Список обязательного набора диагностической аппаратуры
Электрокардиограф одноканальный.
Компьютер персональный.
Ультразвуковая диагностическая система.
Спироэргографический комплекс.
Калипер.
Электрокардиогнаф 6-канальный.
Лактат-анализатор.
Аппаратура для скрининг клинико-биохимических ме-тодов исследования крови и мочи.
Весы медицинские.
Аппаратура для электростимуляционной миографии.
Секундомеры.
Аппараты для измерения АД.
Фонендоскопы.
Велоэргометры.
Тредбан.
Унифицированный набор программ для компьютера.
Антропометр.
Развитие силы легкоатлета
Для развития абсолютной силы легкоатлетов наиболее эф-фективными по темпам прироста считаются возрастные пе-риоды с 14 до 17 лет. Этот возраст совпадает с этапами углу-бленной тренировки в избранном виде спорта и спортивного совершенствования.
Главными задачами силовой подготовки юных спортсменов являются укрепление мышц всего двигательного аппарата, вос-питание умения проявлять усилия динамического и статическо-го характера в различных условиях. Вместе с тем следует уделять определенное внимание силовым упражнениям, позволяющим избирательно воздействовать на отдельные группы мышц, кото-рые имеют важное значение в избранном виде легкой атлетики. К ним относятся упражнения, сходные по структуре и характе-ру проявления нервно-мышечных усилий с основным (соревно-вательным) упражнением, а также упражнения, направленные на развитие мышечных групп, несущих основную нагрузку при выполнении соревновательного упражнения.
Для развития мышечных групп всего двигательного ап-парата, а также отдельных мышечных групп, которые в зна-чительной мере обусловливают эффективность проявляемых спортсменом усилий, применяются динамические и статиче-ские силовые упражнения. Динамические в свою очередь под-разделяются на две группы: собственно силовые, при выполне-нии которых сила мышц, проявляемая спортсменом, возрастает главным образом за счет увеличения перемещаемой массы и, следовательно, за счет способности спортсмена к максимально-му напряжению работающих мышц (например, жим и рывок штанги; приседание с партнером на плечах или с другим отяго-щением и пр.); скоростно-силовые, при выполнении которых сила мышц, проявляемая спортсменом, возрастает в значитель-ной мере за счет ускорения, сообщаемого грузу или снаряду.
В занятиях с юношами следует стремиться к тому, чтобы дозировка упражнений со штангой и другими отягощениями возрастала очень постепенно. При этом оптимальные условия для воспитания силы создаются тогда, когда возрастает не толь-ко абсолютная величина применяемого груза, но и отношение этой величины к тому грузу, который на данном этапе трени-ровки является для юного спортсмена максимальным.
Основными методами воспитания мышечной силы у юно-шей на этапе углубленной тренировки являются следующие: метод повторного выполнения силового упражнения с отяго-щениями малого и среднего веса; метод повторного выполнения скоростно-силового упражнения (метод динамических усилий); метод повторного выполнения статического силового усилия. Относительно большой объем мышечной работы, выполняе-мый в процессе использования метода повторного выполнения силового упражнения с отягощениями малого и среднего веса приводит к интенсивному обмену веществ в организме спор-тсмена. Активизация трофических процессов положительно сказывается на развитии силы у юношей. Кроме того, при ис-пользовании этого метода устраняется опасность чрезмерного натуживания, вредного для организма юного спортсмена.
С целью более разностороннего воздействия на силовую подготовленность занимающихся и для повышения эмоциональности занятий следует использовать и такие упражнения, как парные и групповые упражнения с сопротивлением, игра «борьба за мяч», акробатические, гимнастические упражнения на снарядах и др. Положительные эмоции создают благоприят-ные условия для проявления и развития физических качеств, формирования и совершенствования двигательных навыков. Поэтому для повышения эффективности тренировочных за-нятий полезно вслед за силовыми упражнениями включать средства тренировки более динамического характера, способ-ствующие расслаблению мышечных групп, а также улучшению эмоционального состояния спортсменов (подвижные и спортив-ные игры, упражнения с набивными мячами, прыжки и др.).
С целью развития всей мускулатуры в занятиях с юношами, обучающимися на этапе спортивного совершенствования, це-лесообразно использовать примерно тот же комплекс силовых упражнений, что и в занятиях с юношами, обучающимися на этапе углубленной тренировки, но применять их в постепенно увеличивающемся объеме, при возрастающем весе отягощений. Тренировочная нагрузка регулируется путем изменения вели-чины поднимаемого веса, числа подходов и подъемов штанги в одном подходе. Учитывается и темп выполнения упражнений. Если, например, спортсмен поднимает штангу с максимальной быстротой и силой, то такая нагрузка утомляет быстрее.
Увеличение числа повторений ведет, как отмечалось выше, к развитию не столько силы, сколько силовой выносливости. Только при увеличении веса отягощения и быстроты переме-щения груза повышается степень мышечного напряжения и, следовательно, уровень развития силы. Установлено, что наи-больший прирост силы достигается путем применения упраж-нений с весом, равным 80-90% от максимального результата данного занимающегося. Поэтому необходимо знать макси-мальный результат спортсмена при выполнении того или ино-го упражнения с отягощением. Оптимальный вес отягощения увеличивается по мере возрастания максимальной силы зани-мающегося.
На начальном этапе тренировки больший эффект в разви-тии силы достигается в результате применения упражнений с малым весом. По мере роста тренированности подъем малого веса становится все менее эффективным для развития силы. Вновь возрастает он при подъеме средних весов (60-70% по от-ношению к предельному весу, который способен поднять спор-тсмен). Затем рост результатов снова замедляется. Теперь толь-ко тренировка с максимальным весом сможет стимулировать рост мышечной силы спортсмена.
Необходимость в тренировке с максимальным весом мож-но объяснить тем, что сила спортсмена, проявляемая в том или ином упражнении, зависит от степени автоматизации главной рефлекторной связи, которая обеспечивает наиболее выгодную концентрацию процессов возбуждения и торможения в раз-личных двигательных нервных центрах коры больших полу-шарий головного мозга. При прочих равных условиях отдель-ная мышца (или группа мышц) проявит большую силу в том случае, если при ее сокращении будет вовлечено наибольшее число мышечных волокон при наивысшей степени их напря-жения. Различные компоненты тренировки (вес, с которым вы-полняется упражнение, число повторений упражнения за один подход к штанге, величина отягощения) будут оказывать раз-личное влияние на характер мышечного сокращения.
Основными методами воспитания мышечной силы явля-ются методы максимальных и повторных усилий с большим отягощением. Тяжелоатлеты, как правило, применяют метод максимальных усилий (его эффективность, однако, во многом зависит от места и времени применения). Дальнейшая рацио-нализация методики силовой подготовки пойдет по пути более широкого использования сочетаний различных методов вос-питания силы.
Эффективными методами воспитания мышечной силы у спортсменов 16-19 лет являются метод повторного выполне-ния силового упражнения с отягощением среднего веса; ме-тод однократного и повторного выполнения силового упраж-нения с отягощениями околопредельного и предельного веса (метод максимальных усилий); метод повторного выполнения скоростно-силового упражнения (метод динамических уси-лий); метод повторного выполнения статического силового упражнения.
Значительное место в развитии мышечной силы в занятиях с юношами должно быть отведено методу повторного выполне-ния силового упражнения с отягощениями среднего веса. Метод однократного и повторного выполнения силового упражнения с отягощениями околопредельного и предельного веса должен дополнять работу по воспитанию мышечной силы. Хотя объем таких упражнений относительно и невелик (например, в тре-нировочных занятиях штангистов на упражнения с большим и предельным весом приходится до 30% всего веса, поднятого в занятии, они играют важную роль в тренировке юношей, спо-собствуя воспитанию способности к максимальной мобилиза-ции волевых усилий и умения вовлекать в работу все участву-ющие в движении группы мышц. Однако следует учитывать, что выполнение упражнений со штангой околопредельного и предельного веса связано с большой затратой нервной энергии, и это преждевременно приводит к общему утомлению. Чрез-мерное увеличение при подъеме штанги такого веса может при-вести к перенапряжению или даже перетренированности юных спортсменов. Считают, что оптимальный (основной) трениро-вочный вес находится в пределах 75-85% от лучшего результата штангиста.
В занятиях с юношами 16-19 лет следует все большее внимание уделять развитию тех групп мышц, которые име-ют важное значение в избранном виде спорта. При этом важ-но учитывать не только «структурное соответствие» силовых упражнений основному (соревновательному) упражнению. Некоторые специалисты переоценивают необходимость соот-ветствия тренировочных средств основному упражнению глав-ным образом по пространственно-временным характеристи-кам и векторным величинам силы и скорости движений. Этот в принципе правильный подход не исчерпывает всей проблемы соответствия тренировочных средств двигательной специфике спортивного упражнения. Здесь не учитывается в полной мере один из существенных критериев этого соответствия – режим работы мышц (Ю. В. Верхошанский, 1970).
Однако подобрать такие средства, которые одновременно давали бы высокий тренирующий эффект как по форме движе-ния, направлению усиления, так и по режиму работы мышц, не представляется реальным. Поэтому в целях развития мышеч-ной силы надо в первую очередь обращать внимание на подбор средств, адекватных основному упражнению по режиму ра-боты мышц, воспроизводимому в условиях соответствующей тренировочной нагрузки.
Силовая и гимнастическая подготовка.С ростом спор-тивных результатов значительно увеличиваются нагрузки на костно-мышечный аппарат. Перед силовой подготовкой стоит задача – повышение абсолютной и относительной силы спор-тсмена. Для этого используются упражнения с собственным весом, гантелями, тренажёрами и штангой.
Преимущество отводится средствам, дающим возмож-ность изменять интенсивность от ноля до бесконечности. Перед гимнастической подготовкой стоит задача обеспечить трансформацию (перенос) достигнутого уровня силы в двига-тельное действие, входящее в основное упражнение – прыжок или финальное усилие как отдельные элементы и связки. Для этого используются акробатические упражнения, упражнения на гимнастических снарядах и канате.
Средства, развивающие силу, подразделяются на упражне-ния, направленные на развитие верхних конечностей, мышеч-ных групп туловища и силы мышц нижних конечностей. По мере перехода на новый уровень мастерства следует обращать больше внимание на мышечные группы, принимающие непо-средственное участие в выполнении основных технических приемов, используя сопряжённый и стимулирующий методы воздействия. Основной объём силовой работы выполняется не позднее чем за 8 недель до первого старта, а стрессовая трени-ровка или ударный микроцикл – за 10 недель до первого старта. Для достижения сдвигов в силе необходимо развитие силовой выносливости, лежащей в основе повышения абсолютной силы. Развитие силовой выносливости осуществляется выполнением повторной работы с отягощениями, равными 45-55% от макси-мальных возможностей спортсмена, с дальнейшим постепен-ным увеличением веса отягощения. Количество подходов не более 3, в подходе количество повторений 7-10 раз.
Увеличение абсолютной силы осуществляется методом максимальных нагрузок – «горкой», где от подхода к подходу увеличивается вес отягощения, а число повторений уменьша-ется. Количество подходов при работе над абсолютной силой находится в пределах 3-4 раз. Количество повторений в подходе от 4 до 10.
При работе над силой используются следующие методы: повторный – вес постоянный, подъём веса 7-10 раз в подходе; смешанный – вес от подхода к подходу увеличивается на 5-10%, количество повторений уменьшается от 7 до 5 (пример: 10кг х 7раз; 15 кг х 5 раз); максимальный – вес в каждом подходе уве-личивается, стремясь к планируемому результату, количество подходов 4-3, количество повторений 3-1.
Разработка эффективной методики силовой подготовки возможна только на основе выявления групп мышц, играющих важную роль в избранном виде спорта, и подбора адекватных тренировочных средств, способствующих их развитию. Реше-ние поставленной задачи возможно путем определения корре-ляционной зависимости между показателями силовой подго-товленности занимающихся и их спортивными результатами.
Развитие быстроты
Быстрота как физическое качество человека – это способ-ность выполнять движения с большой скоростью и частотой.
Проявление быстроты связано со степенью подвижности нерв-ных процессов и силовыми возможностями спортсмена. В лег-кой атлетике нет такого вида упражнений, в котором быстрота не играла бы ведущей роли. Чем быстрее отталкивание в прыж-ках и в беге, чем выше начальная скорость снаряда, выпущен-ного метателем, тем выше спортивный результат. Даже в мара-фонском беге это качество играет значительную роль.
Быстрота – комплексное двигательное качество, определя-ющееся тремя относительно независимыми формами:
– скрытым периодом двигательной реакции;
– скоростью одиночного мышечного сокращения;
– максимальной частотой движений.
Элементарные формы быстроты, как правило, во время со-ревнований проявляются одновременно, однако для эффектив-ного воспитания скоростных качеств у спортсмена в трениро-вочном процессе необходимо учитывать особенности каждого вида легкой атлетики. Наиболее благоприятное время для разви-тия всех форм быстроты приходится на возраст от 7 до 14 лет.
Для выполнения максимально быстрых движений необхо-димы следующие условия:
а) мышцы перед сокращением должны быть несколько рас-тянуты и не закрепощены;
б) мышцы, не участвующие в конкретном движении, не должны тормозить движения (чередовалась бы работа и отдых мышц-антагонистов);
в) форма движения – рациональная;
г) ЦНС спортсмена не утомлена и была бы способна чере-довать возбудительные и тормозные процессы в одном двига-тельном центре (меланхолический тип нервной системы).
Быстрота как физическое качество по сравнению с други-ми двигательными способностями – наиболее генетически де-терминированная способность и совершенствованию поддает-ся крайне слабо.
Превосходным упражнением для развития быстроты у метателей являются метания облегченных снарядов (наряду с нормальными и утяжеленными). Этим методом пользуются все выдающиеся метатели. Метание снарядов различных весов применяется и в подготовительном, и в соревновательном пе-риодах тренировки. Важным условием для совершенствования качества быстроты являются:
– высокая (до максимальной) интенсивность движений;
– длительность воздействия упражнений должна быть оптимальной (это на 1-2 с меньше максимального време-ни удержания быстроты, т.е. 6-8 с);
– плотность занятий невысокая, т.е. оптимальное время восстановления после упражнений на быстроту – 6-8 мин;
– объем упражнений на быстроту небольшой (до 5-8 од-нонаправленных упражнений в одном занятии, не более 2-3 раз в неделю).
Основные методы скоростной подготовки: игровой, сорев-новательный, повторный и вариативный.
Повторный метод предполагает применение собственно скоростных и скоростно-силовых упражнений (метод динами-ческих усилий), при выполнении которых необходимо строго соблюдать временные режимы работы и отдыха. Отдых должен обеспечить восстановление пульса до 100-110 уд./мин. В таких паузах часто выполняются различные упражнения (активный отдых), не требующие больших усилий.
Вариативный метод предусматривает чередование ско-ростных упражнений в затрудненных, облегченных и обычных условиях, например:
– старты с места из различных исходных положений: стоя, сидя, лежа (выполняются по звуковому и зрительному сигналам);
– старты в движении (выполняются с максимальной бы-стротой реагирования);
– упражнения с теннисными мячами у стенки и набивны-ми мячами с партнером;
– бег на дистанции 30, 60, 100 м;
– бег в гору, под уклон с отягощениями;
– прыжки вверх, в длину, многоскоки;
– различные виды эстафет на коротких отрезках;
– различные виды челночного бега;
– подвижные игры на опережение соперника. Развитием быстроты следует заниматься в начале занятий после соответствующей разминки.
Стратегией совершенствования быстроты является такой подход, при котором происходит одновременное улучшение специальных силовых способностей и частоты движений.
На первом этапе обучения основными средствами для раз-вития качества быстроты служат упражнения в повторном беге на короткие дистанции (от 20 до 50 м), проводимые с околопре-дельной и максимальной интенсивностью; упражнения с ча-стотой движения, доводимой до предела, прыжки и различные прыжковые упражнения. Все эти и некоторые другие средства, развивая и совершенствуя организм, способствуют и росту ка-чества быстроты.
Для легкоатлетов, имеющих стаж тренировочной подго-товки, совершенствование быстроты целесообразно проводить через наращивание силы, применяя при этом соревнователь-ные, специальные, общеразвивающие и игровые упражнения.
Развивать быстроту необходимо не только у бегунов на ко-роткие дистанции или прыгунов в длину с разбега. Метатели и бегуны на длинные дистанции, пренебрегающие подобными упражнениями, не достигают высоких спортивных результа-тов.
Этап предварительной подготовки.Эффективными сред-ствами воспитания быстроты являются подвижные и спортив-ные игры по упрощенным правилам; упражнения, развивающие способность к выполнению быстрых движений; бег на корот-ких отрезках дистанций; эстафеты; прыжки; гимнастические и акробатические упражнения, соревнования, легкоатлетические упражнения и упражнения из других видов спорта, решающих задачи разносторонней физической подготовки. Причем со-ревновательные упражнения используются как по видам лег-кой атлетики, так и другим видам спорта: спортивным играм, лыжным гонкам, гимнастике и пр. В связи с тем что в группах предварительной подготовки наблюдается значительный отсев учащихся, у тренера возникает необходимость давать подвиж-ные и спортивные игры (особенно ручной мяч, баскетбол и др.), гимнастические и акробатические упражнения, соревнования – должны по времени занимать не менее 1/3 от общего объема за-нятий. Объем средств ОФП и обучения технике должен состав-лять примерно 60%. Остальные 20% отводятся СФП, участию в соревнованиях, тестированию и контрольным упражнениям, выполнению основных легкоатлетических упражнений с тре-нировочными целями.
Основным методом воспитания быстроты движений у за-нимающихся служит комплексный метод, сущность которого состоит в систематическом использовании подвижных и спор-тивных игр; игровых упражнений, разнообразных упражнений скоростного и скоростно-силового характера. В процессе вос-питания быстроты упражнения выполняются, как правило, от-дельными сериями, при этом нужно стремиться к максималь-ному увеличению темпа движений, не требующих проявления больших мышечных усилий, к обеспечению по возможности оптимальной амплитуды движений и максимального рассла-бления не участвующих в работе групп мышц. Предпочтение следует отдавать не специальным упражнениям, основанным на искусственном вычленении отдельных элементов, а есте-ственным движениям. Злоупотребление специальными упраж-нениями приводит к потере легкости и свободы движений, применение их в большом объеме вызывает нарушение основ правильной техники бега. Наиболее эффективным упражне-нием является бег – одно из самых естественных движений человека. Одним из основных средств воспитания быстроты у новичков и спортсменов младших разрядов должно быть ис-пользование простейших скоростных упражнений бегового ха-рактера.
На этапе начальной спортивной специализациипродол-жается дальнейшее развитие физических качеств, но для раз-личных групп легкой атлетики оно уже имеет избирательное направление. В спринтерском и барьерном беге, прыжках, мета-ниях и многоборьях основная направленность занятий должна заключаться в развитии скоростно-силовых качеств, абсолют-ной силы необходимых для выполнения соревновательного упражнения групп мышц: быстроты движений, ловкости при несколько меньшем объеме средств, развивающих общую и специальную выносливость. В этом периоде можно использо-вать тренажеры преимущественно общего и локального типа для развития мышечной системы, а также другие специфиче-ские средства.
Особое внимание уделяется воспитанию скоростных спо-собностей юного спортсмена. С этой целью широко использу-ется бег. При занятиях с детьми используют самые различные варианты бега.
Воспитание скоростных способностей юных спортсменов осуществляется прежде всего путем использования комплекс-ного метода тренировки, который предполагает применение подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, направ-ленных на развитие физических качеств. С возрастом и ростом подготовленности занимающихся ведущую роль постепенно начинает занимать метод повторного выполнения упражне-ний в различных его вариантах: метод повторного выполнения скоростно-силовых упражнений (метод динамических уси-лий) без отягощения и с небольшим отягощением; метод по-вторного выполнения скоростного упражнения с предельной и околопредельной скоростью; метод повторного выполнения скоростного упражнения в облегченных условиях (желатель-но чередовать упражнения скоростно-силового характера в затрудненных условиях и чисто скоростные упражнения, но в меньшем объеме).
На этапе углубленной тренировки в избранном виде спортав 14-16 лет наступает период наиболее выраженного
прироста силы, развития нервно-мышечного аппарата и вы-носливости, говорящей о созревании кардиореспираторной системы. Для воспитания скоростных качеств спортсмену следует широко использовать непосредственно скоростные упражнения, скоростно-силовые упражнения, упражнения без отягощения и с отягощением; специальные беговые и прыжковые упражнения, упражнения с набивными мячами и мешками, наполненными песком; упражнения со штангой, гирей, гантелями; спринтерский бег во всех разновидностях и др.
Чтобы избежать стабилизации скорости, возникнове-ния «скоростного барьера», на этапе углубленной трениров-ки целесообразно использовать следующие методы воспита-ния скоростных качеств: метод повторного использования скоростно-силовых упражнений, структурно тождественных соревновательному упражнению (метод повторных динами-ческих усилий), при котором предельное силовое напряжение обеспечивается перемещением относительно легкого груза с максимальной скоростью; метод повторного выполнения основного скоростного упражнения, в котором специализиру-ется спортсмен, в максимально быстром темпе, с сохранением оптимальной амплитуды движения (в стандартных услови-ях); метод выполнения скоростного упражнения в облегчен-ных условиях. Ведущая роль в процессе повышения скорости движений должна быть отведена методу повторного исполь-зования скоростно-силовых упражнений, структурно тожде-ственных соревновательному упражнению (метод повторных динамических усилий).
В процессе воспитания быстроты необходимо обращать внимание на расслабление мышц во время выполнения упраж-нений. Очень важно, чтобы занимающиеся почувствовали разницу в мышечных ощущениях между напряженным и рас-слабленным состоянием мышц. С этой целью целесообразно применять метод «контрастных» попыток, предусматриваю-щий выполнение упражнений с дополнительным напряжением и предельным расслаблением. Большой эффект дают упражне-ния с предметами.
Упражнения с преимущественной направленностью на воспитание быстроты должны применяться в начале основной части урока, затем следует использовать упражнения для раз-вития мышечной силы и выносливости.
Огромное значение для эффективного воспитания бы-строты движений имеют подвижные и спортивные игры. Как известно, при длительной однообразной мышечной деятельно-сти, а также при возникновении тех или иных трудностей охра-нительное торможение, связанное с чувством усталости, разви-вается у детей и подростков раньше, чем у взрослых. Поэтому, как отмечалось выше, дети и подростки лучше переносят более разнообразные по содержанию и кратковременные нагрузки. Следовательно, в занятиях с ними одновременно с обучением спортивной технике должна проводиться работа по воспита-нию быстроты и других физических качеств с использованием разнообразных средств (в том числе подвижных и спортивных игр) и методов тренировки.
При использовании метода повторных динамических уси-лий в программу занятий включаются прыжки и прыжковые упражнения без отягощения и с отягощением; специальные бе-говые упражнения; упражнения с набивными мячами и мешка-ми, наполненными песком; упражнения со штангой, гирями и гантелями. Применение одних лишь скоростно-силовых упраж-нений не позволяет существенно повысить максимальную мы-шечную силу, потому что их воздействие на нервно-мышечный аппарат спортсмена относительно кратковременно. В противо-положность этому при выполнении силовых упражнений с большим отягощением, хотя и с меньшей скоростью движения, максимальное усилие проявляется более длительно, что способ-ствует более эффективному развитию мышечной силы.
Применение скоростно-силовых и силовых упражнений в увеличенном объеме благоприятно сказывается на развитии быстроты у спортсменов.
Главная задача при воспитании быстроты состоит в том, чтобы, как отмечалось выше, спортсмен преждевременно не специализировался в каком-либо одном упражнении скорост-ного характера, чтобы не включать в большом объеме одно-типное повторение этого упражнения. Поэтому столь важно, чтобы спортсмены применяли скоростные упражнения воз-можно чаще в форме состязания или игры. В программу за-нятий должны входить в значительном объеме такие скорост-ные упражнения, как спринтерский бег со старта и с хода, бег с ускорением, прыжки в длину и высоту с предельно быстрым отталкиванием, метание облегченных снарядов, подвижные и спортивные игры, предельно быстро выполняемые акробати-ческие упражнения и разнообразные специальные подготови-тельные упражнения.
Эффективным методом воспитания быстроты, повы-шения скорости занимающихся является метод выполнения упражнения в затрудненных условиях, стимулирующих ак-тивное проявление мышечной деятельности спортсмена (бег в гору, бег с отягощением, бег по песчаному грунту). Метод облегчения внешних условий при выполнении скоростных упражнений помогает занимающемуся овладеть умением вы-полнять предельно быстрые движения. Этому способствует уменьшение длины дистанции, высоты препятствия, что по-зволяет выполнять движение с быстротой, превышающей определенный предел для данного спортсмена (путем ис-пользования снарядов облегченного веса, бега по наклонной дорожке и др.). Для повышения скорости могут быть также использованы методы звуковой сигнализации о величине ускорения.
Большое внимание необходимо уделять воспитанию уме-ния выполнять движения без излишних напряжений. Это до-стигается путем многократного выполнения упражнений при усилиях, близких к предельным, однако без искажения техники движений. С этой целью в программу занятий должны вклю-чаться бег с опущенными и предельно ослабленными руками, бег с полузакрытыми глазами, с максимальным расслаблением плечевого пояса и рук, бег ускорением при плавном нараста-нии скорости, семенящий бег с опущенными, предельно рас-слабленными плечами и другие упражнения. Даже типичные силовые упражнения со штангой могут быть использованы для совершенствования в расслаблении мышц.
Важное значение для воспитания быстроты и повышения скорости движений имеет правильное определение дозиров-ки скоростных упражнений. Те из них, которые выполняются с максимальной интенсивностью, являются сильно действую-щим средством, вызывающим быстрое утомление. Это же отно-сится и к упражнениям, направленным на повышение скорости движений. Поэтому упражнения, выполняемые с максималь-ной скоростью, должны применяться часто, но в относительно небольшом объеме. Длительность интервалов отдыха обуслов-лена степенью возбудимости центральной нервной системы и восстановлением.