Проектирование участка испытания, доукомплектования и доводки двигателей
Участок испытания, доукомплектования и доводки двигателей служит для приработки деталей, снятия технических характеристик и определения качества ремонта двигателей. На испытание двигатель поступает с участка сборки со сцеплением, полностью укомплектованным и окрашенным. Выдержавший испытания двигатель подается на участок сборки автомобилей или на склад отремонтированных агрегатов. При наличии в двигателе дефектов он возвращается для их устранения на участок сборки.
Число испытательных стендов рассчитывают по формуле (35.3). Продолжительность обкатки и испытания двигателей составляет, ч:
ЗМЗ-53....................1,33 ЯМЗ-236..............3,50
ЗИЛ-130..................2,08 ЯМЗ-238..............3,70
ЗИЛ-645..................2,70 КамАЗ-740...........2,20
Участок испытания, доукомплектования и доводки двигателей должен размещаться в отдельном помещении со звукоизоляцией и звукопоглощением. Если расчетный уровень звукового давления при одновременном испытании на стендах нескольких двигателей превышает допустимый уровень в соответствии с требованиями санитарных норм, то испытательные стенды следует устанавливать каждый в отдельном боксе.
Участки испытания с отдельными боксами проектируются, как правило, для приработки и испытания автомобильных двигателей мощностью более 200 л. с.
При планировке участка испытания серьезное внимание следует уделять размещению централизованных систем маслопитания, охлаждения, питания топливом и удаления отработавших газов, а также размещению коммуникаций — трубопроводов от этих систем к испытательным стендам. Централизованные системы маслопитания должны, как правило, размещаться в отдельных помещениях, имеющих непосредственный выход наружу.
При проектировании специализированных предприятий для ремонта силовых агрегатов с большой программой целесообразно предусматривать размещение централизованных систем маслопитания и охлаждения двигателей в цокольном или подвальном помещении под участком испытания. Такое проектное решение позволяет значительно упростить устройство коммуникаций для масла, воды и для удаления отработавших газов от стендов, а также улучшить условия обслуживания этих коммуникаций, поскольку они будут прокладываться не в каналах, а открытым способом под межэтажным перекрытием испытательной станции. Резервуары для топлива устанавливают снаружи здания, и топливо от них к стендам поступает самотеком.
При испытаниях дизельных двигателей, в топливных системах которых предусматривается циркуляция топлива для охлаждения форсунок и его частичный возврат в топливный бак, допускается установка в непосредственной близости от стендов расходных бачков вместимостью не более 50 л, питающихся от основного резервуара, размещенного вне здания.
Для удаления отработавших газов применяются две системы: индивидуальная и централизованная. Первую рекомендуется применять при количестве испытательных стендов не более 10. При централизованной системе трубопроводы для отработавших газов от отдельных стендов подсоединяются к общему коллектору, из которого газ удаляется в атмосферу вентиляционной установкой.
На рис. 35.6 приведена планировка участка испытания двигателей ЯМЗ-240 с боксами, оборудованными индивидуальными подъемно-транспортными устройствами. На станции предусмотрена установка электротормозных испытательных стендов с дистанционным управлением модели КИ-5274 с наибольшей поглощаемой мощностью 300 кВт. Пульты управлений вынесены в отдельное помещение, обеспеченное естественным освещением. Транспортировка двигателей на станцию предусматривается на электрокарах. Установка и снятие двигателей со стендов производится электрическими талями грузоподъемностью 2 т.
Рис. 35.6. Планировка участка испытания с размещением стендов в отдельных боксах:
1 — водяной реостат; 2 — шкаф управления; 3 — электрическая таль на монорельсе; 4 — стенд для испытания двигателей; 5 — пульт местного управления; б — пульт дистанционного управления; 7 — масляный радиатор; 8 — установка для замера расхода топлива; 9 — расходный бачок для топлива; 10 — топливоразливочный бак; 11 — резервуар для масла; 12 — насосная установка; 13 — масляный насос (циркуляционный); 14 — водяной насос; 15 — нижний резервуар для воды; 16 — верхний резервуар для воды; 17 — масляный фильтр