Классификация организационной культуры
В специальной литературе организационную культуру подразделяют на две большие относительно самостоятельные части: материальную и духовную.
Материальна культура - это вся сфера материальной деятельности и ее результаты. К ней относятся: орудия и средства труда, вещи, материально-предметная деятельность, материально-предметные отношения, искусственная среда, социальные организации.
Духовная культура - это целостная система, включающая все виды, формы и уровни общественного сознания, образования и воспитания, религии, науки, нравственности. К ней относятся: смыслы, ценности, социальные нормы, социальные ориентиры, ритуалы, верования, знания.
Существует деление организационной культуры по отраслям профессиональной деятельности на: инженерную, управленческую, организационную, финансовую и др.
Различают культуру элитарную, народную и массовую.
Элитарная культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу - профессиональными творцами и включает в себя изящное искусство, классическую музыку и литературу.
Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки, и носит коллективный характер (мифы, легенды, сказания, песни и танцы).
Массовая культура носит общедоступный характер и не выражает изысканных вкусов аристократии.
Организационную культуру подразделяют на субъективную и объективную.
Субъективная организационная культура - это разделяемые работниками предположения, вера и ожидания, а также групповое восприятие организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями, существующими вне личности. Сюда включают следующие элементы: герои организации, мифы, истории об организации и ее лидерах, организационные табу, обряды и ритуалы, язык общения и др. Субъективная организационная культура служит базой для формирования управленческой культуры, т.е. стилей руководства, технологии принятия управленческих решений, характера взаимоотношений руководителя и коллектива сотрудников, профессионализма, четкости работы аппарата управления и т.п.
Объективная организационная культура - это обычно материальное внешнее окружение организации: само здание, его архитектура, окраска, место расположения, оборудование и мебель, цвета и объем пространства, удобства, комнаты приема, оснащение рабочих мест и т.п. Все это в той или иной степени отражает ценности, которых придерживается данная организация.
Оба эти аспекта организационной культуры активно взаимодействуют друг с другом. Однако субъективный аспект организационной культуры оказывает большее влияние на формирование, как общих черт культуры, так и специфических ее отличий у разных людей и разных организаций.
Харис и Моран предлагают рассматривать конкретную организационную культуру на основе десяти характеристик:
¨ осознание себя и своего места в организации;
¨ коммуникационная система и язык общения;
¨ внешний вид, одежда и представление себя на работе;
¨ что и как едят люди, привычки и традиции в этой области;
¨ осознание времени, отношение к нему и его использование;
¨ взаимоотношения между людьми;
¨ ценности и нормы;
¨ вера во что-то, отношение или расположение к чему-либо;
¨ процесс развития работника и научение;
¨ трудовая этика и мотивирование.
В одной организации может быть несколько «локальных» культур: преобладающая в организации культура и культура ее частей - уровней, подразделений, профессиональных, национальных, возрастных, половых и других групп. Эти различные субкультуры могут сосуществовать в пределах одной общей культуры. Культура организации - подвижный феномен. Обычно организация растет за счет привлечения новых членов, приходящих из организаций, для которых характерна другая культура, и привносящих в нее элементы другой культуры.
Содержание организационной культуры влияет на направленность поведения и определяется не просто суммой предположений, а тем, как они связаны между собой и как они формируют определенные образцы поведения. Отличительной чертой той или иной культуры является относительный порядок, в котором располагаются формирующие ее базовые предположения. Это указывает на то, какая политика и какие принципы должны превалировать в случае конфликта между разными наборами предположений.