Направление: экономика и информационные технологии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Казанский государственный энергетический университет»
МАТЕРИАЛЫ ДОКЛАДОВ
XII МЕЖДУНАРОДНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ
НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«ТИНЧУРИНСКИЕ ЧТЕНИЯ»
26–28 апреля 2017 г.
Казань
В трех томах
Под общей редакцией ректора КГЭУ
Э.Ю. Абдуллазянова
Том 3
Казань 2017
УДК 371.334
ББК 31.2 + 31.3 + 81.2
М34
Рецензенты:
доктор технических наук, профессор Казанского национального исследовательского технологического университета А.Н. Николаев;
кандидат технических наук, проректор по научной работе Казанского государственного энергетического университета Э.В. Шамсутдинов
М34 | Материалы докладов XII Международной молодежной научной конференции «Тинчуринские чтения» / под общ. ред. ректора КГЭУ Э.Ю. Абдуллазянова. – В 3 т.; Т. 3. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2017. – 140 с. : ил. ISBN 978-5-89873-482-4 (т. 3) ISBN 978-5-89873-483-1 |
В сборнике представлены тезисы докладов, в которых изложены результаты научно-исследовательской работы молодых ученых, аспирантов и студентов по проблемам в области тепло- и электроэнергетики, ресурсосберегающих технологий в энергетике, энергомашиностроения, инженерной экологии, электромеханики и электропривода, фундаментальной физики, современной электроники и компьютерных информационных технологий, экономики, социологии, истории и философии. |
УДК 371.334
ББК 31.2 + 31.3 + 81.2
Редакционная коллегия:
канд. техн. наук Э.Ю. АБДУЛЛАЗЯНОВ (гл. редактор); канд. техн. наук Э.В. ШАМСУТДИНОВ (зам. гл. редактора); д-р пед. наук, проф. А.В. ЛЕОНТЬЕВ; д-р техн. наук, проф. В.К. ИЛЬИН; д-р хим. наук, проф. Н.Д. ЧИЧИРОВА; д-р техн. наук, проф. И.В. ИВШИН; канд. физ.-мат. наук, доцент Ю.Н. СМИРНОВ; канд. полит. наук, доцент А.Г. АРЗАМАСОВА
Материалы докладов публикуются в авторской редакции.
Ответственность за содержание тезисов возлагается на авторов
ISBN 978-5-89873-482-4 (т.3) ISBN 978-5-89873-483-1 | © Казанский государственный энергетический университет, 2017 |
АВТОМАТИЗАЦИЯ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА
В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ
АРХИПОВ Л.С., КГЭУ, г. Казань
Науч. рук. канд. техн. наук, доцент КОСУЛИН В.В.
Большая часть населения России пользуется услугами общественного транспорта. Поэтому актуальным становится вопрос совершенствования оплаты проезда. Во многих городах страны сегодня внедряется система безналичной оплаты проезда. В работе предлагается аппаратно-программный комплекс автоматизации оплаты проезда в общественном транспорте, который позволит упростить оплату за проезд. Общественный транспорт, оборудованный данным комплексом, сможет в автоматическом режиме снимать деньги за проезд, а также вести мониторинг загруженности транспортного средства для статистического анализа. При использовании данного комплекса происходит полный отказ от кондукторов, и вместо них контроль будут осуществлять контроллеры. «Забывчивые» пассажиры могут приобрести одноразовые билеты в киосках города [1].
Предлагаемый программно-аппаратный комплекс имеет следующие преимущества по сравнению с существующей системой в г. Казани:
1. Оплата по безналичному расчету, что делает проезд в транспорте в часы пик, когда транспорт переполнен, более комфортным
(не надо доставать денежные средства и искать, куда положить сдачу).
2 Отсутствие материальных (бумажных) проездных документов, что приведет к тому, что город станет чище.
3. Возможно ведение учета пассажиропотока в каждой единице общественного транспорта, так как будут собираться статистические данные: на каком транспорте, в какое время и сколько пассажиров оплатило проезд, что позволит динамично оптимизировать количество транспортных средств на маршрутах общественного транспорта.
Однако введение предлагаемой системы оплаты приведет к тому, что безбилетных пассажиров будет сложнее поймать [2], так как кондуктора в автобусе не будет, а контроллеры будут рассеяны по маршруту, что можно решить, повысив мобильность групп контролеров. При регулярной проверке оплаты проезда пассажиры постепенно привыкнут к тому, что вовремя надо оплачивать проезд.
Литература
1. Электронная оплата проезда на общественном транспорте: [Электрон. ресурс]. – URL: http://t-project.ru/transport/electronic-payments/.
2. Провести реформу системы контроля оплаты проезда в городском общественном транспорте (г. Санкт-Петербург): [Электрон. ресурс]. – URL: https://www.roi.ru/11739.
УДК 656
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ПОМОЩЬ ЮРИСТУ
ВАЛЕЕВ М.Р., КГЭУ, г. Казань
Науч. рук. канд. техн. наук, доцент НИКОЛАЕВА С.Г.
Возможности применения информационных систем в юриспру-денции очень высоки и еще далеко не реализованы. Можно использовать информационные системы, например, для:
– анализа полной картины преступления (место, время, подозреваемые, потерпевший, свидетельские показания и пр.) и имеющихся доказательств и выявления мотивов преступника;
– проверки общей возможности совершения преступления данным лицом;
– предсказания развития конкретного дела на основе имеющихся данных и судебной практики;
– выдвижения дальнейших действий и мероприятий по раскрытию конкретного преступления;
– выведения необходимых документов, с которыми необходимо будет ознакомиться пользователю при решении конкретных задач.
Информационная система сама может сгенерировать достаточный набор данных по уголовному делу и значительно повысить качество расследования преступлений.
Предмет данной работы – введение единой системы учета уголовных дел в электронном виде. Объекты исследования – ввод определенного набора данных для контроля уголовных дел.
Целью данной работы является определение возможности внедрения новых технологий в юриспруденции. В соответствии с этим поставлены следующие задачи:
– изучение параметров введения данных информационного центра МВД РФ по РТ;
– изучение введения определенного набора данных к каждому уголовному делу в соответствии с направленностью расследования (глава УК РФ);
– введение необходимого набора параметров ОМП, экспертиз (назначение экспертизы направляется в ЭКЦ МВД по РТ), их результатов, результатов допроса потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого), свидетелей и иной доказательной базы, выдвижение дальнейших действий и мероприятий по раскрытию конкретного преступления;
– установление перспективы представления информации по защищен-ному каналу прокурору и судьям для ознакомления с уголовным делом, а также принятого по делу решения в информационный центр МВД РФ по РТ.
Администрирование данной программы будет выполнять администратор ИЦ МВД РФ по РТ, а пользователь будет получать индивидуальный логин и пароль для доступа через клиент-серверную программу.
Все это позволит облегчить работу следователям, позволит вводить полную информацию по уголовному делу, выдвинуть дальнейшие действия и мероприятия для раскрытия преступления, контролировать назначение и результаты экспертизы, а также своевременно ознакомить прокурора и судей с уголовным делом. Полная информация об уголовном деле будет храниться в информационном центре МВД РФ по РТ – это заменит бумажную версию карточек по уголовному делу.
УДК 621.039.51
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕЙТРОННО-ФИЗИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
НА ОСНОВЕ ОБРАЩЕННЫХ РЕШЕНИЙ УРАВНЕНИЙ
ДИНАМИКИ РЕАКТОРА
ВОЛЬМАН М.А., ИГЭУ, г. Иваново
Науч. рук. д-р техн. наук, профессор СЕМЕНОВ В.К.
В нашей стране создана и функционирует действенная система подготовки кадров для атомной энергетики. В рамках этой системы каждая площадка АЭС оснащена соответствующими тренажерами для подготовки оперативного персонала.
Тренажер, как и любая математическая модель, позволяет провести расчет динамики процессов как в прямом направлении, когда по извест-ным характеристикам рассчитываются динамические характеристики объекта, так и построить так называемые обращенные решения, когда по известным динамическим характеристикам можно определить правые части дифференциальных уравнений и заложенные в них характеристики. Примером тому является известное обращенное решение уравнений кинетики реактора, позволяющее построить математическую модель реактиметра.
На основе математического анализа обращенных решений уравнений динамики реактора нами предложены методики определения барометри-ческого (¶r/¶P1) и температурных по температуре топлива (¶r/¶TU) и теплоносителя (¶r/¶Tв) коэффициентов реактивности, а также интегральной и дифференциальной характеристик отдельных групп органов регулирования. Методики реализованы на аналитическом тренажере энергоблока АЭС с реактором ВВЭР-1000.
Для определения коэффициентов реактивности рассмотрен реализованный на аналитическом тренажере переходный процесс, в ходе которого реактор на номинальном уровне мощности переводился из одного стационарного состояния в другое за счет погружения регулирующей группы в активную зону на небольшую величину. Изменение реактивности реактора в ходе этого процесса имеет вид:
Здесь DrСУЗ(t) – эффект реактивности, обусловленный погружением группы; TU(t), Tв(t), Р1(t) - соответственно зависимости от времени температуры топлива, температуры теплоносителя в реакторе и давления в первом контуре; TU(0), Tв(0), Р1(0) – соответственно значения этих параметров в первоначальном стационарном состоянии.
При переходе из начального стационарного состояния в конечное Dr = 0, поэтому максимальный эффект реактивности, обусловленный погружением группы, определится следующим условием:
где tк – момент времени, когда достигнуто конечное стационарное состояние.
Тогда зависимость реактивности от времени после окончания погружения группы в зону определяется выражением
Зависимости от времени для температуры теплоносителя и давления в первом контуре получены на аналитическом тренажере непосредственно, а зависимость температуры топлива от времени найдена из решения уравнения теплового баланса. В соответствии с последним выражением рассмотрена часть динамического процесса, начиная с момента времени t1, когда погружение группы в зону закончено. Нахождение коэффициентов реактивности осуществлялось по методу наименьших квадратов, для этого составлен функционал:
Здесь
Значения неизвестных коэффициентов ¶r/¶TU, ¶r/¶Tв, ¶r/¶P1 определялись из условия минимальности среднеквадратичного отклонения подынтегральной функции от нуля.
Зная коэффициенты реактивности, можно определить эффект реактивности, обусловленный погружением группы, а значит, и эффектив-ность группы. Построение интегральной и дифференциальной характе-ристик группы органов регулирования может быть выполнено как в ходе ступенчатого погружения группы и серии переходов от одного стацио-нарного состояния к другому, так и в динамическом процессе погружения группы сразу на всем интервале изменения ее положения в активной зоне.
Результаты по предложенной новой методике согласуются с результатами, полученными на аналитическом тренажере по методикам проведения и обработки реакторных измерений, представленным в соответствующих руководящих документах.
УДК 004.42 : 621.311.42
ГОЛОЛЕДООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОВОДАХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
КАСИМОВ В.А., КГЭУ, г. Казань
Науч. рук. д-р физ.-мат. наук, проф. МИНУЛЛИН Р.Г.;
канд. физ.-мат. наук, доцент ФИЛИМОНОВА Т.К.
Гололедно-изморозевые отложения (ГИО) на проводах линий электропередачи (ЛЭП) при достижении критических значений массы отложений представляют угрозу для целостности ЛЭП, вызывая дополнительную механическую нагрузку на провода и грозозащитные тросы ЛЭП, и могут способствовать их обрывам. Допустимые размеры ГИО определяются конструктивными параметрами линии. При образовании ГИО с критическими размерами необходимо проведение специальных мероприятий для освобождения ЛЭП от гололедно-изморозевых отложений. Для этого применяется плавка ГИО повышенными электрическими токами, которые разогревают провода и проплавляют отложения. Плавка является дорогостоящей процедурой и обычно сопровождается отключением потребителей и нарушением требований бесперебойности электропитания промышленных потребителей. В связи с этим необходима своевременная информация о динамике нарастания ГИО и их критических размерах в целях проведения упреждающих плавок при возникновении угрозы аварии и для сокращения времени плавки при исчезновении угрозы обрыва проводов и грозозащитных тросов ЛЭП.
На проводах и грозозащитных тросах ЛЭП могут образовываться как гололедные отложения (с плотностями около 900 кг/м3), так и изморозевые отложения (с меньшими плотностями). Причем при одинаковой погонной массе ГИО с меньшей плотностью представляют бóльшую угрозу целостности ЛЭП, так как помимо одинаковой гололедной нагрузки они дополнительно вызывают бóльшую ветровую нагрузку на провода и грозозащитные тросы ЛЭП из-за большего диаметра (парусности) отложений.
Один из принципов обнаружения и контроля гололедообразования на проводах основан на том, что ГИО вызывают изменения амплитудно- и фазочастотной характеристик (АЧХ и ФЧХ) ЛЭП, т.е. вызывают изменения затухания Δα и скорости распространения Δν высокочастотных импульсных сигналов по ЛЭП. Изменение скорости распространения Δν сигналов, в свою очередь, вызывает появление их запаздывания Δτ при распространении в ЛЭП.
Согласно модальному представлению распространения сигналов по ЛЭП, изменения затухания Δα и запаздывания Δτ высокочастотных сигналов зависят от конструктивных параметров ЛЭП (радиуса проводов r, расположения проводов, расщепления фазных проводов, схемы организации высокочастотного тракта и др.), от частоты сигнала f
и от параметров ГИО (толщины стенки b, плотности ρ, температуры θ, протяженности l).
Следует отметить, что ГИО с одинаковой массой, но с разными плотностями вызывают различные изменения АЧХ и ФЧХ высоко-частотного тракта ЛЭП, что подтверждается экспериментальными данными.
Тогда для определения толщины стенки и плотности ГИО на проводах ЛЭП необходимо решить обратную задачу распространения сигналов по ЛЭП. При этом априори известны конструктивные параметры ЛЭП, а также частота сигналов f; протяженность обледенения l принимается по имеющимся данным предыдущих случаев гололедо-образования на проводах данной ЛЭП, а температура θ ГИО, затухание Δα и запаздывание Δτ сигналов могут быть измерены с достаточной точностью.
Наличие хотя бы одного решения данной задачи следует из физической реализации данного явления. Однако одному значению затухания Δα сигнала может соответствовать более одного типа ГИО, т.е. более одного решения, но за счет использования второго параметра – запаздывания Δτ сигнала – остается единственное решение в области допустимых (физически реализуемых) решений.
Для практического решения данной задачи используется аппарат символьных вычислений в среде MatLab, получаемые при этом результаты согласуются с экспериментальными данными.
УДК 519.688
РАЗРАБОТКА МЕТОДА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ФИЛЬТРАЦИЯ ДАННЫХ ДАТЧИКА
ПРОДОЛЬНОГО ТЯЖЕНИЯ ФАЗНОГО ПРОВОДА ЛЭП
С ПЛАВАЮЩИМ НУЛЕВЫМ ЗНАЧЕНИЕМ
КОРБАКОВА Т.В., ПЕТРЕНКО С.А., СОШИНОВ А.Г.,
КТИ (ф) ВолгГТУ, г. Камышин
Науч. рук. канд. техн. наук, доцент СОШИНОВ А.Г.
При анализе опыта разработки и эксплуатации системы мониторинга гололедообразования на воздушных линиях электропередачи (ЛЭП) были выявлены существенные недостатки, касающиеся установки тензометрических датчиков в разрыв гирлянды изоляторов для измерения веса гололедных отложений на фазных проводниках и грозотросе. Главным недостатком такого способа является не прямое измерение разрывного усилия, действующего на стальные сердечники проводников, а косвенная оценка этого усилия по общему весу образовавшихся отложений. Для реализации метода прямого измерения разрывного усилия, действующего на фазные провода ЛЭП и грозотрос, необходима установка тензодатчиков под потенциалом проводников ЛЭП. Однако при реали-зации данного способа имеются сложные технические проблемы. Связаны они с трудно реализуемой обратной связью между датчиком, установленным под потенциалом провода, и постом сбора и передачи данных по радиоканалу по причине отсутствия легко реализуемых источников питания данных датчиков. Также значительной проблемой является определение нулевого значения показаний тензометрических датчиков, нагруженных усилиями, создаваемыми только самими элементами конструкции ЛЭП в течение всего срока их эксплуатации.
Для решения вышеназванных проблем авторами предлагается алгоритм предварительного анализа и расчета состояния проводников ЛЭП, исполняемый контроллером датчика продольного тяжения фазных проводов или грозотроса. Значения температуры окружающего воздуха, атмосферного давления приходят с датчиков, установленных в корпусе модуля управления, по показаниям самого тензометрического датчика производится предварительная оценка возможности образования гололедно-изморозевых отложений на проводниках ЛЭП. По результатам исполнения алгоритма контроллер датчика продольного тяжения изменяет интервал времени между высылкой пакетов данных на пост сбора и передачи данных. Например, доверенные промежутки времени при температуре воздуха выше +3 °С составляют 15 мин, а при фиксации метеорологических условий, способствующих образованию гололедно-изморозевых отложений, интервал между отправкой пакетов становится равным 15 с. Данный способ изменения интервалов времени между передачей данных позволяет значительно экономить энергию батарей датчиков, установленных под потенциалом проводов ЛЭП, и продлить срок эксплуатации самих датчиков в несколько раз.
Для решения второй задачи – определения нулевого значения показаний датчиков продольного тяжения фазных проводов ЛЭП и грозотроса – используется другой алгоритм, исполняемый контроллером поста сбора и передачи данных, установленного на ближайшей опоре к датчику продольного тяжения фазных проводов ЛЭП. Данные на пост поступают с датчиков продольного тяжения, датчиков температуры фазных проводов ЛЭП, а также датчиков температуры и влажности воздуха, установленных возле поста. При этом реализованы алгоритмы определения моментов сброса гололеда при плавках на ЛЭП по показаниям тензодатчиков, анализ успешности плавки при помощи сопоставления показаний датчиков продольного тяжения и температуры проводов ЛЭП, алгоритмы доверенных интервалов продолжительных плюсовых температур, алгоритм чередующихся отложений. Данные исполняемые алгоритмы позволяют значительно приблизить рассчитываемое нулевое значение к фактическому и, как следствие, максимально оперативно оповестить диспетчера о моменте начала образования гололедных отложений.
По результатам проводимых разработок удалось реализовать действующие алгоритмы, которые значительно упрощают конструкцию элементов питания датчиков продольного тяжения фазных проводников ЛЭП и находящихся под их потенциалом, а также устраняют необходимость периодической калибровки и выставления нулевых значений, что облегчает эксплуатацию систем мониторинга состояния ЛЭП.
УДК 536.252
ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ ОПОРАМИ
ПЕТРЕНКО С.А., КОРБАКОВА Т.В., СОШИНОВ А.Г.,
КТИ (ф) ВолгГТУ, г. Камышин
Науч. рук. канд. техн. наук, доцент СОШИНОВ А.Г.
Опыт разработки и эксплуатации системы мониторинга гололедообразования на воздушных линиях электропередачи (ЛЭП) выявил недостатки установки тензометрических датчиков в разрыв гирлянды изоляторов для измерения веса гололедных отложений на фазных проводах и грозотросе. Основным из недостатков такого способа является не прямое измерение разрывного усилия, действующего на стальной сердечник фазного провода, а косвенная оценка этого усилия по общему весу образовавшихся отложений. В свою очередь, косвенная оценка основана на эмпирически подобранных данных, полученных при эксплуатации ЛЭП, что часто значительно не совпадает с реальными показателями действующих разрывных усилий и, как правило, приводит к ложным плавкам и выездам оперативно-диспетчерского персонала (ОДП) на ЛЭП. Также к недостаткам классической системы измерения веса можно отнести: необходимость монтажа соединительных проводников между тензометрическим датчиком веса и блоком сбора и передачи данных, влияние токов утечки через гирлянду изоляторов на показания, перетяжка подвесок и фазных проводов, невозможность учитывать стрелу провеса в пролетах между опорами и т.д.
Для устранения существующих проблем нами был разработан датчик измерения веса фазного провода или грозотроса ЛЭП, устанавливаемый под потенциалом внизу гирлянды изоляторов и оборудованный устройствами отбора мощности. Данный вид датчиков в составе системы «МИГ» на данный момент проходит опытно-промышленную эксплуатацию в рамках реализации проекта системы мониторинга интенсивности гололедообразования «МИГ» на ЛЭП производственного отделения «Камышинские электрические сети» (филиала ПАО «МРСК – ЮГА» – «Волгоградэнерго»).
С опорой на полученные экспериментальные данные разрабаты-ваются датчики другого типа, устанавливаемые под потенциалом фазных проводов в искусственно создаваемой петле пролета между промежуточными опорами. Искусственная петля создается с помощью стандартных элементов арматуры ЛЭП. Чувствительным элементом является тензометрический датчик, выполненный в герметичном
IP-защищенном корпусе. Аналоговый сигнал тензометрического датчика усиливается инструментальным усилителем с двухполярным питанием. Далее усиленный сигнал оцифровывается и проходит процедуру предварительной оценки. Данная операция необходима для реализации функции энергосбережения в условиях отсутствия гололедообразования. В режиме пониженного потребления мощности датчик измерения продольного тяжения фазного провода проводит измерения один раз
в 15 минут и используется для статистической оценки остаточного ресурса проводов ЛЭП. Результат полученных измерений посредством радиомодуля передается на блок сбора и передачи данных, установленный на опоре ЛЭП. Максимальная дальность действия радиоконтакта между датчиком, установленным на фазном проводе, и блоком передачи данных составляет около 1 км, в зависимости от ландшафта местности. Таким образом, эти датчики выгодны и с экономической точки зрения, так как позволяют перекрывать с помощью одного блока сбора и передачи данных порядка 2 км линии. Предлагаемые датчики при необходимости могут устанавливаться и на анкерных опорах.
Полученные данные поступают на физический сервер и далее – на компьютеры диспетчерского персонала. Разрабатываемая методика обработки данных, их фильтрации и составления прогноза, основанного на полученных показаниях и сводке погодных условий в совокупности с особенностями места установки датчика, позволяет значительно повысить точность измерений и прогноза.
В результате предлагаемая конструкция датчиков продольного тяжения фазных проводов и грозотроса ЛЭП позволит производить прямые измерения разрывных усилий, повысить обоснованность принятия решений о проведении плавок и снизить их количество. Также предлагаемый метод установки тензодатчиков позволяет значительно повысить точность определения момента начала образования отложений на проводниках ЛЭП.
УДК 348.1
ООО «АПК “ВЕСНА”»
ПЕТРОВА В.Н., КГЭУ, г. Казань
Науч. рук. канд. физ.-мат. наук, с.н.с. ФИЛИМОНОВА Т.К.
В настоящее время различные предприятия сталкиваются с проблемой комплексной автоматизации управленческой деятельности. Существует множество методов в этой сфере, которые позволяют проводить изменения с максимальной эффективностью, но наиболее прогрессивным, радикальным и универсальным является реинжиниринг бизнес-процессов.
Предприятие рассматривается как множество взаимодействующих бизнес-процессов. Под бизнес-процессом понимается целостное описание основных видов деятельности организации и их проекция на организа-ционные структуры с учетом развития взаимодействия участников во времени. Основной целью данной работы является качественное улучшение отдельных направлений деятельности предприятия. На основе установленных бизнес-процессов предприятия и их понимания в процессе проектирования (корректировки) системы управления предприятием создается стандарт управления предприятием. На основе этого стандарта определяется уточненный перечень бизнес-процессов предприятия ООО АПК «Весна», производится документирование этих бизнес-процессов. Для каждого бизнес-процесса устанавливается входной поток ресурсов, правила закона функционирования и выходной продукт. Взаимосвязь бизнес-процессов предприятия рассматривается как взаимо-связь по потокам и по времени.
Реинжиниринг бизнес-процессов предполагает внедрение новых или совершенствование существующих информационных технологий на предприятии. Идея использования информационных технологий для повышения эффективности функционирования предприятий не является новой. Однако бездумный, бессистемный подход к автоматизации не только не дает желаемого эффекта, но, наоборот, приводит к совершенно противоположным результатам. Что касается проведения самого реинжиниринга бизнес-процессов предприятия, то для этих целей существует соответствующее программное обеспечение. Для того чтобы облегчить трудоемкий процесс перепроектирования бизнес-процессов на рассматриваемом предприятии, используется пакет Microsoft Project, который позволяет осуществлять реинжиниринг наиболее эффективно и с минимальными затратами времени.
УДК 519.876.2
КОНТАКТ-ЦЕНТРА
СОКОВА А.О., АО «Татэнергосбыт», г. Казань
Науч. рук. канд. техн. наук, доцент БУДНИКОВА И.К.
Актуальность данной работы определяется растущей потребностью в развертывании современных контакт-центров с привлечением информационных технологий. Основной технологический процесс на предприятиях заключается в сборе информации, ее обработке, хранении, обновлении и выдаче по мере необходимости. Усиление конкуренции в сфере предоставления телекоммуникационных и информационных услуг, а также повышение спроса на разнообразную информацию явились стимулом для предприятий в поиске и развитии новых способов общения с клиентами.
Компания АО «Татэнергосбыт» обслуживает почти 34 тыс. юриди-ческих лиц и более 850 тыс. физических лиц по всему Татарстану. Основными задачами компании являются дальнейшее развитие партнерских принципов взаимодействия с клиентами, а также повышение оперативности в работе с абонентами, обеспечение информационной открытости предприятия и прозрачности расчетов. Таким образом, главным принципом работы предприятия является клиентоориенти-рованность. В своей деятельности «Татэнергосбыт» ориентируется на обслуживание абонентов с предоставлением полного комплекса сервисных услуг с применением современных средств автоматизации, использованием информационных технологий и средств связи. В структуре компании – управление и 9 филиалов, в состав которых входит 56 офисов клиентского обслуживания, которые обеспечивают очную работу с потребителями электроэнергии. Также производится и заочное обслуживание потребителей услуг посредством телефонной связи. В составе управления «Татэнергосбыта» действует единый контакт-центр, ежедневно принимающий порядка 2 тыс. звонков потребителей со всего Татарстана.
Целью данной работы является разработка алгоритма моделирования параметров эффективной работы контакт-центра на основе математи-ческой теории массового обслуживания, а также использование действующих в организации информационно-коммуникационных технологий.
Для оптимизации и повышения эффективности работы контакт-центра необходимо организовать совокупность оборудования, программного обеспечения и потратить минимальное время на бизнес-процесс заочного обслуживания потребителей. Достигнуть этих результатов можно благодаря внедрению биллинговых систем физических лиц (Программный комплекс «Энергобиллинг») и юридических лиц (АСУСЭ). Биллинговые системы АО «Татэнергосбыт» позволяют всем подразделениям управления компании, в том числе и контакт-центру, который входит в управление, работать в одной базе данных, где хранятся данные со всех филиалов, и создают современную учетную инфра-структуру, повышающую точность расчетов и эффективность работы предприятия. CRM-система для контакт-центра АО «Татэнергосбыт» предназначена для решения следующих ключевых задач:
– соблюдение требований законодательства к уровню клиентского сервиса;
– рост эффективности подразделений, взаимодействующих с клиентами;
– лояльность клиентов как основа конкурентоспособности.
CRM-система аккумулирует всю информацию о клиенте и способствует снижению количества обращений к более квалифициро-ванным сотрудникам. Таким образом, благодаря информации биллинговых систем и CRM-системы, повышается производительность операторов и снижаются временные затраты на заочное обслуживание.
УДК 005 : 620.9
УДК 005 : 620.9
ТРАНСЦЕНДЕНТНЫХ УРАВНЕНИЙ
ТЕМНАЯ А., МБОУ «СОШ № 1», г. Менделеевск
Науч. рук. САБИРОВА Г.Р.
Трансцендентные уравнения и неравенства играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников. Но их решения вызывают затруднение, так как задания такого типа «вскользь» представлены в базовых курсах математики. Эти уравнения включены в материалы итоговой аттестации учащихся за курс средней школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены, поэтому способы их решения должны обеспечить подготовку учащихся к поступлению в вуз и продолжению образования. Рассматриваемая тема способствует приобретению учащимися опыта работы с заданиями более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности. При работе над нашей темой мы рассмотрели большой теоретический материал, обобщили и систематизировали накопленные знания.
Объект исследования: трансцендентные уравнения.
Предмет исследования: некоторые нестандартные способы решения трансцендентных уравнений.
Цель: изучение нестандартных методов решения трансцендентных уравнений, расширение и углубление знаний.
Задачи: 1) подбор и изучение соответствующей литературы; 2) обобщение и систематизация полученных знаний.
В работе рассматриваются следующие нестандартные способы решения трансцендентных уравнений:
1) использование свойств монотонности функций;
2) метод оценки;
3) использование экстремальных свойств функций;
4) функционально-графический метод;
5) итерационный способ решения.
Также мы постарались выделить случаи применения данных способов при решении трансцендентных уравнений и сформулировать общие идеи решения этих уравнений.
Думаем, что наша работа позволит познакомиться с нестандартными способами решения уравнений, и надеемся, что она будет востребована как учителями, так и учениками для подготовки к ЕГЭ, а также будет способствовать осознанию школьниками практической значимости математических знаний, формированию стремления к достижению поставленной цели и преодолению интеллектуальных трудностей.
Для себя мы сделали вывод, что продолжим работу по данной теме, поскольку трансцендентные неравенства тоже можно решить с помощью этих нестандартных способов. Результатом работы по данной теме стало создание брошюры, в которую мы включили теоретические положения по решению трансцендентных уравнений, упражнения для самостоятельного решения и тесты в форме ЕГЭ.
УДК 532.529 : 532.59 : 534.2 : 533.951
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ПЕРРОНЕ
ЧЕРНУХИН Р.С., КГЭУ, г. Казань
Науч. рук. канд. физ.-мат. наук, с.н.с. ФИЛИМОНОВА Т.К.
Моделирование динамики толпы является актуальной задачей в различных областях, так как позволяет:
– оценить и оптимизировать нагруженность и пропускную способность транспортных систем;
– проанализировать здания на предмет соответствия нормам безопасности;
– создавать поведенчески реалистичную динамику с использованием компьютерной графики.
В компьютерной графике особый интерес представляют описание и контроль движения анимируемых объектов. Анимация передвижения большого скопления объектов связана с рядом сложностей, описание большого количества путей передвижения в программном коде является трудоемкой задачей. При таком подходе весьма вероятны ошибки, связанные с коллизиями объектов, а поведение толпы в целом может выглядеть недостаточно реалистично.
Целью данной работы является разработка программного компонента, моделирующего поведение толпы на железнодорожных перронах, для применения в составе программного комплекса симулятора высокоскоростных поездов «Сапсан» и «Ласточка», разрабатываемого компанией ООО «СимРэйл». Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
– провести анализ существующих методологий моделирования динамики толпы;
– разработать программный компонент, позволяющий визуализи-ровать динамику толпы на железнодорожном перроне с учетом заданных параметров;
– интегрировать разработанный компонент с программным комплексом предприятия.
К разрабатываемому программному решению предъявляются следующие требования:
– реалистичность анимации динамики толпы;
– наличие гибкой настройки моделирования.
Данные требования обусловлены необходимостью визуализации динамики пассажиропотока в симуляторе с учетом различных сценариев.
УДК 681.5
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
ЩЕРБАКОВА К.Э., КГЭУ, г. Казань
Науч. рук. канд. техн. наук, доцент БУДНИКОВА И.К.
С развитием информационных технологий стала очевидна их польза в организации работы предприятий. Автоматизация позволяет проводить контроль, составлять прогнозы, оптимизировать, моделировать, отслеживать динамику в бизнес-структурах.
В качестве объекта исследования в данной работе выступает станция технического обслуживания автомобилей.
Цель данной работы заключается в составлении адекватной математической модели станции технического обслуживания, опирающейся на одну из концепций теории массового обслуживания (метод Монте-Карло).
Моделирование – один из ключевых методов автоматизации бизнес-процессов. Правильно реализованная модель объекта исследования позволит:
– более детализировано рассмотреть и проработать все необходимые параметры, процессы и функционал предприятия;
– организовать прогнозирование не