Кислородные маски и защитные шлемы
Кислородные маски (КМ) предназначаются для подачи воздуха обогащенного кислородом, к дыхательным путям человека, а также для изолирования дыхательных путей от окружающей среды. В системах кислородного питания находят применение маски следующих типов.
Кислородная маска открытого типа. Применяется в системах кислородного питания, использующих непрерывную подачу кислорода, и рассчитана на пользование до высоты 8 км. На высотахполета более 8 кмэта маска не обеспечивает необходимой величины парциального давления кислорода из-за подсоса в полость маски атмосферного воздуха. (КМ-15).
Кислородная маска полузакрытого типа. В настоящее время в системах непрерывной подачи кислородаиспользуются маски с приемником кислорода и губчатым клапаном выдоха .
Применение маски полузакрытого типа дало возможность значительноувеличить во вдыхаемом воздухе процентное содержание кислорода и уменьшить его бесполезный расход. (КМ-19)
Кислородная маска закрытого типа. Она используется в кислородных системах прерывной подачи кислорода и обеспечивает подачу кислорода под давлением, не превышающим давления окружающей среды, применяется до высоты 12 км. (КМ-16).
Кислородная маска закрытого типа с компенсированным клапаном выдоха.Для подачи кислорода к дыхательным путям под избыточным давлением (до 75 мм рт. ст.)по сравнению с давлением окружающей среды используется маска с компенсированным клапаном выдоха и компенсатором натяга. (КМ-32, КМ-34).
Кислородная маска КМ-34 (рис. 2.1) предназначена для изоляции органов дыхания от окружающей среды и обеспечения питания летчика кислородом поступающим от кислородного прибора КП-52М, а также совместно с опущенным светофильтром шлема ЗШ-5А маска защищает лицо летчика от встречного потока воздуха при катапультировании.
Каркас 6 маски представляет жесткую незамкнутую оболочку из стеклопластика, в которой размещается резиновый корпус 8. Клапан вдоха вмонтирован в корпус с правой стороны. Трубка 14 компенсатора натяга и радиожгут 11 крепятся к корпусу с левой стороны. Один конец тесьмы 7 крепления маски закреплен на хомуте с левой стороны каркаса, а другой конец вставлен в регулировочную пряжку 16. На тесьме установлены два ригеля 18 замков крепления маски. Когда ригель вставлен в корпус замка, зубцы ригеля входят в зацепление с зубчатыми рейками в корпусе замка и крепят маску к защитному шлему ЗШ-5А. Микрофон ДЭМШ-1А вмонтирован в корпус с левой стороны.
Маска КМ-34 изготавливается пяти размеров.
Кислородная маска КМ-34 работает в зависимости от высоты полета, с избыточным давлением и без избыточного давления. На высоте до 10 км в разгерметизированной кабине маска работает без избыточного давления. В момент вдоха, когда в маске создается разрежение, клапан вдоха открывается и воздух, обогащенный кислородом, поступает в маску. На высоте более 10 км включается непрерывная подача кислорода и создается избыточное давление в маске, в зависимости от высоты полета, в компенсаторе натяга и под мембраной клапана выхода.
При наличии в маске избыточного давления обтюратор резинового корпуса маски прижимается этим давлением к лицу, обеспечивая необходимую герметичность прилегания маски. Размещенный в затылочной части шлема компенсатор натяга при этом увеличивается в объеме, сжимает корпус шлема назад и плотнее прижимает маску к лицу.
Защитный шлем ЗШ-5А (рис. 2.2) с кислородной маской КМ-34 является составной частью высотного снаряжения и обеспечивает в комплекте с кислородным оборудованием необходимые жизненные условия и работоспособность при выполнении высотных полетов. Шлем защищает голову от травм при ударах о конструкцию и оборудование кабины, от действия воздушного потока при катапультировании, защищает глаза от воздействия солнечных и прожекторных лучей и обеспечивает двухстороннюю радиосвязь и шумозаглушение.
Основным конструктивным элементом шлема является каска 1, изготовленная из стеклопластика. Телефонные наушники 28 установлены на регулировочные кронштейны. Компенсатор 6 натяга маски представляет собой резиновую камеру в матерчатом чехле. От камеры отходит резиновая трубка 16 с байонетной муфтой для подсоединения к трубке маски. Компенсатор своей тесьмой 10 крепится к внутренней поверхности шлема с помощью двух лямок 8 с регулировочными пряжками 7.
Светофильтр 5 изготовлен из дымчатого органического стекла, На стекле, справа и слева, имеются кронштейны, которые установлены на осях вращения, закрепленных на каске 1. Правая ось вращения входит в отверстие кронштейна. На левом кронштейне установлена рукоятка 14 управления светофильтром с подпружиненным фиксатором. Светофильтр может устанавливаться вручную в одно из трех положений: верхнее, среднее и нижнее. На внешней поверхности шлема закреплен пиромеханизм 13 для автоматического опускания светофильтра.
В корпусе пиромеханизма установлены пиропатроны с электрозапалами, электроколодка 11, шток 15 и рукоятка управления пиромеханизмом 14. Эта рукоятка жестко соединена со штоком пиромеханизма.
Трубка вентиляции шлема приклеена к внутренней поверхности каски. Она соединена с клапаном вдоха и обеспечивает подачу воздуха (кислорода) для дыхания, обдува-лица и шеи летчика, а также для обдува смотрового стекла.
При катапультировании светофильтр автоматически опускается в нижнее положение. При подаче электросигнала на катапультирование электрический импульс посылается на электрозапалы, размещенные в пиромеханизмe защитного шлема. Электрозапалы срабатывают, газы, расширяясь, давят на шток и вытягивают его из паза кулачка. Под действием взведенной спиральной пружины кулачок опускает светофильтр из любого положения в крайнее нижние. Шлем ЗШ-5М изготавливается двух размеров.
Защитные шлемы ЗШ-7 (рис. 2.3) различных модификаций обеспечивают работу летчика с системой Щ-ЗУМ, позволяя закрепить на каске быстросъемный блок нашлемного визирного устройства (НВУ), который создает в поле зрения летчика коллимированную в бесконечность светящуюся марку и регистрирует положение шлема в пространстве. Одной из модификаций шлема является шлем, который имеет каску и светофильтр, обладающие противоосколочной стойкостью. Защитные шлемы ЗШ-7 эксплуатируются с кислородными масками КМ-34Д и КМ-35.
Основным конструктивным элементом шлема является каска 1, изготовленная из стеклопластика. По всему контуру обреза каска обклеена резиновой окантовкой. В теменной части на каске сделаны пять окантованных металлическими шайбами отверстий 2 для уменьшения аэродинамических сил при катапультировании. На внутренней поверхности каски в передней части шлема установлен кожух. Он защищает от повреждений светофильтр 4, расположенный между каской и кожухом. На стекле светофильтра справа и слева закреплены кронштейны, которые надеты на оси вращения светофильтра, смонтированные на кожухе. На левом кронштейне светофильтра установлен упор подпружиненная рукоятка 7 для опускания и поднятия светофильтра и фиксации его в верхнем и нижнем положении. В передней части каски крепится кронштейн 9 для НВУ.
Компенсатор натяга установлен в затылочной области шлема. Он представляет собой камеру из прорезиненной ткани. От камеры отходит трубка компенсатора натяга 6 со штуцером для подсоединения к трубке компенсирующей камеры высотно-компенсирующего костюма типа ВКК-15 или к штуцеру боковой трубки 7 на корпусе кислородной маски.
В состав шлема входят: ларингофоны, шерстяной подшлемник, который надевается под шлем в холодное время, и хлопчатобумажный подшлемник. защитный шлем ЗШ-7 имеет три размера: малый, средний, большой.