Игры и эстафеты, способствующие закреплению необходимых навыков
1. «Стой крепко». Занимающиеся разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу, держась за правые руки под водой и подняв левые руки вверх. По сигналу они пытаются
сдвинуть друг друга с места и свалить в воду. Проигрывает тот, кто дотронется до воды левой рукой или головой.
2. «Бой всадников». Играющие разбиваются на пары. Один са
дится на плечи другому. Сидящие на плечах — «всадни
ки» — стараются стащить друг друга в воду.
3. «Чехарда».Занимающиеся становятся в колонну по одно-
, му на расстоянии 1—2 м друг от друга и наклоняются впе
ред. Последний в колонне игрок перепрыгивает через каж
дого стоящего впереди, затем становится первым и т. д.
4. «Слушай сигнал». Играющие образуют круг, став на расстоянии 1—2 м друг от друга. Двигаясь по кругу, они должны по условному сигналу преподавателя выполнить соответствующее упражнение: поплавок, скольжение, кувырок и др.
5. «Кто сильнее?»Играющие разбиваются на пары. В каждой паре двое играющих становятся лицом друг к другу и, взявшись за руки, пытаются стянуть или столкнуть друг друга с места. Кому это удастся, тот считается победителем.
6. «Перетягивание».Двое играющих или две команды, взявшись за веревку или палку, пытаются перетянуть друг друга на свою сторону.
7. «Переправа «раненого».Занимающиеся делятся на тройки. По сигналу двое сцепляют руки и сажают на них третьего. Чья тройка быстрее выполнит задание?
8. «С донесением вплавь».Соревнующиеся плывут любым способом на определенное расстояние, держа в руке «донесение» — шапочку или другой предмет. Выигрывают участники, не замочившие «донесение» и приплывшие первыми.
9. «Чей рекорд?»Все занимающиеся одновременно соревнуются в плавании на скорость в полной координации движений. Можно провести соревнование в виде эстафеты.
10. «Тоннель». Играющие становятся в колонну по одному, расставив ноги пошире. Направляющий поворачивается ко всем лицом и, оттолкнувшись от дна, проныривает у них между ногами и становится последним, то же повторяет второй и т. д. Можно проводить игру как соревнование между двумя командами. Побеждает команда, все игроки которой раньше закончат проныривание.
11. «Кто сделает меньше гребков?»Надо проплыть дистанцию любым стилем с движениями одними руками с наименьшим количеством гребков.
12. «Эстафета с выбыванием».По команде играющие плывут до противоположного бортика. Тот, кто приплывет последним, выбывает из игры и т. д. Плыть можно всеми стилями,
с предметами, с движениями одними руками или одними ногами.
13. «Кто быстрее?»Плавание на скорость кролем на груди и на
спине, брассом с доской и без доски спомощью одних ног на
определенное расстояние по команде учителя.
То же с помощью одних рук.
14. «Мой рекорд»Плавание на скорость в полной координации кролем на груди, на спине, брассом на заданное расстояние.
15. «Фонтан».Играющие встают в круг и берутся за руки. По команде все ложатся на спину, вытянув ноги в середину круга, и цоддерживая себя гребковыми движениями руками около тела, выполняют движения ногами кролем на спине, расплываясь в разные стороны.
16. «Доставь раненого на берег».Играющие встают в пары. По команде они плывут на условленное расстояние, транспортируя лежащего без движения «раненого». Плыть можно любым способом. Выигрывает участник, приплывший первым и ни разу не выпустивший из рук раненого.
На финише пловец и «раненый» меняются ролями.
17. «Летающий дельфин». Стоя на дне, согнуть колени, оттолк*-
нуться и, выбросив руки вперед, выпрыгнуть из воды вверх,
быстро сложиться и снова войти в воду, стараясь, чтобы ноги
в этот момент были перпендикулярны поверхности воды.
Снова встать на дно и повторить прыжок. Когда прыжок бу
дет освоен, можно дать занимающимся задание: кто сделает
прыжок большее количество раз; то же, но выпрыгивая из
воды спиной.
18. «Гусеница».Играющие становятся друг за другом в колонну по одному. Затем ложатся на воду на спину или грудь и каждый захватывает ногами за поясницу находящегося сзади. По сигналу «гусеница» начинает плыть вперед; все одновременно выполняют движения кролем (на спине или на груди) сначала правой рукой, потом левой. Замыкающий «гусеницу» работает ногами кролем. Если «гусеница» плывет брассом, то играющие держат друг друга за поясницу руками. Первый плывет брассом в полной координации, а все остальные выполняют одновременные движения ногами.
19. «Можно — нельзя». Вигре дети закрепляют знания правил поведения на воде. Педагог называет действие, дети определяют его дозволенность. Например, купаться в панамке — нельзя, толкать товарища в воде — нельзя, нырять по команде — можно, подныривать под бортик — нельзя и т. д.
20. «Лягушки и аисты». Играющие разделяются попарно на две группы — «лягушки» и «аисты». Обе группы выстраиваются в шеренги лицом друг к другу на расстоянии 20 м. По команде преподавателя «лягушки» и «аисты» одновременно начинают плыть навстречу друг другу (к средней линии) с помощью одних ног: «лягушки» — брассом на груди, а «аисты» — кролем на груди. Если «аист» первым пересекает среднюю линию, то «лягушка» останавливается, не доплывая до «аиста», а если «лягушка» первой достигнет средней линии, то останавливается «аист». Выигрывает та команда («аисты» и «лягушки»), в которой больше игроков пересекли среднюю линию.
21. «Бабочки».Играющие выстраиваются в одну шеренгу намелком месте бассейна (водоема) на расстоянии 1,5—2 м друг от друга. По команде преподавателя: «Бабочки полетели!» игроки наклоняются вперед и быстро идут по дну, выполняя гребковые движения руками, как при плавании дельфином. По второй команде: «Бабочки прилетели!» все игроки немедленно останавливаются. Выигрывает тот, кто, пролетев наибольшее расстояние, правильно выполнял гребковые движения руками.
22. «Кто проплывет дальше всех, не становясь ногами на дно?»
23.Отталкивание с последующим скольжением на груди и на
спине. Кто дальше проскользит?
Игры с мячом
1. «Борьба за мяч».Участники делятся на две команды. У одной из них легкий мяч или камера. Игроки этой команды, плавая в любых направлениях, перебрасывают мяч друг другу. Игроки второй команды стараются перехватить у них мяч.
2. «Волейбол вводе»мИграющие, лежа на воде, располагаются по кругу и передают друг другу легкий мяч ударами одной или двумя руками. Надо стараться не становиться на дно.
3. «Мяч своему капитану».Занимающиеся делятся на две команды и располагаются в разных концах бассейна. У каждой команды — капитан, который принимает участие в игре, стоя на противоположном от команды бортике бассейна. По сигналу игроки обеих команд стремятся завладеть мячом, находящимся в центре поля, и, перебрасывая его одной или двумя руками, отдать в руки своему капитану. Выигрывает команда, которой удалось сделать это большее количество раз.
4. « Салки с мячом». Играющие произвольно перемещаются по всему бассейну. Один из них — водящий — плавает смячом, стараясь попасть им в кого-либо из играющих. Тот, кого заденет мячом, становится на место водящего, и игра продолжается.
5. « Гонки мячей». Играющие становятся парами и берут в руки по мячу. По команде преподавателя плывут кролем на груди с высоко поднятой головой и гонят мяч (головой и руками) впереди себя. Выигрывает тот, кто быстрее всех проплывет условленное расстояние и не потеряет мяч.
6. «Водное поло».Занимающиеся делятся на две команды. Первая занимает линию поля с одной стороны, вторая — с другой. У каждой команды за спиной ворота. Преподаватель выбрасывает мяч на середину поля. Игроки быстро плывут к центру, стараясь завладеть мячом и бросить его в ворота противника. Выигрывает команда, забросившая мячв ворота противника большее количество раз.
Игра продолжается 3—5 мин.
7. «Мяч ввоздухе». Участники игры делятся на две команды, которые располагаются одна против другой, став в две шеренги на расстоянии 1 м. Преподаватель подбрасывает мяч" между ними, играющие стараются завладеть им и не отдать сопернику. Мяч не должен касаться воды. Проигравшей считается команда, по вине которой мяч упадет на воду.
8. «Брось мяч в круг».Занимающиеся делятся на две команды, которые становятся напротив обруча. Надо бросить мяч в обруч. Попадание дает очко. Побеждает команда, набравшая больше очков. То же можно выполнить, бросая мяч капитану.
9. «Кто дальше бросит мяч?»Участники игры бросают мяч вдаль. Победитель определяется по дальности броска. Можно провести игру, соревнуясь в том, кто дальше бросит мяч.
10. «Эстафета с мячом».Игроки разбиваются на две команды и строятся в колонны на расстоянии вытянутых рук. Мяч передается назад между ногами, затем вперед над головой. Побеждает команда, которая первой возвратит мяч на место. Во втором варианте, разбившись на команды, играющие соревнуются в том, чья команда быстрее прибежит, припрыгает, приплывет, держа мяч на голове, в руках, между ногами и иначе.
11. «Погоня за мячом».Двое играющих становятся на берегу
с мячами в руках лицом к воде. По первому сигналу каж
дый бросает свой мяч так, чтобы он упал в воду возможно
дальше от берега напротив противника. По второму сигналу соревнующиеся прыгают в воду, каждый плывет к мячу, брошенному противником, и с мячом возвращается на берег. Выигрывает тот, кто с мячом быстрее окажется на берегу. Игроки бросают мяч одновременно, находясь на одной линии. 12. «Мяч за линию».Поле игры размечается 4 вехами, между которыми натянуты веревки или канаты с поплавками, образующими прямоугольник 8 х 16 или 10 х 20 м. Игроки делятся на две команды. Команды располагаются на коротких линиях прямоугольника. По сигналу мяч выбрасывается на середину, игроки быстро плывут к нему, стараясь им завладеть. Игра длится 5 мин. Выигрывает команда, забросившая мяч большее количество раз. Не разрешается топить друг друга, держать мяч более 3 с и переплывать за линию противника. При нарушении правил мяч передается команде противника.