Методология практической педагогической деятельности.
План:
- Характеристика практической педагогической деятельности.
- Средства практической деятельности.
- Методы практической деятельности.
- Организация процесса практической деятельности.
Задания к практическому занятию:
1. Выпишите основные понятия темы:
Методология____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методология педагогической науки
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методология педагогической практики
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Средства практической педагогической деятельности
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методы практической педагогической деятельности
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Проанализируйте следующие представления о науке как о деятельности. Как вы их понимаете. Какое из высказываний, по вашему мнению, наиболее отражает суть проблемы:
«Наука – это не только арсенал готового оружия, но в гораздо большей степени кузница, где куется новое»
А.И. Ракитов
«Наука - это не только сумма знаний, так сказать, совокупность плодов древа познания, но и само древо, на котором они произрастают»
С.Р. Микулинский
«Наука – это не знания сами по себе, а деятельность общества по производству знаний»
Г.Н. Волков
«Наука - это не только знание, и тем более не только готовое знание, но и деятельность, направленная на достижение знания»
В.А. Штоф
Проанализируйте все определения, найдите то общее, что их объединяет
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Ознакомьтесь с материалами учебно-методического пособия А. М. Новикова, Д.А. Новикова «Методология» [Гл. 3, п.3.1].
А) Охарактеризуйте общие особенности профессиональной практической деятельности. Результаты оформите в виде таблицы.
Особенности профессиональной практической деятельности | Характеристика особенностей профессиональной практической деятельности |
уникальность и непредсказуемость | |
способность адаптироваться к изменяющимся условиям среды и помехам | |
способность к целеобразованию | |
способность противостоять разрушающим тенденциям |
Б) Опишите принципы организации практической деятельности
Принципы организации практической деятельности | Характеристика принципов организации практической деятельности |
Принцип иерархичности (уровни): - операционный - тактический - стратегический | |
Принцип целостности | |
Принцип коммуникативности (принцип открытости) | |
Принцип историчности | |
Принцип необходимого разнообразия (принцип адекватности) |
В) Установите соответствия между методами практической деятельности и их характеристиками
Методы практической деятельности | Характеристики методов практической деятельности |
Методы-операции (мыслительные операции): | |
Анализ | Одна из основных мыслительных операций, позволяющая мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния объекта в чистом виде |
Синтез | Познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. сопоставление одно- го с другим. При этом важную роль играют основания, или признаки метода, которые определяют возможные отношения между объектами. |
Сравнение | Соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое |
Абстрагирование | Разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явления, процесса или отношений явлений, процессов. |
конкретизация | Одна из основных познавательных мысли- тельных операций, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств объектов и их отношений |
Обобщение | Процесс, противоположный абстрагированию, то есть нахождение целостного, взаимосвязанного, многостороннего и сложного. |
Эмпирические методы-операции, такие как: | |
Измерение | эмпирический метод, диагностическая процедура, заключающаяся в применении тестов |
Наблюдение | наиболее информативный метод исследования. Это единственный метод, который позволяет увидеть все стороны изучаемых явлений и процессов, доступные восприятию наблюдателя – как непосредственному, так и с помощью различных приборов |
Тестирование | познавательный процесс, заключающийся в сравнении ... данной величины с некоторым ее значением, принятым за эталон сравнения |
- Опишите особенности соотношения педагогической науки и педагогической практики, опираясь на известные уровни методологии педагогики:
Уровень – общенаучный
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уровень – конкретно-научный
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Дайте характеристику основным видам деятельности педагога
Основные виды деятельности педагога | Характеристика основных видов деятельности педагога |
работа педагогов-практиков | |
административная деятельность | |
научно-исследовательская деятельность | |
передача результатов педагогической науки практике |
Практическое занятие 3.