Автор: храмова наталья владимировна
Инновационный проект
«Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Автор: Храмова Наталья Владимировна
Год
Новый Уренгой
Содержание
№ п/п | Содержание | № стр. |
1. | Обоснование актуальности проекта | |
2. | Основное содержание и методы реализации проекта | |
3. | Перспективный план | |
4. | Система работы над проектом | |
5. | Перечень творческих игр и упражнений на развитие творческого воображения для использования в свободное от занятий время, на прогулках и развлечениях | |
6. | Ожидаемый результат реализации проекта | |
7. | Результаты диагностики художественных способностей детей | |
8. | Приложение |
Обоснование актуальности
На рубеже двух тысячелетий происходит изменение традиционной модели дошкольного образования. В наши дни гуманистическая направленность дошкольного образования проявляется в ориентации на «личностно-ориентированную» модель взаимодействия, на развитие личности ребенка, его творческого потенциала.
Проблема детской одаренности, проблема развития творческого мышления дошкольника с его неповторимостью, оригинальностью и уникальностью — главные проблемы современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, способных в поведенческой сфере быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
Проблема творчества, развития творческих способностей личности находится в центре внимания философии, педагогической психологии, психологии мышления, теории обучения и воспитания.
Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Помогают развивать и совершенствовать способности изобразительные (продуктивные) виды деятельности – рисование, лепка, конструирование, аппликация. Конечным результатом этой деятельности является какой-либо продукт, в котором ребенок отображает свои впечатления и опыт жизни.
По мнению Л.С. Выготского, ведущим свойством творческих способностей является воображение.Особое значение изобразительной деятельности для развития воображения заключается в постановке и решении творческих задач. При выполнении творческих заданий у ребенка возникает необходимость комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, широко использовать свой прошлый опыт.
Для развития творческих способностей очень полезна обогащенная изобразительная деятельность: в рисунках и пластилиновых скульптурах должны обязательно присутствовать разнообразные сюжеты;с детьми необходимо обсуждать замысел этих сюжетов, предлагать новые интересные для них темы. О.М. Дьяченко призывает приучать ребенка реализовывать задуманное, выражать свои образы, «и вы увидите, как постепенно он начнет испытывать радость творчества, не замыкаясь в собственных фантазиях, а раскрывая себя все полнее в творческом созидании».
Развитие творческих способностей невозможно без создания на занятиях по изодеятельности требующей решениятворческой задачи. Выход из нее — поиск нового метода, приема, средства деятельности. Творческая ситуация стимулирует развитие творческих способностей.
Следует помнить: что восприятие прекрасного должно быть подкреплено участием ребенка в созидании красоты. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста, можно использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных, художественных техник на занятиях по рисованию, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развития творческого потенциала.
Нетрадиционные техники, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу фантазии и вселяют уверенность в свои силы. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер.
Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок тем самым преодолевает дальнейшее творчество, что в дальнейшем будет доставлять ему только удовольствие.
Опыт работы показывает: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, — это и процесс, и результат художественного творчества.
Цель:
Развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования
Задачи:
- Выявление уровня художественных способностей в художественном творчестве детей.
- Разработка и внедрение программы в практику работы детского сада способствующей развитию художественно-творческих способностей у дошкольников;
- Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.
- Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
- Развитие у дошкольников творческих способностей, через нетрадиционные техники рисования.
- Обеспечение участия воспитанников в конкурсном движении округа и города по развитию детского творчества.
Сроки реализации: 1 год
Основное содержание и методы реализации проекта
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
- Определение проблемы, цели и задач проекта.
- Изучение нормативной базы: Закон РФ «Об образовании», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», «Семейный кодекс РФ», «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка» и др.
- Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), нахождение и установление эффективных связей с родителями:
1 этап:
- Выявление уровня художественных способностей в художественном творчестве детей.
- Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.
- Изучение творческого потенциала воспитателей, анкетирование родителей
- Создание программно-методических и организационных условий для реализации инновационного проекта.
- Разработка рабочей учебной программы по развитию художественного творчества «Волшебные ладошки» на основе программы под редакцией Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста, нетрадиционные техники».
- Разработка цикла занятий с родителями и с воспитателями в рамках проекта,
- Разработка плана развлечений, конкурсов и выставок,
- Составление перечня творческих игр и упражнений на развитие творческого воображения.
- Организация работы по реализации проекта
2 этап:
1. Совместная художественная деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов рисунков
2. Проведение мониторинга удовлетворенности родителей эффективностью взаимодействия с детским садом в развитии творческих художественных способностей детей
3. Подведение итогов работы – диагностика, выставка работ семейного творчества с экспозицией в городском музее «В мире фантазии».
Реализация Проекта
- Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.
Занятия разнообразными видами художественно-продуктивной деятельности лучше проводить в специально оборудованном помещении. Называться оно может по-разному: студия изобразительного искусства, художественная студия.
Занятия может проводить педагог дополнительного образования в содружестве с воспитателями старших и подготовительных групп.
Специальное оборудование и мебель: столы-мольберты, переносные доски, полки, стеллажи должны отвечать всем требованиям, предъявляемым к детскому оборудованию (выполнены из экологически чистого материала, легкие и удобные в обращении). Столы можно расставлять по-разному, в зависимости от темы и формы проведения занятия.
В студии рекомендуется иметь: музыкальный центр, магнитофон с кассетами, видеомагнитофон с видеоматериалами, диапроектор с набором слайдов, открытки, альбомы, таблицы, демонстрационным материал, атрибуты к играм, музыкально-дидактические игры, подлинные образцы изделий народного декоративно-прикладного искусства, книги и методические пособия, компьютер, снабженный программой по рисованию.
Украсить интерьер студии можно репродукциями картин, произведениями народного искусства, игрушками, выставкой авторских работ сотрудников ДОУ и родителей предметами детского творчества.
Для рисования необходимы разнообразные художественные материалы, от качества которых в известной мере зависят результаты обучения детей.
Необходимые изобразительные материалы:
Акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки, свечи восковые, вату, кисточки разных размеров, клеевые щетки, кусочки поролона, детские ножницы с тупыми концами, ткани, природный материал, копировальную бумагу различных цветов, остатки шерстяных или полушерстяных ниток, сюжетные открытки, клей, бумагу цветную, картон, красивой формы гладкие камушки, ракушки, кусочки разнообразных тканей.
- Реализация Проекта через реализацию программы кружка по изобразительной деятельности
«Волшебные ладошки»:
1 этап - На занятиях по рисованию познакомить детей с техникой монотипии, сухого тычка, тиснения, тычкования, оттиска печатками, рисования пальчиками, рисования ладошкой, черно - белого граттажа.
Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях. Учить использовать в рисовании различные материалы: ватные палочки, трубочки для коктейля, нити, сухие листья, мятую бумагу, поролон,
2 этап– Учить создавать выразительные образы животных, птиц, людей, используя различные техники и материалы.
Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
3 этап – Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать умение выбирать самостоятельно технику.
Перспективный план программы по изобразительной деятельности
«Волшебные ладошки»
Старший дошкольный возраст
Сентябрь | ||||
№ | Тема занятий | Нетрадицион. техника | Программное содержание | Оборудование |
Летний луг | Восковые мелки, акварель | Учить использовать нетрадиционные приемы при создании рисунка. Учить по- разному использовать технику рисования мелками | Бумага ф.А4, поролон, восковые мелки, акварель. | |
Укрась вазу для цветов | Печать (печатками, по трафарету) | Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания и технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции | Предметы круглой и овальной формы (например, поднос, блюдце), печатки и трафареты, простой карандаш, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках | |
Бабочки, которых я видел летом | Монотипия, обведение ладошки и кулака | Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику «старая форма — новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами — большое крыло, кулачок — маленькое). Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление | Силуэты симметричных и несимметричных предметов в иллюстрации бабочек, лист бумаги, белый квадрат, гуашь, кисть, простой карандаш | |
Ветка рябины (с натуры) | Рисование пальчиками | Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции. | Лист формата А4, ветка рябины, гуашь (в том числе оранжевая и алая) в мисочках, кисти | |
Октябрь | ||||
Осенние листья | Тиснение | Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. По желанию рисовать на общем листе пейзаж осени (без листьев) | Шаблоны листьев разной формы,. материал для тиснения (предметы с различной фактурой), ватман, гуашь, кисти | |
Осенний пейзаж | Тычкование | Учить использовать в рисовании жесткие кисти для изображения крон деревьев, разных животных. Развивать чувство композиции | Ватные палочки, краски, жесткие кисти | |
Астры или георгины в вазе (с натуры) | Пастельные мелки | Учить анализировать натуру, выделяя ее особенности (форму вазы, вид и величину цветов, форму лепестков) натюрморт. | Букет осенних цветов, листы бумаги цветные, пастельные мелки | |
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии | |
Я шагаю по ковру из осенних листьев | Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету | Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати | Листы формата A3 черного цвета, опавшие листья, гуашь, кисти, поролоновые тампоны, трафареты | |
Ноябрь | ||||
Я люблю пушистое, я люблю колючее | Тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном | Упражнять в умении детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции | Тонированная или белая бумага, жесткая кисть, гуашь (для графики — только черная), скомканная бумага, поролоновые тампоны, эскизы, фотографии, иллюстрации | |
Первый снег | Монотипия. Рисование пальчиками | Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения листьями Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. | Лист формата А4 темно-голубого, темно-серого, фиолетового цветов, черная гуашь или тушь, белая гуашь в мисочках, салфетки, | |
Натюрморт из овощей «Что нам осень подарила?» (с натуры) | Закрепить умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение, упражнять в рисовании пастелью торцом мелка и всей его поверхностью. Развивать чувство композиции | Овощи или муляжи, бумага темного цвета, пастель, эскизы и картины (репродукции) с изображением натюрморта | ||
Заиндевелое дерево | Развивать умение самостоятельно пользоваться знакомыми приемами нетрадиционные техник. Развивать чувство композиции и цвета. | Восковые мелки, акварель, черная и цветная тушь, листы бумаги (20x20 см). | ||
Декабрь | ||||
Животные, которых я сам придумал | Все знакомые техники | Развивать умение самостоятельно пользоваться знакомыми приемами нетрадиционных техник. Развивать чувство композиции и цвета. | Восковые мелки, акварель, черная и цветная тушь, листы бумаги, гуашь или фломастеры, | |
Елочка нарядная | Тычкование, печатание, ватные палочки | Упражнять в умении пользоваться техникой тычкования, украшать силуэт елочки, используя ватные палочки | Краски, ватные палочки, жесткие кисти, печатки различных форм | |
Мои любимые снежинки (декоративные) | Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать в мисочке белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции | Тарелочки и подносы, вырезанные из черной бумаги, белая, синяя, фиолетовая гуашь, иллюстрации, эскизы | ||
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с различными материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии | |
Январь | ||||
Я в волшебном еловом лесу | печать поролоном по трафарету | Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. | палочка для процарапывания, черная тушь, уголь, кисти, поролоновые тампоны, иллюстрации, эскизы | |
Филин | Тычок полусухой жесткой кистью | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Бумага формата A3, уголь, жесткая и мягкая кисти, черная гуашь, иллюстрации, эскизы, рисунки детей за прошлые годы | |
Пингвины на льдинах 2-а занятия | Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему | белый лист формата A3, гуашь, кисти, салфетки, эскизы, иллюстрации | ||
Февраль | ||||
Я в подводном мире | Тычкование, ладошка, пальчики. | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему | Голубой или белый лист формата A3, гуашь, кисти, салфетки, эскизы, иллюстрации | |
Портрет зимы | Мелки, акварель, черный маркер | Закреплять умение рисовать фигуру человека, украшать характерными деталями Развивать чувство цвета | Лист формата A3, акварель, кисти, черный маркер, иллюстрации | |
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии | |
Веселый снеговик | Оттиск печатками, мятой бумагой | Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину предмета. Закрепить умение с помощью печатания передавать образ снеговика, передавать цвет. Развивать чувство композиции | Лист формата A3, гуашь, кисти, печатки, салфетки | |
Март | ||||
Открытка для мамы (мамины любимые цветы) | Печать по трафарету, рисование пальчиками | Учить украшать цветами и рисовать пальчиками открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по-разному | Лист формата A3, согнутый пополам, гуашь в мисочках, зеленая гуашь в банке, кисти, трафарегы цветов, поролоновые тампоны, салфетки, иллюстрации, открытки | |
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии | |
Подснежники для моей мамы | Акварель + восковой мелок | Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие | Акварель, восковые мелки, иллюстрации, эскизы, | |
Фрукты на блюде (с натуры) | Мелки акварельные | Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки Упражнять в аккуратном закрашивании акварельными мелками фруктов, создании созвучного тона с помощью акварели | Фрукты или муляжи, тарелка (блюдо), бумага формата А4, акварельные мелки пастель, кисти, эскизы | |
Апрель | ||||
Моя воспитательница | Сангина, угольный карандаш | Продолжать учить пользоваться различными графическими средствами (линия, пятно, штрих) для создания выразительного образа человека. Закрепить умение передавать настроение человека в рисунке. Упражнять в рисовании сангиной, угольным карандашом | Бумага различного формата, сангина, угольный карандаш,эскизы | |
Звездное небо | Набрызг, печать поролоном по трафарету | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник | Бумага формата A3, кисти, гуашь, трафареты, поролоновый тампон, жесткая кисть и картонка для набрызга, эскизы, иллюстрации | |
Чудесный букет | Монотипия | Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипии | Бумага формата А4, A3, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы, рисунки детей за прошлые годы | |
По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии | |
Май | ||||
Мое любимое дерево | Кляксография, монотипия, набрызг | Совершенствовать умения в данных техниках. Учить отображать облик разных деревьев наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа | Белая бумага формата А4, цветной картон формата А4, восковые мелки, акварель, кисти, салфетки, зубные щетки, гуашь | |
Березовая роща | Рисование свечой | Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ березовой рощи. Развивать чувство композиции | Бумага формата A3, свеча, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти, репродукции пейзажей, | |
Игрушки | По желанию | Закрепить умения продумывать расположение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размер форм и частей. Совершенствовать умение использовать нетрадиционные приемы рисования для повышения выразительности рисунка | Палитра для смешивания красок, салфетки, гуашь, кисти, бумага формата A3 эскизы | |
В волшебном лесу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющееся в наличии | |
Итог: Выставка детских рисунков «В мире фантазии». |
Система работы над проектом
Работа с педагогами | Работа с родителями | Совместная деятельность родителей и детей |
1. Консультации: Темы: 1. «Развитие творческого мышления о воображения у детей через творческие игры и упражнения» 2. «Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве» 3. «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности». 2. Мастер - класс для воспитателей (середина Проекта): Тема: 1. «В волшебной стране» 3. Семинар – практикум (середина Проекта): Тема: 1. « Роль нетрадиционных художественных техник в развитии художественных способностей у детей дошкольного возраста». 4. Комплексные занятия с воспитателями: Темы: 1. «Что нам осень принесла». 2. «Зимушка-зима». 3. «В подводном царстве». | 1. Консультации: (1 раз в квартал): Темы: 1. «Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии креативности детей» 2. «Развивайте творчество детей», 3.«Развитие общения детей и родителей в процессе занятий по рисованию» 2. Семинары – практикумы: Темы: 1. «Обычные вещи, необыкновенные превращения» 2. «В стране Вообразилии». 3. Беседа с элементами практикума Тема: «Рисуя – играем». Цель: показать родителям значение совместных творческих игр в семье для творческого развития ребенка; ознакомить с традициями и формами игрового досуга в семьях; изучить игры на развитие творческого воображения. 4. Подбор и изготовление нетрадиционных пособий и материалов для изобразительной деятельности 5. Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования(зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т.д.). | 1. Открытые занятия: (1 раз в квартал): Темы: 1. «Мы с мамой» 2. «Вместе весело творить» 3. «Оч.умелые ручки» 2. Развлечения по изобразительной деятельности (1 раз в квартал): Темы: 1. «В волшебной стране Рисовандии» 2. «КВН в стране красок» 3. «Семейная мастерская» 4. «Конкурс семейного творчества». (в конце проекта) 3. Выставки рисунков Темы: 1. «Ах, вернисаж» 2. «Волшебные ладошки» 3. «Животные, которых я сам придумал» 4. «Времена года» 3.Выставка работ семейного творчества с экспозицией в городском музее Тема: «В мире фантазии». |
Начало Проекта
Замысел рисунка | Выразительность образа |
Выбор техники рисунка и изобразительных материалов | Оригинальность рисунка |
Сравнив результаты диагностики по разделам видно, что дети испытывают затруднение в разделах: «Выбор техники рисунка и изобразительных материалов», «Оригинальность рисунка». Следует вести целенаправленную, углубленную работу по развитию творческого воображения и способов его реализации: через дидактические игры на развитие воображения, занятия по рисованию.
Середина Проекта
Замысел рисунка | Выразительность образа |
Выбор техники рисунка и изобразительных материалов | Оригинальность рисунка |
Целенаправленная работа по развитию художественно-творческих способностей через нетрадиционные приемы рисования на первом этапе дала положительный результат. Динамика развития умений и навыков в художественном творчестве воспитанников возросла. Следует продолжать вести целенаправленную работу по развитию творческого воображения и совершенствования приемов работы с нетрадиционными материалами и техниками.
Инновационный проект
«Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
автор: Храмова Наталья Владимировна
Год
Новый Уренгой
Содержание
№ п/п | Содержание | № стр. |
1. | Обоснование актуальности проекта | |
2. | Основное содержание и методы реализации проекта | |
3. | Перспективный план | |
4. | Система работы над проектом | |
5. | Перечень творческих игр и упражнений на развитие творческого воображения для использования в свободное от занятий время, на прогулках и развлечениях | |
6. | Ожидаемый результат реализации проекта | |
7. | Результаты диагностики художественных способностей детей | |
8. | Приложение |
Обоснование актуальности
На рубеже двух тысячелетий происходит изменение традиционной модели дошкольного образования. В наши дни гуманистическая направленность дошкольного образования проявляется в ориентации на «личностно-ориентированную» модель взаимодействия, на развитие личности ребенка, его творческого потенциала.
Проблема детской одаренности, проблема развития творческого мышления дошкольника с его неповторимостью, оригинальностью и уникальностью — главные проблемы современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, способных в поведенческой сфере быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
Проблема творчества, развития творческих способностей личности находится в центре внимания философии, педагогической психологии, психологии мышления, теории обучения и воспитания.
Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Помогают развивать и совершенствовать способности изобразительные (продуктивные) виды деятельности – рисование, лепка, конструирование, аппликация. Конечным результатом этой деятельности является какой-либо продукт, в котором ребенок отображает свои впечатления и опыт жизни.
По мнению Л.С. Выготского, ведущим свойством творческих способностей является воображение.Особое значение изобразительной деятельности для развития воображения заключается в постановке и решении творческих задач. При выполнении творческих заданий у ребенка возникает необходимость комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, широко использовать свой прошлый опыт.
Для развития творческих способностей очень полезна обогащенная изобразительная деятельность: в рисунках и пластилиновых скульптурах должны обязательно присутствовать разнообразные сюжеты;с детьми необходимо обсуждать замысел этих сюжетов, предлагать новые интересные для них темы. О.М. Дьяченко призывает приучать ребенка реализовывать задуманное, выражать свои образы, «и вы увидите, как постепенно он начнет испытывать радость творчества, не замыкаясь в собственных фантазиях, а раскрывая себя все полнее в творческом созидании».
Развитие творческих способностей невозможно без создания на занятиях по изодеятельности требующей решениятворческой задачи. Выход из нее — поиск нового метода, приема, средства деятельности. Творческая ситуация стимулирует развитие творческих способностей.
Следует помнить: что восприятие прекрасного должно быть подкреплено участием ребенка в созидании красоты. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста, можно использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных, художественных техник на занятиях по рисованию, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развития творческого потенциала.
Нетрадиционные техники, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу фантазии и вселяют уверенность в свои силы. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер.
Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок тем самым преодолевает дальнейшее творчество, что в дальнейшем будет доставлять ему только удовольствие.
Опыт работы показывает: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, — это и процесс, и результат художественного творчества.
Цель:
Развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования
Задачи:
- Выявление уровня художественных способностей в художественном творчестве детей.
- Разработка и внедрение программы в практику работы детского сада способствующей развитию художественно-творческих способностей у дошкольников;
- Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.
- Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
- Развитие у дошкольников творческих способностей, через нетрадиционные техники рисования.
- Обеспечение участия воспитанников в конкурсном движении округа и города по развитию детского творчества.
Сроки реализации: 1 год
Основное содержание и методы реализации проекта
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
- Определение проблемы, цели и задач проекта.
- Изучение нормативной базы: Закон РФ «Об образовании», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», «Семейный кодекс РФ», «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка» и др.
- Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), нахождение и установление эффективных связей с родителями:
1 этап:
- Выявление уровня художественных способностей в художественном творчестве детей.
- Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.
- Изучение творческого потенциа