Жизненный цикл инновационного продукта
Практическая реализация результатов инновационной деятельности осуществляется на рыночной стадии, которая включает следующие этапы: внедрение на рынок, рост производства, замедление роста и спад объёмов продаж.
Внедрение продукта на рынок
На данном этапе предприятие-изготовитель производит пробную партию продукта. Также фирма проводит маркетинговое исследование в виде зондирования рынка малыми партиями нового товара. Если зондирование рынка проходит успешно, начинается подготовка к широкомасштабному продвижению товара на рынок.
Подготовка ведётся по двум основным направлениям:
создание соответствующих мощностей для резкого увеличения объёмов производства. В этих целях проводится техническая подготовка производства и, в случае необходимости, осуществляется строительство новых производственных мощностей;
через маркетинговые подразделения проводится сильная рекламная кампания новшества и организуется сбытовая сеть.
Запуск товара в производство требует крупных инвестиций для реконструкции старых или строительства новых производственных мощностей, подготовки персонала, проведения рекламной кампании. На этом этапе инновационного процесса ещё не известна реакция рынка на нововведение, существуют риски отторжения предлагаемого товара. По этой причине инвестиции носят рисковый характер. По расчётам специалистов, финансирование работ, связанных с освоением масштабного производства новой продукции и последующим совершенствованием технологии, на этом этапе в 6-8 раз больше, чем расходы на исследования и разработки. Основным источником инвестиций являются собственные средства предприятий, которые они аккумулируют в специальных фондах, а также заёмные средства, в основном банковские кредиты.
Рост объёмов производства
При отсутствии на рынке близких аналогов нового продукта цена на него может быть искусственно увеличена на какой-то отрезок времени, что позволит обеспечить предприятию сверхнормативную прибыль. На данном этапе инновационного процесса производство продукта расширяется. Происходит снижение текущих издержек производства, что способствует снижению цены. Прибыль от реализации товара нередко достигает пика. По некоторым оценкам, объём прибыли в этот период может составлять 50-70 % прибыли, получаемой за весь жизненный цикл товара.
Замедление роста производства
Постепенно темпы роста производства снижаются. В издержках растёт доля затрат на рекламу и поддержку конкурентоспособности продукции. Осуществляется поиск новых рынков. Проводится разработка улучшенных модификаций продукта, совершенствуются технологические процессы.
В это время многие фирмы также пытаются обосноваться на новом рынке. Некоторые из них приобретают лицензию на производство нового продукта. Другие выпускают продукт, нарушая патентное законодательство. Третьи налаживают подпольный выпуск продукта, зачастую низкого качества, под товарной маркой разработчика. Наконец, четвёртые конкуренты выпускают аналогичные товары с более высоким техническим уровнем, используя возможные лазейки в патентном законодательстве.
Спад объёмов продаж
Наступление данного этапа означает, что пришёл момент, когда рынок начинает перенасыщаться данным товаром. Происходит устойчивое падение объёмов продаж и снижение, возможно даже до нулевой отметки, размера получаемой прибыли. Спад происходит как из-за устаревания товара, так из-за изменений в технологии, смены вкусов и предпочтений потребителей, а также вследствие появления на рынке более совершенных товаров, предлагаемых конкурентами.
14. Научно-техническая продукция, её виды
Виды научно-технической продукции:
¾ научно-техническая информация (отчёты, результаты научных исследований);
¾ научно-техническая документация (рабочая документация);
¾ образцы новых изделий, включая выставочные;
¾ технологии: высокие, продвинутые, средние, низкие;
¾ лицензии (по патентам);
¾ ноу-хау;
¾ научные и инженерно-технические кадры, включая их подготовку и обучение;
¾ инновационные товары.
15. Рынок научно-технической продукции и его субъекты
Инновационная экономика предполагает одновременный рост разного рода рынков, который обеспечивается в случае, если есть разного рода избытки. Рынок научно-технической продукции предполагает избыточное количество составляющих на каждой стадии инновационного процесса: избыток знаний, идей, разработок, патентов, компаний, предпринимателей, инфраструктур.
Рынки научно-технической продукции:
¾ национальный рынок;
¾ мировой рынок.
Оба рынка характеризуются тем, что процесс их формирования ещё окончательно не завершён. Это подтверждается
¾ низкой долей продаж новой научно-технической продукции на рынках;
¾ неразвитостью рыночной инфраструктуры для продаж научно-технической продукции;
¾ неравномерностью развития этого рынка по видам научно-технической продукции, по странам и регионам.
Развитие малого бизнеса является наиболее быстрым и эффективным путём для развития рынка научно-технической продукции.