Производственный, технологический процессы и их элементы

Производственным процессом называется совокупность всех дей­ствий людей и орудий производства, необходимых на данном пред­приятии для изготовления или ремонта изделий. В производствен­ный процесс входят не только основные процессы, связанные с преобразованием исходных материалов для получения автомобилей и их составных частей, но и вспомогательные, например из­готовление инструмента и приспособлений, ремонт оборудования, а также обслуживающие процессы (внутризаводская транспорти­ровка материалов и деталей, складские операции, контроль и др.), обеспечивающие возможность изготовления изделий.

Технологическим процессом называется часть производственного процесса, содержащая действия по изменению и последующему определению состояния предмета производства. На авторемонтном предприятии применяется множество разнообразных технологи­ческих процессов: разборка, мойка, обработка давлением, меха­ническая обработка резанием, термическая обработка, сборка, ок­раска и др. Технологический процесс состоит из операций.

Технологическая операция — законченная часть технологическо­го процесса, выполняемая на одном рабочем месте. Операция яв­ляется основной расчетной единицей при техническом нормиро­вании процесса, при проектировании производственных участков, при определении себестоимости технологического процесса.

При выполнении операции деталь очень часто приходится устанавливать и закреплять несколько раз, т. е. выполнять несколь­ко установов. Установ — это часть технологической операции, вы­полняемая при неизменном закреплении обрабатываемой детали (заготовки) или собираемой сборочной единицы.

Обрабатываемая деталь или сборочная единица, закрепленные в приспособлении, могут занимать несколько последовательных положений относительно инструмента, т. е. позиций. Позицией на­зывается фиксированное положение, занимаемое обрабатываемой деталью или собираемым изделием вместе с подвижной частью приспособления относительно инструмента или станка при вы­полнении операции.

Технологическая операция состоит из переходов. Так, напри­мер, при обработке точного отверстия его последовательно подвергают сверлению, зенкерованию и развертыванию. Каждый из перечисленных видов обработки является частью сверлильной опе­рации и представляет собой технологические переходы. Техноло­гический переход — это законченная часть технологической опера­ции, характеризуемая постоянством применяемого инструмента и поверхностей, образуемых обработкой или соединяемых при сборке.

Каждый технологический переход состоит из одного или не­скольких рабочих ходов. Рабочий ход — это законченная часть пере­хода, представляющая собой однократное перемещение инстру­мента относительно обрабатываемой детали, сопровождаемое из­менением формы, размеров, шероховатости поверхности или свойств материала детали.

Кроме технологических переходов, каждая операция включает в себя вспомогательные переходы. Вспомогательный переход — это законченная часть технологической операции, состоящая из дей­ствий человека или оборудования, которые не сопровождаются изменением формы, размеров и шероховатости поверхностей, но необходимы для выполнения технологического перехода. К вспо­могательным переходам относятся установка и снятие детали со станка, замена инструмента и т. п.

Технологический переход, кроме рабочего хода, может иметь вспомогательный ход. Вспомогательный ход — это законченная часть технологического перехода, состоящая из однократного переме­щения инструмента относительно заготовки (детали), которая не сопровождается изменением формы, размеров, шероховатости поверхности или свойств детали, но необходима для выполнения рабочего хода.

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ

Порядок направления и приемки автомобилей и их составных частей

В ремонт

Капитальный ремонт автомобилей и их составных частей про­изводится на специализированных ремонтных предприятиях, как правило, обезличенным методом, предусматривающим полную раз­борку объекта ремонта, дефектацию, восстановление или замену составных частей, сборку, регулировку, испытание.

Направление автомобилей и их составных частей в КР произво­дится на основании результатов анализа их технического состоя­ния с применением средств контроля (диагностирования) и с уче­том пробега, выполненного с начала эксплуатации или после КР, норм пробега до капитального ремонта, суммарной стоимости израсходованных запасных частей с начала эксплуатации и других затрат на текущие ремонты.

Автобусы и легковые автомобили направляются в КР при необхо­димости капитального ремонта кузова. Грузовые автомобили напра­вляются в КР при необходимости капитального ремонта рамы, ка­бины, а также не менее трех других агрегатов в любом их сочетании.

Агрегат направляется в КР, если:

базовая и основные детали (табл. 2.1) требуют ремонта с пол­ной разборкой агрегата;

работоспособность агрегата не может быть восстановлена или ее восстановление путем проведения текущего ремонта экономиче­ски нецелесообразно.

Поступающие в ремонт автомобили и их составные части на­зывают ремонтным фондом. Приемка ремонтного фонда осуществ­ляется представителем ремонтного предприятия, который проверя­ет его комплектность и соответствие техническим требованиям.

Наши рекомендации