Особенности мотивации спортивной деятельности на различных этапах достижения спортивного мастерства

Мотивация спортивной деятельности определяется как внутренними, так и внешними факторами, имеющими различное значение на каждом этапе достижения спортивного мастерства.

На начальном этапе важно выявить причины прихода в спорт. Выбор вида спорта часто обусловлен внешними, случайными обстоятельствами. Мотивация характеризуется диффузностью, неопределенностью и неустойчивостью.

Мотивы: а) эмоциональная привлекательность физических упражнений (в основе - естественная потребность в движениях); б) долженствования (по настоянию родителей); в) мотивы, связанные с условиями среды (близость секции); г) стремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья); д) стремление к самоутверждению (желание быть не хуже др); е) социальные установки (мода на спорт, семейные спортивные традиции).

Этап углубленной тренировки (специализации) характеризуется устойчивым интересом к виду спорта, проявлением способностей к нему и стремлением к их развитию.

Целью занятий спортом становится не только удовольствие от самого процесса, но и достижение высоких результатов, как следствие затраченного труда. Мотивы:

а) интерес к виду спорта; б) собственно соревновательный мотив (естественное желание померяться силами); в) стремление к самоутверждению, спортивному достижению; г) общественные мотивы (долга, коллективизма, патриотизма); д) потребность в совершенствовании физических и психических качеств.

Этап высшего спортивного мастерства характеризуется стремлением поддержать и развить свои достижения, умножить престиж и славу в спортивном мире, содействовать своими успехами прославлению города, страны, способствовать развитию данного вида спорта, обеспечить свое материальное благополучие.

Мотивы: а) достижения успеха и избегания неудач; б) соперничества и соревновательной борьбы (особенно в видах спорта, где присутствует физический контакт); в) самосовершенствования; г) спортивного общения; д) материального и морального стимулирования (поощрения, призы, материальные блага).

Этап завершения спортивной деятельности характеризуется снижением спортивных результатов, пресыщением спортивной деятельностью (физическая и психическая усталость), «эмоциональным выгоранием» спортсменов. Возникает противоречие между желанием закончить активные выступления и нежеланием потерять материальные блага, свой престиж в связи со снижением спортивных результатов.

Мотивы: а)морально-волевые (психологическая усталость, потеря перспективы улучшения результата, возраст, состояние здоровья, травмы...); б) эгоистические (желание уйти непобежденным, конкуренция товарищей по команде, отношения с тренером...); в) бытовые (вступление в брак, рождение ребенка, финансовые затруднения, отношения в семье...).

Формирование мотивации имеет два механизма, в рамках которых воздействие может осуществляться следующими путями:

Первый- воздействие на эмоционально-познавательную сферу. Формируются убеждения, интересы и положительные эмоции, изменяется система ценностей и отношений к действительности (путем сообщения определенных знаний).

Второй- воздействие на деятельностью сферу. Через специально организованные условия деятельности, хотя бы избирательно, удовлетворяются те или иные потребности, а затем через целесообразно оправданное изменение характера деятельности укрепляются старые, формируются новые, необходимые потребности.

Для эффективного формирования мотивации спортсменов важно два момента:1. Стимулирование - побуждение человека извне, целью которого является превращение внешнего побуждения во внутреннее, т. е. в мотив. Виды стимулирования: положительное, отрицательное, моральное, материальное.

2. Поэтапное подключение мотивов по мере развития спортсмена.

На начальном этапе приоритетным должно быть проявление склонностей и развитие интересов в сфере спорта (процессуальных мотивов). Этому служат: спортивная ориентация, содержательность и эмоциональность тренировок, рассказы тренера о спорте и спортсменах, психологический климат в группе.

На этапе спортивной специализации важно продолжать обогащение сферы интересов спортсменов за счет более глубокого проникновения в суть вида спорта, тренировки, соревнований, спортивной жизни вообще. Тренер и спортсмен начинают работу «на результат». На этом этапе важно: предложить спортсмену образцы для подражания, помочь выбрать идеал в спорте (для подростка его идеалы - это прообразы жизненных целей), помочь спортсмену в осознании спорта как ценности, как важнейшей сферы, где можно проявить себя.

На этапе высшего спортивного мастерства спортсмен решает важную для себя задачу профессионального самоопределения. У него начинаются поиски индивидуального пути в спорте. В связи с этим важное значение приобретает мировоззрение спортсмена, обобщение им спортивного опыта в форме принципов спортивной жизни, постановка больших спортивных целей.

Основные задачи тренера: а) скоординировать спортивные цели и планы с их жизненными целями; не навязывая спортсмену своих взглядов, помочь в формировании мировоззрения, собственных принципов спортивной жизни, постановке реальных перспективных целей в спорте; б) учитывать индивидуально-психологические особенности спортсменов при использовании различных видов стимулирования.

Наши рекомендации