Основные этапы решения задачи

№ п/п Авторы Этапы решения задачи
1. В.А.Сластенин 1. Постановка задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий; 2. конструирование способа пед. взаимодействия; 3. осуществление плана решения задачи на практике; 4. анализ результатов решения задачи.
2. Л.Ф.Спирин 1. Анализ возникающей ситуации; 2. осознание и формулирование педагогической задачи как задачи системы; 3. разработка программы решения задачи системой; 4. осуществление непосредственного управления пед. системой в процессе решения задачи; 5. анализ результатов решения педагогической задачи и определение степени достижения поставленных целей.
3. Г. Альтшуллер ТРИЗ-технология 1. Точно понять задачу; 2. сформулировать противоречие и идеальный конечный результат; 3. составить модель задачи; 4. поискать в каждой части модели задачи ресурс для решения задачи; 5. применить приемы разрешения противоречий; 6. сформулировать несколько решений (творческие задачи имеют много правильных решений); 7. выбрать самое сильное решение; 8. проанализировать: почему задача появилась, что надо сделать, чтобы подобные задачи больше не появлялись, почему пришлось ее так долго решать, чему меня научила эта задача.
4. Р. Джойнер 1. Определение желаемого результата; 2. анализ текущей ситуации; 3. анализ причин, приведших к текущей ситуации; 4. анализ всех возможных путей достижения желаемого результата; 5. выбор пути, который приведет к результату наиболее эффективно и повлечет за собой дальнейшее развитие человека; 6.реализация решения, текущий анализ, корректировка; 7. выработка планов дальнейшего развития
5. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури 1. Диагноз проблемы; 2. формулировка ограничений и критериев для принятия решения; 3. выявление альтернатив; 4.оценка альтернатив; 5. окончательный выбор решения
6. Б.З. Мильнер 1. Выделение и определение проблемы; 2. поиск информации и альтернатив решения; 3. выбор среди альтернатив; 4.принятия решения
7. А.Г. Поршнев 1. Появление (постановка) проблемы; 2.выявление факторов и условий её решения; 3. разработка (выбор) решения; 4. оценка, принятие и организация выполнения решения

Задача:

4-й класс средней общеобразовательной школы. В классе 28 человек: 13 мальчиков и 15 девочек. Класс дружный, сплочённый, активный, дисциплинированный. Уровень сформированности учебной деятельности высокий. Отличников в классе нет, но успеваемость в классе высокая, слабоуспевающих учеников в классе нет.

Склонность к различным учебным предметам различна: одним детям нравятся предметы гуманитарно-эстетического цикла, другим – естественно-математического. В классе есть группа учащихся, которые много читают дополнительной литературы и смотрят телевизионные передачи о природе. Они постоянно приносят в класс различные книги о природе, очень активны на уроках естествознания, всегда готовы ответить на любой вопрос учителя. Всё это привело к тому, что на уроках естествознания другая группа детей стала безмолвными слушателями и зрителями классных эрудитов.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6.

ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

План:

1. Понятия о технологии конструирования педагогического процесса.

2. Планирование учебной и внеучебной деятельности как результат конструктивной деятельности педагога.

3. Понятия о технологии осуществления образовательного процесса.

4. Структура организаторской деятельности и её особенности.

5. Учебно-познавательная деятельность и технология её организации.

6. Ценностно-ориентационная деятельность. Технология организации развивающих видов деятельности и КТД.

Практические задания.

Задание 1. Анализ видеозаписи урока.

Проанализируйте урок по следующей схеме:

1. Наличие цели развития личностных качеств учащихся на уроке (мышление, речь, воля, нравственность, коммуникативность, эстетическое восприятие и др.) и факты реализации их средствами учебного предмета.
2. Уверенное (профессиональное) владение учебным материалом.
3. Демонстрация учителем правильной речи (приведите пример):

Выразительной _________________

Ясной _________________

точной_________________

краткой_________________

логичной_________________

этикетной_________________

4.Демонстрирует ненасильственные приемы обучения (не перебивает, не проявляет неприятия, раздражения, гнева, не навязывает точку зрения).

5. Связь с другими предметами.

6. Уместное использование материала из разных сфер жизнедеятельности (кроме учебных дисциплин).
7. Использование раздаточных, наглядных статичных материалов.

8. Использование динамических дидактических материалов (аудио, видео, компьютерные демонстрации, приборы и т.п.).

9. Разноуровневые домашние задания.

10. Стимулирование обоснования, аргументации ответов, в том числе с использованием фактов из других областей знания.

11. Поощрение учителем инициативы и самостоятельности учащихся.

12. Поощрение учителем индивидуальных учебных достижений.

13. Наличие заданий, развивающих интуицию, творческое воображение, эмоционально-чувственное восприятие.

14. Обращение внимания учителя на качество речи обучаемых.

15. Своевременное (без задержки) окончание урока.

На уроке используются приемы (методы):

16. Дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения (учет особенностей памяти, внимания, мышления, темпа усвоения и т.п.).

17. Проблемного обучения (проблемные вопросы и ситуации, в том числе на стыке наук).

18. Диалогового обучения (свободное обсуждение и дискуссии)

19. Рефлексивного обучения (оценки учащихся полезности урока, своего психологического состояния).

20. Коллективной мыслительной деятельности.

21. Исключающие утомляемость, перегрузки обучаемых.

2. Сделайте вывод и внесите собственные предложения по улучшению качества урока.

Задание: Спроектируйте урок и напишите краткий конспект по одной из заданных схем:

Наши рекомендации