Вопрос 2: Особенности расчёта и проектирования гидростатических направляющих.
Гидростатическими называются направляющие жидкостного трения, в которых наличие масляного слоя обеспечивается системой регулирования подачи масла под давлением. Распростр-ны на ме/реж станках, телескопах, подшип-ках. Они обесп-ют жидкостную смазку при любых ск-тях скольжения, а значит, и равномерность, и выс. чувств-ть точных исполнит-ных движ-ий. Недостаток: г/стат направл-щих -сложность с-мы смазывания и необходимость спец-ных устр-ств д/фиксации перемещаемого узла в заданной позиции. По характеру восприятия нагрузки их можно разделить на две группы: незамкнутые направляющие (без планок), предназначенные воспринимать прижимающие нагрузки, и замкнутые направляющие, способные воспринимать также значительные опрокидывающие моменты. Гидростатических направляющие, различаются системой регулирования толщины масляного слоя: насос-карман (обеспечивает более высокую жесткость масляного слоя, но для каждого кармана используется отдельный насос постоянного расхода (или один общий насос с делителем расхода). Недостаток: изменение давления с изменеием зазора), дроссел.с-мы питания (система проста, дешева м.б. регулируемой и не регулируемой, но КПД < чем у др. систем), с-мы питания с исп-ем регуляторов (регуляторы - дросселей, сопротивление которых автоматически изменяется таким образом, чтобы с возможно большей точностью поддерживалось постоянство толщины масляного слоя).Во всех системах преследуется цель-обеспечить возможно более высокую точность траектории подвижного узла.
Треб-ия, предъявл-мые к г/стат напр-щим:
1. По шер-ти пов-ти. Шабрение на 1 кв.дюйм(1,25*1,25) 25 –при ширине 100мм, кол-во пятен умен-ся до 16, если В>100, глубина шабрения 3-5 мкм.
2. Прямолин-ть и плоск-ть не >0.001 мкм(легкие и средние), 0.02- тяж. станков
3. Предъявл-ся пов. треб-ия к жест-ти корпус. дет.
4. Д.б. предусмотрена защита.
Г/стат с-ма в дросселях незамкн типа.
Прим-ют в сл. когда: 1)напр-ие нагрузки близко к вертикальному 2) Диапазон изменения нагрузки не превышает 2. В остальных случаях прим-ют замкн. г/стат напр-щие.
Очищенное масло ч/з регулируемый дроссель попадает в карман и ч/з зазор толщиной h вытекает в 2-х взаимно ^-ых напр-ях .Рас-м опору. Вытекая ч/з зазор, масло преодолевает сопр-ие R1, в рез-те на опоре действует давление Р1. каждая опора имеет площадь F=L*B. Гидростатич. подъёмная сила: P= F*p1=F*p1*Cf, где Cf – коэф-т, несущей пов-ти, учит-щий отн-ие давления, вычисл-го из усл-ия равномерн. распр-ия нагрузки по всей площади нагрузки к давл-ию нормали. Если нагрузка распр-на равномерно на опоре, то P=N/i, где N- нагрузка на перемещаемый узел(сила тяж-ти; рез-ия);i –кол-во опор.
Cf=P/(F*p1)=(2*L1*B +l*B+2*l*b+L1*b)/(6*L1*B)
l,b-размеры кармана; L,B-размеры опоры
Дроссели различают двух типов: типа канала со значительным отношением длины к диаметру (дроссель трения) и в виде диафрагмы с отверстием, имеющим весьма малое отношение длины к диаметру. В гидростатических направляющих следует применять дроссели трения, которые обеспечивают подобие условий истечения через дроссель и через направляющие. Расход масла ч/з дроссель этого типа: Q=DP/R0=(Рн-Р1)/R0
Зазор толщиной h в направляющих рассм-ся как щель дроссель трения для которого Q=Dp/R1=(P1-O)/R1. Учитывая, что масло растек-ся ч/з 4 стороны: R1=0.51*10-9*m / (h3*(l/(B-b)-b/(L-l))
Толщина масл слоя м.б. найдена через разницу расхода масла, протек. ч/з дроссель и через зазор между направ-ми:
h=C*((Pн-P1)/P1)1/3=C*((1-m)/m)1/3; m=P1/Pн=P/Cf*F*Pн; С=(0,076*(d0ЭКВ4/β0*L0)*(1/(l/(B-b)+b/(L-l))))1/3;
β0-коэф. хар-й сечение дросселя; L0-длина дросселя; d0ЭКВ-диам. эквив-го круга отверстия, площадь кот.= пл-ди некруглого сечения дросселя.
Жесткость масляного слоя: J= - 3CF*F*Pн*m2*((1-m)/m)2/3/C; знак «-» означ., что с повышением нагрузки толщина слоя уменьш..
Из условия dJ/dm находим, что mОПТ=2/3 - оптимум (при С=сons’t-постоянное сопротивление дросселя). Если подставить значения Pн и С в формулу жесткости, то: J=3*(1-m)*i*P/h=3*(1-m)*N/h где i – количество опор; N-нагрузка на направляющие стола. Из формулы видно, что жесткость ↑ при ↓ m (т.е. с возрастанием входного давления Pн). Jmax когда m=0 и Pн→∞.
При mОПТ=2/3: Jmax=P/h – жесткость для одной опоры; Jmax=N/h-всего равномерно нагруженного узла.
Наибольший расход масла: Qmax=(Pн-P1min)/R0;
Повысить жест-ть незамкн. систем м. применяя регуляторы толщины масляного слоя
Замкн. г/стат напр-щие:
Гидростатические замкнутые направляющие с дроссельным регулированием следует применять: если диапазон изменения нагрузки больше двух; при наличии .существенных опрокидывающих моментов; если требуется повышенная жесткость направляющих. Они отличаются наличием дополнительных гидростатических направляющих (обычно выполняемых в виде планок), препятствующих разъединению сопряженных деталей. Как основные, так и дополнительные направляющие имеют карманы, к каждому из которых (или к каждой группе из которых) через индивидуальный дроссель подводится под давлением масло.
Ход рассуждений при расчетах тот же. Исслед-ся основные верх. и доп-я нижняя г/стат напр-щая.
Примечание:Трение в гидростатических направляющих:
Сила жидкостного трения для одной опоры
где F — площадь опоры в см2; FK — площадь канавок, образующих карман, в см2; v — скорость движения стола в м/мин.
Скорость масла, прокачиваемого через щель, практически не влияет на силу трения Т, так как масло вытекает из опоры во всех направлениях и сумма проекций сил трения на направление движения близка к нулю. Поэтому при неподвижном столе на него не действует сила трения, препятствующая его перемещению, хотя при этом имеются потери на трение, связанные с прокачиванием масла.
Коэффициент трения:
Значения f для скоростей подач даже при неблагоприятных условиях весьма малы.
Гидростатические замкнутые направляющие с дроссельным регулированием следует применять: если диапазон изменения нагрузки больше двух; при наличии .существенных опрокидывающих моментов; если требуется повышенная жесткость направляющих. Они отличаются наличием дополнительных гидростатических направляющих (обычно выполняемых в виде планок), препятствующих разъединению сопряженных деталей. Как основные, так и дополнительные направляющие имеют карманы, к каждому из которых (или к каждой группе из которых) через индивидуальный дроссель подводится под давлением масло.