до максимальных и с помощью регуляторов расхода установить необходимые обороты мешалки и рабочего шнека (по тахометру рабочего шнека).
5.5.5. Количество подачи песка в смеситель во время работы установки регулировать регулятором расхода рабочего шнека, а также регулятором выдачи песка.
Назначение, 1ЛС – 6.
Назначение агрегата
Установка для исследования скважин 1ЛС – 6 предназначена для спуска и подъема на проволоке приборов и инструментов, используемых при гидродинамических исследованиях скважин и других скважинных работах в умеренных и холодных районах.