Средства наземного обеспечения полетов
CHO ОП - средства заправки жидкостями, газами, средства энергоснабжения, теплотехнические средства, средства наддува, тягачи, транспортные средства, средства очистки и специальной обработки.
СНО СП - приспособление для буксировки, удержания и буксировки, подъемные средства, монтажно-демонтажные средства, средства обслуживания специальных систем.
2.1Средства снабжения электроэнергией
Аэродромные подвижные агрегаты АПА, комбинированные электрогидроустановки ЭГУ, централизованные стационарные системы электроснабжения ЦСЭ, аэродромные подвижные двигатель-генераторные установки АЭМГ.
ЦСЭ получают питание от промышленной сети U~380/220B. Состав: 3 агрегатные, 12 преобразовательно-раздаточных установок ПРУ для 12 самолетов. В агрегатной устанавливаются электромашинные агрегаты, ПРУ состоят из выпрямителей ВАС-600/300. Каждая ПРУ обеспечивает питанием ЛА напряжением=28,5В, ~115/208 или 36В.
Передвижные средства электроснабжения:
АПА-50, АПА-80, АПА-5м. АПА-50, 80 на базе автомобиля ЗиЛ-131; АПА-5м - на базе УРАЛ-375.
АПА позволяет осуществлять запуск АД, питание бортового оборудования ЛА: напряжением =28,5В, ~ З фазным током 208В, ~ током 36В.
Электрооборудование комбинированного подвижного электроагрегата ЭГУ - 3, смонтированного на шасси ЗИЛ - 130, предназначено для обеспечения электроэнергией летательных аппаратов постоянным током напряжениями 28,5 и 24-48 В; переменным однофазным током для питания бортовой сети напряжением 120 В с тремя фиксированными частотами 400, 650 и 900 Гц ; переменным трехфазным током напряжением 208 В частотой 400 Гц.
Установка ЭГУ-3 состоит из трех основных гидросистем и пневмооборудования, предназначенного для проверки и поддавливания гидросистем летательных аппаратов, проверки герметичности кабин, шлангов и зарядки сжатым воздухом пневматиков колес.
Средства обеспечения летательных аппаратов сжатыми газами.
Средства обеспечения бортовых систем летательных аппаратов сжатыми газами делятся на добывающие и заправочные. На аэродромах при обслуживании авиационной техники используются в основном заправочные средства.
2.2 Средства заправки кислородом.
Средства заправки кислородом бортовых систем смонтированы на автомобилях, в отдельных случаях используются кислородные баллоны.
АКЗС предназначены для зарядки бортовых кислородных систем летательных аппаратов газообразным медицинским кислородом как методом перепуска, так и с помощью дожимающего компрессора. АКЗС состоят из баллонной части, в которую помещается батарея кислородных баллонов, и компрессорной части, где расположены компрессор и щит управления с осушительной аппаратурой. Кислородные станции АКЗС-40, АКЗС-60, АКЗС-75 работают по одному принципу. Станция АКЗС-75 имеет 15 баллонов по 50 л на шасси автомобиля ЗИЛ-131. Для заправки бортовых систем летательных аппаратов используется унифицированная газо-зарядная станция УГЗС-1, которая предназначена для заправки газообразным азотом, воздухом и кислородом до давления 350 кгс/см2.
Станции УГЗС-1 по своему назначению делятся на три вида: для заправки азотом - УГЗС-А-131 с желтой полосой на борту кузова и надписью «Азот», для заправки воздухом - УГЗС-В-131 с красной полосой на борту и надписью «Сухой сжатый воздух», для заправки кислородом - УГЗС-К-131 с голубой полосой и надписью «Кислород». Оборудование станции смонтировано на шасси автомобиля ЗИЛ-131. Станция, так же как и выше описанные, имеет в кузове два отсека: баллонный и компрессорный. В баллонном отсеке размещены 18 баллонов АБ-350. Баллоны АБ-350 общей вместимостью 720 л объединены в три группы по шесть штук.
Для транспортирования и хранения жидкого медицинского кислорода и азота, а также для заправки ими систем летательных аппаратов предназначен агрегат ТРЖК-2У - транспортный резервуар жидкого кислорода вместимостью 1155л.
2.3Средства заправки воздухом
На технических позициях и в зонах рассредоточения используется централизованный заправщик воздухом (ЦЗВ). Комплект ЦЗВ транспортируется на двух автомобилях ЗИЛ-130 и трех прицепах 217-4.
Сборно-разборный комплект системы централизованной заправки летательных аппаратов сжатым и осушенным воздухом состоит из двух серийных воздухозаправщиков ВЗ-20-350, разъемной воздушной коммуникации высокого давления общей длиной 510 м и 12 раздаточных колонок с заправочными шлангами высокого и низкого давления.
Каждый воздухозаправщик имеет 20 транспортных баллонов АБ-350 по 40 л с рабочим давлением 35 МПа (350 кгс/см2), соединенных в пять групп. Централизованный заправщик воздухом обеспечивает одновременную заправку 12 летательных аппаратов до давления 22 МПа. Общее время заправки одного летательного аппарата с учетом подготовительных работ составляет 3-4 мин.
Для заправки воздухом используется самоходная станция УКС-400В-131 - унифицированная компрессорная станция с рабочим давлением до 40 МПа на шасси автомобиля ЗИЛ-131.
2.4 Средства кондиционирования и подогрева воздуха.
Для обеспечения нормальной жизнедеятельности летного экипажа, одетого в высотное спец снаряжение, создания нормальных температур в кабинах летательных аппаратов и отсеках специального оборудования применяются наземные кондиционеры воздуха.
Аэродромный подвижной кондиционер АПК-1711 смонтирован на доработанном шасси ГАЗ-51А. Получение необходимой температуры воздуха достигается взаимодействием фреоновой и воздушной систем. Температура воздуха на выходе для охлаждения летом +10 ... +25 градусов С, зимой - до +80 градусов С.
Для создания необходимых условий летного составу, одетому в высотное снаряжение, во время перевозок в районе аэродрома, а также при дежурстве в кабинах летательных аппаратов и в салонах кондиционера используется аэродромный многоцелевой кондиционер АМК-24 (56-13) с салоном СЛ-4 на базе автомобиля ЗИЛ-131.
Для подогрева двигателей и кабин летательных аппаратов применяются моторные подогреватели. Унифицированный моторный УМП-131 разогревает воздух до температуры 130 градусов. В нем в качестве топлива используется керосин Т-1 или ТС-1. Моторные подогреватели МПМ-85 и МП-44БМ-смонтированы на трехколесной тележке.
Проверка технического состояния СНО ОП, качества подготовки их к применению, кондиционности горючего, масла, специальных жидкостей и газов, а также проверка правильности и своевременности заполнения технической документации осуществляется должностными лицами атч. При положительных результатах проверки средств и заправленных в них компонентов должностные лица атч заполняют и подписывают соответствующую техническую документацию с разрешением подачи средств к ВС (формуляр, журнал учета работы установки, путевой лист, паспорт или контрольный талон).
Допуск СНО ОП к заправке, зарядке и проверке бортовых систем ВС производится должностными лицами ИАС авиационных частей после проведения аэродромного контроля.
Проверку паспортных данных, качества и пригодности кислорода проводят начальник автомобильной и электрогазовой службы атч и начальник медицинской службы авиационной части.
Бортовые кислородные системы независимо от их назначения заряжают только медицинским кислородом.