Развлечения и аттракционы в воде
1. « Чехарда». Глубина по пояс. Играющие становятся в колон-ну по одному на расстоянии 2 м друг от друга. Стоящий последним перепрыгивает через игрока, стоящего впереди, а под следующего ныряет.
2. «Корзина»(глубина по грудь). 4—5 играющих, держась за руки, образуют круг. Это «корзина». В 1,5—2 м от «корзины» становятся попарно, держась за руки, 4 игрока. Пятый ложится сверху им на руки, на грудь. По команде четверо подбрасывают лежащего вперед-вверх, а он должен нырнуть в «корзину».
3. « Тир на воде». На расстоянии 10 м на воде лежит неподвижный предмет. Играющие по очереди бросают в него камешками. Выигрывает тот, кто из 10 брошенных камешков будет иметь большее количество попаданий.
4. «Кто сильнее».Двое играющих, захватив друг друга ногами, гребут руками в противоположные стороны, стараясь увлечь за собой противника.
5. «Перетяни вводу». Играющие, разбившись на пары, сидят на плечах друг у друга (как при «бое всадников»). Расстояние между парами — 2—3 м. У верхних в руках веревка. Перетягивая веревку, они стараются стащить друг друга в воду.
6. «Гонка вмешках» (глубина по грудь). Двое соревнующихся залезают ногами в мешки и завязывают их на поясе веревкой. По команде каждый плывет, стараясь первым пройти заданное расстояние.
7. «Борьба»(глубина по пояс). Играющие соревнуются в парах. Делая захваты за руки, голову, плечи и подставляя ногу, противники стараются заставить один другого окунуться в воду с головой.
8. «Достань первым»(глубина по грудь). Два игрока стоят боком друг к другу, держась за руки. Ступни их ног соприкасаются. По сигналу каждый из игроков тянет за руку другого, стараясь первым достать со дна предмет. Побеждает тот, кому это удается сделать первым.
9. «Столкни с круга».Два участника, сидя на спасательных кругах, подплывают друг к другу и стараются столкнуть один другого в воду. Проигрывает тот, кто первым свалится с круга в воду.
Необходимо заранее оговорить условия борьбы.
10. «Подводнаялодка». Проскользив под водой на спине, пловец поднимает одну ногу вверх и в таком положении, делая гребковые движения руками, всплывает на поверхность.
11. «Мачта».Лежа на воде в положении на спине, пловец делает движения руками, стараясь гнать воду под себя. Приняв устойчивое положение, он поднимает ноги из воды и, выпрямляя, ставит их как мачту.
12. «Винт».В скольжении на груди пловец резким движением поворачивается на спину и снова возвращается в положение на грудь, стараясь при этом сохранить горизонтальное положение.
13. «Змея».Пловцы, построившись в колонну в воде, доходящей им до подбородка, держат друг друга за пояс. Участвует несколько команд с количеством участников в команде не более четырех. Последний участник команды касается борта бассейна.
По сигналу пловцы принимают в воде горизонтальное положение и, не отпуская своих партнеров, проплывают заданное расстояние (брассом), работая только ногами, за исключением направляющего, который может работать и руками. Результат оценивается по порядку прихода команд на финиш; можно за соответствующие занятые места начислять очки. Если команда разрывает цепочку, то из полученных очков можно вычитать столько, сколько участников осталось в оторванной цепочке (начисляя, к примеру, за 1-е место — 10 очков, за 2-е — 9 и т. д.).
Возможен и другой вариант: команда продолжает движение к финишу лишь в том случае, если игроки (участники) держатся друг за друга, как это предусмотрено условиями соревнования.
Допустимы и прочие варианты. 14. «Великан».Участвующие делятся на пары, и каждая пара получает по доске, которую пловцы в воде удерживают следующим образом: первый кладет на доску ноги, зацепляясь за нее ступнями, второй держится за доску руками. Первый плывет, работая руками, второй — ногами. Перед началом следует указать, каким стилем плывут участники соревнования.
Участвует несколько пар. Выигрывает та пара, которая быстрее всех преодолеет заданное расстояние. Возможны и другие варианты соревнования:
а) один — на груди, другой — на спине;
б) несколько досок в одной команде, порядок взаимодей
ствия такой же;
в) можно участников распределить на заплывы и фиксиро
вать время каждого заплыва;
г) взять большую доску и подобрать 4 участников (более
сложное задание).
15. «Соревнование плавающих досок».Для проведения игры необходимы несколько одинаковых досок.
Каждую доску в воде толкают два, три, четыре и более пловцов.
В соревнованиях участвует несколько таких команд. По сигналу участники стартуют в заданном направлении. Выигрывает команда, которая первой доставит свою доску к финишу.
16. «Кроль винтом». Плывя способом кроль на груди, пловец под гребок одной рукой переворачивается на спину, а под гребок другой — на грудь И т. д.
17. «Волчок». Плывя на спине, пловец прижимает ноги к подбородку, а стопы выводит на поверхность воды. Производя плавательные движения руками под себя, он быстро вращается в одну сторону.
18. «Котел». Участники становятся в круг и захватывают друг друга за плечи. По команде ложатся на спину, ногами к центру, и начинают работать ногами способом кроль.
19. «Цепочка». Участвуют две команды (красные и синие). Каждая из них делится на две половины, и все игроки получают порядковые номера. Четные номера красных и нечетные номера синих строятся в колонну так, чтобы каждый игрок был между двумя игроками команды противника. При построении необходимо соблюдать порядок номеров. Нечетные номера красных и четные номера синих строятся в другую такую же колонну. В колоннах играющие держат друг друга за пояс (в каждой колонне должно быть не менее восьми играющих).
По сигналу направляющий колонны старается коснуться замыкающего своей же колонны. Если ему это удастся, он переходит в хвост колонны и становится замыкающим. Таким образом игра продолжается до тех пор, пока колонна не вернется к своему первоначальному построению, то есть пока первый направляющий вновь не займет свое первое место. Продолжительность игры планируется из расчета 30 с на одного играющего.
Выигрывает команда, быстрее выполнившая задание. Можно разыгрывать очки, ограничив игру строгим временным интервалом. Возможны и другие варианты.
20. «Кто быстрее?» Участвуют две команды. Они располагают
ся на бортике бассейна, желательно напротив друг друга.
Участники садятся на бортик, можно — в упор присев.
По сигналу замыкающие каждой колонны ударяют рукой по плечу сидящего перед ними, затем сами прыгают в воду (произвольно). Следующий проделывает то же самое и т. д.
Побеждают команды, игроки которой быстрее выполнят это задание.
Примечание.
Если размеры плавательного бассейна небольшие (скажем, трехдорожеч-ный), эту эстафету можно провести, располагая участников на противоположных продольных бортиках.
21. «Кто быстрее?»
На поверхности воды разбрасывается несколько разноцветных плавающих игрушек.
Кто быстрее их соберет по сигналу и доставит на бортик. Такую же игру (или соревнование) можно провести среди нескольких участвующих команд.
22. «Проплывание между ногами партнера и построение в ко
лонну» .
Организация. Участвуют несколько команд, все пловцы которых имеют порядковые номера. Команды выстраиваются в колонны на бортике бассейна. Напротив каждой команды на воде, в наиболее глубоком месте бассейна, стоит пловец — «заграждение». По сигналу первые номера ныряют в воду и, двигаясь под водой, проплывают между ногами своего товарища — «заграждение» своей команды, а затем занимают место непосредственно за ним и поднимают руку, что служит сигналом к старту следующего участника. Все пловцы проделывают то же самое. Выигрывает команда, первой построившаяся в воде в колонну.
23. «Кто скорее найдет?»
Преподаватель забрасывает в воду какой-либо предмет с таким расчетом, чтобы он упал на глубину не более 1 м. По команде: «Кто скорее найдет?» преподаватель вместе с участником вбегает в воду, и они начинают искать предмет. Вариант: участник один вбегает в воду; фиксируется время. Вариант: соревнование провЬдится в парах.
24. «Пленные».
Каждая из двух участвующих команд образует круг, все играющие получают порядковые номера. Они держат друг друга за руки. Каждая команда выделяет трех пленных, которые становятся в середину круга команды противника. Продолжительность игры ограничивается одной минутой. Каждый игрок, которому удастся вырваться из круга, приносит своей команде одно очко. К концу игры все участники должны обязательно по одному разу побывать пленными. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Варианты игры:
а) участники стоят в круге неподвижно;
б) участники перемещаются в заданном направлении.
25. «Ястреб в воде».
Участники строятся в воде в шеренгу спиной к борту бассейна. У каждого за пояс плавок заткнут платок. Посередине бассейна на поверхности держатся три пловца. По сигналу пловцы принимают старт и переплывают бассейн, стараясь, чтобы один из трех, находящихся в середине участников (ястребов), не выхватил у них платок. Если ястребу это удалось, пловцы меняются местами, и игра продолжается. Возобновляется она только по сигналу.
Победителями игры становятся участники, которым на протяжении нескольких попыток удалось сохранить платок.
26. «Бегза кладом».
Две участвующие команды становятся спиной к борту бассейна и лицом друг к другу.
По сигналу все играющие как можно быстрее устремляются к середине бассейна, где они должны достать со дна различные предметы, разбросанные руководителем (желательно не более пяти). Предметы бросают одновременно с подачей сигнала о старте. Каждый предмет оценивается определенным количеством очков, обратно пропорциональным его величине (например, самый маленький предмет (монета) получает наибольшее количество очков). Выполняется несколько попыток.
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Методы обучения
При обучении используются основные методы: словесные, наглядные, практические.
Словесныеметоды. Метод играет ведущую роль в педагогическом процессе. Постановка задач обучения, объяснение учебного материала, методические указания, замечания, объяснение ошибок, оценка деятельности учащихся, способы организации коллектива занимающихся и т. д. — в основе этих процессов — слово.
Слово необходимо для описания предмета обучения, которым чаще всего становится сущность того или иного движения.
Известно, что процесс обучения имеет три составляющие:
— формирование знанияо предмете изучения, предмете преподавания;
— трансформация знания в предмет преподавания;
— превращение знания самим учащимся в предмет учения.Во всех случаях словолежит в основе формирования образа
предстоящего двигательного действия.
В существующих современных концепциях обучения двигательному действию обучающемуся предлагается устная или письменная инструкция, на основе которой формируется ООД. Она включает в себя: . — задачу обучения;
— сущность двигательной задачи;
— описание способов ее решения;
— перечень основных опорных точек (ООТ) и описание ощу
щений, возникающих при правильном выполнении;
— описание возможных ошибок и способов их устранения.
Обучаемый многократно проговаривает вслух инструкцию,
особенно ощущения при выполнении движения, и лишь после того, как запомнит ее, делает попытку практического выполнения. С этой точки зрения на каждое движение в плавании, имеющее вполне самостоятельное значение, должен существовать «словесный портрет», который в процессе обучения уточняется, дополняется и корректируется.
Психологический образ есть отражение объективной реальности и одновременно — важнейшее звено в системе регуляции действий человека. Образ предметен: он отнесен к существующим, вне зависимости от сознания, предметам, которые составляют его содержание; он субъективен по форме. Формирование образа — активный процесс, в ходе которого осуществляется все более полное и глубокое «вычерпывание» информации из окружающей действительности.
Основными уровнями образного отражения являются сенсорно-перцептивный и представленческий; в него включаются также вербально-логические процессы, играющие существенную роль в контроле и интеграции сенсорных данных.
В практике плавания часто используются образные выражения. По-настоящему образным объяснение может быть лишь в том случае, если оно опирается на предшествующий опыт обучаемого. Мастерство педагога, тренера заключается в том, чтобы найти сходные, знакомые занимающимся черты между заданием и их двигательным опытом. Используются, например, такие выражения:
«Держите ногу, как балерина»;
«Рука входит в воду жестко, как нож в масло»;
«Выполняя захват, представьте, что перед вами лежит бревно и вы пытаетесь обхватить его руками»;
«Туловище лежит на воде ровно, как будто вы проглотили лом»;
«Взяли больше, положили дальше»;
«Голова неподвижна настолько, что если на лоб поставить стакан с водой, не прольется ни капли»;
«Представьте, что вы вылезаете из трубы: не выйдет, если оставить локти внизу» и т. д.
Занятия в бассейне проходят в условиях повышенного шума, возникающего при выполнении упражнений в плавании: плеск воды, эхо и др. Это затрудняет восприятие команд и указаний преподавателя, тем более что уши занимающихся закрыты резиновыми шапочками, поэтому речь преподавателя должна быть кратка, точна, выразительна.
Слово играет важнейшую роль не только в работе с новичками и юными спортсменами, но и в спортивной тренировке высококвалифицированных спортсменов-пловцов. Так, в одном из оригинальных исследований (Т.Г. Меньшуткина и др., 1989),проведенных с группой мастеров спорта и мастеров спорта международного класса, использовались следующие двигательные установки для выполнения поворота:
— обычный вариант выполнения;
— с толчком от стенки в положении на груди;
— с толчком в положении на спине;
— подплывание и вход в поворот на максимальной скорости;
— выполнение вращения в плотной группировке;
— мощный толчок от стенки бассейна;
— максимально быстрый толчок от стенки бассейна;
— длинный выход после толчка со скольжением в обтекаемом положении;
— короткое скольжение и ранний выход на поверхность воды.
Регистрировалось время прохождения 15-метрового отрезка,
традиционно, как это делается в плавании.
Результаты при выполнении всех 9 поворотов оказались разными. Любопытно, что ни у одного из спортсменов обычный вариант поворота не вошел в число лучших. Это убедительно показывает важность двигательной установки.
Наглядные методы.Зрительный анализатор играет важнейшую роль не только в жизнедеятельности организма вообще, но и при организации и управлении движениями, в частности. Значительная часть информации из окружающей среды поступает через зрительный анализатор.
К наглядным методам обучения относятся: демонстрация техники плавания или отдельного упражнения, использование
наглядных пособий, схем, диаграмм, таблиц, кинограмм, учебных фильмов, видеозаписей.
Наглядные методы способствуют дополнению, уточнению, коррекции образа двигательного действия; с их помощью активно формируется образ.
Наглядные методы обучения могут широко использоваться в теоретической подготовке школьников и юных спортсменов.
Демонстрация целого движения и его отдельных частей (показ) на воде может быть выполнена лучшими спортсменами-пловцами как в начале изучения, так и непосредственно в процессе него. Показ может выполняться замедленно, с выделением отдельных, главных частей движения; с остановкой и т. д.
Показ всегда должен быть представлен в отличном исполнении.
Реже, но все же может быть использован показ ошибок.
Однако, чтобы воспроизвести движение, недостаточно его просто увидеть даже в самом хорошем исполнении: требуются объяснения, комментарии, которые помогут понять суть движения, облегчат его освоение, поэтому наглядные и словесные методы обучения зачастую используются вместе.
Для формирования двигательных представлений применяются как традиционные, так и специально разработанные методы (подходы) целенаправленного воздействия на сознание занимающихся. Так, к примеру, выполняются упражнения с использованием средств дополнительной информации: задается шаг; для этого вдоль плавательной дорожки бассейна на глубине 70—100см натягивается канат, размеченный рисками разного цвета, соответствующими задаваемому для каждого пловца шагу; используются специальные очки для выключения зрительного анализатора. Примером нетрадиционного воздействия может быть использование программной установки: с ее помощью можно вести звуковую трансляцию и демонстрировать изображение. Содержание занжгий в определенной последовательности записано на видеопленку. Как показывает практика использования программных установок, обучение при этом идет более эффективно.
К числу наглядных методов обучения относятся специальные условные сигналы и жесты. Они успешно используются многими педагогами, а сами занимающиеся быстро к ним привыкают.
Метод упражненияотносится к числу основных практических методов.
При обучении плаванию используются специальные физические упражнения, приходится многократно выполнять каж-
дое упражнение, сначала разучивая отдельные элементы, затем соединяя их в целостные движения и, наконец, в способ плавания. Неоднократные выполнения упражнений для освоения, закрепления техники плавания и совершенствования в ней способствуют развитию опорно-двигательного аппарата занимающихся, совершенствованию процессов управления движениями, развитию физических качеств.
С помощью метода упражнений задается необходимая нагрузка при обучении плаванию и в спортивной тренировке. С помощью упражнений осуществляется и необходимый отдых.
Различают метод строго регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод.
Метод строго регламентированного упражнения.Методами этого типа деятельность занимающихся организуется и регулируется с возможно полной регламентацией, включающей следующее:
— твердо предписанную программу движений (заранее обусловленные состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);
— возможно точное нормирование нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнения, а также нормирование интервалов отдыха и строго установленное их чередование с нагрузками;
— создание или использование внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся (построение и распределение группы на местах занятий, использование вспомогательных снарядов, тренажеров и других технических устройств, способствующих выполнению учебных заданий, дозированию нагрузки, контролю за ее воздействием и т. д.).
Смысл такой регламентации понятен: обеспечить оптимальные условия для освоения новых двигательных умений, навыков и (или) гарантировать точное направленное воздействие на развитие физических качеств.
Методы строго регламентированного воздействия имеют множество конкретных вариантов, выбор которых зависит от содержания занятий, этапов обучения и т. д. Примером данного метода в плавании является целостно-раздельный метод обучения спортивным способам плавания, технике прикладного плавания. В процессе совершенствования двигательных навыков и воспитания физических качеств аналогичные по методическому смыслу подходы воплощаются в методах двух типов: методах избирательно-направленного воздействия (упражнения), методах сопряженного упражнения; по признаку стандартиза-
ции или вариативности действий — методах стандартно-повторного упражнения и методах вариативного упражнения. Эти и многие другие методы широко известны в практике спортивной тренировки в плавании.
Игровой метод.Игровой метод — это не обязательно какая-либо подвижная или спортивная игра (к примеру, водное поло); в принципе, он может быть применен на любом материале, любых физических упражненях, если соответствует определенным признакам, характеризующим этот метод. Такими признаками являются: отсутствие жесткой регламентации действий, вероятностные условия их выполнения, широкие возможности для проявления самостоятельности и творческих начал, сюжет-но-ролевая основа. Разумеется, метод не исключает точного педагогического управления, оно лишь усложняется и приобретает особые формы. Метод используется даже не столько на начальном этапе обучения, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях.
Соревновательный метод.Соревнование имеет большое значение как способ организации и стимулирования деятельности пловца. Соревнование — всегда противоречие, это соперничество, состязание, борьба за первенство или за высокое достижение.
Любые соревнования сопровождаются высокой эмоциональной окраской, высоким уровнем функциональной активности организма.
Соревновательный метод характеризуется унификацией требований. Это напрямую отражено в постоянно существующих и видоизменяющихся правилах соревнований.
Исключительно велико значение метода для воспитания морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативности, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладания* самоотверженности и т. д. Вместе с тем метод может способствовать и закреплению отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т. д.). Он оправдывает себя только в том случае, когда есть высококвалифицированное педагогическое руководство.
Методы тренировки
Равномерный метод.Предусматривает непрерывное продолжительное плавание. Метод используется на протяжении всех периодов тренировки, помогает выработать экономичную тех-
нику движений, осуществлять чередование нагрузки и расслабления работающих мышц. Несмотря на то что применение метода требует огромных энергетических затрат и продолжительного времени для тренировки, он достаточно эффективен.
ЧСС при выполнении упражнений — 140—150 уд/мин.
Переменный метод—предусматривает чередование нагрузок разной интенсивности. Это чередование может быть ритмичным (одинаковые периоды работы повышенной интенсивности чередуются с одинаковыми периодами работы пониженной интенсивности) или аритмичным. Разновидностью аритмичного чередования является так называемый «фартлек» («играскоростей»).
Интервальный метод— это многократное повторение работы «порциями». Время, затрачиваемое пловцом на преодоление рабочего отрезка и паузы между отрезками, может быть задано строго и достаточно произвольно, это имеет определенные организационные преимущества; однако его недостаток — монотонность, поэтому в ряде случаев его следует применять очень осторожно, особенно в работе с начинающими пловцами.
Повторный метод.Предусматривает проплывание серии отрезков от 15 до 200м с максимальной, субмаксимальной и реже — с большой интенсивностью. Скорость преодоления отрезков — соревновательная или выше соревновательной. Паузы отдыха сравнительно продолжительные.
Комбинированный метод.Имеет элементы вышеперечисленных методов.
Контрольно-соревновательный метод.Предусматривает прохождение на время с соревновательной скоростью основной соревновательной дистанции или контрольного отрезка. .
Глава VI
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
И ТРЕНИРОВКИ В ПЛАВАНИИ
Хорошая организация учебно-спортивной работы — важнейшее условие учебного и тренировочного процесса.
«Плавать раньше, чем ходить»
В настоящее время становится широко распространенным девиз: «Плавать раньше, чем ходить». Стали появляться группы по обучению детей первого года жизни плаванию при детских поликлиниках, в до-школьных учреждениях. Определенная часть родителей обучает малышей в домашних условиях. Вместе с тем возникает целый ряд сложностей, связанных с особенностями плавания в данном возрасте.
Начинать занятия рекомендуется не позднее чем с трехнедельного возраста. Это обусловлено тем, что к данному возрасту не успевает угаснуть врожденный плавательный рефлекс.
Если ребенок здоров и есть разрешение врача (а с ним нужно обязательно посоветоваться), можно приступать к занятиям, которые должны проводиться 5—6 раз в неделю.
Домашнюю ванну перед началом занятий надо тщательно подготовить. Для этого ванная комната проветривается, сама ванна обрабатывается дезинфицирующими моющими средствами, щеткой, дважды ополаскивается горячей водой. Дезинфицируются также все игрушки и инвентарь, который будет необходим для проведения занятия. Температура воды в ванне не должна быть ниже 37° и выше 39°С. Температуру на протяжении всего занятия необходимо поддерживать на данном уровне, осторожно подливая горячей воды. Вода должна быть абсолютно чистой и пригодной для питья. Такая вода не будет опасной при попадании ее в глаза и уши ребенка.
Занятия лучше проводить в одни и те же часы. Они строятся таким образом, чтобы каждый урок плавания вызывал у ребенка положительные эмоции: радость, удовольствие, заинтересованность в пребывании в воде. В то же время нужно быть очень осторожным, чтобы не вызвать отрицательных эмоций — стра-
ха, плача, капризов и прочего — в таком состоянии занятие проводить не следует.
Во время занятий с ребенком следует постоянно разговаривать, ласково с любовью повторять поощрительные слова: «Молодец!», «Какойхороший мальчик!..» (девочка), «Гребиручками... Двигай ножками!..» и т. д.
Еще лучше, если во время занятия будет звучать тихая мелодия.
На протяжении всего сеанса следует наблюдать за состоянием ребенка, не допускать перегрузок и переохлаждения. Признаками утомления могут быть: вялость в движениях, нежелание выполнять упражнения, капризы, плач и т. д. При появлении гусиной кожи, озноба, синевы кожных покровов нужно немедленно прекратить занятие.
В течение всего периода обучения, а он продолжается один год, необходимо систематически показывать ребенка врачу.
Для проведения занятий нужны:
— песочные часы;
— термометр;
— кувшин, ведерко или ковш;
— разноцветные плавающие игрушки;
— яркие тонущие игрушки;
— вспомогательные надувные нарукавники;
— чепчик с вшитыми пенопластовыми кубиками и двумя длинными тесемками.
Перед началом плавания ребенку рекомендуется сделать легкий массаж и малоинтенсивные гимнастические упражнения. При выполнении массажа в основном применяются приемы поглаживания и растирания поверхности тела, легкие разминания мышц. После такой разминки, перед началом водной процедуры, надо дать ребенку возможность отдохнуть одну-две минуты.
Курс обучения, как правило, рассчитан на весь первый год жизни ребенка.
В течение первого месяца выполняются упражнения с поддержками: покачивания, проводки, погружения.
Поддержки выполняются следующим образом.
Первая поддержка — «солдатиком». Уложив ребенка на спину, левую ладонь подвести под затылок малыша, правой рукой обхватить область таза. В таком положении удобно выполнять покачивания, переводя ребенка из горизонтального положения в вертикальное и наоборот.
Вторая поддержка — «двойной замок». Ребенок находится в положении на спине. Обе ладони подводятся под спину ма-
лыша, большие пальцы рук, как замком, обхватывают сверху плечи ребенка. В таком положении удобно проводить покачивания в стороны.
Третий способ поддержки — «двойной замок с поддержкой под грудь и подбородок». Ребенок находится в положении на груди. Положить ребенка лицом к себе, подвести ладони под его грудь, большими пальцами захватить сверху плечи и верхнюю часть спины, подбородок малыша поместить на свои запястья. В таком положении удобно выполнять покачивания — вниз-вверх, а также боковые.
На первых пяти занятиях выполняются самые простые проводки и покачивания. На следующих пяти занятиях проводки и покачивания усложняются: выполняются «восьмерки», «зигзаги», «винты» и т.д.
После десятого занятия используется толчковый рефлекс: ребенка подводят к краю ванны таким образом, чтобы его стопы оказались на бортике, а ноги согнутыми в коленных суставах. Ребенок сам должен оттолкнуться от бортика ванны и немного проскользить.
Примерно с 15-го занятия используется поддержка «ложка»: ладонь одной руки, сложенной «ложкой», подводится под затылок ребенка, находящегося в положении на спине. Как можно заметить, опора немного уменьшается. В дальнейшем поддержку можно выполнять пальцами, постепенно уменьшая их количество.
Примерно в это же время используется и другая поддержка — «дугой». Четыре сомкнутых пальца левой руки и отведенный большой палец образуют изгиб, на который укладывается и слегка приподнимается подбородок ребенка.
От занятия к занятию продолжительность проводок увеличивается.
С 20-го занятия можно приступать к выполнению погружений. У детей грудного возраста есть еще врожденная способность к задержке дыхания, потому кратковременное окунание вовсе не опасно: наоборот, оно будет стимулировать активные плавательные движения руками и ногами.
В дальнейшем на протяжении двух месяцев выполняются проводки, погружения и скольжения. Продолжительность занятий увеличивается до 40 мин, температура воды может быть снижена уже до 34°С. Время поддержки постепенно уменьшается, сама помощь становится минимальной, на 2—5 с ребенка уже можно оставлять без поддержки, постепенно увеличивая время самостоятельного плавания. Проводки усиливаются,
вслед за ними — скольжения на груди и на спине. Проводки и скольжения чередуются с погружениями в воду. Лучше выполнять погружение под команду: «Раз! Два! Три!!!». Таким образом хорошо формируется обычный условный рефлекс, готовность ребенка к погружению. Если же он пока еще не испытывает большого желания выполнить погружение, не стоит торопиться, лучше продолжать проводки, скольжения и увеличивать время самостоятельного плавания ребенка, оставляя его без поддержки уже до 30 с и более, при этом стараться, чтобы во время самостоятельного нахождения в воде (плавания) ребенок сохранял положение горизонтальной плавучести. Если тонут ноги, можно легким толчковым движением помочь им всплыть; если же тонет голова, то можно воспользоваться чепчиком с пенопластовыми нашивками или обычными лямками (вожжами). Это удобно не только для ребенка, но и для взрослых: не нужно наклоняться над ванной и долго находиться в таком положении.
В возрасте 3,5—4 месяцев можно уже приступать к освоению движений ногами. Для этого прежде всего необходимо использовать естественные движения ребенка; в крайнем случае взять его за стопы и активно помогать выполнять движения. Движения ногами можно сочетать с активной проводкой, дальнейшим скольжением.
Не следует торопиться, если что-то не получается у ребенка. Терпеливо и очень настойчиво нужно осваивать каждое последующее задание. Следует учитывать, что плавание способствует не только совершенствованию двигательных способностей ребенка, но еще и закаливанию детского организма, оказывает разнообразные психологические воздействия.
Если ребенок нормально развивается и не болеет, можно продолжить освоение плавательных навыков. В возрасте с 4 до 6 месяцев основное внимание уделяется движениям ногами.
Когда ребеноку исполнится полгода — он уже пловец со стажем, — последующие два-три месяца можно уделить совершенствованию изучаемых двигательных навыков, играм и развлечениям, ходьбе. Он еще не может держаться вертикально на суше, но в воде — в условиях гипогравитации —может свободно совершать свои первые шагательные движения. Для того чтобы ребенок увереннее делал это, поперек ванны кладется гладкая обструганная доска, за которую малыш всегда может свободно зацепиться. Первое время ребенка можно поддерживать за голову, под плечи, за обе руки. В дальнейшем помощь становится нужной все меньше и меньше. Сначала он держится за одну руку, потом — за большой надувной предмет. В дальнейшем навыку
ходьбы могут способствовать гребковые движения руками, а уверенным движениям в воде — резиновый круг. В возрасте 7—8 месяцев можно включать в программу плавания различные игры.
В дальнейшем, когда возраст ребенка приближается к году, следует особенно разнообразить движения в воде, поскольку для него исчезает привлекательность новизны плавания, появляется много разнообразных и новых двигательных навыков на суше: уже в полгода он ползает, сидит, стоит, приседает и прыгает на месте, начинает ходить. Родители с интересом начинают следить за успехами ребенка на суше, теряя интерес к занятиям в воде, а это снижает закаливающий э