Основная аналитическая часть.
Перемены последних лет показали несостоятельность «стандартной» личности. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не бояться этого.
Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Педагоги давно заметили эту особенность. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения (дидактические игры, конструкторы и игрушки-трансформеры, занятия-путешествия...). Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьезная интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия?
Поиск ответов на поставленные вопросы побудил меня использовать именно ту технологию, которая не только результативна, но и увлекательна технологию ТРИЗ. Ведь ее в полной мере можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз : «творчество во всем» и «можно говорить все». В опыте работы представлены занятия, игры, игровые ситуации.
В первом разделе предлагается разработанные варианты планирования занятий и различных видов деятельности с использованием элементов ТРИЗ в гр.Почемучки и Фантазеры.
Во втором разделе представлены разработанные конспекты занятий в разных возрастных группах, которые включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым наполнением. Разнообразная деятельность не утомляет детей, яркие образы вызывают интерес. Игры-занятия, развивающие занятия можно проводить в любом месте, где есть пространство. Они не требуют специальной подготовки, т.к. допускают бесконечную импровизацию с учетом знаний детей. Представленные игры-путешествия, занятия-сказки, драматизации можно проводить с детьми всех возрастных групп, выбирая соответствующий материал. Самое главное - это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что окружает - мебель, посуда, камешки и листики, - превращаются в какие угодно сказочные элементы. В процессе игры важно принимать любые дополнения и предложения детей. Опираясь на воссоздающее воображение, можно развивать и творчество.
Представленные занятия закрепляют знания детей о разных существах, временах года, явлениях неживой природы, таких понятий, как «деревня», «город», «транспорт»; развивают интерес к сказкам, мультфильмам.
Занятия по развитию творческого воображения- это импровизация, игра, мистификация. Здесь детей учила придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познавали и учились сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно. Широко применяла при проведении занятий составление творческих рассказов и сказок с использованием приемов моделирования : по цветным кругам, по схемам, по тактильным дощечкам.
В практической работе я активно использовала элементы ТРИЗ при организации театрализованной деятельности ( «В, гостях у Красной Шапочки», «Сказки Дедушки Корнея», «Как дети сказку Гуси-лебеди спасали»и др.
Занятии по методу ТРИЗа проводились в комплексе( музыкальное, развитие речи, ознакомление с окружающим) и планировались в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Элементы методики применялись в работе с детьми всех возрастных групп. Накопленный мною педагогический опыт позволяет с уверенностью говорить о том, что редкий ребенок, независимо от возраста, в момент игры-занятия, занятия-сказки не хочет проявить самостоятельность, быть умным, знающим, первым, быть, как взрослый. В этом смысле представленные занятия в значительной степени позволяют сделать «работу детей» (игру) радостной и желанной. Активности детей в занятиях способствуют частые обращения к ребенку, использование несложных диалогов, приглашения на занятия сказочных персонажей, приемы эмоционального воздействия, что вызывает у детей сопереживание, готовность помочь героям сказок или любимых книг.
Необходимо подчеркнуть, что ежедневная целенаправленная работа позволила получить желаемого результата. Вся жизни детей была организована так, что дошкольники находились в положении исследователей, первооткрывателей, а не получали знания готовыми. Ведь по высказыванию А.Энштейна, воображение важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником эволюции .
Ежедневно ребенок получает массу информации, а конкретных знаний, которые помогли бы ему отобрать важное и объяснить непонятные факты и явления, у него мало.
Я стараюсь перейти на качественно новый уровень: выстраивать информацию структурно и знакомить детей уже с системой, в которой легче присматриваются закономерности развития понятий и явлений, взаимосвязь между ними. Например, рассуждая с детьми о зиме, весне, лете, смене сезонов, не обязательно посвящаю их во все сложнейшие природные закономерности, я считаю достаточно обозначить главную функцию системы- переход одной структуры (зима) в другую, а на этот смысловой стержень дети уже нанижут букет своих детских познаний: и о погоде, и об одежде, и о настроении.
Далее: разбивая систему на подсистемы, я могу говорить о сезонных изменений в одежде людей, покрова животных, а также об изменениях в неживой природе. « Открытий» бывает много, а там, где в «буксуют» знания, ребенок легко вставляет вместо факта его заменитель, символ- игрушку воздушный шарик, любое знакомое понятие. Но главное, что при этом не нарушается логическая цепочка рассуждений, системность развития мысли. А когда приходят конкретные знания, ребенок вместо « воздушного шарика» вставляет в логическую цепочку блок осознанной им информации.
И, конечно, я не забывала восхищаться очевидными открытиями «необыкновенного» ребенка, нахожу чуткость и такт, поддерживаю малыша и его непонятности, неординарности, нестереотипности. Важен принцип самостоятельного мышления. А правильный ответ со временем найдется.
Также я обучала дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Обучение проводилось с помощью занятий, игр, сказок, различных текстов. Я придерживаюсь педагогического кредо: каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современной мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта.
Для решения тризовских задач я могу выделить следующие этапы работы: Первый - научить ребенка находить и разрешать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между деревом, цветком ? и др.
Второй - учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемой острове, где есть только коробки со жвачками?
Третий- решение сказочных задачи пребывание новых сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. « Вас поймала баба- яга и хочет съесть. Что делать ?».
Четвертый- ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.
Девиз тризовцев- « Можно говорить все». И дети говорят, придумывают. Выслушивать старалась каждого желающего. Дети учились возражать мне и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Им давалась только положительная оценку: « интересно», «необычно».