Ступеней управленческого искуства.
Первая ступень: индивидуальный, уровень управления и основные функции руководителя.
Вторая ступень: переход на процесс передачи части функций руководителя другим управляющим или сотрудникам для достижения конкретных целей компании Используется для улучшения и оптимизации рабочей силы руководителя
Третья ступень: переход на командный уровень
Четвертая ступень: уровень управления на котором ты что то делаешь ,ну не поймёшь как это ты делаешь .
Пятая ступень:переход на уровень вопросов по отклонениям.(система отказов)
Шестая ступень: переход в запросный режим; руководитель в роли учителя.(пишет книги)
Седьмая ступень: лидерский уровень управления; управление картинами мира подчиненных(когда компания становится федерального масштаба).
Восьмая ступень: об идеальном руководителе известно одно: что он и есть ИДЕАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ!!!
Всего 8 ступеней, совсем немного. Но каждая ступень — это новое качество управления. Вы получили кабинет с табличкой «Начальник», но этого недостаточно, чтобы начать управлять. Подъем на первую ступень означает, что подчинённые воспринимают вас как руководителя и чётко выполняют ваши приказы. На второй ступени руководитель переходит от индивидуального управления подчинёнными к управлению по ролям и функциям, осваивает делегирование. На третьей руководитель стандартизует и упорядочивает управленческие процедуры. На четвёртой переходит от приказов и распоряжений к пожеланиям и управлению картиной мира подчинённых, осваивает иррациональное управление. На пятой управляет на познавательном уровне. На шестой переходит в роль учителя и наставника. На седьмой управляет через акцептирование тех или иных действий подчинённых. И на восьмой управляет на метафорическом уровне, через создание легенды (как Стив Джобс, например). Управление каждым подчинённым индивидуально и разными подчинёнными управление идёт на разных уровнях. А для этого надо уметь диагностировать, что за подчинённый перед вами и как вы с ним должны работать.
Первая ступень: персонифицированный уровень управления
Порядок, беспорядок, дезорганизация
Нарушители по своей воле и поневоле
Установление упрощенного порядка
Дисциплина: поддержание порядка в динамике
"Храбрый не наступает один, трус не отступает один!"
Основные функции руководителя
Семь типовых реакций подчиненных
Стратегия от твердого к пустому
Вторая ступень: переход на обезличенное управление
Проблема загрузки подчиненных
Организационно-распорядительная документация
Делегирование: основные ошибки
Образцовое делегирование
Делегирование делегирования: порождение
Предельное делегирование
Пять ясностей
Третья ступень: переход на командный уровень
Проблема организации работ по выполнению приказов
От приказов к командам
Проблема стандартизации
Проблема перехода инициативы в нелояльность
Канализация инициативы и рационализации
Четвертая ступень: иррациональный уровень управления
Основные проблемы рационального управления
Руководитель "как гром: ясно, что ударит, а кого и когда, непредсказуемо?!"
Переход от приказов к просьбам
Персонифицированная, рациональная и иррациональная реакция
Пятая ступень: переход на уровень вопросов по отклонениям
Выход за рамки социальной структуры
Внимание к мелочам и деталям
Искусство задавания вопросов
Шестая ступень: переход в запросный режим
Руководитель в роли учителя
Искусство ответов на вопросы
Седьмая ступень: лидерский уровень управления
Акцептирование картины мира
Восьмая ступень: об идеальном руководителе известно одно...
«Усилия по сбыту продукта станут не нужны ,если вы создадите идеальный продукт»
Или в кратце!
желает повысить свою эффективность в общении с руководителями, подчиненными и коллегами,
интересуется психологией влияния, менеджментом,
стремится к личному успеху.
Первая ступень: персонифицированный уровень управления
Порядок, беспорядок, дезорганизация
Нарушители по своей воле и поневоле
Установление упрощенного порядка
Дисциплина: поддержание порядка в динамике
"Храбрый не наступает один, трус не отступает один!"
Патологии в командообразовании
Основные функции руководителя
Семь типовых реакций подчиненных
Стратегия от твердого к пустому
Вторая ступень: переход на обезличенное управление
Проблема загрузки подчиненных
Организационно-распорядительная документация
Делегирование: основные ошибки
Образцовое делегирование
Делегирование делегирования: порождение оргструктур
Предельное делегирование.
Пять ясностей
Третья ступень: переход на командный уровень
Проблема организации работ по выполнению приказов
От приказов к командам
Проблема стандартизации
Проблема перехода инициативы в нелояльность
Сочетание инициативы и рационализации
Четвертая ступень: иррациональный уровень управления
Основные проблемы рационального управления
Руководитель — "как гром: ясно, что ударит, а кого и когда, непредсказуемо?!"
Переход от приказов к просьбам
Персонифицированная, рациональная и иррациональная реакция
Пятая ступень: переход на уровень вопросов по отклонениям
Выход за рамки социальной структуры
Внимание к мелочам и деталям
Искусство задавания вопросов
Шестая ступень: переход в запросный режим
Руководитель в роли учителя
Искусство ответов на вопросы
Седьмая ступень: лидерский уровень управления
Акцептирование картины мира
Восьмая ступень: об идеальном руководителе известно одно… — что он есть.
3 ТИПА ПРОДАЖИ.
1 Транзикционный -продажа по цене.
Это продажа работает когда у нас цена отличается от конкурента!
Или качество лучше чем у конкурента.
Пример: Если вы не можете поднять моих конкурентов по качеству ,так почему вы пытаетесь меня опустить по цене!
2.Консультутационные-это когда мы консультируем клиента при заключение договора с нами!
Какая задача ? Для чего? Для чего вам это надо? Как вы хотите чтоб я с вами работал?
Пример :Почему именно эта квартира вас больше интересует ? Вам по дороже по дешевле ?Вам может по ближе к работе подобрать или к отдыху ?Давайте вернёмся к вашим потребностям .И я вам найду квартиру лучше ваших ожиданий!
3.Стратигические продажи– это когда при продажи меняется смена лица принимающего решения.
Пример: Сотрудничаем ? Нет! Тогда давайте паспорт и начнём ! Давайте паспорт!
2 Вида информации который человек воспринимает по телефону!!
Что ты говоришь, клиент воспринимает только на 30 %! НО ЕСЛИ ТЫ ВЛАДЕЕШЬ ТОНАЛЬНОСТЬЮ воспринимает на все 100%!!!
1)Информация(то что ты говоришь клиенту о квартире)
2) Эмоции (то с какими эмоциями ты говорил о квартире и знаки ударения на правильные слова ставил!)
ТОНАЛЬНОСТЬ!!!
Звуковой канал воздействия характеризуется тембром, высотой тона голоса, темпом и ритмикой речи. В какой-то мере на этом этапе справедливо утверждение: "Не важно, что вы говорите, а важно как". Так, скорость произнесения приветствия и используемые при этом интонации в большой мере формируют, фон. дальнейшего общения. Характерным проявлением волнения на этапе установления контакта является излишне быстрая речь.
Одной из действенных рекомендаций является сознательное замедление темпа первых фраз разговора с клиентом. При этом старайтесь использовать интимно-доверительные интонации. Эти интонации возникают, когда мы говорим медленно и низким голосом. Ваш голос должен звучать лучше, чем голос конкурента. Научитесь "улыбаться" самой интонацией своего голоса. Это возможно только тогда, когда уголки ваших губ разводит реальная улыбка.
Количеством произносимых в минуту слов определяется темп речи: медленный темп речи составляет 80-100 слов в минуту; средний темп речи — 120-140 слов в минуту; быстрый темп — 160-180 слов в минуту. Когда продавец говорит в быстром темпе, это часто создает ощущение неуверенности и спешки. Очень эффективна пауза — в нужный момент и в нужном месте.
Если смысл слов противоречит невербальному поведению продавца, то клиент скорее поверит последнему. Например, вы говорите, что "счастливы встрече", а сами украдкой посматриваете на часы.
Существует ряд эффективных способов установления первого контакта, основанных на технике "зеркального отражения". Применительно к голосовым компонентам эти техники выражаются в подстраивании голоса продавца под тональность и темп речи клиента. Эта подстройка часто проходит незамеченной, поскольку большинство людей не осознают тональности и темпа своей речи. Многие продавцы используют техники "зеркального отражения" совершенно бессознательно.
Чудо голос !
Нас убеждают не аргументы, которые можно проанализировать,
а тон и темперамент, манера речи, то есть сам человек"
Наш век называют веком информации. Но знаете ли вы, что 38% информации человеческая психика извлекает именно из звучания голоса, его тембра, интонаций, пауз и акцентов, и только 7% из логической составляющей речи, семантики слов, которые произносятся?
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, какое значение для коммуникации имеет голос? Почему одни голоса слушать приятно, а другие раздражают, несмотря на то, что вы, вроде бы, согласны с тем, что вам говорят? Каким образом по одному только звучанию голоса мы делаем для себя вывод, уверен в себе человек или робок, «душевный» он или «сухарь», что ему «можно доверять» или же с ним надо «держать ухо востро».
Если логическая составляющая речи воспринимается на сознательном уровне, то информацию, поступающую к нам через звук голоса собеседника, мы усваиваем, как правило, автоматически, бессознательно, эмоционально, приписывая сделанные нами выводы собственной интуиции.
Наиболее понятным в языке бывает не самое слово, а тон, ударение, модуляция, темп, с которыми произносится ряд слов, - короче сказать: музыка, скрывающаяся за словами; страстность, скрывающаяся за музыкой; личность, скрывающаяся за страстностью: т.е. все то, что не может быть написано…
Голос – это не только отражение вашей личности, вашего внутреннего состояния; это – ваш капитал, багаж, профессиональный инструмент. Особенно важно владение голосом для людей, чья профессиональная деятельность продажи, а, следовательно в продажах, и профессиональный успех при сделках в продажах , связан с речью.! Ну и, конечно же, «сфера влияния» голоса не ограничивается одной лишь работой: ничуть не менее необходимо владеть голосом в любых ситуациях, где важен контакт, отношения между людьми: в семье, в личных отношениях, в любых переговорах или конфликтных ситуациях.
Как, однако же, важно, чтобы голос (тональность речи, тембр, интонация) выражал именно то, что вы хотите сказать. И не менее важно настроить свой слух таким образом, чтобы от вас не ускользнули оттенки настроения вашего собеседника, то, насколько он искренен, уверен или неуверен, действительно ли ему нравится (или не нравится) то, что вы ему предлагаете. И кто бы ни хотел сделать свой голос настолько послушным, чтобы иметь возможность «подстроить» его под речь вашего партнера?
Возможно, вы замечали, насколько похожей становится манера речи людей, если они увлечены обсуждением общего проекта и находятся в полном согласии друг с другом. «Присоединяясь» к голосу партнера, вы подаете сигнал его подсознанию, что вы «родственные души», а такое убеждение, как вы знаете, зачастую намного действеннее, чем «аргументы и факты».
Однажды к Сократу привели молодого человека, с просьбой оценить его личные качества и способности. Мудрец некоторое время рассматривал юношу, а затем произнес: «Говори, чтобы я мог тебя видеть!». Этот остроумный парадокс особенно актуален в наше время, когда множество деловых вопросов приходится решать, не видя собеседника, например, в условиях телефонных переговоров. Тот, с кем мы говорим по телефону, может составить благоприятное мнение о нас, исключительно по тому, что и как мы говорим. В свою очередь, мы вынуждены делать свои выводы о партнере, его характере и настроении, полагаясь только на собственный слух. Для того, чтобы лучше слышать, мы даже иногда закрываем глаза, когда требуется особое внимание к тому, что нам говорят. Тогда голос собеседника как бы рисует нам его образ перед нашим мысленным взором. И чем более развиты у вас навыки слушания и слышания, тем ярче, объемнее и конкретнее будет этот образ; возможно, что получившаяся «картинка» будет даже больше соответствовать истинному характеру и настрою вашего собеседника, чем, если бы вы оценивали его по внешним признакам.
А если мой голос тускл и бесцветен? Если интонации однообразны и навевают сон? Что ж, иногда и это бывает полезным: например, если вам важно не выдать своих чувств и усыпить бдительность того, к кому обращена ваша речь. Скажем, на экзамене, если вы плохо знаете материал; пользуясь приемом «серого» голоса вы вполне можете рассчитывать на твердую тройку, так как экзаменатор, при всем своем желании, не сможет удерживать свое внимание на содержании того, что вы говорите. Ну, а если, напротив, вы отлично знаете материал, но, при этом, никак не можете изменить свою манеру речи? Не ждите, что получите «отлично», профессор «пропустит мимо ушей» половину вашего блестящего ответа. Но одно дело учеба, а другое – рабочая ситуация, бизнес-презентация или выступление адвоката в суде. Насколько же обидно, если обладая всеми необходимыми аргументами, вы не можете «зажечь» аудиторию или доказать свою правоту только лишь потому, что проигрываете вашему оппоненту во владении голосовыми навыками!
Еще обидней, если, готовясь к выступлению, вы устраиваете целый «домашний театр», ваш голос свободно звучит, переливается оттенками, интонации ярки и разнообразны, но… Стоит вам оказаться перед публикой, как все это пропадает, что-то будто бы сковывает ваш голос и не дает вам выразить то и так (!), как вам хотелось бы. Свобода вашего голоса, независимо от того, в какой вы окажетесь ситуации, - это то, что даст свободу вашим мыслям и вашим действиям. Голосовые «зажимы» возможно снять при помощи упражнений и приемов тренинга.
А замечали ли вы, какая у вас реакция на голос вашего шефа? И, наверное, не только у вас… Какова бы она ни была, согласитесь, было бы небесполезно, прослушав и проанализировав параметры его голоса, научиться, для собственной пользы, моделировать его голос и манеру речи. Даже если, шутки ради, вы сумеете иногда (ненавязчиво) использовать его интонации и тембр, обратите внимание, как станут реагировать на это ваши сослуживцы…
Попробуйте проанализировать, какими голосовыми приемами пользуется ваш коллега, который пользуется всеобщим уважением? Из-за каких «параметров» голоса тому или иному человеку хочется или не хочется доверять? Как говорит «настоящий хозяин» или «глава семьи», и что лишает значимости речь человека, которого (почему-то!) никто не слушает, что бы он ни говорил. Как удается удачливому менеджеру продать вдвое больше товара, чем вам, хотя вы слово в слово повторяете текст его презентации? Что такое есть в голосе вашего друга, что он действует на вас так успокаивающе?
Если вы овладеете техникой «слушать – слышать – воспроизводить» и сможете сделать своими приемы речи другого человека, вы приобретете огромную силу, и при этом никто не сможет обвинить вас в «незаконном присвоении чужого», разве можно «присвоить» интонацию? Можно – научиться, овладеть интонацией! Интонацией одобрения, сомнения, иронии, восторга, нежности, гнева, назидания…
Приобретая навыки моделирования чужой речи, вы можете использовать в нужной вам ситуации голосовые приемы «балагура, души компании», или «человека, который принимает близко к сердцу чужую беду», или «того, на которого можно положиться». Управление голосом – это управление тем впечатлением, которое вы производите на окружающих. Владение голосом – это владение собой в стрессовых ситуациях, это ваш коммуникативный инструмент, это чувство уверенности и стабильности, это профессиональный багаж, это личное обаяние, это ваша «харизма», ваш имидж и статус.
Можно ли овладеть своим голосом? Ответ содержится в самом вопросе: мы не только можем, но и должны владеть своим, тем, что дано нам от природы, принадлежит нам с самого рождения. Как, когда и почему большинство из нас утратило те уникальные возможности, которые дарит нам наш собственный голос? Условия и условности современного «цивилизованного» общества таковы, что, несмотря на повышенный общий звуковой фон, приличным и уместным считается говорить не громче, чем «в полголоса». И дело тут не только в нежелании превышать обычный уровень шума: звонкий, естественно звучащий голос является прямым отражением тех эмоций, которые испытывает человек, - восторга, гнева, изумления и т.д. А такое «индивидуальное проявление» чрезмерно выделяет человека из общей массы (и тем самым подвергает его некой потенциальной опасности).
Потому-то мы и слышим с самого детства от любящих родителей: «что ты кричишь?», «тише…», «тихо!», и, наконец, - «замолчи!!!». В результате, к отроческому возрасту, мы не только учимся «говорить тихо», - мы вообще лишаемся голоса, как выражения собственного «я», а вместе с тем, приобретаем массу комплексов и зажимов, не только голосовых, но телесных и психологических. От скованной, стесненной речи страдает не только говорящий, но и те, кто его слушает. Дело в том, что слышим мы не только ушами, но и, как ни странно, речевым аппаратом: наши голосовые мышцы непроизвольно сокращаются, следуя за речью собеседника. Таким образом, часто слушатели устают еще больше, чем неумелый оратор.
Не будем останавливаться сейчас на причинах, по которым в современном обществе сложилась такая ситуация, что мы часто лишены элементарных навыков и даже природных возможностей «звучащей речи». Для нас важно то, что с помощью тренинга, мы можем себе эти возможности вернуть.
«Чарующий» голос, «молодой» голос, «усталый» голос, «резкий», «плаксивый», «уверенный», «радостный», «ехидный», «заботливый» голос и т. д., - за всеми этими эпитетами стоят вполне конкретные характеристики, параметры, поддающиеся исчислению, осмыслению, развитию.
Что это за характеристики? Их восемь. Это
дыхание;
резонанс;
громкость;
высота;
интонации;
дикция;
ритм;
тонус тела;
Наряду с четко простроенной схемой занятий, множеством методического раздаточного материала, тренинг, от других подобных, отличается интуитивно - игровым методом обучения, что позволяет участникам получать навыки и преодолевать психологические барьеры незаметно для самих себя, быстро и действенно. Упор делается на естественное звучание голоса («открытие» голоса); прицельное внимание уделяется взаимосвязи интонации и эмоции, управлению эмоциями во время выступления. Вам откроются секреты ритма речи, влияния ритмической составляющей на восприятие и самоощущение. Отличительной особенностью тренинга является легкая, доброжелательная атмосфера, что наряду с некоторыми психотерапевтическими техниками, входящими в план занятий, позволят вам не только получить знания и навыки, но и полноценно отдохнуть в ваше «свободное от работы время». Упражнения, практика составляют 90% времени тренинга.
Владение голосом - это не та наука, которую можно изучать по книгам и статьям. Обучение мастерству происходит, прежде всего, «из уст в уста», вернее, «из уст в уши». В нашей методике мы обращаемся, прежде всего, к собственным, природным ресурсам человека, поэтому нет никаких ограничений, ни профессиональных, ни возрастных, для тех, кто захочет принять участие в тренинге. Вас ждут открытия – в самих себе, вы раскроете ваши собственные возможности, но при этом получите и новые техники развития ваших способностей, упражнения, которые помогут вам в дальнейшем самостоятельно продолжить совершенствование качеств вашего голоса и мастерство «Звучащей речи»
НЛП.
НЛП помогает быстрее и действенней достигать своих целей. Иными словами, с его помощью можно добиваться желаемого, больше узнавать и, главное, стать таким, каким хочешь. Эффективные приемы общения в духе НЛП позволяют быстрее добиваться взаимопонимания с окружающими. При этом активизируются те умственные способности («нейро-«), о существовании которых вы даже не подозревали. Кроме того, НЛП помогает совершенно особым образом использовать язык («-лингвистическое») для достижения своих целей. Наконец, благодаря ему можно научиться управлять состоянием своего разума, своей психики, приводить свои убеждения и ценности в соответствие с желаемыми результатами («программирование»).
Кратко рассмотрим основные предварительные предположения и техники НЛП в последовательности их применения.
Итак, в начале кратко представим предварительные предположения в НЛП. Заметим, что Эриксоновский гипноз основан на использовании стереотипов самопроявлений человека. Существующие стереотипы рассматриваются как условие возникновения, затем наведения и использования транса. Тут важное значение, имеют такие понятия как пресуппозиция, карта реальности, каналы восприятия, сознание и подсознание.
Прессупозиция – это фундаментальное глубинное допущение, идея или утверждение, которое следует считать самими собой разумеющимся для того, чтобы коммуникация имела смысл.
Карта реальности – уникальные представления о мире каждого человека, построенные из индивидуальных восприятий и опыта.
Один из наиболее важных фильтров восприятия – так называемые каналы восприятия – зрение, слух и чувства. В НЛП выделяют следующие каналы восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический.
Типичная последовательность операций при использовании НЛП выглядит следующим образом: калибровка – присоединение – ведение - наведение транса - манипуляция сознанием – внушение - вывод из транса.
Рассмотрим подробнее каждый этап.
Калибровка – это слово, обозначающее в НЛП осознание того факта, что люди находятся в различных состояниях. Это умение, которое у всех нас есть и которое мы используем ежедневно, и это умение стоит того, чтобы его развивать и рафинировать.
Вы замечаете тонкие различия в проявлениях того, как другие люди переживают разные воспоминания и разные состояния. Например, если кто-то вспоминает пугающий опыт, его губы могут стать тоньше, кожа побледнеть, а дыхание стать более поверхностным; тогда как, вспоминая приятное событие, он может измениться по-другому: губы станут полнее, лицо порозовеет, и на нем расслабятся мускулы, дыхание станет более глубоким.
Необходимо научиться чувствовать собеседника, тогда будет гораздо проще наладить с ним контакт.
Присоединение – этосистема методов, используемая для того, чтобы быстро налаживать раппорт, подстраиваясь определенными элементами своего поведения к элементам поведения собеседника и осуществлять дальнейшее ведение.
Подстройка – представляет собой заимствование деталей поведения другого человека с целью усиления раппорта
Раппорт - этосостояние довеpия, гаpмонии и сотpyдничества во взаимоотношениях.
Существует несколько типов подстройки
Первый тип – подстройка к позе.
Когда вы создаете раппорт, вам следует сначала принять ту же позу, что у партнера, т. е. необходимо отразить позу партнера.
Второй тип – подстройка к дыханию – бывает прямая и непрямая.
Прямая подстройка – вы просто начинаете дышать так же, как дышит ваш партнер, в том же темпе.
Непрямая подстройка – вы согласуете с ритмом дыхания партнера какую-то другую часть своего поведения; например, вы можете качать рукой в такт дыханию партнера, или говорить в такт его дыханию, то есть на его выдохе. Прямая подстройка более эффективна при создании раппорта, поэтому с нее мы и начнем.
Третий тип – подстройка к движениям.
Она более сложна, чем предыдущие виды подстройки, потому что и поза, и дыхание – это нечто относительно неизменное и постоянное, это можно рассмотреть и приступить к копированию постепенно.Движение – относительно быстрый процесс, в этой связи потребуется, во-первых, наблюдательность, и во-вторых, необходимо заранее подумать о том, чтобы партнер не смог осознать ваши действия.
Ведение – это тип взаимодействия, при котором другой человек (или люди) меняют свое состояние вслед за изменением вашего состояния. Для того, чтобы можно было “вести”, необходима хорошая подстройка.
Транс - это состояние с ограниченным фокусом внимания, когда внимание человека направлено преимущественно во внутрь, а не во внешний мир.
Существуют характерные внешние признаки, по которым можно определить, находится человек в состоянии транса или нет (например: расслабление мышц лица и тела, расширение зрачков, замедление мигательных движений, замедление дыхания, запаздывание моторных реакций и др.)
Утилизация признаков транса заключается в следующем. Если у собеседника были замечены признаки, характерные для погружения в транс, то необходимо сообщить ему о них, достигая при этом укрепления раппорта и транса. Техник наведения транса существует большое количество, кратко рассмотрим основные из них.
1. Семиэтапная модель Милтона Эриксона:
1) Ориентация собеседника на транс;
2) Фокусировка внимания собеседника, построение раппорта;
3) Разделение сознания и подсознания собеседника;
4) Укрепление и углубление транса собеседника;
5) Установка ( к примеру на «ничегонеделание»);
6) Использование транса;
7) Возвращение из транса.
2. Ловушка для сознания - это сосредоточение сознательного внимания собеседника на чем-либо определенном, вовлечение его сознания в какую-то деятельность. Все, что вы будите делать или говорить в то время, когда сознание человека увлечено чем-то другим, сосредоточено на чем-то конкретном, не воспринимается им, не обрабатывается и не запоминается. Т. о. отвлекая сознание, открывается прекрасная возможность действовать на подсознание человека.
3. Метод Сократа или «да-да-да». Использует инерционность человеческого мышления. Например, нужно получить положительный ответ на вопрос, на который собеседник может ответить отрицательно. Для этого сначала задается несколько вопросов, на которые собеседник точно ответит положительно.
4. Техника «5-4-3-2-1» – также основывается на положительных ответах
5. Полярная реакция – применяется к людям, которые «делают все наоборот», от противного.
6. Достижение предыдущего состояния транса.
7. Разрыв шаблонов - предполагает разрыв шаблонов поведения, вызывающих замешательство и трансовое состояние у собеседника, и его использование для внушения.
8. Забалтывание. Суть заключается в том, что для наведения транса на собеседника нужно говорить много, часто перескакивая с одного на другое, и в завершение сделать внушение.
9. Перекрывание реальностей. В рамках данной техники сначала рассказывается одна история, потом в нее вплетается вторая, во вторую -третья, в третью – четвертая и т.п. Таким образом одна за другой истории погружаются в следующую. В итоге ваш собеседник перестает понимать, к чему имеет отношение каждое следующее предположение, о какой именно реальности вы повествуете в данный момент. Сознательное внимание вашего собеседника перегружается подобным образом, как следствие, в каждую очередную историю можно вставить прямое внушение.
Далее рассмотрим несколько подробнее использование транса. Существуют различные речевые техники, с помощью которых можно ненавязчиво манипулировать сознанием собеседника. Рассмотрим основные из них.
Все симптомы, независимо от названий, являются результатом условнорефлекторных подавлений; болезненные ассоциации (якоря) вынуждают нас бояться своего естественного состояния и вместо этого подавлять себя заставляют нас больше полагаться на левое полушарие, чем на правое. ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ специализируется на словесных выражениях, числах, аналитическом мышлении и линейно - цифровых рассуждениях. ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ специализируется на пространственности, визуальной образности, воображении, цветовых ритмах, кинестетических переживаниях и творчестве. Иными словами, внутри нас сосуществуют, по крайней мере, два вида сознания, две разделенных, различных и равных реальности. Эти две реальности взаимодействуют. Например, левое полушарие опознает отдельные черты человека (нос, рот, глаза и т. д. ), а правое полушарие с его пространственной и концептуальной способностью берет отдельные "куски" и создает целое. За 90 - минутный цикл мозга происходит смена активности полушарий: когда активность одного достигает своего пика, активность другого снижается до минимума (и наоборот). Историческая тенденция западных "цивилизованных" обществ - придавать большее значение функциям левого полушария, игнорируя и принижая аспекты правого полушария. "Цена" этого: на "короткой дистанции " прагматизм левого полушария побеждает, но при этом человек и цивилизация очень много теряют по сравнению со сбалансированной культурой "восточного типа" . Например, существует прямая корреляция между большим использованием левого полушария и случаями самоубийств и психических заболеваний. Это можно сравнить с тем, что правое полушарие, чувствуя себя узником, пытается сломать "тюрьму" любым доступным ему способом. Поэтому также "цивилизованные" общества отличаются бездуховностью. В связи с этим становится понятным выражение: "цивилизация - враг культуры" .
Возвращаясь к вопросу о "якорях" , повторим: боль, от которой страдают люди, является результатом действия более или менее мощных якорей, вызывающих мощные повторяющиеся условные реакции. Точно также, как красный свет светофора включает сложную серию действий, ведущих к остановке.
Якорю не обязательно иметь какое - либо логическое отношение к реакции, которую он вызывает.
Задача НЛпрограммиста - помочь клиенту разрушить якорь с негативными эмоциями (или "-" якорь).
В приведенном примере (техника интеграции якорей из 5 шагов) негативный якорь( - ) был визуальным, а позитивный (+) - аудиальным. Начинающему рекомендуется использовать кинестетические якоря, которые можно накладывать в любой части тела (на предплечья, колени, грудь - спину и проч. ) Один из наиболее сильных якорей - обонятельный. У детей силен якорь, связанный с рождением: когда детям надевают через голову одежду с узким воротником, у них появляются движения, как при рождении (дети этого очень не любят).
Многие используют "+" якоря, что обычно оценивается как "суеверия" (у студента перед экзаменом - под пяткой пятак).
СЕМИШАГОВАЯ ТЕХНИКА ИНТЕГРАЦИИ ЯКОРЕЙ.
ШАГ 1. Присоединение к клиенту.
ШАГ 2. Просим клиента (пациента) вспомнить ассоциированно негативное событие, наложить в любом месте тела кинестетический ( - )
ЯКОРЬ. По мере усиления отрицательных переживаний чуть — чуть усиливать давление. (Если пациент видит диссоциировано, попросите его "войти в картинку" ).
Якорь ставится, когда пациент находится перед "пиком" ( - )переживаний; при усилении переживаний чуть - чуть усиливать давление.
ШАГ 3. Попросить пациента отсоединиться от проблемы(вдох - выдох), убрать руку. ПРОВЕРИТЬ КАЧЕСТВО ПОСТАНОВКИ ЯКОРЯ. : снова положить руку на прежнее место и с прежним давлением — при появлении невербальных признаков негативного переживания убрать руку (при этом отвлекать пациента - говорить о постороннем).
ШАГ 4. Идентификация ресурсов (см. шаг 3 из "техники работы с глазодвигательной стратегией" )(+ЯКОРЬ).
Вдох - выдох (отсоединение).
Проверка качества постановки якоря.
Можно применять "НАКАЧКУ ПОЗИТИВНОГО ЯКОРЯ" : вспомнить еще несколько позитивных событий, каждый якорь накладывать там же.
ШАГ 5. Интеграция якорей.
ВАРИАНТ1: убедившись, что (+) якорь работает, тут же наложить ( - ) якорь. Удерживать оба якоря до тех пор, пока закончится интеграция.
Убрать ( - )якорь; через 15 сек. убрать (+)якорь.
ВАРИАНТ2. Пациент находится в нейтральном состоянии.
"Посмотри, что будет" .
Накладываются сразу два якоря: (+) и ( - ).
ШАГ 6. Экологическая проверка: "Войди в прежнюю негативную картинку" .
Проверяем, не осталось ли невербальной негативной реакции. Можно добиваться и осознания клиентом исчезновения эмоциональной и кинестетической ( - ) реакции, что он представляет в дискретной системе. При экологической проверке терапевт никогда не использует (+) якорь.
ШАГ 7. Присоединение к будущему.
"Что произойдет, если сходная ситуация случится в будущем? "Посмотри" ассоциировано" .
Если будут невербальные или вербальные (описания)признаки ( - )якоря, следует произвести интеграцию будущей "картинки" с прежним (+) якорем.
Практика показывает: об устойчивом результате свидетельствует отсутствие малейшей негативной реакции при присоединении к будущему через 10 месяцев.
ТЕХНИКА ИНТЕГРАЦИИ АУДИАТОРНЫХ ЯКОРЕЙ.
Даем клиенту возможность понять, как он входит в ( - ) состояние и в (+) состояние. Техника та же. Якорь ставится ИНТОНАЦИЕЙ И ОТКЛОНЕНИЕМ (вправо или влево, туда же, куда отклоняется клиент при (+) и ( - ) переживаниях). (Негативное состояние - отсоединение - позитивное состояние отсоединение и т. д. - все те же шаги).
ШАГ 5. Интеграция.
Садитесь посредине и проводите интеграцию (произвольное "перемешивание" фраз из негативного и позитивного списка, соответственно отклоняясь вправо и влево и меняя интонацию).
Постоянно наблюдайте за невербальными реакциями.
Если интеграция не происходит, просим пациента сравнить (изменяя позу, движения, ощущения и т. д. ) позитивные и негативные состояния ("что меняется при переходе?" ). Когда пациент научился включать (+) состояние, предложите ему вернуться в ( - ) событие и включить (+) состояние.
Когда произошла интеграция якорей
ШАГ 6. Присоединение к будущему.
ТЕХНИКА ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОЙ ИСТОРИИ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕГРАЦИИ ЯКОРЕЙ.
ШАГ 1. Поставьте на якорь нежелательное или неприятное чувство.
ШАГ 2. Используйте этот якорь. Помогайте клиенту пройти назад по времени, находя другие случаи, когда клиент чувствовал себя подобным образом.
ШАГ 3. Когда отмечаются усиления выражения этой эмоции, остановите клиента и попросите полностью прочувствовать переживание, отмечая возраст, когда оно имело место. Ставьте якорь на каждое переживание, чтобы Вы могли вернуться к этому специфическому переживанию при необходимости (эти якоря могут быть аудиальными или кинестетическими).
ШАГ 4. Когда клиент пройдет 3 - 4 таких переживания. отпустите исходный якорь и верните клиента в настоящее.
ШАГ 5. Попросите клиента определить ресурс, который необходим, чтобы эти прошлые ситуации превратились в удовлетворяющие переживания. Убедитесь, что названный ресурс действительно может повлиять на поведение и субъективные переживания клиента. Многие люди думают, что все было бы прекрасно, если бы другие люди несколько изменились. Но нужно, что