Сила, заключенная в бесконечно малой точке
Любая частичка, даже такая мельчайшая, как атом, является центром гораздо большей силы, чем кажется по ее внешнему виду. Наука, особенно в последние годы, обнаруживает этот факт к удивлению огромного числа самих ученых. Те, кто знаком с современными исследованиями субатомных частиц - протонов, нейтронов, электронов, позитронов, нейтрино, мезонов и множества других частиц, — могут оценить, как много энергии сосредоточено в этих крошечных точечных частицах в пространственно-временном континууме. Атомная физика, судя по всему, входит в сферы неописуемого.
Еще одним примером того, как много может быть заключено в одной маленькой точке, может служить степень разумности, обнаруживающаяся в таких органических объектах, как молекулы ДНК, РНК и т.д. Чем глубже наука погружается в природу, тем больше силы и сложности она обнаруживает. Вместо того чтобы становиться проще с уменьшением размеров, вышеупомянутые мельчайшие частицы показывают, что в каждой из них заключен гигантский потенциал.[6]
Сила точки (бинду) была известна мистикам на протяжении веков. В тантре каждая бинду, каждая частичка проявленного бытия считается центром силы — Шакти. Шакти является выражением фундаментального субстрата статичного сознания. Цель тантры состоит в соединении Шакти (индивидуума) с Шивой (сознанием). Средством для этого служит бинду.
Каббалисты также очень интересовались бинду. У них она соответствовала состоянию бытия, когда человек может сказать: «я есть». Ее называли кетер (корона), поскольку она занимает самое выдающееся место в создании всего сущего. Она считалась связующим звеном между проявленным и непроявленным. Ее называли первоначальной точкой, ибо из нее, точнее, через нее, возникает все сущее.
Согласно философии Каббалы, из кетера (бинду) развивались девять сефирот. Вместе взятые, они составляли десять сефирот на мифическом и символическом древе жизни. Девять сефирот, располагающиеся ниже кетера, — это чакры. В йоге используются и обсуждаются только шесть главных чакр, но существуют и другие. Поэтому, несмотря на различие числа чакр в этих двух системах (йоге и Каббале), свет сознания и проявления сперва сияет через кетер, затем постепенно просачивается вниз к другим сефиротам (чакрам), достигая их по очереди. Это в точности соответствует тантра йоге, где сознание проходит через бинду, а затем спускается вниз через чакры.
В некоторых мистических системах сахасрара — источник всего сущего — символически изображается в виде круга. Силы, внутренне присущие этому кругу бесконечного потенциала, фокусируются в бесконечно малой точке в центре. Знаменитый математик Паскаль говорил:
«Высшее — это круг, центр которого находится везде, а окружность — нигде».
Этот центр — бинду. Центр бинду составляет основу всего сущего, от солнца до атома. Из бинду объекты проявляются в объективную реальность, расширяясь вовне, чтобы выразить внутренне присущий им потенциал. Этот потенциал может быть физическим, праническим и ментальным. В книге Зохар, одном из каббалистических писаний, говорится:
«Когда сокровенный из сокровенных пожелал явить себя, он прежде всего создал единственную точку; бесконечное было полностью неизвестно и не распространяло света, пока сияющая точка внезапно не взорвалась в проявленную реальность».[7]
Многие мистические школы также говорят о том, что макрокосм отражается и воспроизводится в микрокосме. Это осуществляется через посредство бинду. В духовной жизни микрокосм — это человек, а макрокосм — сознание.
Пожалуй, лучше всего завершить этот раздел красочным описанием личного переживания силы, заключенной в бинду. Вот две цитаты из книги Гопи Кришны «Кундалини: эволюционная энергия в человеке»:
«Моё тело, стул, на котором я сидел, стол передо мной, комната, отгороженная стенами, газон за окном и все остальное, включая землю и небо, выглядело всего лишь фантомами в этом реальном, всепроникающем океане бытия, который, если я попытаюсь как можно лучше объяснить его самую невероятную черту, казался одновременно неограниченным, протянувшимся во все стороны на неизмеримые расстояния, и, в то же самое время, не большим бесконечно малой точки. Все бытие, частью которого были мое тело и то, что его окружало, подобно излучению изливалось из этой чудесной точки, как будто проектор размером не больше острия булавки отбрасывал на бесконечность изображение столь же огромное, как мое представление о космосе, и вся чрезвычайно деятельная, гигантская картина мира зависела от исходящих из него лучей».
Эта точка — бинду, и она далее описана так:
«...моё лучезарное сознательное Я парит, лишь крайне смутно помня о телесной основе, в красочно яркой сфере сознания, каждый фрагмент которой - это безграничный мир знания, охватывающий прошлое, настоящее и будущее, имеющий в своем распоряжении все науки, философии и искусства, которые когда-либо существовали или только появятся в грядущие века, и все это в сжатой форме заключено в одной точке, существующей здесь и везде, сейчас и всегда, в неизмеримом океане мудрости, из которого знание, капля по капле, просачивалось и будет продолжать просачиваться в человеческий мозг».
Оба эти описания ясно показывают силу, присущую бинду. Бинду должна быть средоточием силы, поскольку она соединяет все сущее с его общим фундаментальным источником. Как мы уже говорили, наука начинает обнаруживать этот факт - то, что мистики знали с незапамятных времен.
Бинду и пол
Бинду нередко близко соотносят с мужской спермой. Причину нетрудно понять: из одной капли спермы, мельчайшей бинду в сочетании с женской яйцеклеткой, вырастает жизнь в форме ребенка. Точка бинду спермы представляет собой исходный пункт творения. Это символизирует более тонкую бинду, которая заставляет все объекты проявляться из основополагающего субстрата. На самом деле, это совершенный символ, который несколько облегчает понимание бинду. Поскольку бинду часто ассоциируется с мужской спермой, многие тантрические карты центров человека показывают бинду у мужчин, но опускают ее у женщин. То есть активирующую точку бинду четко изображают на затылке мужчины. Эта символика применима только в том случае, если хотят показать связь бинду со спермой. На самом деле, бинду, то есть тонкая бинду, есть и у мужчин, и у женщин, поскольку без бинду они не могли бы существовать. В садхане крийя-йоге и мужчинам, и женщинам следует сосредоточиваться на активирующей точке бинду на затылке.
В других системах считается, что бинду включает в себя две разновидности: белую и красную. В тексте Чудамани Упанишада написано:
«Бинду бывает двух видов: белая и красная. Белая бинду — это шукла (сперма), а красная — махараджа (менструации)».
(шлока 60)
Здесь белая бинду символизирует Шиву, пурушу, или сознание. Красная бинду символизирует Шакти, пракрити - силу проявления всех объектов. Активирующая точка бинду находится на затылке; это центр, который используется в крийя-йоге. Центром красной бинду является муладхара чакра. Цель йоги, тантры и других духовных систем состоит в соединении этих начал, чтобы Шива (мужское начало) и Шакти (женское начало) стали единым целым. Далее в тексте говорится:
«Красная бинду пребывает в солнце, а белая бинду — в луне. Их очень трудно соединить».
(шлока 61)
Хотя это и трудно, но их соединение составляет главную цель йоги. Здесь солнце символизирует пингалу, а луна — иду (1). Кроме того, эти две бинду символизируют слияние противоположностей в форме мужчины и женщины. Активная прана (женщина) соединяется со статичным сознанием (мужчина). Результатом этого соединения становится семя бинду, с которого начинается проявление, в том числе жизнь. Во всех духовных практиках это соединение приводит к подъему кундалини:
«Когда красная бинду (Шакти) движется вверх (подъём кундалини) путем управления праной, она смешивается с белой бинду (Шивой), и человек становится божественным».
(шлока 63)
Все системы йоги так или иначе управляют праной; иногда это непосредственное управление, как в случае пранаямы; в других методах управление осуществляется косвенно. Встреча и слияние этих двух противоположностей — Шакти и Шивы, индивидуума и сознания, ведет к сверхсознанию:
«Только тот познает йогу, кто достигает совершенного соединения двух бинду, когда красная бинду сливается с белой бинду».
(шлока 64)
Только тот, кто соединяет эти две противоположности, может познать подлинный смысл йоги (единения) на собственном опыте. В этих шлоках речь шла только о символическом значении бинду, но в предыдущих шлоках содержится много следствий, касающихся практического использования полового акта в качестве средства достижения высшего сознания. Эти шлоки подразумевают, что задержка оргазма и мужчиной, и женщиной при половом акте — удержание физической бинду — может вести к погружению в совершенно гонкую бинду, дверь к сахасраре. Гармония, сосредоточение и высвобождение психических сил в контролируемых условиях полового акта могут вести к трансцендентальному опыту. Однако это может случиться лишь при условии высокой степени умственной гармонии практикующих. Те, кто не обладает необходимым уровнем умственной чистоты, не испытают благ духовного опыта. В тантре этот метод называется майтхуна и предписывается искателям, именуемым вирья (буквально: героическими), которые достигли достаточных успехов в йоге. Среднего человека называют пашу (инстинктивным); это означает, что в его уме так много дисгармонии, что он не получит пользу от майтхуны. Половой акт предназначен для всех, кто пожелает, но майтхуна в подлинном смысле подходит не всякому — для этой практики необходимо предварительное очищение ума. Майтхуна как таковая не входит в крийя-йогу, но оба эти метода преследуют одну и ту же цель: расширение осознания и слияние с шуньей через бинду. В майтхуне бинду полового акта используется для повышения чувствительности к трансцендентальной бинду; в крийя-йоге для той же цели используется активирующая точка бинду на затылке.