Моделирование в системе управления
Обычно выделяют две группы модельных построений. В первую входят модели соревновательной деятельности, специ-альной подготовленности и морфофункционального состоя-ния организма.
Во вторую – модели структурных образований трениро-вочного процесса, различных по длительности и содержанию – макроциклов, периодов, мезоциклов и микроциклов, отдель-ных занятий и их частей.
Модели во многом помогают систематизировать изучение спортсмена и его деятельности. В качестве примера в табл. 12 приведена модель для скоростно-силовых видов легкой атлетики.
Моделирование предопределяет необходимость предвидения динамики состояния спортсмена в течение определенного времени тренировки в силу известной не-однозначности развертывания во времени различных характеристик состояния под влиянием тренировочных нагрузок. Это весьма сложная задача. Ее решение в реаль-ных условиях планирования спортивной подготовки на конкретный промежуток времени требует существенных упрощений.
Таблица 12
Блок-схема модели спортсмена в скоростно-силовых видах легкой атлетики (по Ю. М. Бакаринову)
СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |||||||||||
Способ вы-полнения упражнения | Финальное усилие: углы вылета, снаряда, тела, от-талкивания, траектория движения и т.п. | Скорость вылета, движения | Характеристика разбега (количество шагов, скорость на последнем шаге) | ||||||||
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ | ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ | ||||||||||
Общий уро-вень разви-тия ведущих двигатель-ных качеств | Уровень реализации в соревно-вательном упражнении | Уровень реализации в контрольных упражнениях | Эффективность технического действия | Надежность технического действия | |||||||
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СО-СТОЯНИЕ ОСНОВНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА | ПСИХИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕН-НОСТЬ | МОРФОМЕТРИЧЕСКИЕ ОСОБЕН-НОСТИ | ВОЗРАСТ И СПОРТИВ-НЫЙ СТАЖ | ||||||||
Характеристики | Свойства личности | Типологи-ческие осо-бенности | Психомо-торные качества | Тотальныеразмерытела | Пропорции | Состав тела | |||||
анализато-ров эндо-кринной системы | нервно-мышечной и сердечно-сосудистой системы | ||||||||||
Программирование (планирование) компонентов спортивной подготовки
Заключительным фрагментом, отождествляющим прямую связь от тренера к спортсмену, является программирование (планирование).
Под планированием следует понимать составление кон-кретной тренировочной документации на основе закономерно-стей построения подготовки в макро-, мезо – и микроциклах.
Процесс планирования спортивной подготовки имеет свои противоречия: чем длиннее намечаемый интервал времени, чем на большие сроки разрабатывается план, тем труднее становит-ся предвидеть, какими будут конкретные черты этого процесса в действительности.
Для преодоления этого противоречия обычно разрабаты-вают планы подготовки, как правило, в трех интервалах вре-мени: многолетние (4-8 лет), годичные и более краткосрочные (текущие и оперативные).
Чем крупнее структура определенного цикла подготовки, тем меньше степень детализации плана.
Более подробно технология планирования подготовки рас-смотрена в соответствующем разделе учебника.
Комплексный контроль в системе управления спортивной подготовкой
Комплексный контроль – это оценка различных пока-зателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогиче-ские, психологические, биологические, социометрические, спортивно-медицинские и др. методы и тесты).
Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, раз-личают оперативный, текущий и этапный контроль.
Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируются три группы показателей: трениро-вочных и соревновательных воздействий, функционально-го состояния и подготовленности спортсмена, зарегистри-рованные в стандартных условиях, состояния внешней среды.
Сопоставив значения показателей разных групп, можно установить причинно-следственные связи между тренировоч-ными и соревновательными нагрузками и результатами, до-стигнутыми в соревнованиях, с учетом всех факторов внешней среды (погода, состояние спортивного сооружения, инвентаря, поведение зрителей и судейства).
После такого сопоставления и анализа можно дать оценку спортивным достижениям и вносить коррекции в уже имеющи-еся документы тренировки и личного календаря соревнований.
Общие положения, структура комплексного контроля, тре-бования к тестированию изложены в специальных учебниках. Поэтому в данном пособии эти проблемы излагаются очень кратко.
Комплексный контроль в большинстве случаев реализует-ся в ходе тестирования, или процедуры измерения результатов в тестах.