И программ в инновационной деятельности

Условно факторы инвестиционной привлекательности инновационных проектов и программ можно разделить на две группы [41]:

1. Финансово-экономические.

2. Внеэкономические:

· в некоторых ситуациях необходимо реализовывать новшество несмотря на его прямую экономическую непривлекательность. Например, экологические мероприятия всегда имеют отрицательные финансовые показатели, однако промышленные фирмы должны вести активную деятельность в этой области;

· отраслевая принадлежность идеи для последующей практической реализации и предприятия-инноватора. Например, сверхпривлекательный инновационный проект может быть отвергнут, потому что у фирмы-инноватора недостаточно опыта работы в отрасли, где необходимо реализовать проект. Или фирма вынуждена искать альтернативные сегменты рынка, если речь идет о межотраслевой диверсификации.

Существенными внеэкономическими факторами привлекательности инновации для инвестора являются имидж и репутация инноватора.

Экономическая инвестиционная привлекательность определяется [3, 7, 83]:

· внутренними характеристиками инновации (доходность инвестиций, срок реализации проекта и др.);

· условиями привлечения финансовых ресурсов и их источников.

Инвестирование инновационной деятельности может осуществляться за счет собственных и привлеченных средств.

Для российских предприятий в настоящее время основные источники инвестиций – собственная прибыль и амортизационные отчисления. Инвестиционный фонд может пополняться безвозмездными вложениями в натуральной форме или в виде спонсорской финансовой помощи.

На Западе наиболее популярным способом увеличения собственных средств компании является эмиссия акций (в отличие от других источников собственных средств – платный, т.к. акционеры приобретают акции в расчете на дивиденды). Недостаточный размер дивидендов может привести к тому, что вновь выпускаемые акции для финансирования инновационной деятельности окажутся неразмещенными [68].

Привлеченный капитал выдается на условиях возвратности, срочности платности, т.е. кредиты в различной форме, кроме беспроцентных ссуд. Наряду с традиционной формой кредитования в инновационной деятельности широкое распространение получили лизинг, форфейтинг и франчайзинг.

Лизинг – долгосрочная аренда машин и оборудования на срок до 20 лет [46]. Арендодатель за свой счет приобретает необходимое оборудование и сдает его в аренду арендатору. При этом права собственности на оборудование остаются у арендодателя. По окончании лизингового договора арендатор может вернуть арендодателю арендуемое имущество или выкупить объект лизинга по остаточной стоимости. В течение всего срока эксплуатации арендатор перечисляет плату за пользование арендованным имуществом, включающую амортизацию и доход арендодателя (широко распространен в транспортных компаниях: морских пароходствах и автотранспортных международных перевозчиках): стоимость приобретаемых основных средств – высокая, а накопленный капитал недостаточен для развития производственных мощностей, эти предприятия имеют высокую доходность и слабо зависят от внутреннего инвестиционного климата, так как осуществляют перевозки по всему миру. Поэтому инвестиции лизингодателя достаточно надежно защищены по сравнению с традиционным кредитованием и обеспечивают его финансовые интересы.

Форфейтинг– финансовая операция, превращающая коммерческий кредит в банковский [45]. Инвестор при отсутствии достаточных средств для инноваций выписывает комплект векселей. Сроки погашения векселей равномерно распределены во времени, т.е. инвестор получает отсрочку в платежах и гарантии банка по обеспечению платежей. Форфейтинговые операции для инноватора – гарантия надежности финансового партнера.

Франчайзинг –тиражирование инноваций с привлечением крупного капитала [45]. Кроме финансовых средств по договору франшизы инноватору могут быть переданы нематериальные активы: технологии, ноу-хау, торговый знак, репутация фирмы и т. п. Франчайзинг сочетает в себе преимущества кредита и лизинга.

Например, корпорация «Макдональдс»: ее филиалы открываются по всему миру как самостоятельные компании, использующие технологию, торговую марку, имидж и репутацию головной компании, которая со своей стороны не только оказывает материальную помощь при открытии предприятий, но и принимает на себя обязанности обучения персонала, рекламы, поставки оборудования и организации закупки исходных продуктов. Кроме того, она сохраняет за собой право определять направление деятельности предприятий и расторжения договора франшизы с запрещением использования торговой марки и технологии приготовления пищи.

11.2.1. Классификация и содержание инвестиционного проекта (ИП)

Инвестиционный проект (ИП) – обоснование экономической целесообразности объемов и сроков осуществления капитальных вложений, а также проектно-сметной документации, разрабатываемой в соответствии с законодательством РФ, а также описание проектной деятельности по осуществлению инвестиций (бизнес – план) [74, 83].

Все формы реального инвестирования проходят три основные стадии, составляющие в совокупности цикл этого инвестирования [41, 45, 46, 67–69, 79, 80, 83]:

1) прединвестиционная – в её процессе осуществляется разработка альтернативных инвестиционных решений, их оценка с позиции экономической эффективности и риска, выбор наиболее привлекательной из них для реализации;

2) инвестиционная – в её процессе осуществляется реализация реальных инвестиционных проектов;

3) постинвестиционная – в её процессе осуществляется контроль за достижением предусмотренных параметров проектов в процессе эксплуатации объектов инвестирования.

Основа прединвестиционной стадии – разработка инвестиционного проекта. Разработанный ИП позволяет оценить целесообразность его реализации и ожидаемую экономическую эффективность.

Классификация ИП предприятия [41, 45, 46, 67–69, 79, 80]:

1. По функциональной направленности:

· проекты развития;

· проекты санации (преобразование промышленного предприятия перед банкротством).

2. По целям инвестирования:

· ИП, направленные на повышение выпуска продукции;

· ИП, направленные на повышение качества продукции;

· ИП, направленные на расширение товарного ассортимента;

· ИП, направленные на снижение себестоимости;

· ИП, преследующие решение социальных, экологических и других видов внеэкономических задач.

3. По срокам осуществления:

· краткосрочные (до одного года);

· среднесрочные (1–3 года);

· долгосрочные (свыше трёх лет).

4. По объему необходимых инвестиционных ресурсов:

· небольшие (объем финансирования до 100 000 ден. ед.);

· средние (объем финансирования от 100 тыс до 1 млн ден. ед);

· крупные (объем финансирования свыше 1 млн у.е.).

5. По взаимосвязанности:

· взаимоисключающие – обеспечивают различные способы достижения одной и той же цели (принимается только одна из рассмотренных альтернатив);

· взаимосвязанные – реализация одного проекта невозможна без реализации другого, т.е. решение принимается по всему комплексу взаимосвязанных проектов;

· независимые.

6. По предусматриваемым методам финансирования:

· инвестиционный проект за счет внутренних источников (штрафы, пени, неустойки, средства от других предприятий);

· ИП осуществляется посредством акционирования;

· ИП за счет кредитного финансирования (банки, государство, иностранные и другие предприятия);

· ИП, предусматривающие смешанную схему финансирования (сложные структуры капитала, выпуск облигаций и лизинг).

Согласно рекомендациям ООН по промышленному развитию, которые легли в основу методических рекомендаций по оценке ИП, предусмотренных РФ, инвестиционный проект должен содержать основные разделы [41, 45, 46, 67–69, 79]:

1) общая характеристика проекта (резюме);

2) предпосылки и основная идея проекта (почему данный проект имеет место быть, что ожидается в результате реализации проекта);

3) анализ рынка и концепция маркетинга (сегмент, емкость рынка);

4) сырье и поставки (основные необходимые сырье и материалы, поставщики и смета затрат);

5) местоположение основных фондов, строительный участок;

6) проектирование и технология (перечень необходимого оборудования, технология возможностей проектирования, смета затрат);

7) организационная структура;

8) план персонала (перечень работников, штатное расписание, смета затрат с учетом социальных фондов);

9) план реализации проекта (сроки реализации, объемы финансирования);

10) финансовый план, оценка экономической эффективности и риска проекта.

Наши рекомендации