День работы на авиационной технике
Дни работы на АТ проводятся на всех типах ВС. День работы на АТ проводится не менее двух раз в неделю (не менее одного раза в те недели, в которые проводятся парковые дни).
В день работы на АТ выполняются:
- предварительная подготовка (на тех типах АТ, для которых она предусмотрена РО);
- периодические работы в соответствии с РО;
- целевые осмотры и проверки;
- контрольные осмотры руководящим ИТС;
- перекрестные осмотры для посменных полетов;
- устранение выявленных неисправностей;
- работы по содержанию в исправном состоянии инструмента и закрепленных за подразделением СНО и средств контроля;
- работы по уходу за специальными автомобилями подразделений, защитными укрытиями и сооружениями;
- тренажи с летным и техническим составом;
- работы по уходу за АСП первого боекомплекта, съемными агрегатами вооружения, входящими в комплект ВС;
- подготовка АСП и съемного оборудования к полетам;
- замена агрегатов выработавших ресурс (срок службы);
- оформление ЭД.
Работы планируются и проводятся в течение полного рабочего дня. После их выполнения ИТС предоставляется не менее 8 часов для отдыха.
Предварительная подготовка
Предварительная подготовка ВС к полету (если она предусмотрена РО) включает:
- контрольный осмотр;
- перекрестные осмотры для проведения посменных полетов;
- устранение выявленных неисправностей;
- периодические работы в соответствии с РО;
- подготовку АСП и съемных агрегатов вооружения;
- замену агрегатов, выработавших ресурс (срок службы);
- оформление ЭД.
В день предварительной подготовки, кроме подготовки ВС, выполняются:
- работы по содержанию в исправном состоянии инструмента и закрепленных за подразделением (ВС) средств наземного обслуживания специального применения (далее именуются – СНО СП) и средств контроля;
- работы по уходу за АСП первого боекомплекта и съемными агрегатами вооружения;
- целевые осмотры и проверки;
- контрольные осмотры АТ руководящим ИТС;
- работы по уходу за специальными автомобилями подразделения, защитными укрытиями и сооружениями;
- тренажи с летным составом и ИТС;
- контроль готовности АТ и ИТС к полетам.
Предварительная подготовка к полетам проводится в течение полного рабочего дня.
После выполнения предварительной подготовки ИТС предоставляется не менее 8 ч для отдыха.
Тренаж летных экипажей организует и проводит руководящий летный состав. Для проведения тренажей может привлекаться и ИТС.
Заместитель командира части по ИАС совместно с инженерами части по специальности один раз в полугодие проводит зачетные (контрольные) тренажи летного состава по правилам эксплуатации АТ.
Предполетная подготовка
Предполетная подготовка ВС проводится непосредственно перед полетами в соответствии с задачами летного дня (ночи) и включает:
- предполетный осмотр ВС и устранение выявленных неисправностей;
- проверку соответствия заправки и зарядки систем ВС заданию на полет;
- установку на ВС съемного оборудования;
- дозаправку (дозарядку) систем ВС согласно заданию на полет;
- ввод исходных данных (программ) в навигационные, прицельные и другие системы;
- подготовку АСП к применению;
- снаряжение ВС АСП;
- прием ВС летным составом и проверку готовности его к полету в объеме требований руководства по летной эксплуатации (РЛЭ).
После выполнения работ предполетной подготовки ВС техник ВС и специалисты технического расчета заполняют журнал подготовки и докладывают начальнику технического расчета о выполнении предполетной подготовки ВС. НТР докладывает командиру ато.
Командир ато после окончания предполетной подготовки на всех ВС ато, выделенных на полеты, докладывает старшему инженеру полетов о завершении предполетной подготовки ВС к полетам.
После выполнения предполетной подготовки проведение тренажей на подготовленных ВС запрещается.
Временем предполетной подготовки ВС к полету считается непрерывное время от начала работ по подготовке до готовности ВС к выруливанию для взлета.
Подготовка к повторному полету
Подготовка ВС к повторному полету проводится перед каждым очередным полетом в период стартового времени в соответствии с заданием на предстоящий полет и включает:
- контроль работоспособности систем и оборудования ВС и соблюдения правил его эксплуатации в предыдущем полете по данным средств объективного контроля (на ВС, где предусмотрен оперативный контроль) и докладов летного экипажа;
- стартовый осмотр ВС;
- устранение выявленных неисправностей;
- заправку ВС топливом, маслом, спецжидкостями и зарядку газами;
- ввод исходных данных (программ) в навигационные, прицельные и другие системы;
- снаряжение ВС АСП;
- установку на ВС съемного оборудования;
- прием ВС летным составом (при смене экипажа) и проверку готовности его к полету в объеме требований РЛЭ.
После выполнения работ подготовки к повторному полету техник ВС и специалисты технического расчета заполняют журнал подготовки и докладывают начальнику технического расчета о выполнении подготовки ВС к повторному полету. НТР докладывает командиру ато.
Временем подготовки ВС к повторному полету считается непрерывное время с момента выключения двигателя летчиком после полета до готовности к выруливанию ВС для взлета. Время подготовки ВС к повторному полету состоит из технологического времени подготовки ВС ИТС в соответствии с РО и времени подготовки и проверки летным экипажем систем и оборудования в соответствии с РЛЭ.
Послеполетная подготовка
Послеполетная подготовка АТ проводится в конце каждого летного дня и после окончания дежурства независимо от того, состоялись полеты или нет и включает:
- контроль работоспособности систем и оборудования ВС и соблюдения правил его эксплуатации в предыдущем полете по данным бортовых СОК (на ВС, где предусмотрен оперативный контроль) и докладов летного экипажа;
- послеполетный осмотр ВС;
- устранение неисправностей, выявленных в полете и обнаруженных при осмотре;
- заправку и снаряжение ВС в соответствии с установленным командиром части вариантом.
Техник ВС и специалисты технического расчета по окончанию послеполетной подготовки записывают в журнал подготовки о выполненных работах на ВС и докладывают о его состоянии по команде.
После выполнения полетов и послеполетной подготовки ИТС, участвующему в их обеспечении, должно быть предоставлено не менее 8 часов для отдыха.
45. Особенности подготовки АТ к полетам по тревоге и ночью.
Л/с выполняет предполетную подготовку АТ по специально разработанным технологическим графикам.
В ЕРТЭ звездочками отмечены работы, которые при подготовке АТ по тревоге разрешается не выполнять, уменьшая тем самым объем предполетной подготовки и сокращая время подготовки АТ.
Особенности подготовки АТ заключаются также в необходимости перенастройки навигационного комплекса согласно задания летчику на боевой полет, в необходимости ввода новых координат целей, запасных аэродромов, промежуточных пунктов маршрута. Специалисты АО, кроме того, участвуют в зарядке фотографических устройств для производства воздушной разведки.
Для подвески боекомплекта привлекаются нештатные расчеты из числа ИТС и летный состав, свободный от получения задач.
ИТС привлекают также для охраны и обороны аэродрома.
Организация обеспечения ночных полетов является одним из наиболее сложных и ответственных мероприятий, выполняемых ИАС части, а также л/с обеспечивающих частей и подразделений.
Ночная темнота усложняет работу л/с, затрудняет ориентировку на местности, увеличивает опасность возникновения несчастных случаев при эксплуатации АТ и работе с использованием СНО ОП, а также столкновения автотранспорта и самолетов.
Работа в условиях ограниченной видимости требует хороших знаний конструкции и правил эксплуатации АТ, осмотрительности и неуклонного выполнения всех мер безопасности при выполнении всех видов подготовок к полетам. В связи, этим подготовка к ночным полетам л/с, АТ и СНО должна быть грамотно спланирована, хорошо организована и производиться с особой тщательностью.
Для обеспечения безопасности движения разрабатываются маршруты движения автотранспорта, исключающие встречное движение в опасных зонах. В целях предотвращения столкновения с автотранспортом и людьми на самолетах при рулении и буксировке зажигают БАНО. Все команды при запуске двигателей, заводке самолетов на стоянку (укрытие) или техническую позицию в ночных условиях дублируются световыми сигналами, установленными ФАП ИАО.
ПУ ИАС оборудуются средствами световой сигнализации для передачи команд на технические позиции и стоянки самолетов, а также вызова к самолетам СНО ОП.
Надо учитывать, что большинство работ (осмотр, устранение неисправностей, заправка и др.), выполняемых с использованием света карманных фонарей, светильников на стоянках (укрытиях), требует повышенных трудозатрат. Поэтому при составлении плановой таблицы и планировании подготовки самолетов в ночных условиях необходимо учитывать возрастание сроков подготовки в среднем на 20-25%.
При проведении полетов ночью обязателен повышенный пооперационный контроль за работой специалистов со стороны руководящего состава ИАС. Особое внимание уделяется правильности проведения стартовых осмотров, заправки и зарядки самолетов, выполнению мер безопасности при подготовке АТ и работе с использованием СНО ОП, соблюдению установленных маршрутов движения по аэродрому и правил светомаскировки.