Проходимость ТМО. Геометрические параметры проходимости колесных машин. Влияние конструктивных показателей машины на проходимость.
Конструктивные особенности колесных машин, существенно влияющие на их проходимость в условиях плохих дорог или бездорожья, называются геометрическими параметрами проходимости. К ним относятся: радиусы продольной Rпр и поперечной Rпоп проходимости, передний aп и задний bп углы проходимости, вертикальный дорожный просвет и показатели маневренности — ширина полосы движения на повороте и наименьший радиус поворота Rmin. Радиусы продольной и поперечной проходимости Rпр и Rпоп показывают очертание препятствия, которое, не задевая, может преодолеть колесная машина. Величины радиусов соответствуют окружностям, проведенным касательно к колесам и низшим точкам в средней части автомобиля. Чем меньше Rпр и Rпоп тем лучше проходимость машины. Передний и задний углы проходимости aп и bп характеризуют проходимость машины в момент въезда на препятствие или съезда с него. Углы проходимости образуются опорной поверхностью и плоскостями, касательными к колесам. Чем выше aп и bп тем лучше проходимость машины. Вертикальный дорожный просвет h представляет собой расстояние между низшими точками машины и плоскостью дороги. Конструктивные особенности выпускаемых отечественной промышленностью а/м в большой степени влияют на проходимость. Изменение в конструкции машины величины дорожного просвета, изменение углов свеса, увеличение количества ведущих мостов, применение блокировки дифференциала, широкопрофильных и арочных шин и пневмокатков в значительной мере увеличивают проходимость. Движение по пересеченной местности колесных машин типов 4x2 и 6x6 без отрыва колес от грунта ограничивается максимально допустимыми перекосами осей, которые зависят от типа применяемых подвесок. При независимой и балансирной подвесках эти перекосы больше, что способствует повышению проходимости, так как колеса лучше приспосабливаются к неровностям дороги. Движение машины с колесной формулой 4x2 ставит в неодинаковые положения ведомые и ведущие колеса. Ведомые колеса значительно хуже преодолевают вертикальные препятствия, чем ведущие, что объясняется тем, что ведущие колеса стремятся преодолеть препятствия, как бы вкатываясь на него, а ведомые колеса упираются в препятствие. На рис. показаны схемы сил, действующих на ведомое и ведущее передние колеса машины при преодолении вертикального препятствия высотой h. На ведомое колесо (рис. а) действуют: Т — толкающая сила; R — реакция препятствия, которая раскладывается на силы Z и X — вертикальную и горизонтальную составляющие реакции. Условие равновесия колеса выражается зависимостями Z=GK; Х=Т. Силы, действующие на колесо, связаны между собой равенствами: Z=Xtga=Ttga; Gk=Ttg,a, откуда T=Gk/tga. Из треугольника АОС определим tga= OC/AC= (гк—h)/AC, отсюда АС=ÖАО2+ОС2=Örк2-rк2+2rк2*h-h2=Ö2rк*h-h2, следовательно tga=(гк—h)/Ö2rк*h-h2. Таким образом, Т=GK/tga= GKÖ2rк2h-h2/(гк—h). Из этой формулы видно, что при h=rK сила Т становится бесконечно большой и при наезде на препятствие ведомое колесо не сможет его преодолеть.На переднее ведущее колесо кроме сил GK и Т действует момент Мк, вследствие чего появляется касательная сила тяги Рк (рис. б). Разложим силу Рк на составляющие: Рк1 — горизонтальную и Рк2 — вертикальную. Под действием сил GK и Т возникают такие же реакции, как и при движении ведомого колеса реакции Z и X. Спроецировав все силы на вертикальную и горизонтальную оси, получим Т=Х-Рк1; Gк=Z+Pк2. Возникновение дополнительной силы Рк2 позволяет ведущему колесу преодолевать препятствие с высотой h=rK, а сила PK1 уменьшает составляющую силы сопротивления движению X. Образование колеи при движении по мягким грунтам сопровождается значительным сопротивлением ведомых и ведущих колес. Несовпадание колеи передних и задних колес также увеличивает сопротивление движению машин, особенно, если задние ведущие колеса оборудованы двумя скатами. В конструктив показатели трансмиссии входят: передаточное число ГП (i0) оно определяется из условий обеспечения заданной max скорости движения авто на высшей передачи i0=2Пrknv/60ikвVamax (iкв – передаточное отношение высшей ступени высшей передачи по прототипу); определение передаточного числа первой ступени высшей передачи.
«Конструкция и расчёт ТМО»