Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины.

Практических работ- нет

Тема 3.3. Дифференциал и его геометрический смысл.

Практическая работа № 17

«Дифференцирование сложной функции»

Цель работы:научиться дифференцировать.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС:

Студент должен

уметь:

- применять методы дифференциального и интегрального исчисления.

знать:

- основы дифференциального и интегрального исчисления.

Оборудование: рабочая тетрадь, ручка, методические рекомендации по выполнению практической работы, справочная литература.

Методические указания по выполнению работы:

1. Ознакомиться с теоретическим материалом по практической работе.

2. Рассмотрите образцы решения задач по теме.

3.Выполнить предложенное задание согласно варианту по списку группы.

4.Изучить условие заданий для практической работы и выполнить её.

5. Ответить на контрольные вопросы даются письменно, после решения заданий в тетради для практических работ. Во время выполнения работы обучающийся может пользоваться своим конспектом, а также учебной литературой и справочным материалом.

5. Оформить отчет о работе. Сделайте вывод.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Понятие производной функции

Пусть функция ƒ (x) определена в некоторой окрестности точки x0. Производной функции ƒ (x) в точке x0называется отношение приращения функции ∆ƒ (x0) к приращению аргумента ∆x при ∆x → 0, если этот предел существует, и обозначается ƒ’(x0).

Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru (1)

Производную функции y = ƒ (x), x є ( a;b ) в точке x обозначают ƒ’(x), y’(x), Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru , Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru , причём все эти обозначения равноправны. Операция нахождения производной называется дифференцированием функции. Функция, имеющая производную в точке x0, называется дифференцируемой в этой точке. Функция, имеющая производную в каждой точке интервала (a;b), называется дифференцируемой на этом интервале; при этом производную ƒ’(x) можно рассматривать как функцию на (a ;b).

Таблица производных элементарных функций

Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru

Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru

Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru

Правила дифференцирования

На практике применяют следующие правила дифференцирования

1. Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru

2. Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru ,

3. Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru , Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru ;

4. Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru ,

где u и υ обозначают дифференцируемые функции переменной x, C - константа.

Дифференцирование сложной функции

Теорема.Пусть дана сложная функция Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru , где Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru . Если функция Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru дифференцируема в некоторой точке х0, а функция Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru определена на множестве значений функции Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru и дифференцируема в точке Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru , то сложная функция Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru в данной точке х0 имеет производную, которая находится по формуле

Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru или Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru

Пример по выполнению практической работы

Пример 1. Вычислить Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru , если Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru .

Решение:

Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru

Пример 2. Вычислить Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru , если Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru

Решение:

Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru

Пример 3. Вычислить Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru , если Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru

Решение:

1) Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru ;

2) данная функция является суперпозицией трех функций, поэтому имеем

Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru

Задания для практического занятия:

Вариант 1

1. Вычислить производные следующих функций:

1) Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru ; 2) Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru ; 3) Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru ;

4) Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru ; 5); Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru 6) Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru ;

2. Вычислить Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru , если Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru ;

3. Вычислить Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru , если Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru .

Вариант 2

1. Вычислить производные следующих функций:

1) Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru ; 2) Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru ; 3) Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru ;

4) Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru 5) Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru ; 6) Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru ;

2. Вычислить Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru , если Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru ;

3. Найти Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru , если Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru .

Вариант 3

1. Вычислить производные следующих функций:

1) Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru ; 2) Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru ; 3) Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru ;

4) Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru ; 5) Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru ; 6) Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru ;

2. Вычислить Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru ), если Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru ;

3. Найти Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru , если Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru .

Вариант 4

1. Вычислить производные следующих функций:

1) Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru ; 2) Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru ; 3) Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru ;

4) Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru 5) Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru ; 6) Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru ;

2. Вычислить Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru , если Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru ;

3. Найти Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru , если Тема 3.2. Понятие бесконечно малой величины. - student2.ru .

Контрольные вопросы

1. Что называется производной функции в точке?

2. Что такое дифференцирование?

3. Какая функция называется дифференцируемой в точке?

4. Перечислите табличные производные.

5. Какие правила дифференцирования вы знаете?

Практическая работа № 18

«Физические и геометрические приложения производной»

Цель работы:научиться применять физический и геометрический смысл

производной.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС:

Студент должен

уметь:

- применять методы дифференциального и интегрального исчисления.

знать:

- основы дифференциального и интегрального исчисления.

Оборудование: рабочая тетрадь, ручка, методические рекомендации по выполнению практической работы, справочная литература.

Методические указания по выполнению работы:

1. Ознакомиться с теоретическим материалом по практической работе.

2. Рассмотрите образцы решения задач по теме.

3.Выполнить предложенное задание согласно варианту по списку группы.

4.Изучить условие заданий для практической работы и выполнить её.

5. Ответить на контрольные вопросы даются письменно, после решения заданий в тетради для практических работ. Во время выполнения работы обучающийся может пользоваться своим конспектом, а также учебной литературой и справочным материалом.

5. Оформить отчет о работе. Сделайте вывод.

Наши рекомендации