Элементарные передвижения в воде
Они служат началом адаптации к водной среде и в данном случае выступают как форма взаимоотношений с водной средой. Через движения и в движениях ребенок знакомится с элементарными свойствами воды. Движения помогут адаптировать сенсорику занимающихся. Вот некоторые из упражнений.
1. Ходьба в различных направлениях, с различным темпом, с различной скоростью, индивидуально и в группе, с разными положениями рук. Элементы ходьбы используются и в различных игровых заданиях.
2. Бег в разных направлениях, с разной скоростью, индивидуально и в группе. Элементы бега используются и в игровой форме.
3. Игры.
Погружения
Упражнения этой группы позволяют продолжить решение задач адаптации к водной среде. Вот некоторые задания:
1. Умываемся. Дети заходят в воду по пояс. Стоя в воде, набирают в ладони воду, умывают лицо.
2. Достань дно рукой. Приседая, нужно достать дно рукой, при этом вольно или невольно лицо погружается в воду.
3. Под водой. Держа двумя руками мяч, опустить его на дно, выпустить из рук, поймать. Повторить несколько раз.
4. Сколько пальцев? Погрузиться в воду, сосчитать, сколько пальцев показывает товарищ.
5. Гримасы под водой. Строить гримасы под водой. Упражнение выполнять в парах: один партнер рассматривает гримасы, другой— строит.
6. Собери предметы. Собрать со дна все предметы.
7. Сядь на дно.
Всплывания и лежания
Смысл упражнений этой группы — испытать действие выталкивающей силы.
Наиболее известные упражнения из этой группы: «Медуза», «Звезда», «Поплавок».
1. «Медуза». Глубина воды — по пояс.
Выполнить глубокий вдох, задержать дыхание, наклонить голову вперед, согнуться в тазобедренных суставах, лечь на воду, свободно лежать.
2. «Поплавок». Глубина воды по пояс.
Выполняя «медузу», подтянуть колени к груди, взять подбородок на грудь, задержаться в этом положении. Спина должна показаться на поверхности.
Упражнение выполняется с задержкой дыхания на вдохе. Не должно быть никаких резких движений, необходимо принять устойчивое положение.
3. «Звезда». Глубина воды по пояс.
Сделать полный глубокий вдох, медленно лечь на воду на грудь, развести руки и ноги в стороны. Лежать. Выполнить «звезду» в положении на спине.
Упражнения на дыхание
Известно, что паттерн дыхания в воде отличен от паттерна дыхания на суше. Проблема заключается и в том, чтобы согласовать дыхание с движениями. Формировать новый дыхательный стереотип (динамический стереотип) необходимо уже на этапе знакомства с водой. Вот некоторые из предлагаемых упражнений.
1. Глубина воды по пояс.
Присев, погрузиться в воду, выдох выполнить через рот; выпрямиться, сделать вдох над поверхностью воды. Повторить задание.
2. И. п. — полунаклон в воде, подбородок лежит на поверхнос
ти воды, как на столе.
Сделать вдох, опустить лицо в воду — выдох — поднять голову — вдох... выдох... и т. д.
3. То же, что и в предыдущем задании, но вдох и выдох выполнять поворотом головы в сторону; при этом подбородок должен касаться проксимальной части плеча. Плечи стараться удерживать на месте, не раскачивать.
4. Те же задания (2,3) можно выполнять, медленно передвигаясь по дну. *
5. Могут быть использованы различные игровые задания.
Главное, на что приходится обращать внимание при выпол
нении заданий этой группы, это умение выполнять энергичный
выдох в воду, выдерживать паузу.
Чем больше заданий будет на этапе начального обучения, тем больше окажется «дыхательный» опыт.
Прыжки и спады в воду
Использование учебных прыжков ускоряет процесс освоения с водой, эмоционально окрашивает занятия, подготавливает занимающихся к освоению техники плавания.
Разучивать прыжки можно уже на первых занятиях, при этом следует предупредить детей, что, попав в воду, они должны согнуть ноги в коленях и развести руки в стороны. Это предохранит от удара о дно. К спадам в воду головой вниз рекомендуется переходить после освоения навыков скольжения.
Желательно, чтобы прыжки и спады сочетались с элементами техники плавания. Так, например, после спада в воду головой вниз целесообразно продолжить движение в скольжении, пробовать и изучать не просто спад, а требовать, чтобы он был плоским.
Если элементарные соскоки выполняются в неглубоком учебном бассейне, то более сложные прыжки — на более глубокой части или в глубоком бассейне.
Прыжки и спады могут быть включены как составляющий элемент в содержание комплексных занятий, им может быть посвящен целый отдельный урок.
Приводим примерный перечень прыжков.
Глубина примерно 120 см:
1. Соскок вниз ногами из положения сидя на бортике и одной рукой опираясь на него. В момент соскока повернуться в сторону опорной руки.
2. Соскок вниз ногами с низкого бортика из положения приседа, опираясь о бортик одной рукой.
3. Соскок вниз ногами с низкого бортика из положения приседа.
4. Как упр. 3, но из положения стоя.
5. Соскок со сгибанием ног в коленных суставах к моменту входа в воду (прыжок с брызгами).
6. Спад в воду из положения сидя на низком бортике, ноги упираются в край пенного корытца, руки вверху, голова между руками — сильно наклониться вперед, касаясь грудью коленей, выполнить спад.
7. Как упр. 6, но из положения приседа на бортике бассейна. Глубина около 180 см:
1. Соскок вниз ногами из передней стойки (с бортика бассейна) с махом руками вверх и последующим вытягиванием их вдоль тела к моменту входа в воду.
2. Соскок из передней стойки с бортика бассейна с махом руками и последующим их вытягиванием вверх к моменту входа вводу. Прыжки 1 и 2 можно выполнить с заданием прыгнуть как можно дальше. По мере освоения техники движений эти же прыжки выполняются также из задней стойки.
3. Соскок из передней стойки с шага.
4. Соскок из передней стойки с принятием группировки к моменту входа в воду (прыжок с брызгами).
5. Соскок из передней стойки с разведением рук и ног в стороны к моменту входа в воду.
6. Спад из задней стойки в положении согнувшись.
7. Спад в воду с бортика бассейна из положения стоя в наклоне вперед,руки вытянуты вперед, голова между руками; наклонившись еще больше вперед и как можно ниже, потеряв равновесие, упасть в воду (во время падения ноги в коленных суставах не сгибать и не отрывать их от опоры как можно дольше).
Это же упражнение выполняется с заданием: в момент падения оттолкнуться ногами от бортика, после входа в воду про-скользить вперед как можно дальше.
8. Как упр. 7, но из положения стоя на одной ноге, другая вытянута назад.
9. Как упр. 7, но из положения стоя в полуприседе.
10. Прыжок из полуприседа в передней стойке (руки опирают
ся о бортик бассейна) с махом руками вперед — скольжение
на дальность.
Скольжения
Смысл этих упражнений заключается в том, чтобы выработать устойчивое положение тела в воде, «почувствовать свое тело». Для этого используется серия скольжений на груди, на спине, на боку, ногами вперед, с разным положением рук и т.д. Все это позволит организму самому дифференцировать нужное положение, что особенно важно в условиях неустойчивой опоры.
Первые упражнения, которые могут быть выполнены в рамках задач настоящей группы, вероятно, должны быть отработаны на месте. Занимающемуся необходимо прежде всего зафиксировать в своем сознании исходную позу, положение, аэто — сложнейший двигательный навык. Поэтому следует начинать с упражнений на суше.Вот несколько заданий: Упр. 1. Лечь на пол в положение на спине, ноги соединить, в воде носочки оттянуть, руки вытянуть вперед, соединить ладонями вверх, голова находится между руками. Закрыть
глаза, напрячь все тело, вытянуться — запомнить ощущения от этой позы.
Упр. 2. Тоже, что и 1, но в положении на груди.
Упр. 3. То же, что и 1, но в положении на правом боку, правая рука вытянута вперед, голова лежит на руке, левая рука вдоль бедра.
То же выполнить на другом боку. Эти же упражнения можно попробовать выполнить стоя,
прижимаясь к стенке.
Вводе
Упр. 1. С помощью партнера зафиксировать исходное вытянутое положение для последующего скольжения на месте. Выполнить это сначала в положении на груди, потом — на спине.
Упр. 2. С помощью партнера принять исходное для скольжения положение, после чего партнер легким толчком сообщает телу небольшое скольжение. Стараться до полной остановки остаться в исходном положении.
Все упражнения, выполняемые в группе «скольжения», делать с двигательной установкой: «Тянуться как можно дальше вперед! Как можно дальше проскользить!»
Упр. 3. То же, что и 2, но выполнить в положении на спине.
Упр. 4, 5. Скольжение выполнять на груди и на спине, отталкиваясь ногами от дна.
Упр. 6, 7. Выполнять скольжения в положении на спине, на груди, на боку, отталкиваясь от бортика.
Упр. 8. Выполнить скольжение на груди после спада с низкого бортика.
Упр. 9. Выполнить серию скольжений на груди с разным положением рук.
Упр. 10. То же, что и 9, но на спине.
Элементы скольжения совершенствовать в игровой и соревновательной формах.
Опорные упражнения*
Известно, что эффективность гребка во многом определяется динамическим взаимодействием движителя со встречными потоками воды. Наибольшую силу тяги создают движения ногами и руками. В движениях руками, в свою очередь, две трети
* Васильев B.C., Савельева О.Ю. Методика обучения косонаправленному гребку. Плавание / Сост. Л.П. Макаренко. М., 1988. С. 69.
величины создаваемой при этом силы тяги приходится на рабочую поверхность кисти, которая является, по сути, основным движителем. Ее положение в потоке должно быть строго ориентировано, при этом возникают совершенно особые ощущения; не случайно пловцы говорят: «Надо почувствовать воду». Это значит— «почувствовать опору» .
Сориентировать кисть во время гребка в оптимальное положение по отношению к встречному потоку — сложнейший двигательный навык, которым пловец обязательно должен овладеть. С этой целью уже на начальном этапе обучения используются специальные подготовительные упражнения. )
Вот некоторые из них.
На суше
Упр. 1. И. п. — стоя у стола или сидя на гимнастической скамейке. Сгребать воображаемые крошки или песок.
Упр. 2. Стоя у вертикальной стенки, лицом к ней, одна рука вытянута вперед, средним пальцем касается стенки. «Нарисовать» на стенке сначала обычную, потом лежащую горизонтально, затем — наклонно и вертикально вытянутую «восьмерки».
Упр. 3. И. п. — стоя у стола или сидя на гимнастической скамейке, выполнять движения рукой по заданному рисунку: «волна» («змейка») с изменяющейся длиной и высотой гребня, «полувосьмерка», «дуга», «угол», «вопросительный знак».
Упр. 4. И. п. — о.с. Выполнять движения руками, подобно взмахам крыльев птицы.
Упр. 5. И. п. — о.с, руки впереди, ладони вниз, кисти соединены.
Развести руки до положения вперед-в стороны, вместе с руками ладони движутся большими пальцами вниз. После этого повернуть ладони большими пальцами вверх — сомкнуть руки.
Упр. 6. И. п. — о.с, руки впереди.
Развести руки до положения вниз-в стороны, большими пальцами назад. Повернуть ладони большими пальцами вперед — сомкнуть руки.
Упр. 7. И. п. — о.с, руки вперед-вниз, ладони наклонно, большими пальцами вперед-вниз (ладонь развернута по продольной оси тела).
Отвести руки назад до отказа, повернуть ладони большими пальцами вверх-наружу — руки в и. п.
Упр. 8. То же, что и упр. 7, но в и. п. — ладони наклонно, большими пальцами вверх-внутрь (ладонь развернута от продольной оси тела).
Упр. 9. То же, что и упр. 7, но, чтобы выполнить упражнение, нужно прежде всего согнуть руки в локтевых суставах (насчет «раз»).
Упр. 10. То же, что и 8, но на счет «раз» и во время выполнения удерживать руки согнутыми в локтевых суставах.
Упр. 11.И. п. — о.с, одна рука впереди.
Движения прямой рукой перед грудью в форме горизонтально вытянутой «восьмерки».
Упр. 12. То же, что и 11, но движение в форме вертикально вытянутой « восьмерки ».
Упр. 13.То же, но в форме наклонно вытянутой «восьмерки».
Упр. 14. Выполнить упр. 11—13, согнув руки в локтевых суставах.
Упр. 15.Выполнить упр. 11—14 одновременно обеими прямыми руками.
Упр. 16. То же, что и 15, но согнув руки в локтевых суставах.
В воде
Упр. 1. И. п. — стоя или в положении приседа, руки в стороны на поверхности воды, плоскости наклонно по направлению движения. Повороты туловища налево-направо, меняя положение плоскости.
Упр. 2. И. п. — стоя в полунаклоне.
Поочередные движения руками, как в упражнении 3 на суше.
Упр. 3. Те же движения обеими руками одновременно.
Упр. 4. И. п. — стоя или в положении приседа (глубина на уровне плечевых суставов), руки в стороны. Ходьба с движениями руками, подобными взмахам крыльев птицы.
Упр. 5. Выполнить упр. 5—16 на суше (в зависимости от глубины водоема — стоя или в положении приседа, туловище прямое).
Упр. 6. И. п. — стоя или в положении приседа, руки вытянуты вперед по направлению движения. Выполнять горизонтально вытянутые «восьмерки».
Упр. 7. И. п. — то же. Выполнять наклонно вытянутые «восьмерки».
Упр. 8. И. п. — то же. Выполнять вертикально вытянутые «восьмерки».
Упр. 9. Выполнять упражнения 6—8, но по ходу выполнения движения сгибать и разгибать руки в локтевом суставе.
Упр. 10.То же, что и 9, но изменять темп движений, амплитуду, длину «восьмерок».
Упр. 11.Выполняя горизонтальные «восьмерки», попытаться оторвать ноги ото дна, согнуть ноги, оказаться, таким образом, в безопорном положении («сижу на стуле»).
Упр. 12. И. п. — «сижу на стуле».
Выполнять горизонтальные «восьмерки», передвигаясь спиной вперед.
Упр. 13.И. п. — «сижу на стуле».
Энергично выполнять наклонные или вытянутые «восьмерки», продвигаясь ногами вперед.
Упр. 14.И. п. — «сижу на стуле».
Выпрямиться, лежать на спине, выполняя горизонтально вытянутые «восьмерки» у бедер, немного продвигаясь вперед; при этом регулировать амплитуду, темп движений, угол сгибания рук, величину прилагаемых усилий.
Упр. 15.Выполнить упражнение «Поплавок», приподнять рот к поверхности воды, удерживать это положение. Дыхание задержано или произвольно.
Упр. 16. И. п. — стоя спиной к бортику, выполнить положение «поплавка», поставить стопы на стенку, лицо опущено в воду, дыхание задержано.
Вытянуть обе руки вперед и одновременно выполнять горизонтально вытянутые «восьмерки». Стараться сохранить положение группировки и оставить стопы «приклеенными» к стенке бортика.
Упр. 17.И. п. — «поплавок у стенки».
Удерживая стопы на стенке, принять положение растянутой группировки — полностью выпрямиться — снова принять положение группировки и т.д. Регулировать положение движениями рук в форме горизонтальных «восьмерок».
Упр. 18.Стоя лицом к бортику, выполнить «поплавок», поставить стопы на стенку, затылок лежит на воде. Выполнять одновременные движения двумя руками в форме наклонных и вертикальных « восьмерок », сохраняя группировку и стопы «приклеенными» к стенке.
Упр. 19. Выполнить упр. 17 в положении «поплавок на спине».
Упр. 20.То же, что и упр. 16, но приподнять голову и держать рот у поверхности воды.
Общая физическая подготовка
Физическая подготовка пловца на суше направлена на укрепление здоровья, овладение прикладными навыками, повышение функциональных возможностей спортсмена и уровня его работоспособности, развитие физических качеств. В процессе выполнения упражнений на суше закладывается фундамент необходимой разносторонней подготовленности, на основе которого в дальнейшем удается добиться высокого уровня специальной подготовленности и высоких спортивных результатов.
Используются следующие упражнения:
— строевые;
— гимнастические без предметов; —на дыхание;
—на расслабление;
—на гимнастической стенке;
—на гимнастической скамейке;
— силовые в парах;
—с набивными мячами;
—с гантелями;
—с гимнастическими палками;
—с резиновыми амортизаторами;
— акробатические: группировки, перекаты, стойки, кувыр
ки и т.д.;
—из других видов спорта: лыжи, кросс, гребля, преодоление препятствий, многоборье и т.д.; —со штангой; —на гибкость;
— лазанье по канату, по шесту;
— ходьба, бег;
— прыжки и метания;
— подвижные игры;
— спортивные игры.