Мотивация к достижению высоких результатов
Высокие спортивные результаты невозможны без мотива-ции достижений. Мотив – это побуждение к деятельности, свя-занное с удовлетворением определённой потребности. Спор-тивный результат – это предмет гордости легкоатлета. Такая гордость движет его деятельностью.
Спортивная деятельность отличается достаточно широким и разнообразным кругом мотивации, из которого наиболее ха-рактерным для достижения победы служит альтернативная мотивация. Термин «альтернативная» означает возможность выбора. Наиболее распространенная альтернатива – это моти-вация достижения успеха или мотивация избегания неудачи, имеются также и другие альтернативные подходы.
Например, оперативно-тактическая альтернативная мо-тивация связана с выбором состава используемых действий и приёмов в ходе спортивного поединка.
В целом определяется степенью альтернативности между уровнями притязаний и самооценкой.
Нормативно-этическая альтернативная мотивация связа-на с морально-нравственным аспектом соревновательной дея-тельности, с тем, что принято относить к нормам спортивной этики. Она выражается в отношении спортсмена к положению, правилам и условиям проведения соревнований и проявляется в соответствующих формах поведения по отношению к против-нику, судьям, зрителям и другим участникам соревнований.
Притязательно-оценочная альтернативная мотивация свя-зана с целеполаганием, которое выражается в виде уровня при-тязаний и самооценки, предполагающей сознательный выбор действий, посредством которых спортсмен стремится достичь намеченного результата.
В основе такой мотивации – выбор средств достижения цели и альтернатива между целью и способами её достижения, определяемыми правилами соревнований.
3.7.4. Средства и методы психической подготовки
По цели применения средства и методы психической под-готовки делятся на мобилизующие; коррегирующие («поправ-ляющие»); релаксирующие («расслабляющие»).
На выбор конкретных средств и методов существенное влияние оказывают фактор времени, место соревнования, социально-психологический климат в команде, индивидуаль-ные особенности спортсмена.
Мобилизующие средства и методы направлены на повыше-ние «психического тонуса», формирование установки на актив-ную интеллектуальную и моторную деятельность спортсмена. Сюда относятся такие вербальные средства, как самоприказы, убеждения; такие психорегулирующие упражнения, как «психо-регулирующая тренировка» (вариант «мобилизация»), упраж-нения на концентрацию; такие логические воздействия, как воз-буждающий вариант акупунктуры, возбуждающий массаж.
Корригирующиесредстваотносятсяккатегориивербальных и носят форму гетеровоздействия. Ими могут быть различные варианты сублимации (мысли спортсмена о возможном исходе соревнования вытесняются в направлении оценки собственных технико-тактических действий), способы изменения целепола-гания, приём «рационализация» (когда спортсмену объясняют механизм начавшегося стресса, что делает его менее опасным).
Релаксирующие средства должны снижать уровень воз-буждения спортсмена и облегчать процесс психического и фи-зического восстановления. В качестве примеров можно назвать ПРТ (вариант «успокоение»), «прогрессивную релаксацию» (последовательное напряжение и расслабление мышц), «паузы психорегуляции», успокаивающий массаж.
Значительный раздел средств психической подготовки составляют приёмы произвольной саморегуляции, которые входят в любую из названных групп. По инструменту они представляют собой убеждение, самовнушение (самоприказ); двигательные и дыхательные упражнения; использование ме-ханизмов представления и воображения (например, с помощью средств идеомоторной и ментальной тренировки).
Произвольная саморегуляция в спорте как бы «наслаива-ется» на непроизвольную и, будучи регуляцией более высокого порядка, усиливает её и позволяет снять эффект отрицатель-ных последствий непроизвольной адаптации к экстремальным условиям соревнований.
Произвольная психическая саморегуляция – это процесс, направленный на более активное и целесообразное поведение и деятельность в процессе подготовки и участия в соревновани-ях, преодоление возникающих при этом помех и трудностей.
Весь процесс овладения психорегулирущими воздействия-ми делится на несколько этапов: 1) этап образования спортсме-нов, когда они знакомятся с сущностью процесса саморегуляции и ее методикой; 2) этап обучения, когда специалист-психиатр, психолог или тренер проводит занятия по овладению приёма-ми саморегуляции; 3) этап тренировки, когда спортсмены са-мостоятельно используют саморегуляцию на тренировках и со-ревнованиях.
Указанные средства воздействия, если исключить вариант аутогенной формы, могут применяться как психологом, так и тренером. Думается, что второй вариант более желателен, т.к. тренер не может уходить от проблем психической подготовки спортсменов и перекладывать их решение на психолога.