Научно-технической политикой в Японии
Японская модель интеграции науки и производства, научно-технического прогресса предполагает строительство совершенно новых городов-технополисов, сосредотачивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство. Стратегия технополисов – это стратегия прорыва в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего технологического уровня, таким образом, это стратегия интеллектуализации всего японского хозяйства.
Государственное регулирование инновационными процессами в Японии также характеризуется индикативным планированием НИОКР, высокими импортными таможенными тарифами, предоставлением налоговых и кредитных льгот в финансировании НИОКР, протекционистской политикой в продвижении новой наукоемкой продукции.
Германия, Англия, Франция
Эти страны входят в Евросоюз и занимают соответственно третье (2,3% ВВП), четвертое (2,4% ВВП) и пятое (2,2%) места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР. Из федерального бюджета НИОКР финансируется на 35–45%.
Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности. В ответ на падение доли европейских компаний на рынках высоких технологий были приняты следующие программы:
· ЭСПРИТ – Европейская стратегическая программа научных исследований в сфере технологии информационных систем;
· РАСЕ – исследование передовых способов связи в Европе (цель – проведение совместных НИР в области интегрированной широкополосной связи)
· ЭВРИКА – комплексная программа, направленная на стимулирование появления путем альянсов между европейскими группами мощных промышленных компаний, способных противостоять конкуренции, особенно со стороны американских и японских корпораций и организовать скоординированные европейские НИОКР в шести областях: оптроника, новые материалы, большие ЭВМ, мощные лазеры, ускорители частиц, искусственный интеллект.
Стимулирование инновационной деятельности в Евросоюзе осуществляется примерно на тех же принципах, которые приняты в мировой практике.
Рис. 3.10. Соотношение внутренних затрат на исследования и разработки
в процентах к ВВП по ряду стран
По данным 2005 года, внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к ВВП по ряду стран представлены на рис. 3.10 [51]. Из соотношения внутренних затрат на исследования и разработки в процентах к ВВП, согласно рис. 3.10 видно, что лидирующие позиции занимают такие страны, как Япония – 3,18%; США – 2,68%; Германия – 2,51%, в России соотношения внутренних затрат на исследования и разработки в процентах к ВВП соответствует наименьшему значению, равному 1,07%.
Контрольные вопросы
1. Поясните особенности формирования государственной инновационной политики.
2. Перечислите основные цели государственной научно-технической политики.
3. Каковы принципы осуществления государственной научно-технической политики?
4. В чем заключается разграничение государственной научно-технической политики в отношении отраслей и на региональном уровне?
5. В чем заключается сущность доктрины развития российской науки, принятой в 1996 г.?
6. Каковы важнейшие принципы государственной научной политики?
7. Поясните сущность и цели Федеральной программы на 1997-2000 гг.
8. Цель и порядок проведения введения государственной аккредитации научных организаций.
9. Методы прямого и косвенного стимулирования, предусмотренные Концепцией реформирования российской науки на 1998–2000 гг.
10. Каков порядок образования и назначения отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов НИОКР?
11. Каким образом стимулируются спрос и предложения на эффективные научно-технические проекты контрактной системой в сфере научной и научно-технической деятельности?
12. Поясните назначение и функции инновационно-технологических центров, создаваемых в рамках межведомственной программы.
13. В чем сущность системы высокорискового финансирования инновационных наукоемких проектов с механизмом государственного регулирования?
14. Принципы и критерии формирования тематики НИОКР.
15. Принципы и предмет организации и проведения конкурса отбора исполнителей для выполнения НИОКР.
16. Назначение и сущность проекта федеральной инновационной программы «Российская инжиниринговая сеть технических нововведений».
17. Функции Министерства образования и науки РФ в области НИОКР.
18. Определите статус государственного научного центра Российской Федерации и перечислите его функции.
19. Назначение и функции фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
20. В чем отличие деятельности федеральных научно-производственных фондов?
21. Дайте определение наукограда, перечислите критерии соответствия и опишите процедуры присвоения статуса, порядка финансирования и материального обеспечения наукограда.
22. Дайте определение и перечислите состав научно-производственного комплекса.
23. Цель создания и состав государственной системы научно-технической информации.
24. Назначение и порядок государственной регистрации и учета открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
25. Что включается в состав нематериальных активов НТО в качестве учетных единиц?
26. Какие функции выполняет Роспатент РФ?
27. Роль в регулировании отношений интеллектуальной собственности и функции отдела лицензий и договорных отношений Роспатента.
28. Приоритетные направления при осуществлении государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий.
29. Правила регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак и знак обслуживания, топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ и базу данных.
Общая теория управления
Управлять – это значит предвидеть,
организовывать, распоряжаться,
согласовывать, контролировать.
А. Файоль
Термин «управление» произошел от старорусского слова «управа», т. е. способность с чем-то управляться. В общем смысле под ним понимается деятельность по упорядочению процессов, протекающих в природе, технике и обществе, устранению их энтропии (дезорганизации), снижению неопределенности и приведению в нужное состояние с учетом тенденций их развития и изменения среды (для различных ее типов нужны свои способы управления) [37, 42, 47, 56].
Иными словами, управление должно обеспечивать упорядоченность соответствующей системы, ее целостность, нормальное функционирование и развитие. Управление – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма управления.
Виды управления [37, 42, 47]:
· естественное управление направлено на процессы, протекающие в природе (развитие растений, движение водных потоков и т. д.);
· техническое – управление рукотворными объектами, например, автомобилем, прокатным станом и т.д.;
· объектом социального упраевления являются люди, их отношения, поведение.
Каждый человек обладает индивидуальным характером, личностными качествами, психологическими особенностями и т. д., поэтому его реакция на управляющее воздействие будет субъективна и непредсказуема, а следовательно, социальное управление не может быть чисто рациональным (в чем его важнейшее отличие от технического). Это обусловливает особые требования к его методам, их разнообразию, уникальности, индивидуализации, разумному сочетанию формальных и неформальных норм и правил, использованию особых механизмов воздействия на людей (субординация, контроль, стимулирование и проч.).
Социальное управление сегодня может быть классифицировано [37, 42, 56]:
· по уровню(человечество, государства, регионы, отрасли, организации, их части (подразделения), группы людей, индивиды);
· сфере(государственное, политическое, хозяйственное и т. п.);
· содержанию(общее управление; управление организацией технологических процессов; управление людьми; управление информацией; управление поведением фирмы на рынке; управление трансакциями, например закупками, сбытом, заключением контрактов; управление финансовыми потоками и проч.);
· источнику основополагающих решений– внешнее (навязанное) или инициативное (внутреннее) управление, а также самоуправление;
· способу осуществления управленческого воздействия– личное или доверительное (через посредников, документы);
· методу выработки управленческих решений–научное (решения принимаются на основе специальных исследований) или эмпирическое (исходя из обобщения поверхностных фактов и явлений);
· обусловленности принимаемых решений–ситуационное (с учетом складывающегося положения дел) или стратегическое, реализующее заранее запланированные действия;
· способу взаимодействия со средой–адаптивное (приспосабливающееся к ней) или конкурентное (навязывающее собственную линию);
· направленности(на процесс, на результат, на предотвращение будущих проблем).
Управление, ориентированное на процесс, предполагает выполнение работы строго предписанными способами; решение проблем по мере их возникновения в пожарном порядке; тотальный контроль.
Управление, ориентированное на результат,требует избегать проблем, экономить и любой ценой увеличивать прибыль, доход и иные показатели.
Опережающее управлениенаправлено на выявление, анализ признаков будущих проблем и их предотвращение.
Особой разновидностью социального управления является хозяйственное, которое сформировалось в связи с необходимостью координации производственной деятельности людей.
Хозяйственное управление решает две задачи [37, 42, 47, 56]:
1) оперативную (тактическую), которая заключается:
· в обеспечении условий текущей деятельности фирмы;
· восстановлении постоянно нарушаемого равновесия между отдельными ее элементами, между ней в целом и внешней средой;
· организации деятельности работников по достижению поставленных целей;
2) стратегическую,обеспечивающую развитие и совершенствование фирмы, ее перевод в качественно и количественно иное состояние.
История знает несколько типов хозяйственного управления [37, 42, 47, 56]:
1. Традиционное было свойственно докапиталистической эпохе. Оно слабо регламентировалось правилами и процедурами, не имело правовых основ. Управленческие функции осуществлялись главами патриархальных семейств, мастерами и т. п. на основе личной власти.
2. Предпринимательское управление возникло в эпоху зарождения капитализма, осуществлялось собственником по отношению к наемным работникам. Как и традиционное, оно ничем не регламентировалось.
3. В индустриальную эпоху возникло менеджерское управление, отделенное от собственности, осуществлявшееся специально подготовленными и обученными управленцами, образующими иерархию. На ее высших уровнях принимаются общие решения, а на низовых – происходит руководство людьми и производственными процессами.
4. В постиндустриальную эпоху его сменило системное управление, в котором участвовали не только менеджеры, но и специалисты, а также частично вспомогательный персонал.
5. В информационную эпоху системное управление, видимо, будет постепенно перерастать в самоуправление.
Менеджерское и системное управление, а отчасти и самоуправление, должно быть институционализированным (официально определяются права и обязанности участников, их ответственность и т. д.).