Организация проведения практических мероприятий на учениях
В ходе проведения учений могут выполняться практические мероприятия, которые являются одним из наиболее эффективных методов отработки учебных вопросов. Они позволяют всесторонне проверить реальность планирующих документов по ГО, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и на этой основе внести в них необходимые уточнения, определить степень
готовности руководящего состава, сил и средств объекта к реагированию на чрезвычайные ситуации.
Объем и характер мероприятий определяются руководителем в зависимости от целей, продолжительности учения, уровня подготовки его участников и отражаются в плане проведения учения и частных планах работы заместителей, помощников руководителя и старших посредников.
Практические мероприятия проводятся в ходе отработки учебных вопросов на учебном, оперативном фоне КШУ.
Разработка документов
При подготовке учения разрабатываются следующие документы:
1) приказ (распоряжение) о подготовке и проведении учения;
2) календарный план подготовки учения;
3) замысел учения с пояснительной запиской;
4) задание на учение;
5) лан проведения учения;
6) частные планы работы заместителей (помощников) руководителя учения, посредников.
Перечень документов, разрабатываемых при подготовке учения, в зависимости от обстановки может быть расширен по решению руководителя учения.
Приказ руководителя объекта является первичным документом при подготовке и проведении учения (приложение 1). В случае если руководителем учения является руководитель органа исполнительной власти, местного самоуправления, органа управления ГОЧС, разрабатывается распоряжение соответствующего органа.
В случае если руководителем учения является руководитель группы объектов, объединенных единой производственной деятельностью, разрабатывается приказ руководителя группы объектов. Приказ издается за 1 - 3 мес. до начала учения. В нем должны быть определены тема, сроки и продолжительность учения, назначен руководитель учения и его заместители, а также штаб руководства учением, определен порядок назначения посредником, предусмотрены меры по подготовке к учению привлекаемого состава, меры по соблюдению требований безопасности, по материально-техническому обеспечению, по порядку докладов, представляемых в штаб руководства учением, и другие вопросы исходяиз конкретной обстановки в районе проведения учения.
Приказдоводится до руководящего состава органов управления, привлекаемых к учению, в части, их касающейся.
Календарный план подготовки учения (приложение 2) является рабочим документом штаба руководства. Он включает в себя основные мероприятия по подготовке учения, очередность И сроки их исполнения, а также ответственных исполнителей. В разделах плана отражаются перечень организационных мероприятия по подготовке учения, порядок и сроки подготовки к учению руководства, штаба, посредников, обучаемых, пунктов управления, систем связи и оповещения, а также меры по материально-техническому обеспечению учения и контролю за ходом его подготовки.
Замысел учения является одним из основных документов, разрабатываемых штабом руководства. В нем определяется содержание решения руководителя на проведение учения, показывается, в какой обстановке, какими силами и средствами, какими способами руководитель предусматривает достижение поставленных целей учения. При разработке замысла учения необходимо руководствоваться задачами, изложенными в организационно-методических указаниях МЧС России по подготовке гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на текущий год.
Замысел учения разрабатывается, как правило, графически на схеме, плане города или района (приложение 3) с приложением краткойпояснительной записки (приложение 4), таблиц и необходимыхрасчетов. При этом на схеме отрабатываются:
тема, учебные цели, время проведения учения, состав участии кон (привлекаемые органы управления, силы и средства);
- исходная обстановка - пункты управления, районы (места) дислокации (размещения) сил и средств ГО или РСЧС (в зависимости от темы проведения учения), зоны возможных разрушений, маршруты эвакуации, приемные эвакопункты, пункты временного размещения, зоны возможного катастрофического затопления, радиационная, химическая и биологическая обстановка при разрушении (аварии) на потенциально опасных объектах и другие данные, влияющие на отработку учебных вопросов;
- задачи, маршруты выдвижения, рубежи ввода сил и средств для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- этапы, их наименование и продолжительность, основные
учебные вопросы и время на их отработку;
- районы, участки розыгрыша этапов учения;
- нормы расхода моторесурсов и имитационных средств.
Обстановка, которая не отображается на карте графически, может показываться в таблицах. Она может содержать сведения о чрезвычайной обстановке, данные о численности персонала объекта, егообеспеченности средствами индивидуальной защиты, об объемах аварийно-спасательных и других неотложных работ, о возможностях формирований объекта и другие данные. Эти таблицы и другие справочные материалы используются руководством и посредниками для создания обстановки, соответствующей замыслу учения, и позволяют объективно оценивать состояние готовности объектовых органов управления и формирований по реагированию на ЧС. В пояснительной записке к замыслу учения обычно указываются состав участников учения и их задачи, общая (исходная) обстановка, порядок проведения учения (наименование этапов, продолжительность по оперативному и астрономическому времени), частная обстановка, учебные вопросы ипорядок их отработки, практические мероприятия, организация руководства учением, порядок проведения разбора.
После разработки замысел учения подписывается начальником штаба руководства учения, согласовывается с территориальным органом управления ГОЧС и утверждается руководителем учения.
Задание на учение (приложение 5) - исходный документ для непосредственной подготовки к учению органов управления ГО, сил ГО; руководящего состава и органов управления объектовых звеньев РСЧС. В нем обычно излагаются общая и частная обстановка, справочные данные и необходимые указания участникам подготовки к учению.
В разделе «Общая обстановка» излагаются характеристика округа (района), природно-климатические особенности, потенциальные опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, краткая социально-экономическая ситуация.
В разделе «Частная обстановка» указывается состояние органов управления ГО или объектового звена РСЧС, сил и средств ГО или РСЧС в зависимости от темы проведения учения, другие сведения, характеризующие готовность обучаемых к действиям на учениях.
В разделе «Справочные данные» могут сообщаться сведения, необходимые для принятия в ходе учения решений и уточнения планов ГО, действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, об укомплектованности и оснащенности органов управления и сил; данные о состоянии коммуникаций объекта и времени их использования; данные из паспорта безопасности территории (объекта); метеоусловия и другие сведения, необходимые для проведения учения.
В конце задания даются указания участникам учения: что изучить, оценить и исполнить, к чему быть готовым в ходе учения, к заданию может прилагаться схема с исходной обстановкой. Задание обычно вручается заблаговременно.
План проведения учения (приложение 6) является основным документом, используемым в ходе учения.
В нем указываются тема и цели учения, состав участников, время и место его проведения, этапы учения, их продолжительность, учебные вопросы, создаваемая обстановка (содержание вводных), ожидаемые действия обучаемых, работа руководителя учения, а также заместителей (помощников) и посредников.
В плане проведения учения в краткой форме по этапам и дням учения отражаются общая последовательность проведения учения, проводимые мероприятия с указанием времени на их отработку, в том числе и практических мероприятий, время окончания учения, время проведения разбора учения.
Степень детализации плана проведения учения зависит от масштаба и целей учения, состава его участником, уровняподготовки личного состава штаба руководства и посредником.
План проведения учения служит основой для разработки частных планов работы заместителей и помощником руководителя, посредников и других документов учения.
Для планирования работы руководителя учения может разрабатываться личный план работы руководителя с указанием времени и места работы по дням и часам учения, содержания проводимых мероприятий и состава привлекаемых участников учения (например, контроль работы соответствующих должностных лиц и их заслушивание в ходе учения, проведение практических мероприятий, оказание помощи обучаемым и т.д.).
Частные планы работы заместителя руководителя учения и посредника разрабатываются на основе плана проведения учения. В них обычно указываются: тема, общие и частные учебные цели
учения для соответствующих категорий обучаемых, состав участников учения, этапы учения, их продолжительность по оперативному и астрономическому времени, учебные вопросы и время на их отработку, обстановка по этапам (содержание вводных), работа обучаемых, работа заместителя (помощника) руководителя, посредника, порядок наращивания обстановки (время и способы вручения вводных), сигнала управления, необходимые справочные данные (расчеты), сроки представления докладов руководителю учения, время окончания учения, проведения общего и частных разборов учения.
Частные планы согласовываются с начальником штаба руководства и утверждаются руководителем учения.
Подготовка руководства, штаба руководстваи посредников
Подготовка руководства учением, а также посредников осуществляется по заранее разработанному плану и имеет цель обеспечить глубокое изучение директивных и нормативных документов, оценить реальное состояние дел по вопросам выполнения мероприятий ГО, защиты персонала объекта от чрезвычайных ситуаций, обеспечить единство взглядов и правильное понимание замысла, целей и задач учения, способом их достижения и выполнения своих задач и обязанностей при отработке учебных вопросов, предусмотренных планом проведения учения, а также владение основами методики обучения.
Руководство и посредники готовятся как самостоятельно, так и на специально проводимых занятиях и инструктажах.
В коде самостоятельной подготовки изучаются законодательные и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, приказы,директивы и организационно-методические указания МЧС России, документы органов законодательной и исполнительной власти субъекта Российской Федерации, руководства, пособия,материалы разборов предыдущих командно-штабных учений. В этот же период могут быть прочитаны лекции, проведены семинары, групповые упражнения и летучки, показаны учебные фильмы по тематике предстоящего учения. Целесообразно на такие занятия привлекать руководство и специалистов территориальных органов МЧС России.
Передначалом учения в форме инструктивных и методических занятий с докладами выступают руководитель учения, его заместители,начальник штаба руководства и другие.
В коде занятий рассматриваются особенности предстоящего учения,состояния ГО, организации предупреждения и ликвидации ЧС, а также даются указания, на что обратить особое внимание при отработке учебных задач в ходе учения.
Начальник штаба руководства докладывает основные положения замысла, задачи штаба руководства и посредников, порядок представления докладов и донесений в штаб руководства, структуру и порядок управления на учении, организацию связи.
Руководитель учения в форме групповых упражнений разыгрывает на картах, схемах наиболее важные учебные вопросы в соответствии с планом проведения учений, проверяет готовность заместителей, помощников, штаба руководства и посредников к учению, дает указания по методике их работы, обращая особое внимание на выполнение обучаемыми практических мероприятий и строгое соблюдение мер безопасности.
После проведения методических занятий и инструктажа руководитель учения определяет сроки уточнения отдельных положений плана проведения учения, доработки частных планов работы заместителей руководителя учений и посредников, других планирующих документов и представления их на утверждение.
Подготовка участников учения
Подготовка обучаемых представляет собой комплекс мероприятий, имеющих целью обеспечить успешное проведение учения. Она осуществляется заблаговременно на плановых занятиях в течение всего учебного года, а также на дополнительно проводимых занятиях, сборах и тренировках в ходе непосредственной подготовки к учению.
Подготовка участников учения призвана обеспечить полную и качественную отработку всех учебных вопросов учения применительно к занимаемым ими должностям и функциональным обязанностям по предупреждению и ликвидации ЧС, выполнению мероприятий ГО.
Подготовка пунктов управления, систем связи, оповещения
Успешному проведению учения способствует качественное управление силами и средствами, привлекаемыми на учение. При подготовке учения в первую очередь должно быть определено, с каких пунктов будет осуществляться управление и приняты меры по их качественной подготовке к работе.
Подготовка к учению системы связи и оповещения должна обеспечить своевременное доведение до участников учения - руководящего состава и органов управления соответствующих сигналов и распоряжений, непрерывность управления силами и средствами объекта, а также обмен информацией между участниками учения. В этих целях уточняется также порядок использования имеющихся средств связи. При необходимости производится дооборудование, дооснащение пунктов управления техникой и средствами управления. Уточняется документация пункта управления, организация работы на пункте управления органов управления.