Сосуд для слива воды и чая ЧАЮЙ, ра- зогрева посуды — ШУЙСИ
Чтобы во время чаепития можно было сог- реть и омыть чашки, вылить избыток воды, высыпать спитую заварку, используют сосуд с завернутыми внутрь краями. В зависимос- ти от того, какую функцию этого сосуда счи- тают определяющей, его называют чаюй или шуйси.
Чашка для чая ЧАБЭЙ, ПИНМИНБЭЙДля того чтобы выпить чай, нужна чашка. За долгую историю форма чашки менялась
не раз, Чашки эволюционировали от прос- тейших глиняных и до глиняных же, но произведений искусства; от первых фарфо- ровых до таких, глядя на которые, многие не могут поверить, что это сделали челове- ческие руки.
Чайная доска ЧАБАНЬ, чайный поднос ЧАПАНЬ
В китайской традиции очень тонко использу- ют различные подставки. Чайник или чашка, любой предмет, поставленный на подставку, производит другое впечатление, по-другому резонирует с нашим восприятием. Если сое- динить в единую конструкцию подставку ча- юй и чачи, получится то, что называют ча- пань или чабань.
Чашка для вдыхания аромата ВЭНСЯН- БЭЙ
В особых чайных действиях, таких, как чаепи- тие гунфуча, смысл которого — воспроизведе- ние естественной последовательности от «не- бесного» к «земному», используются особые чашки. Их высокая и продолговатая (с различ- ными вариациями) форма, с точки зрения ки- тайской традиции, соответствует «небесному» и наиболее подходит для полного восприятия аромата.
Подставка для пары, блюдце ЧАТОУ
Мы уже касались влияния на восприятие подставок и умения китайской традиции пра- вильно их использовать. Использование подс- тавки для чайной пары не только представля- ет чашки в другом свете, но и объединяет их в единое целое. Можно сказать, что такая простая вещь, как подставка, выполняет уди- вительно значимую функцию, демонстрируя неразрывное единство Инь и Ян.
«Коробочка» для знакомства с чаем ЧАХЭ
Для внимательного чаепития необходим пред- варительный настрой. Он создается и в «риту- але» первоначального знакомства с чаем. Для того чтобы чай удобно было рассмотреть, пот- рогать, послушать, пересыпать в чайник, ис- пользуют особый сосуд. Чаще всего он делает- ся в форме чашки, слегка вытянутой по одной оси, с отверстием для высыпания в чайник. Но возможны некоторые вариации, не слишком сильно меняющие внешний вид и функцио- нальность.
Чашка с крышкой ТАЙВАНЬ
В различных областях Китая можно встретить людей, использующих для чаепития чашку особой конструкции. Она состоит из подстав- ки, самой чашки и крышки. Нужно отметить, что чашки могут быть разных размеров, подс- тавки разной формы, но у всех есть одна осо- бенность — крышка и чашка ВСЕГДА имеют небольшой зазор. Подобная конструкция дает возможность использовать гайвань и как чай- ник, и как чайник и чашку в одной конструк- ции. Через зазор настой разливается по чаш- кам, через зазор же чай пьется в одиночку.
Чайная кисточка ЯНХУБИление, сколько магический предмет. Чтобы чайник и чашки были чистыми, При помощи кисточки мы ухаживаем без подтеков, применяется чайная кис- за чайником, насыщая его своим вни- точка. Однако, по большому счету, это манием, превращаем в чудесный сосуд не столько гигиеническое приспособ- для тонких превращении.
Полотенце ЧАЦЗИНЬ или чайная тря- почка ЧАБУ
Чтобы все вокруг было чисто, нигде не было подтеков и капель, используется чайная тря- почка. Однако когда мы проводим особые чайные действия, чаще всего применяется несколько тряпочек — одна для ритуальнос- ти, другие для чистоты.
Шаг 1. Готовим необходимую под- ходящую чайную утварь, гайвань, чашу справедливости и другие предметы.
Шаг 3. Берем крышку и пропус- каем через кипяток внутри чашки, неторопливо вращая. Назначение этого действия — прогревание крышечки и омовение.
Шаг 2. Кипяток наливаем в фар- форовую гайвань для «омовения» и прогревания чашки.
Шаг 4. Наливаем кипяток из гай- вани в гундаобэй, назначение этой операции — аналогичное.
Шаг 5. Переливаем горячую воду из гундаобэй в маленькие фарфо- ровые чашки (сяобэй) с той же целью.
Шаг 6. Чайной ложкой (чачи) кладем чайный лист внутрь гайва- ни. Не следует класть лишнего.
Шаг7. Наливаем кипяток, остыв- ший до +80 °С, в гайвань до край- него верхнего уровня.
Шаг9. Наливаем горячую воду (+80 °С) в гайвань, доводя уровень воды по внутренней стенке вплоть до верхнего края.
Шаг11. Крышку поворачиваем рукой, перемещая с внешней сто- роны образовавшуюся пену в чай, при этом чайный настой легонько перемешивается.
Шаг8. Гайвань с находящимся внутри чайным настоем, получен- ным в результате первой заварки, переворачиваем и выливаем в большую чайную тарелку (чаюй), так как данный настой не пьется. Назначение этой операции —
«омовение» чайного листа.
Шаг10. Из прогревшихся чашечек выливаем горячую воду в чаюй.
Шаг12. В среднем чай заварива- ется от 1 до 3 минут. После этого настой переливается в гундаобэй.
Шаг13. Настой чая переливается из гундаобэй в чабэй. Наслажда- емся цветом настоя и затем выпи- ваем чай. Возможно дальнейшее неоднократное заваривание чая по изложенным выше рекомендациям.
Описание варки чая по методу Лу Юя взято из перевода Чжэнь Toy (1857—-1920).
Чжэнь Гоу пишет в своей статье: «Способ варки чая утерян уже давно. Мужи, себя величающие изысканными, несомненно, в большинстве своем увлекаются чаем, но довольствуются тем, что за- варивают водой свежие листья и пьют, как есть. Нет ныне людей, которые понимают толк в варке чая, о которой говорится в «Чайном каноне» и «Записях о чае». Как-то раз, по случаю закупив и начав варить чай, со временем я осознал, что древние варили чай для об- ретения настоящего вкуса чая. А когда потомки лишь заваривают чай, разве это не то же самое, что есть кожуру от груш семьи Юань?»
1. Выбор чая для варки
Чжэнь Гоу пишет, что среди чаев для вар- ки приоритет принадлежит Би Ло Чуню из Сучжоу. Если его трудно достать, то пой- дет ханчжоусский Тянь Чи («Небесный пруд»). Несколько хуже Лун Цзин. «Сре- ди чаев — Шао Цу («Толстые кончики») горы Цзе — превосходны, но я их не встречал. Далее следует изумрудный лю- аньский чай. Что касается чаев Уинь, Цзюнь Шань, Мэн Дин, знаю их только по названиям. Древние всегда мололи и прес- совали чай, как нынешний Пуэр, но так теряется истинная суть чая. Наши совре- менники только сушат на огне, не разма- лывая, в чем превосходят древних. Конеч- но, при этом необходимы соответствующие способ сбора и режим сушки, иначе не проявится вкус чая».
2. Способ варки
У Су Дунпо (Су Ши, 1037-1101г.г.) есть строки:
... Время «крабьих глаз» уже прошло,
«рыбьи глаза» появились.
Вот-вот поднимется гул, зашумит ве- тер в соснах...
В этих словах точно схвачен тончай- ший секрет варки чая. В общем и целом, главное в варке чая целиком и полностью сводится к «ожиданию кипятка». Заливают воду в чайник, закладывают древесный уголь в печь и полагаются на силу мехов. В это время махание опахалом нельзя ос- танавливать ни на секунду. Дожидаются появления на поверхности маленьких пу- зырьков, это и есть «крабьи глаза». После становится слышен тихий звук, значит,
«зашумел ветер в соснах». Когда только появились «крабьи глаза», вычерпывают из чайника один-два черпака воды, а с нас- туплением времени «шума ветра в соснах» заливают ее обратно, останавливая таким образом кипение. Затем опускают чай, 2 цяня (10 грамм) листьев на чайник, вме- щающий половину шэна воды. Чуть пого- дя, вода закипает снова, и когда она начи- нает бурлить, чай готов.
Но за этим моментом уследить труд- нее всего. Перестояв, чай станет старым, что означает, что аромат уже ушел, а вода потемнела и помутнела. Если же не досто- ит, то останется незрелым, это означает, что аромат еще не проявился, цвет воды еще слабый, раствор ненасыщенный. И в том, и в другом случае правила приготовления не соблюдены. А если они не соблюдены, то весь труд идет насмарку, ничего поправить уже невозможно.
Варка чая, хотя и «незначительное занятие», секрет ее трудно передать на сло- вах. Если относиться к ней легкомысленно, ничему не научишься. Только когда впере- ди длинный день без забот, на сердце по- кой, руки не заняты, и вдруг приходит мысль о чае, тогда ставь печь, разжигай огонь и начинай плавно махать опахалом, расслабленно прислушиваясь к флейте чая, и чай этот непременно будет превосходен.
Собираясь варить чай, всегда прежде промой листья в теплой воде, чтобы уда- лить грязь и пыль. Чай следует отмерять точно, используя черпак подходящего раз- мера, чтобы за один раз набрать чая столь- ко, сколько нужно, в зависимости от коли- чества воды.
При варке чая следует всячески из- бегать огня с сажей и копотью. Лу Юй на- зывает его «чайным чертом». Лучше всего подходит уголь из древесины со, с которой предварительно содрана кора. Загрузив печь, следует с начала до конца махать опахалом без единой остановки. Если же останавливаться, то результат не будет со- вершенным.
Сваренный чай доставляет несказан- ную радость. Если день благоприятен и хорош, рядом двое-трое близких друзей, сердца который беззаботны и руки празд- ны, а разговор не иссякает и не надоедает, тогда можно прибегнуть к древнему мето- ду, чтобы поддержать прекрасное состоя- ние. Если же опутан мирскими заботами, люди разглагольствуют, перебивая друг друга, и чистоты уже нет, лучше подож- дать другого момента.
Предлагаемый способ традиционного китайского чаепития отличает минимальность атрибутики. Чайные инструменты просты и функциональны, с их помощью можно быстро и вкусно заварить любой китайский чай. Мож- но сказать, что это широко распространенный в настоящее время в Китае и на Тайване способ приготовления чая.
Так как производители и продавцы чайной утвари уделяют большое внимания товарообороту, они продают посуду и чацзюй в одном наборе, что- бы любитель чая купил сервиз в комплекте с инструментом и заварил чай!
Подготовка атрибутики, чая и воды
Разогрев чайника
Наливаем кипяток внутрь чайника (чаху), заполняя его доверху.
Наливание воды
Вода, прогревшая чайник, выли- вается в чахай, а оттуда — по чашкам.
Засыпка чая
Процесс заполнения чайника сухим чайным листом — красивое и утончѐнное действо. Перед высыпанием в чайное горлышко вставляется воронка. Только после этого перемещаем чайный лист внутрь чайника, помогая себе небольшой деревянной лопаточкой
Заливка воды
Доведенная до кипения вода наливается в чайник до уровня горлышка, немного переливаясь через край. Чайник аккуратно накрывается крышкой, избытки воды выливаются через носик. Пока чай заваривается, красиво выливаем воду из чашек в поднос.
Разливание по чашечкам
Чай из «чайного моря» разливается по чашечкам до уровня 4/5.
Предложение чая
Гостям предлагается взять чашечки и попробовать чай. Чай дегустиру- ется небольшими порциями, осу-
Выливание чая
Сосуд для приготовленного чайного настоя (чахай — «море чая») в тайваньском наречии называется
«чаша справедливости» (гундаобэй). Это другое название «чайного моря», гениально отражающее суть его использования. Каким ни быть талантливым мастеру заваривания чая, невозможно угодить противоположным крайностям.
Кому-то чай покажется слишком пресным, а кому-то — густым. Поэтому рекомендуется чайный настой вначале готовить некрепкий, выливать его из чайника в «чашу справедливости». Уже потом по желанию гостей можно и подольше настаивать.
шенные до дна чашечки ставятся либо обратно на чайный поднос, либо на стол.