Теоретические основы инноватики
Термин «инновация» появился в XIX–XX вв. и означал проникновение некоторых элементов одной культуры в другие (обычаев, способов организации жизнедеятельности). В 1911 г. австрийский экономист Йозеф Шумпетер
(1883–950) в работе «Теория экономического развития» говорил о новых комбинациях, которые формируются в результате реорганизации производства, благодаря использованию новой техники, появлению нового сырья, внедрению новой продукции, возникновению новых рынков сбыта [80]. В 30-х гг. прошлого века Й. Шумпетер впервые предложил понятие «инновация», подразумевая под этим изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности. Следовательно, именно Йозефа Шумпетера можно считать «отцом» понятия «инновация», которую он трактовал как эффективное средство преодоления экономических кризисов.
В трудах современных авторов до сих пор не наблюдается методологического единства в определении таких категорий, как новации и инновации:
· Ф. Валента и Л. Волдачек: инновации – изменения [38];
· Ф. Никсон – совокупность мероприятий [46];
· Э. Утник – конкретный объект [75];
· С. В. Валдайцев – освоение новой продукции [41];
· И. Молчков и Л. Гохберг – результат [45];
· В. Лапин, Б. Твис, В. Мединский – процесс [59];
· П. Завлин – использование результатов [49].
В соответствии с «Руководством Фраскати» (документ принят Международной организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1993 г. в итальянском городе Фраскати) инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Таким образом, инновация (нововведение) рассматривается с нескольких сторон:
· во-первых, как некоторый законченный общий процесс получения, освоения, приспособления к новшеству (адаптации к нему), трансформации и выгодного использования новшества [43, 49];
· во-вторых, как часть процесса, ограниченная рамками фирмы-создателя и рамками организаций, взявших на себя функции передачи новшества, обучения новому, рамками потребителя, который осуществляет свои операции трансформации и выгодного использования новшества [38];
· в-третьих, как ряд результатов процесса получения и использования новации, когда в результате рыночной диффузии новшество дошло до потребителя (получено, приобретено), состоялась адаптация к новшеству (фирма подготовлена к его использованию), прошло его освоение (потребитель изучил новшество и научился его использовать) и проведена рутинизация новшества (потребитель включил его в свою технологию деловых процессов и организационную культуру, теперь он проводит свои деловые операции по обновленной технологии, с новыми навыками), потребитель использовал новшество в своем деловом процессе (новшество используется), в результате которого повысил свою компетентность (новый уровень компетенции и новая цена его труда), получил от новшества выгоду в виде импульса новизны, новых знаний, более высокого технологического уровня и новых свойств, производимых им продукции и услуг (снижение издержек, повышение производительности, возросшее качество, новый уровень сервиса) [59].
Иными словами, новация (новшество) является прежде всего новой, оригинальной идеей, а инновация становится результатом практического освоения этой идеи – ее внедрения и дальнейшего использования. Например, идея полета в космос, посетившая великого советского ученого, акад. С.П. Королева, или чертежи ракеты, подготовленные им и его коллегами, – это новация. А вот первая ракета, успешно взлетевшая с космодрома, – это уже инновация как результат практического освоения новации.
Новация (новшество)– это результат чьей-либо творческой деятельности, который может иметь следующий вид: новое явление (открытие, новое теоретическое знание); новый метод или способ (принцип); новый продукт; новая услуга; новая технология; новый рынок; новое экономическое, социальное, организационно-управленческое решение [55, 76].
Новшество должно обладать определенными признаками новизны и должно быть предложено потребителю через рынок или какой-либо другой распределительный механизм.
Сегодня, в соответствии с Концепцией инновационной политики РФ, инновация (нововведение)– конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности [20, 40].
В соответствии с различными признаками инновации подразделяются [55, 76]:
· на нововведения-продукты (продуктовая инновация) – первичны, означают фазу зарождения нового технологического уклада;
· нововведения-процессы (производственно-технологическая инновация или технологическая инновация) – происходит переливание капиталов в новый уклад общественного производства – фаза доминирования нового технологического уклада;
· модификации продуктов и услуг (улучшающая инновация) – вызывается конъюнктурными изменениями на рынке товаров.
Существует ряд аспектов инновации [38]:
1. Философский аспект – инновации как новые знания, как средство разрешения противоречий.
2. Психологический – рассмотрение возникающих от нововведения конфликтов, способов их разрешения и синергетических эффектов.
3. Технический – концентрирует внимание на технологической стороне новшеств, на принципиальных возможностях новой технологии.
4. Маркетинговый – рассмотрение инновации как источника развития потребностей и благ.
5. Экономический – рентабельное использование процессов.