Инновационная политика высшей школы
Создание отечественной инновационной системы – основное направление государственной политики. Это обусловлено ускорением темпов освоения отечественных инновационных достижений мирового уровня. Особое значение в инновационной политике имеют достижения высшей школы: обеспечение качества образования и притока научных работников и инноваторов, это, в свою очередь, – количество и качество будущих инноваций. Стратегические цели образования тесно связаны с проблемами развития российского общества, посредством интеграции науки, бизнеса и государства.
Самый качественный интеллектуально-кадровый потенциал сконцентрирован в оборонно-промышленном комплексе России. Основная проблема сегодняшнего ОПК кроется в резком ослаблении кадрового и интеллектуального потенциала, по причине того, что приобретение новых технологий зависит от финансовых ресурсов, а формирование квалифицированных кадров – долгосрочных инвестиций в образование и десятилетия на их «выращивание».
На сегодняшний день число поступивших в вузы России превышает число выпускников средних школ (в 2005 в вузы поступило 1,4 млн человек, выпускников школ было на сотню тысяч меньше) [64]. Проблема соотношения рынка образования с рынком труда – актуальный предмет исследований, является следствием несоответствия пропорций подготовки кадров в вузах потребностям и параметрам рынка труда, в частности, нехватка инженерно-технических сотрудников и специалистов на промышленных предприятиях, инженеров-менеджеров в сфере продвижения российских нововведений на мировой рынок.
Тенденция развития рынка труда России в целом носит локальный и региональный характер. Под влиянием роста общемировой мобильности и миграции трудовых ресурсов можно прогнозировать формирование национального рынка рабочей силы в ближайшие годы. Сегодня региональные рынки труда находятся в состоянии непрерывного динамического развития, это сказывается на потребностях отраслей экономики в профессионально-кадровой структуре и уровнях подготовки специалистов. Снижается уровень государственного регулирования в большинстве сфер экономической жизни общества. В связи с чем, необходим системный подход к функционированию профессионального образования на основе социально-экономических, национальных, демографических, экологических и других особенностей развития каждого региона.
Основная стратегическая цель Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы, утвержденной Правительством РФ, – обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.
Создание новшества всегда было сильной стороной российской науки, а коммерциализация инноваций либо отсутствовала вовсе, либо была крайне несовершенной. Превращение результатов интеллектуальной деятельности в источник материального богатства и инструмент социальных преобразований требует перехода от общего знания к комплексу технических решений и специализированных навыков, но данные преобразования относятся не к технической инженерии, а к социальной практике (практические навыки эффективного извлечения интеллектуальной ренты из производимой знаниями стоимости). Исходя из этого, основные принципы научной, научно-технической и инновационной политики высшей школы:
· единство научного и образовательного процессов и их направленность на экономическое и социальное развитие общества;
· профильная подготовка специалистов соответствующая региональным органами управления образованием и потребностями рынка труда кадров, включая определение кадровой потребности по новым и перспективным специальностям оборонно-промышленного комплекса;
· эффективное востребование интеллектуального потенциала в системе удовлетворения платежеспособного спроса российскими и национальными бизнес-структурами.
На базе Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева с 2002 года функционирует кафедра «Управление инновационной деятельности» (одна из шести вузов России, реализующая образовательную программу подготовки кадры в сфере коммерциализации наукоемких технологий). В состав УМО, базирующегося в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете и Государственном университете управления (г. Москва), входят преподаватели кафедры. Областью профессиональной деятельности выпускника является инновационное развитие страны, региона, территории, отрасли и отдельных организаций, в том числе: процессы инновационных преобразований; нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности; инфраструктура инновационной деятельности; инновационное предпринимательство; инвестиционно-финансовое обеспечение инновационной деятельности; развитие и реализация технологий нововведений; развитие инноватики как области научно-технической деятельности.
Ежегодно с 2003 года прием на госбюджетной основе составляет 18 человек, на коммерческой основе наблюдается рост спроса на обучение по специальности «Управление инновациями» (с 2003 по 2006 гг. спрос увеличился на 92%) [64].
Следствием экономического кризиса является проблема трудоустройства части выпускников университетов и проблема реализации научных разработок. В связи с этим, большинство молодых учёных покидают сферу науки в поисках больших доходов с целью обеспечения достойного уровня жизни. Если не превращать знания в экономически эффективный товар, то процесс потери рынков будет продолжаться. Одним из реальных решений данной проблемы является формирование сегмента мирового рынка интеллектуальной собственности, что в свою очередь невозможно без создания экономических предпосылок для перехода к эффективному отбору потенциальных молодых лидеров научно-технического сообщества и созданию наукоемкого производства, тесно связанного с инновационными разработками молодых учёных и специалистов.
Предприятия военно-промышленного комплекса считаются приоритетными, так как их роль в обеспечении национальной экономической и оборонной безопасности страны велика. Интеллектуальный потенциал предприятий именно этой отрасли является наиболее высококвалифицированным и играет ведущую роль в процессе формирования и развития интеллектуальной сферы экономики, данные вопросы рассматриваются в трудах С.Д. Бодрунова,
О.Н. Дмитриева, Ю.А. Ковалькова, Г.П. Гардымова и других.
Кризис современного промышленного производства проявляется в отсутствии высококвалифицированных кадров в возрастном интервале от 30 до 50 лет на ведущих предприятиях. Ситуация усугубляется неблагоприятным инвестиционным климатом, что в результате приводит к низким темпам кооперации процессов интеграции в мировой системе разделения труда. Экономический подъем отечественного производства должен базироваться на глубоко продуманной экономической политике в сфере использования интеллектуального потенциала, направленной на создание необходимых условий для стабильного приумножения и развития интеллектуальной собственности как наивысшей формы экономических отношений в рыночных условиях.
Высокая образованность граждан и приоритет в финансировании интеллектуального производства предоставляют возможность называться державой с высоким интеллектуальным потенциалом, критерием этого статуса является процент патентов, выданных лицам, не проживающим в данной стране.
Анализ опыта западноевропейских стран показал, что заимствование интеллектуальных достижений других государств без собственной базы интеллектуального потенциала не позволяет создать независимую национальную экономику [65].
Изучение опыта ведущих стран Западной Европы, США и Японии по построению национальной инновационной системы показывает, что ее характерной чертой является наличие инфраструктурных площадок взаимодействия между разработчиками высоких технологий, государством и предпринима-тельским сектором экономики на разных стадиях развития инновационного проекта. Важное значение для скорейшего введения результатов научно-технической деятельности в экономический оборот имеет проблема привлечения инвестиционных ресурсов в еще формирующиеся команды разработчиков и молодые инновационные компании, находящиеся на ранних стадиях своего развития - в «долине смерти». Как за рубежом, так и в России нишу инвесторов занимают работающие в этой области и готовые вкладывать средства в проекты, содержащие вследствие еще недостаточной экономической проработанности высокие риски.
Анализ ряда важнейших проблем развития интеллектуальной собственности в России показал:
· несовершенство системы защиты объектов интеллектуальной собственности;
· несбалансированность экономических интересов разработчиков интеллектуальных продуктов и предпринимателей;
· неразвитость системы финансирования интеллектуальной сферы;
· противоречивость государственного регулирования.
Это оказывает негативное влияние на развитие интеллектуального потенциала страны. Решение проблемы финансирования интеллектуальной сферы России может реализовываться двумя методами:
· стимулированием частных российских инвесторов;
· привлечением иностранного капитала.
Существует и другой внутренний ресурс инвестиций, обеспечивающий непрерывность движения проектов в сектор венчурного предпринимательства посредством создания единой интеллектуальной системы, через привлечение к сотрудничеству представителей науки, производства и бизнеса, создание реструктурированного и технологически обновленного промышленного комплекса – все это будет способствовать коммерциализации результатов научных исследований, превращению их в товар в виде конкурентоспособной наукоемкой продукции мирового уровня.
Из анализа изложенного можно сформулировать основные условия эффективного использования интеллектуального потенциала:
· повышение уровня затрат на науку и исследования из бюджета государства;
· стимулирование финансирования интеллектуальной сферы со стороны частного сектора;
· снижение темпов инфляции;
· повышение заинтересованности материального сектора в результатах научно-исследовательских разработок;
· повышение уровня оплат труда в научно-исследовательской сфере – соотношение заработной платы, занятых в науке и научном обслуживании, к экономике в целом не должен быть ниже предельно-критического значения;
· повышение правовой защищенности интеллектуальной собственности;
· повышение социальной защищенности ученых;
· стимулирование притока в науку талантливой молодежи.
Для развития интеллектуального потенциала необходим механизм, воплощенный в законодательный акт, который регламентирует основные аспекты наделения субъектов правоотношений соответствующими правами собственности и регламентации их взаимодействия. Применение схемы совладения, сопользования и сораспоряжения результатами НИОКР и технологических работ позволит эффективному вовлечению в хозяйственный оборот интеллектуального ресурса, а с другой стороны, – препятствует негативным явлениям в этой сфере.
Данный механизм предусматривает распределение результатов работ между разработчиками, производителями и инвесторами инновационного продукта. Создает заинтересованность в развитии кооперационных связей за счет легитимизации прав пользования результатами инновационной деятельности.
Стимулирование предприятий и авторов – за счет регрессивных дополнительных выплат по схеме сквозного договора на поставку, пролонгированного во времени. Эта схема позволит создать сегмент рынка интеллектуальной собственности мирового уровня, существенно увеличит доходную часть федерального бюджета, сформирует стимулирующую среду для эффективной активности предприятий-разработчиков и предприятий-потребителей, повысит конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, увеличит экспортный потенциал и улучшит инвестиционный климат в стране.
Контрольные вопросы
1. Какие концепции реализации инновационной стратегии существуют и в какой период происходила их смена?
2. Какие уровни принятия решений для субъектов инновационного развития вы знаете?
3. Что относится к наукограду?
4. Какие показатели характеризуют инновационный потенциал региона?
5. Как выглядит структура инновационной системы региона?
6. Какие организации относятся к научно-исследовательским?
7. Какими организациями осуществляется поддержка научной деятельности в России?
8. На что направлена государственная инновационная политика в вашем регионе?
9. Что необходимо для развития интеллектуального потенциала России?
10. Опишите процесс инновационного развития Нижегородской области?
3. Государственное регулирование
инновационной деятельности
Основы инновационной политики закладываются путем принятия свода законодательных актов, адекватных реальной экономической, социальной и политической ситуации в стране. Законодательство является основным регулятором инноваций и научно-технической деятельности.
Субъектами инновационной политики выступают органы государственной власти (центральной и местной), предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы [55, 77].
Основные функции государственных органов в инновационной сфере [55, 77]:
· аккумулирование средств на научные исследования и инновации;
· координация инновационной деятельности;
· стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков;
· создание правовой базы инновационных процессов (система защиты авторских и охраны интеллектуальной собственности);
· кадровое обеспечение инновационной деятельности;
· формирование научно-инновационной инфраструктуры;
· институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;
· обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;
· повышение общественного статуса инновационной деятельности;
· регулирование международных аспектов инновационных процессов.
Формами государственной поддержки инновационной деятельности являются налоговые льготы, создание сети технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационных фондов, прямое финансирование программ и наукоемких перспективных проектов.