Ченнелинг и психологические воззрения на природу «я»
Благодаря ченнелингу и другому интуитивному опыту наше ощущение того, кто мы есть как существа, начинает изменяться. Первая половина XX столетия дала нам две основные психологические модели — бихевиористскую и психодинамическую. Обе эти модели, по сути, рассматривают лишь часть человеческого существа, обусловленную мирским опытом. Ни одна из них не касается сферы интуитивного опыта.
Бихевиористская модель вообще не принимает во внимание субъективный мир в любых его проявлениях, представляя человеческое существо как сложную систему стимулов и реакций. Например, будучи ребенком, вы сильно обожгли руку о кухонную плиту, поэтому теперь вы не любите готовить. Стимул — в данном случае то, что вы обожг;ш себе руку, — провоцирует возникновение обусловленной («кондиционированной») этим обстоятельством реакции —отвращения к плитам и, по ассоциации, к приготовлению пищи. Это учение, интересующееся исключительно кондиционированием (стимулами) на входе и поведением (реакциями) на выходе, считает любые эмоциональные проявления и интеллектуальные интерпретации, сопровождающие травматический инцидент, не играющими никакой роли. Все, что не является стимулом или реакцией, в соответствии с бихевиористской моделью вообще не существует.
Психодинамическая модель — вероятно, главная действующая на сегодняшний день модель человеческой деятельности. Если бихевиористы не проявляют интереса к субъективным внутренним реакциям на внешние обстоятельства, то психологи-психодинамики находят их весьма увлекательными. Психодинамическая модель рассматривает человеческое существо как поле битвы противоборствующих аспектов личности. Эта модель принимает в качестве аксиомы существование набора основных инстинктов — сексуальных и агрессивных, — которые частично известны нам, а частично исключены (бессознательно) из нашего осознания. Сопротивление этим основным инстинктам — это приобретенная социальная ценность, которая зачастую противоречит нашим инстинктам. В довершение этого описания следует упомянуть об эго, которое служит связующим звеном между основными инстинктами и социальными ценностями. Неотъемлемой частью этой системы является бессознательное — та часть нашего опыта, которую наше эго отграничило от осознания, поскольку она слишком сильно противоречит нашим идеализированным представлениям о себе и тому, что мы можем безопасно выражать в нашем окружении.
Эти две системы являются на сегодняшний день наиболее широкоупотребимыми в психиатрии. Одна из них рассматривает человеческое существо как механизм. Другая же — как динамизм конфликтующих друг с другом психических компонентов.
Ченнелинг, ясновидение, медитация, телепатия, предвидение и другой интуитивный опыт — бросают вызов пределам, обозначенным этими психологическими моделями самоосознания. И хотя эти психологические теории могут великолепно отображать тот аспект нашего существа, который известен как личность, они, тем не менее, не затрагивают других уровней бытия, не привязанных к физическому опыту.
За последнюю четверть века появились еще две новые психологические школы: гуманистическая и трансперсональная психология. Гуманистическая психология возникла в шестидесятые годы XX столетия как дисциплина, изучающая человеческий потенциал — творческий, межличностный и духовный. Гуманистическая психология делает упор на понимании человеческого существа с непатологической точки зрения, рассматривая его как систему, постоянно стремящуюся к достижению более высоких уровней творческого самовыражения. Трансперсональная психология, ответвление гуманистической психологии, пытается постичь те аспекты человеческого знания, которые выходят за пределы опыта отдельной личности. Трансперсональная психология представляет собой первую попытку западных психологов продемонстрировать и понять многомерность опыта «Я».
Хотя трансперсональная психология уже существует, это, однако, далеко не самая распространенная система. По мере того как ченнелинг и другие виды интуитивного опыта будут распространяться и получать признание, старые психологические модели, несомненно, будут стараться включить в себя это новое знание. Становясь все более привычным, интуитивный опыт добавит новое измерение к нашему пониманию личности и ее функций. Так же как старые научные модели дают великолепное описание одной из сфер опыта, а именно физической, традиционная психология блестяще описывает один из аспектов сознания — личность. По мере того как мы будем развиваться как раса, нам понадобится новая психологическая модель, которая бы признавала существование безсознательных, сознательных и сверхсознательных аспектов нашего «Я».