Характеристики опасных факторов на различных этапах деятельности пожарных

Режим дежурства. На автоцистернах устанавливают карбюраторные двигатели или дизели. При смене караула проверяется техническая готовность автоцистерн. Для этого осуществляется пуск двигателя на несколько минут. На автоцистернах с газоструйными вакуумными аппаратами проверяется их работоспособность. В обоих случаях в гараж депо могут поступать отработавшие газы двигателя. Они содержат различные вредные для здоровья людей вещества. Оценка нормальной работы двигателя и вакуумного насоса производится по содержанию в них оксида углерода СО, а в дизелях – сажи.

При эксплуатации АЦ с исправным карбюраторным двигателем количество СО в отработавших газах двигателя не должно превышать 1,5% для новых двигателей и 3% в конце службы.

При проверке карбюраторного двигателя количество СО в отработавших газах определяется по формуле

mco = 0,466·ν·Μ, г/м3 , (5.1)

где ν - содержание СО в %; Μ - молекулярный вес СО.

При ν =1,5% mco = 0,466 ·1,5· 28 = 18,7 г/м3. Так как, ПДК СО равна 20 мг/м3 , то в выхлопных газах ПДК превышено больше, чем в 900 раз. При проверке работоспособности газоструйного вакуумного аппарата в отработавших газах содержание СО достигает 10-12%.

При проверке дизелей выделяется сажа, оксид углерода. На частицах сажи адсорбируются различные вещества и, в том числе, бенз-α-пирен. Он является возбудителем онкологических заболеваний. Сильнодействующим веществом является, выделяющийся при сгорании дизельных топлив, акролеин (СН2= СН – СОН). Он вызывает сильное раздражение верхних дыхательных путей, воспаление слизистых оболочек глаз.

Выделяющиеся токсические вещества рассеиваются в гараже в течение короткого времени, но ежедневно оказывает влияние на присутствующий личный состав в гараже.

Уменьшение влияния токсичных веществ на пожарных осуществляется совершенствованием вакуумных насосов, содержанием ПА в технически исправном состоянии, тщательным проветриванием гаражей.

Вторым важным фактором являются психофизиологические факторы. Это обусловлено тем, что постоянно находясь в состоянии оперативного покоя, пожарный должен сохранять готовность к экстренным действиям. По данным, у некоторых, особенно молодых пожарных, волнение, вызванное ожиданием пожара, сопровождается реакцией, которая может превосходить реакцию, возникающую в период тушения пожара. Сильная эмоциональная напряженность возникает при сообщении сигнала тревоги. В первые 25-30 с после подъема по тревоге повышается частота сердечных сокращений (ЧСС) в среднем до 47 ударов минуту. По прибытии к месту пожара она может достигать 150 ударов в минуту. Утверждают, что если в течение пяти минут частота сердечных сокращений достигнет 180 и более ударов в минуту, пожарный не может выполнять свою работу.

Эмоциональный стресс, возникающий с получением сигнала о выезде, не исчезает длительное время и после окончания работы. Установлено, что до 76% пожарных при сигналах тревоги испытывают нервно-эмоциональный дискомфорт. Вот поэтому в режиме дежурства должны находиться хорошо отдохнувшие пожарные, обстановка в дежурной смене должна быть спокойной, отдых должен быть хорошо организованным.

Следование на пожар. Требования безопасной эксплуатации заложены в Техническом регламенте. Конструктивное исполнение и используемые материалы пожарной техники должны обеспечивать безопасность при транспортировании, хранении, эксплуатации и утилизации пожарной техники.

Требования безопасной эксплуатации пожарных машин обусловлены также и размещением пожарных депо. Так, в соответствии с требованием Технического регламента пожарные депо должны размещаться на земельных участках, имеющих выезды на магистральные улицы или дороги общегородского значения. Территория пожарного депо должна иметь два выезда с шириной дорог не менее 4,5 м. Дороги и площадки на территории пожарного депо должны иметь твердое покрытие. Важным является требование наличия светофора напротив выездной площадки, позволяющим осуществлять движение транспорта и пешеходов во время выезда пожарных автомобилей. Этими требованиями обеспечивается безопасный и беспрепятственный выезд пожарных автомобилей по вызову на пожар.

При следовании на пожар пожарные автомобили могут быть участниками дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Они могут происходить по различным причинам. Основными из них являются несоблюдение Правил дорожного движения, недостаточная квалификация водителей и их недисциплинированность.

Спровоцировать ДТП могут и водители ПА, развивая высокие скорости движения при следовании на пожар. ДТП с участием ПА происходят значительно чаще, чем с грузовыми автомобилями. Средний уровень опасности перевозок грузовыми автомобилями характеризуется величиной 0,305 ДТП/млн км. В ГПС эта величина равна 1,63 ДТП/млн км, т.е. в 5 раз больше. Из общего числа травмированных пожарных в 2003 г. 10% произошло по причине нарушения Правил дорожного движения.

ДТП происходят по различным причинам. Так, столкновения на перекрестках происходят вследствие неправильной оценки дорожно-транспортной ситуации. Причиной наездов на неподвижные препятствия являются заносы ПА при экстренном торможении на скользкой дороге и т.д.

Источником травматизма и гибели людей являются упущения в правилах использования автомобилей. Так, в России число погибших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) находится на уровне 30 тыс.чел. в год, а количество травмированных – нескольких сотен тысяч человек.

Анализ количества несчастных случаев, приведших к травмированию (гибели) сотрудников ГПС свидетельствует, что основными их причинами является не пожарная техника и даже не ее техническое состояние, а личный состав, эксплуатирующий ПА (табл.5.2).

Таблица 5.2

  Причина несчастного случая Всего происшествий
на службе в пути
всего % всего %
Эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования     9,6     4.8
Нарушение требований безопасности при эксплуатации автотранспортных средств       32,9       28,5
Нарушение правил дорожного движения 49,3 61,9
Использование работающего не по специальности 6,2 4,8
 

* в пути на работу и с работы на транспорте организации.

Для предотвращения ДТП и анализа их причин рассмотрим некоторые особенности зависимости тормозного пути, условий заноса и опрокидывания ПА при поворотах.

Тормозной путь Sт, м, определяется по формуле

Характеристики опасных факторов на различных этапах деятельности пожарных - student2.ru м (5.2)

где v0 – скорость в начале торможения, м/с; φ – коэффициент сцепления колеса с покрытием дороги; g – ускорение земного притяжения, м/с2; Kэ – коэффициент, учитывающий соотношение нормальной реакции колес и их тормозных усилий: К = 1,4-1,6.

Для безопасного поворота без заноса необходимо соблюдать условие

Характеристики опасных факторов на различных этапах деятельности пожарных - student2.ru , м/с (5.3)

где v – зафиксированная скорость ПА на повороте, м/с; R – минимальный радиус поворота, м.

Для грузовых автомобилей, на шасси которых создаются ПА, заводами устанавливают минимальные радиусы безопасного поворота. Так, для автомобилей ЗИЛ-100 радиус поворота на оси следа переднего внешнего колеса установлен равным R1 = 8,3 м, а радиус наружный габаритный R2 = 8,9 м. Соответственно, для шасси КамАЗ рекомендуется R1 = 17,2 м и R2 = 18,4 м. При этом указывается скорость, равная 40 км/ч.

Значение ускорения земного притяжения известно и равно g = 9,8 м/с2. Коэффициент сцепления изменяется в широких пределах φ = 0,1...0,8 в зависимости от дорожного покрытия и погодных условий, а также давления в шине.

Следовательно, становится с достаточной для практики точностью вычислять правую часть уравнения (5.4). Таким образом, всегда можно определить для заданных условий ту величину скорости движения при повороте, при которой не произойдет заноса. Если окажется, что при повороте скорость v м/с больше вычисленной, то всегда поворот будет опасным. Аналогичным образом определяют и условия, при которых не будет опрокидывания ПА.

При повороте не произойдет опрокидывания при условии, если зафиксированная скорость ПА будет равна или меньше

Характеристики опасных факторов на различных этапах деятельности пожарных - student2.ru , м/с , (5.4)

где В – ширина колеи ПА, м; Н – высота центра массы ПА, м.

Отношение В/2Н = К называют коэффициентом устойчивости против опрокидывания.

Все величины, входящие в формулы, известны. Поэтому, зная пути следования на пожар, можно заранее определить безопасные скорости по-
воротов ПТ и величины тормозных путей. Кроме того, зная фактические величины R и v, возможно оценивать причины заносов и опрокидывания ПА.

Причинами ДТП может быть нарушение Правил дорожного движения, недисциплинированность водителей и т.д.

По каждому случаю ДТП проводится служебное расследование. В случае травматизма привлекаются представители УГПС, руководители подразделений ГПС. Учет ДТП ведется в формуляре ПА и сообщается территориальный орган управления ГПС МЧС.

В ГПС разработана четкая система мероприятий по предотвращению ДТП, представленных в Наставлении по технической службе. Они являются основой для организации мероприятий отделами пожарной техники и входят отдельным разделом в план работы УГПС, ОГПС.

Основные мероприятия можно разделить на ряд групп:

обучение и воспитание водительского состава;

организация кабинетов безопасности движения;

изучение маршрутов следования на пожары;

изучение и обобщение положительного опыта эксплуатации ПА.

Тушение пожара. На пожарах различных классов пожарные подвергаются воздействию на них опасных факторов в различных сочетаниях. Этим и обусловлено то, что на них оказывают влияние все факторы, указанные в табл.5.1. Пламя и тепловые потоки являются причиной повышения температуры окружающей среды. Образующийся при пожаре дым, снижает видимость, а также является причиной снижения в зоне работы пожарных содержание кислорода в воздухе. Все это затрудняет работу пожарных. Повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения является опасным для здоровья и жизни пожарных. Так, например, причинами гибели людей на пожарах в жилой зоне* города явились различные причины (табл.5.3)

Таблица 5.3

№ п/п Причины гибели Количество, %
Действие продуктов горения Действие высокой температуры Недостаток кислорода в зоне пожара Обострение хронических заболеваний Психические факторы Прочие причины

На пожарах в жилых помещениях количество кислорода может снижаться до 10…15% (критическое значение – 16%, ГОСТ 12.1.004-91). Концентрация токсичных продуктов горения СО, NO2, C6H6, C6H5OH и ряда других веществ составляет в среднем для каждого токсиканта 1000-3500 мг/м3 и даже на расстоянии до 50 м от пожара находится в достаточно высоких концентрациях.

____________

*Здесь и далее Сулименко В.А. Экологические последствия пожаров в жилой застройке городов (на примере г.Калининграда), канд. дисс.,2004

При тушении пожаров около 80% рабочего времени пожарные находятся в токсичной среде. Использование СИЗОД составляет небольшую часть этого времени. За время работы на одном пожаре при интенсивном дыхании 60 л/мин в организм пожарного поступит около 1,2…1,8 м3 воздуха, загрязненного продуктами горения высокой концентрации.

Время нахождения пожарных в токсичной обстановке в течение года составляет от 30 до 100 часов. Естественно, что поступление токсичных продуктов в организм человека влияет на состояние их здоровья. Индивидуальный риск заболеваний для пожарных при тушении пожаров в жилых зданиях может составлять 10-1…10-2 чел/год.

На пожарах пожарные могут находиться под сопутствующим влиянием опасных факторов. В соответствии с Техническим регламентом к ним относятся:

осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, строений, различного оборудования;

радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и другого имущества;

вынос высокого напряжения на токопроводящие части технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и другого имущества;

опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара;

воздействие огнетушащих веществ.

Все эти сопутствующие опасным факторам явления могут быть источниками травм пожарных или даже их гибели.

Сложные и специфические условия труда являются причинами несчастных случаев на пожарах. Их перечень и частость рассмотрим на примере данных, полученных в период 1996…1999 гг.*, которые приведены в табл.5.4.

___________________

*Здесь и в дальнейшем материал заимствован из работ Г.Х.Харисова и Ю.И.Хорина «Анализ показателей травматизма сотрудников ГПС при исполнении служебных обязанностей, Сб. Информационно-аналитических обзоров». – М.: ФГУ ВНИИПО, 2001. – с.80.

Таблица 5.4

№ п/п   Вид происшествия Среднегодовое число травмированных (с учетом погибших) за 1996-1999 гг.
Оперативные подразделения Другие подразделения
Число % Число %
Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, осколков     17,7     11,2
Падение на ровном месте 16,2 17,8
Падение, обрушение, обвал предметов, материалов, земли и т.п.     12,2     10,5
Падение с высоты 10,9 10,5
Воздействие вредных веществ (продуктов горения)     10,5     12,5
Воздействие высоких температур   9,9 10,5
Недостаточная видимость, задымление 4,2 3,9
Физические перегрузки 4,2 5,3
Взрыв газовых баллонов 3,6 2,0
Взрыв газовоздушной смеси 3,1 2,6
ДТП на службе 2,3 3,9
Поражение электрическим током 1,5 2,6
Нервно-психические перегрузки 1,5 2,0
Нападение животных, несекомых 0,8 0,7
ДТП в пути на работу, с работы 0,4 2,0
Воздействие низких температур 0,4 0,7
Прочие 0,6 1,3
ИТОГО 100,0 100,0

Причины, приведенные в табл.5.4 могут быть и причинами гибели пожарных. Эти причины показаны в табл.5.5.

Таблица 5.5

№ п/п   Вид происшествия Среднегодовое число травмированных (с учетом погибших) за 1996-1999 гг.
Оперативные подразделения Другие подразделения
Число % Число %
Воздействие вредных веществ (продуктов горения)        
Падение,обрушение, обвал предметов, материалов, земли и т.п.        
ДТП на службе
Взрыв газовоздушной смеси - -
Недостаточная видимость, задымленность
Падение с высоты
Воздействие высокой температуры - -
Взрыв газовых баллонов
Поражение электрическим током
Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, осколков       -   -
Физические перегрузки - -
ДТП в пути на работу и с работы - -
Падение на ровном месте - - - -
Нервно-психические нагрузки - - - -
Воздействие низких температур - - - -
Прочие
ИТОГО

Смертность пожарных существенно отличается от смертности мужчин в других сферах деятельности.

Структура смертности сотрудников ГПС изменяется ежегодно. По данным ВНИИПО за 2003 г. первое место занимают несчастные случаи (31%), на втором месте – болезни органов кровообращения (28%), на третьем месте – травмы на производстве (10%), на четвертом месте – болезни органов дыхания (9%), на пятом - болезни органов пищеварения (6%).

Необходимо отметить и то, что смертность сотрудников в ГПС, примерно, в 10 раз меньше уровня смертности мужчин трудоспособного возраста России. Показатели первичного выхода на инвалидность в ГПС в 4-5 раз ниже среднероссийских. Это объясняется эффектом «здорового рабочего, который обусловлен рациональным отбором контингента рабочих на службу в ГПС».

Следование с пожара в депо и обслуживание ПА. На пожарах пожарные подвергаются высоким нервно-психическим и физическим нагрузкам, воздействию тепловых потоков различной интенсивности, химическому воздействию различных токсикантов. В течение короткого времени они переходят в сферу более спокойной деятельности. Они следуют с пожара, т.е. являются участниками транспортных потоков, ______ обслуживать ПМ.

Обслуживание ПМ включает, прежде всего, их мойку водой для удаления загрязнений и адсорбирование на их поверхностях токсичных веществ продуктов горения на пожарах. Подвергаются мойке все использованные напорные и всасывающие рукава. Тщательность выполнения этой работы гарантирует минимальное загрязнение атмосферы в пожарном депо, испаряющимися с поверхности машин и оборудования адсорбированных продуктов горения. Естественно, что в этих условиях должна создаваться спокойная рабочая обстановка с последующим отдыхом.

Наши рекомендации