Тема 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИГОДНОСТИ К ЗАНЯТИЯМ САМБО
(СИСТЕМА ОТБОРА)
План лекции
1. Система отбора как составная часть общей системы подготовки самбистов.Понятие об одаренности и способностях.
2. Принципы отбора. Основные пути отбора.
3. Оценка морфофункциональных особенностей при определении пригодности к занятиям самбо.
Рекомендуемая литература
1. Туманян, Г. С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки : учебное пособие / Г. С. Туманян. – В 4-х кн. – Кн. II. Кинезиология и психология. – М. : Советский спорт, 1998. – С. 84-114. – ил.
Система отбора как составная часть общей системы подготовки самбистов
Основные пути отбора включают многие факторы определения пригодности к занятиям самбо.Это критерии отбора по состоянию здоровья, возрастным отличиям.Одаренность и способности желающих заниматься самбо определяютсяв основном пооценке морфофункциональных особенностей борцов. Ранжирование предпочтительных показателей физических и психических способностей при отборе юношей и девушек в группы начальной подготовки ДЮСШ имеет свою специфику. Методика измерения уровня развития физических качеств, мало поддающихся изменениям в процессе многолетней тренировки, включает применение специализированных тестов, позволяющих определить быстроту двигательной деятельности, быстроту ответной реакции, координационные способности, уровень гибкости. Используются общие, инструментальные и специальные средства и методы отбора.Определениепонятий системы отбора: отбор, одаренность, способность прогноза, прогноз, естественность отбора, административные и педагогические меры и др.
Принципы отбора. Основные пути отбора
Понятие об одаренности и способностях.Учет морфофункциональных особенностей детей при определении пригодности к занятиям самбо.
Анализ конкретных случаев планирования развития способностей, длительного и кратковременного проявления одаренности, долгосрочных и краткосрочных прогнозов, взаимодействия естественности отбора и административно-педагогических мер.
Сложность проблемы отбора заключается в многогранности изменений, происходящих со спортсменами, особенно в подростковом периоде и состоит из педагогических, социальных, метрологических и других аспектов.
Для нас, прежде всего, необходимо ответить на вопрос; что необходимо
учитывать тренеру при отборе спортсменов, т.е. рассмотреть метрологическийаспект проблемы отбора в спортивной борьбе. А поскольку эффективность отбора напрямую зависит от точности предвидения, то на первый план выходит возможность точности прогнозирования достижений спортсмена на различных этапах его спортивной деятельности.
В связи с этим основными методами в решении проблемы отбора являются педагогические наблюдения и эксперименты.
Проблема отбора спортсменов как раздел работы тренера по борьбе подразделяется на три взаимообусловленные части:
- Спортивная ориентация, начальный отбор детей.
-Спортивный отбор, отбор кандидатов в сборные команды
- Комплектованиесборных команд
Таким образом, к первой части проблемы отбораотносится спортивная ориентация, начальный отбор детей, который проводится с целью обнаружения их потенциальных способностей к спортивной борьбе;
ко второй - спортивный отбор, то есть отбор кандидатов в сборные команды, и к третьей-непосредственно комплектование сборных команд по спортивной борьбе.
Начальный отбор детей или спортивная ориентация включает в себя:
во-первых-определение идеального типа борца - модель олимпийского чемпиона, мастера спорта международного класса;
во-вторых -прогнозирование темпов роста спортивных достижений, что является ключевой задачей спортивного отбора;
в третьих-классификация отбираемых с разделением на одаренных и
неодаренных спортсменов;
в четвертых -выбор формы организации процесса отбора.
Средства и методы отбора
Используются общие, инструментальные, специальные средства и методы отбора.
В основе первоначального отбора используется ранжирование предпочтительных показателей физических и психических способностей юношей и девушек при отборе в группы начальной подготовки. Важное значение при отборе имеет мотивация желающих заниматься данным видом спорта.