Оценка инновационного климата
Комплексная оценка инновационного климата основывается на результатах SWOT-анализа.
Инновационный климат – это состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели (влияет на инновационный потенциал). Проявляется он через влияние на инновационный потенциал.
Измерение и анализ инновационного климата на стратегическом уровне можно проводить экспертным путём, по средствам разработки специальных вопросников и анкет различной степени детализации и параметров внешней среды, также используют более общие анкеты, в которых эксперты проставляют свои оценки по пятибалльной шкале (табл. 7.7) [60]:
5 – очень хорошее состояние, совершенно удовлетворяющее нормативной модели достижения инновационной цели – классифицируется как очень сильная сторона инновационного потенциала;
4 – хорошее состояние, удовлетворяющее нормативной модели, не требует изменения – сильная сторона;
3 – среднее состояние, требует некоторых ограниченных изменений, чтобы довести до требований нормативной модели;
2 – плохое состояние, требует серьезных изменений – классифицируется как слабая сторона инновационного потенциала;
1 – очень плохое состояние, требует радикальных преобразований – очень слабая сторона.
При оценке той или иной ситуации реально учитывается не только инновационная позиция, а «инновационная мощность», или сила, конкретно проявляемая организацией в конкретной обстановке. Инновационную силу (Син) определяют, умножая инновационную позицию (Поз) на коэффициент инновационной активности (Kиа):
Син = Поз Kиа. (7.24)
Инновационная позиция (П) определяется совместно инновационным потенциалом Пин и инновационным климатом (Кл). Количественное выражение инновационной позицииможет вычисляться либо произведением, либо суммой.
Поэтому возникает задача анализа инновационной активности предприятия.
Таблица 7.7. Оценка состояния инновационного климата
Оцениваемые компоненты | Уровень состояния компонентов | |||||
Угрозы | Возможности | |||||
1. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО МАКРОКЛИМАТА (STEP-анализ стратегических сфер) | ||||||
1.1. Социальная, природно-географическая и коммуникационная сфера (социальная напряженность, транспорт, связь) | ||||||
1.2. Технологическая и научно-техническая сфера (рынок технологий и научно-технической информации) | ||||||
1.3. Экономическая и финансовая сфера (налоги, льготы, инвестиционный климат на федеральном уровне) | ||||||
1.4. Политическая и правовая сфера (федеральные и региональные планы и программы, законодательная база) | ||||||
Итоговая оценка состояния инновационного макроклимата | ||||||
2. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО МИКРОКЛИМАТА (анализ стратегических зон) | ||||||
2.1. Зона хозяйствования, сегмент рынка: уровень конкуренции, отношения с потребителями и партнерами | ||||||
2.2. Зона капиталовложений – инвестиций | ||||||
2.3. Зона новых технологий и научно-технических информационных ресурсов | ||||||
2.4. Зона сырьевых, топливных, энергетических и материально-технических ресурсов | ||||||
2.5. Зона трудовых ресурсов – рынок труда специалистов, менеджеров, рабочих | ||||||
2.6. Группы стратегического влияния (на уровне отрасли, региона, города, района) | ||||||
Итоговая оценка состояния инновационного микроклимата | ||||||
ИТОГО ПО ИННОВАЦИОННОМУ КЛИМАТУ | ||||||
1. Оценка макроклимата | ||||||
2. Оценка микроклимата | ||||||
Итоговая оценка состояния инновационного климата | ||||||
7.3.5. Оценка инновационного потенциала, основанная
на обеспеченности элементами инновационной инфраструктуры
Исследование инновационного потенциала предприятия проводится параллельно с анализом внутренней среды предприятия при формировании его стратегического поведения на рынке. Данный анализ позволяет проанализировать состояние предприятия в сфере НИОКР с использованием экономических показателей и сравнить их с эталонными величинами. Для этого из финансовой отчетности предприятия выделяют и группируют затраты, которые направляются им (предприятием) на осуществление инновационного развития производства (табл. 7.8).
Таблица 7.8. Исходные данные для расчёта экономических показателей оценки
инновационного потенциала по состоянию на ___________________г.
Наименование | Данные, руб. |
Нематериальные активы | |
В том числе: | |
• патенты | |
• товарные знаки (знаки обслуживания) | |
Прочие внеоборотные активы | |
Число занятых в сфере НИР и ОКР, чел. | |
В том числе: | |
• в НИР | |
• в ОКР | |
Численность работников предприятия в целом | |
Стоимость оборудования опытно-приборного назначения | |
В том числе: | |
• опытно-приборного назначения | |
• экспериментального назначения | |
Стоимость оборудования производственно- технологического назначения | |
Стоимость вновь введенных производственных фондов | |
В том числе: | |
• нового оборудования | |
• новых производственно-технологических линий | |
Среднегодовая стоимость производственных фондов предприятия | |
В том числе: | |
• основного производственного назначения | |
• общепроизводственного назначения | |
• общехозяйственного назначения | |
Выручка от реализации новой или усовершенствованной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг) изготовленной с использованием новых или усовершенствованных технологий | |
В том числе: | |
• новой продукции (работ, услуг) | |
• усовершенствованной продукции (работ, услуг) | |
Общая выручка от реализации прочей продукции (работ, услуг) | |
Стоимость научно-исследовательских и учебно-методических инвестиционных проектов | |
В том числе: | |
• собственно опытно-конструкторские проекты | |
• маркетинговые исследования | |
• обучение персонала | |
Общая стоимость прочих инвестиционных расходов |
Расчёт показателей инновационного потенциала позволяет определить обеспеченность предприятия необходимыми инновационными ресурсами и возможностью реализации соответствующей стратегии. Наличие тех или иных ресурсов, их количественный и качественный состав определяют выбор и эффективность реализации стратегии инновационного развития. Недостаток или отсутствие отдельных элементов свидетельствуют о необходимости их предварительного наращивания и развития (табл. 7.9), а только затем можно будет приступать к определению и реализации инновационной стратегии.
Таблица 7.9. Элементы инновационной инфраструктуры
Элементы инфраструктуры | Инновации | |
базисные | улучшающие | |
Инновационно - ориентированные подразделения | Собственное научное подразделение, конструкторский отдел, отдел главного технолога, лаборатория контроля качества продукции, отдел маркетинга новой продукции, патентный отдел | Собственное подразделение ОКР, отдел главного технолога, лаборатория контроля качества продукции, группа по развитию новой продукции |
Профессиональный кадровый состав | Лидер-новатор; кадры, имеющие специальное образование и опыт проведения НИР; специалисты в сфере маркетинга, планирования, прогнозирования скрытых потребностей покупателей | Персонал, заинтересованный в инновациях: кадры обладающие специальным образованием и опытом проведения ОКР; маркетологи |
Финансовые ресурсы | Федеральные, гранатовые, инвестиционные, собственные, заемные | Собственные; заемные |
Материально-техническое оснащение | Опытно-приборная база, пилотные установки, исследовательские, экспериментальное и лабораторное оборудование | Пилотные установки; лабораторное оборудование |
Интеллектуальная собственность | Изобретения; товарные знаки и знаки обслуживания; промышленные образцы; полезные модели; ноу-хау; инновационные программы и планы-проекты | Полезные модели; ноу-хау; бизнес-планы освоения инноваций |
Дополнительные источники повышения результативности инновационной деятельности | Информационный отдел; партнерские и личные связи с НИИ, вузами, в том числе зарубежными; ресурс площадей; опыт управления проектами; отдел стратегического развития | Опыт управления проектами; стратегическое управление предприятием |
Степень обеспеченности предприятия инфраструктурными ресурсами в инновационной сфере включает ряд коэффициентов [74]:
1) К ИС – коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью
КИС = СИ/АВН, (7.25)
где СИ – интеллектуальная собственность (стр. 110 «Нематериальные активы» I разд. Бухгалтерского баланса), руб.; АВН – стр. 190 бухгалтерского баланса предприятия (основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения).
Если К ИС ≥ 0,10 …0,15 – стратегия лидера; К ИС ≤ 0,10 …0,15 – стратегия последователя;
2) К ПР – коэффициент персонала, занятого в НИР и ОКР
КПР = ПН/ЧР, (7.26)
где ПН – число занятых в сфере НИР и ОКР, чел.; Чр – средняя численность работников предприятия, чел.
Если К ПР ≥ 0,20…0,25 – стратегия лидера; К ПР ≤ 0,20…0,25 – стратегия последователя;
3) К НИ – коэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР
КНИ = ООП/ОПН, (7.27)
где ООП – стоимость оборудования опытно-приборного назначения, руб.; ОПН – стоимость оборудования производственного назначения, руб.
Если К НИ ≥ 0,20…0,30 – стратегия лидера; К НИ ≤ 0,20…0,30 – стратегия последователя;
4) К ОТ – коэффициент освоения новой техники
КОТ = ОФН/ОФСТ, (7.28)
где ОФН – стоимость вновь введенных основных фондов, руб.; ОФСТ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия, руб.
Если К ОТ ≥ 0,35…0,40 – стратегия лидера; К ОТ ≤ 0,35…0,40 – стратегия последователя;
5) К ВП – коэффициент внедрения новой продукции
КВП = ВРНП/ВРОБ, (7.29)
где ВРНП – выручка от продажи новой или усовершенствованной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), изготовленной с использованием новых или улучшенных технологий, руб.; ВРОБ – общая выручка от продажи всей продукции (работ, услуг), руб.
Если К ВП ≥ 0,45…0,50 – стратегия лидера; К ВП ≤ 0,45…0,50 – стратегия последователя;
6) К ИР – коэффициент инновационного роста
КИР = ИИС/ИОБ, (7.30)
где ИИС – стоимость научно-исследовательских и учебно-методических инвестиционных проектов, руб.; ИОБ – общая стоимость прочих инвестиционных расходов, руб.
Если К ИР ≥ 0,55…0,60 – стратегия лидера; К ИР ≤ 0,55…0,60 – стратегия последователя.
По полученным данным можно определить, к какому уровню инновационного развития предприятие может и должно стремиться при существующих прочих благоприятных условиях (табл. 7.10). В табл. 7.11 представлен пример определения уровня инновационного развития предприятия.
Таблица 7.10. Уровни инновационного развития предприятия
Характеристика | Базовые величины |
Наличие у предприятия интеллектуальной собственности | 1. Коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью КИС ≥ 0,10…0,15 – стратегия лидера; КИС ≤ 0,10…0,15 – стратегия последователя |
Характеристика профессионального состава | 2. Коэффициент НИР и ОКР персонала КПР ≥ 0,20…0,25 – стратегия лидера; КПР≤ 0,20…0,25 – стратегия последователя |
Доля исследовательского и технологического имущества | 3. Коэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР КНИ≥ 0,20…0,30 – стратегия лидера; КНИ≤ 0,20…0,30 – стратегия последователя |
Способность предприятия к освоению новых производств | 4. Коэффициент освоения новой техники КОТ≥ 0,35…0,40 – стратегия лидера; КОТ≤ 0,35…0,40 – стратегия последователя |
Способность предприятия к внедрению новой продукции | 5. Коэффициент внедрения новой продукции КВП≥ 0,45…0,50 – стратегия лидера; КВП≤ 0,45…0,50 – стратегия последователя |
Устойчивость инновационного роста | 6. Коэффициент инновационного роста КИР≥ 0,55…0,60 – стратегия лидера; К ИР≤ 0,55…0,60 – стратегия последователя |
Таблица 7.11. Результаты анализа инновационной активности предприятия
Характеристика | Расчётные данные | Выводы | Выбор стратегии |
Наличие у предприятия интеллектуальной собственности | КИС= 0,0001 | Предприятие практически не уделяет внимание правовой защите объектов экономической охраны от несанкционированного доступа и копирования | Стратегия последователя |
Характеристика профессионального состава | КПР=0,20 | Предприятие имеет в своем составе сравнительно большую долю персонала, способного разработать улучшающие и новые технологии | Стратегия лидера |
Доля исследовательского и технологического имущества | К НИ= 0,17 | Предприятие недостаточно оснащено опытно-приборной базой, необходимой для разработки и эффективного освоения новых технологий | Стратегия последователя |
Способность предприятия к освоению новых производств | КОТ=0,47 | Предприятие активно осваивает новую технику, своевременно осуществляет модернизацию и техническое перевооружение производства | Стратегия лидера |
Способность предприятия к внедрению новой продукции | КВП= 0,55 | Предприятие параллельно с освоением новой техники эффективно внедряет усовершенствованные продукты и услуги | Стратегия лидера |
Устойчивость инновационного роста | КИР= 0,03 | Предприятие сравнительно пассивно выделяет средства на собственные или совместные научно-исследовательские разработки | Стратегия последователя |
Инновационная деятельность в РФ, по данным государственной статистики, обладает инновационной активностью при значительном научном потенциале: в 2000 г. 10,6% промышленных предприятий осуществляли разработку и освоение инноваций; в 2001 г. – 9,6%; в 2002 г. – 9,8%; в 2003 г. – 10,3%; в 2004 г. – 10,5%; в 2005 г. – 9,3% [51].
Принимая во внимание особенности современных условий хозяйствования, когда экономический рост все больше и больше зависит от способности генерировать высокую инновационную активность, при выборе стратегии разработки и внедрении новых технологий недостаточным являются оценка и учет факторов только инновационной сферы. Сегодня такой подход начинает изживать себя, поскольку резко сокращается срок жизни инноваций, что вызывает повышение интенсивности появления на рынке все новых и новых товаров и услуг. Как показывает практика, ежедневное обновление ассортиментных рядов на отдельных товарных рынках приводит к тому, что инновационные товары, или сегодняшние новинки, завтра таковыми не являются. На их смену приходят другие инновации. В производстве – новые технологии быстро становятся текущими или даже устаревшими. Например, на рынке карманных персональных компьютеров и сотовых телефонов новые модели появляются в среднем раз в три-шесть месяцев, оргтехника – чуть больше года, автомобили – через три-четыре года. Следовательно, сегодня при разработке стратегий инновационного развития и определении инновационного потенциала необходимо оценить не только возможности инновационной сферы, но проанализировать достаточность ресурсов для текущего производства инноваций, в большей степени – это оценка обеспеченности предприятия финансово-экономическими ресурсами для эффективного обеспечения не только стратегической инновационной, но и текущей производственной деятельности производства, т. е. созданных инноваций, или существующих продуктов, и развития новых.