Процентная разбивка трудоемкости разборки и сборки узлов основных агрегатов автомобилей
Наименование агрегатов и узлов | Доля трудоемкости, % | |
разборки | сборки | |
Двигатель со сцеплением | ||
Шатунно-поршневая группа | 6,7 | 36,6 |
Коленчатый вал в сборе с маховиком | — | 6,7 |
и сцеплением | ||
Распределительный вал | — | 2,2 |
Головки цилиндров | 20,0 | 16,3 |
Коромысла клапанов с осями и стойками | 8,3 | 4,8 |
Жидкостной насос | 16,7 | 5,4 |
Масляный насос с маслоприемником | 6,7 | 9,9 |
Масляный фильтр грубой очистки с центрифугой | 15,8 | 6,4 |
Сцепление | 25,8 | 11,7 |
Коробка передач | ||
Вал ведущий | 12,8 | 8,3 |
Вал ведомый | 9,4 | 11,1 |
Ват промежуточный | 15,4 | 8,3 |
Крышка | 33,2 | 31,6 |
Муфта подшипника выключения сцепления | 2,6 | 1,7 |
Кронштейн стояночного тормоза | 26,6 | 1,7 |
Барабан стояночного тормоза | __ | 4,2 |
Опорный диск стояночного тормоза | 2,5 10,8 | |
Стояночный тормоз | _ | |
Привод стояночного тормоза | — | 16,7 |
Блок шестерен заднего хода | — | 3,1 |
Задний мост (без редуктора) | ||
Ступицы задних колес с кольцами и шпильками | 48,3 | 30,9 |
Ступицы задних колес с тормозными барабанами | 48,3 | 23,2 |
Опоры разжимных кулаков | 3,3 | 12,1 |
Кронштейны разжимных кулаков | 4,2 | 2,9 |
Картер заднего моста | 22,5 | 12,7 |
Тормозные колодки | 21,7 | |
Диски тормозные с кронштейнами осей колодок | 18,3 | |
Редуктор заднего моста | ||
Боковые крышки | 2,24 | 8,6 |
Шестерни ведущая и ведомая | 6,35 | 11,4 |
Картер подшипников ведущей шестерни | 43,37 | 42,8 |
Крышка переднего подшипника ведущей шестерни | 4,67 | 2,9 |
Дифференциал | 43,37 | 34,3 |
Передний мост | ||
Поворотные цапфы | 12,3 | 23,4 |
Ступицы передних колес | 30,6 | 20,9 |
Диски крепления тормозных колодок | 15,7 | 20,4 |
Тяга рулевая продольная с сошкой | 16,0 | 13,3 |
Тяга рулевая поперечная | 20,0 | 22,0 |
Колодки переднего тормоза с накладками | 5,4 | — |
Рулевое управление с гидроусилителем | ||
Механизм с гидроусилителем | 72,2 | 42,7 |
Насос гидроусилителя | 12,8 | 19,0 |
Карданный вал Колонка | 11,7 3,3 | 12,5 7,5 |
Общая сборка из узлов, испытание и регулировка | — | 18,3 |
механизма и насоса |
Количество моечных ванн и установок для мойки изделий погружением определяют по формуле (37.2). Затраты времени на загрузку и выгрузку изделий определяют исходя из принятого способа механизации вспомогательных работ. Продолжительность моечной операции в препаратах МС-6,15 составляет 0,25...0,33 ч, в препаратах «Лабомид — 203; 315» — 0,17...0,25ч. Время удаления старой краски при выварке в растворе каустической соды равно 0,67 ...0,83 ч. При определении количества изделий на годовую программу следует учитывать количество стадий мойки.
На рис. 35.4 показан план расстановки оборудования разборочно-моечного участка специализированного предприятия для ремонта силовых агрегатов автомобиля ЗИЛ-130 с годовой программой 20 тыс. капитальных ремонтов. Характерными особенностями данного проектного решения являются: применение транспортно-технологического подвесного конвейера периодического действия как для перемещения изделий через моечно-очистные установки, так и для выполнения непосредственно на конвейере работ по подразборке агрегатов и их разборке на основные узлы; применение многостадийной мойки подразобранных агрегатов и основных узлов; специализированных комплексов для выполнения разборочных и моечно-очистных работ по базовым и основным деталям силового агрегата.
В конструкции подвесного конвейера предусмотрены специальные подвески, обеспечивающие не только выполнение разборочных работ, но и размещение деталей, снимаемых при разборке. Такая организация работ повышает культуру производства, исключая загромождение участка деталями, снимаемыми с агрегатов при их разборке. Должная чистота узлов, поступающих на посты их окончательной разборки, обеспечивается последовательным прохождением агрегатов через следующие моечные установки: наружной мойки и пропаривания агрегатов; мойки струйным способом подразобранных агрегатов; мойки узлов и снятых деталей с двигателя и коробки передач методом погружения.
На участке предусмотрены три специализированные линии для разборки и моечно-очистных работ по блокам цилиндров в сборе с картерами сцепления и гильзами, головкам цилиндров и коленчатым валам в сборе с маховиками. Удаление нагара и накипи с блоков цилиндров предусматривается первоначально в погружных установках с вибрирующей платформой, после чего окончательная очистка производится в автоматизированной установке с расплавом солей. Для дополнительной очистки масляных каналов предусматривается специальная установка с прокачкой рабочей жидкости. На моечной линии головок цилиндров установлены аналогичные машины, что и на линии блоков цилиндров. Кроме того, головки цилиндров поступают в трехсекционную проходную установку для снятия накипи и далее в полуавтоматическую установку для их очистки от нагара косточковой крошкой.
Рис. 35.4. Планировка разборочно-моечного участка предприятия для ремонта силовых агрегатов:
1 — подвесной конвейер доставки ремонтного фонда; 2 — тумбочка для инструментов; 3 — подвесная кран-балка; 4 — эстакада для подразборки силовых агрегатов; 5 — подвесной конвейер с подвесками для разборки агрегатов и складирования деталей; 6 — верстак; 7 — рольганг; 8 — монорельс; 9 — электрическая таль; 10 — подставка для блока цилиндров; 11 — моечная установка с вибрирующей платформой; 12 — установка для очистки деталей в расплаве солей; 13 — установка для промывки каналов в блоках цилиндров; 14 — подъемный столик; 15 — моечная машина для деталей; 16 — накопитель деталей; 17 — стенд для разборки блоков цилиндров; 18— установка для снятия накипи с головок цилиндров; 19— установка для очистки деталей косточковой крошкой; 20 — стенд для вывертывания пробок из коленчатого вала; 21 — подвесной конвейер; 22 — установка для наружной мойки и пропаривания агрегатов; 23 — установка для мойки нормалей; 24 — установка для мойки подшипников; 25 — стенд для разборки узлов коробки передач; 26 — стенд для разборки маслонасосов; 27 — стенд для разборки компрессора; 28 — стенд для разборки крышки коробки передач; 29 — стенд для разборки узлов двигателя; 30 — стенд для разборки сцепления; 31 — установка для мойки масляных фильтров; 32 — сушильная камера; 33 — машина для мойки подразобранных агрегатов; 34 — машина для мойки погружного типа
Линия очистки коленчатых валов включает в себя установки с вибрирующей платформой для промывки каналов. Все детали, включая и базовые, с рабочих мест разборки и специализированных линий поступают на подвесной конвейер непрерывного действия, на котором проходят через струйную машину для окончательной промывки, затем — сушку, после чего транспортируются на участок дефектования деталей.