Стресс-менеджмент – ключевая компетенция личной эффективности.
Стресс-менеджмент – ключевая компетенция личной эффективности.
Курс для самообразования
Автор и составитель
Наталья Самоукина
Мы много работаем, устаем, раздражаемся, не видим друзей и близких. И несмотря на материальное благополучие, нередко чувствуем, что качество нашей жизни снижается. Нас охватывают апатия и безразличие, ощущение бессмысленности многолетней гонки к новым карьерным взлетам и достижениям. Вроде все есть: работа, деньги, семья, дети. Но чего-то не хватает…
Не хватает нам самого простого: спокойствия, равновесия и контроля над своей жизнью. Нас поглощает, съедает постоянный стресс. Нас утомляют напряжение, многозадачность, длинный рабочий день, офисные конфликты, высокие требования со стороны бизнеса и руководства.
Что делать? Уехать в деревню и закрыться от городской жизни?
Думаю, что нет, испытания даются по силам. Просто нужно управлять своим стрессом!
Многие научились отлично работать, и хорошо отдыхать. У нас тоже получится!
В он-лайн курсе «Стресс менеджмент» Вы узнаете:
-Какие виды стресса существуют и как проявляется эмоциональное выгорание
-Какие причины вызывают стресс
-Как управлять своей энергией и работоспособностью в ситуации стресса
-Как восстанавливаться после перегрузок
Вы получите:
-Навыки эффективной саморегуляции в ситуации стресса
-Навыки быстрого восстановления после стрессового напряжения
Вы получите еще больше:
-Узнаете, как строить свой антистрессовый день
-Освоите техники «Кольцо энергии» и «Раскидай костер»
-Сможете управлять своими эмоциями
-Узнаете тайны бессознательного и сможете приручить свои бессознательные сценарии
-Разовьете навыки позитивного мышления
-Получите опыт поиска смысла и миссии своей жизни
ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ
ФАКТОРЫ И ВИДЫ СТРЕССА
§ Стресс - внутреннее состояние напряжения и перенапряжения.
§ Информационный стресс возникает в случаях информационных перегрузок, когда человек действует в условиях неопределенности, искажения, недостатка или избытка информации.
§ Коммуникативный стресссвязан с противоречиями в отношениях с людьми, несовпадениях целей и ожиданий, управлением и подчинением, необходимостью адаптироваться в общении, скрытыми контекстами взаимодействий (политикой, конкуренцией, манипулированием).
§ Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой угрозе, переживаниях опасности, унижения, вины, гнева и обиды.
§ Полезный стрессповышает активность и адаптационные возможности человека,способствует мобилизации и стимулирует его на преодоление трудностей.
§ Разрушительный стрессснижает эффективность работы и качество жизни человека, ухудшает его здоровье.
§ Факторы стресса:
-длительность и сила воздействия стресс-фактора
-индивидуальность человека (порог чувствительности к стрессу)
КАК ВОЗНИКАЕТ СТРЕСС И
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ»:
§ В работе постоянно присутствует общение с большим количеством разных людей, которые ведут себя в соответствии со своим настроением и состоянием, а работник вынужден вести себя «на контроле», т.е. профессионально. Люди могут раздражаться, капризничать, впадать в апатию, совершать ошибки и т.п., а работник должен уметь не давать эмоциональных реакций на поведение клиентов и быть спокойным, уравновешенным, разумным, точным.
§ Условия работы таковы, что одновременно приходится делать разные функции: говорить по телефону, анализировать документы, разговаривать с человеком, который сидит напротив.
§ В работе часто возникают ситуации, связанные с ограничениями во времени и спешкой: необходимо что-то сделать или решить важный вопрос «здесь и сейчас», не откладывая в долгий ящик.
§ В работе присутствует высокая ответственность и отсутствует право на ошибку.
§ Режим работы таков, что не только на работе, но и дома, работник должен решать проблемы, отвечать на рабочие звонки, прорабатывать документы. Грань между домом и работой стирается не в пользу дома. Работа «поглощает» всю жизнь человека, не оставляя ему ничего для своего личного существования. Человек начинает жить «как надо» и не живет так, как бы ему самому хотелось.
КАК ПРОЯВЛЯЮТСЯ СТРЕСС
И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ»
§ Снижение интереса к работе. Начинает казаться, что все сделано плохо и неправильно, что исчерпаны все ресурсы, но ничего яркого не создано.
§ Снижение самооценки. Человек начинает критично оценивать свои достижения, становится не доволен собой.
§ Возрастание критичности к окружающим. Коллеги по работе и близкие получают негативные оценки. Возникает раздражение по отношению к ним, даже агрессия.
§ Усталость от общения. Человек приходит домой и говорит примерно такую фразу: «Все. Меня нет».
§ Исчезновение эмоциональных характеристик в общении. Человек начинает общаться ровным и монотонным голосом, на лице у него – «маска» без каких-либо выражений, он двигается как автомат или робот.
§ Ухудшение здоровья. Возникает плохой, неровный и тревожный сон, общая физическая усталость, возникающая сразу утром и не проходящая в течение дня.
ТЕСТЫ К ПЕРВОМУ МОДУЛЮ
ВТОРОЙ МОДУЛЬ
УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГИЕЙ:
ТЕСТ КО ВТОРОМУ МОДУЛЮ
1.Как рекомендуется разогревать энергию утром? Подчеркните правильный ответ:
а) необходимо вспомнить предстоящие рабочие задачи
б) необходимо придумать идею дня и позитивное задание для себя
в) необходимо быстро встать и выйти заранее из дома
Правильный ответ б)
2. Как поддерживать энергию в течение недели?
а) работать и регулярно отдыхать
б) обеспечить достаточный сон для восстановления
в) придумать для каждого дня позитивное название
Правильные ответы б) и в)
3. Как рекомендуется поддерживать энергию в течение дня?
а) обязательно пообедать в середине дня
б) стараться меньше работать
в) оптимизировать коммуникации на работе
Правильные ответы а) и в)
4. Как рекомендуется учиться позитивному подходу?
а) просто больше улыбаться
б) периодически брать тайм-аут и отдыхать
в) правильно общаться на основе принципа «мягко с человеком, решительно по задаче»
Правильный ответ в)
5. Как желательно успокоиться в конце рабочего дня?
а) плотно поужинать и выпить крепкий чай
б) позитивно пообщаться с близкими
в) спланировать следующий, предстоящий день
Правильные ответы б) и в).
ТРЕТИЙ МОДУЛЬ
ВЕЧЕР: завершение дня.
Главное предназначение вечера – это отдых после напряженного дня и подготовка к спокойному сну, восстанавливающему силы.
Первый совет:не совершайте действий, идущих вразрез с Вашей совестью и Вашими убеждениями, это обеспечит душевное спокойствие вечером и хороший сон. Старайтесь быть самой собой, верьте и доверяйте себе.
Второй совет:не реагируйте на чужие поступки, особенно негативные.
Третий совет: цените свое человеческое достоинство. Чаще говорите себе фразу: «Я – умный, успешный и хороший человек». Свои поступки сверяйте по высоте этой фразы.
Четвертый совет:в течение вечера поддерживайте в себе спокойствие, при возможности старайтесь перед сном погулять или принять теплую ванну. Позвольте себе быть вечером немного расслабленным и ленивым, никуда не торопитесь.
Пятый совет:каждый вечер делайте что-то приятное для себя: поваляйтесь немного на диване, просматривая иллюстрированный журнал, скушайте что-то легкое и вкусное, послушайте хорошую музыку или посмотрите хороший фильм.
Шестой совет:не пейте кофе или крепкий чай в вечернее время, чтобы не нарушить сон.
Седьмой совет: подведите итоги дня, выделяя самое позитивное. Засыпая, вспоминайте счастливые моменты своей жизни в течение дня, свои достижения и успехи, радости, добрые взгляды людей, их внимание и заботу.
Восьмой совет:каждый прожитый день воспринимайте как подарок жизни, чувствуйте удовлетворение, что этим подарком Вы владеете.
Девятый совет:не ругайте себя, если что-то не получилось в течение дня. Воспринимайте события дня с доверием к общему течению своей жизни. Думайте о том, что все, что происходит, - к лучшему.
Десятый совет:перед сном продумывайте планы на будущий день, опираясь исключительно на собственные достоинства.
ТЕСТ К ТРЕТЬЕМУ МОДУЛЮ
1.Утром Вы настраиваетесь на предстоящий день:
а) быстро встаете в последнюю минуту, одеваетесь и выбегаете из дома
б) медленно встаете и не спеша собираетесь на работу
в) встаете за 10-15 минут до звонка будильника и позитивно настраиваетесь на предстоящий день
г) всегда делаете легкую утреннюю гимнастику
Правильные ответы: в, г.
2. Утром Ваш будильник:
а) громко звонит, чтобы Вы быстро встали
б) звонит мягко и нежно, чтобы Вы не испытывали утренний стресс от звонка будильника
в) Вы предпочитаете звонок мобильного телефона утром, поэтому у Вас нет будильника
г) Вы можете вставать без звонков будильника или мобильного телефона
Правильный ответ: б.
3. Утром Вы думаете:
а) о трудных задачах, которые предстоит решить
б) о предстоящем дне: какие проблемы он принесет
в) о приятном, что связано с предстоящем днем
г) утром Вам некогда думать, потому что Вы спешите
Правильный ответ: в.
4. Утром Вы завтракаете:
а) плотной, калорийной едой, чтобы не чувствовал голод в течение всего дня
б) Вы всегда жарите яичницу, потому что это быстро
в) Утром Вы не успеваете позавтракать
г) Вы готовите легкий завтрак из любимых продуктов
Правильный ответ: г.
5. Вечером Вы заняты:
а) критикуете себя за несделанные дела
б) думаете, что еще нужно будет сделать завтра
в) подводите итоги дня и переносите несделанные дела на завтра
г) ничего не планируете по причине сильной усталости
Правильный ответ: в.
6. Вечером Вы настраиваетесь на предстоящий сон:
а) стараетесь плотно поужинать
б) обсуждаете с коллегами по телефону задачи на завтра
в) смотрите любимые программы ТВ
г) принимаете теплую ванну
Правильный ответ: г.
7. Каждый прожитый день Вы воспринимаете:
а) как подарок от жизни
б) как еще одно испытание, которое Вы выдержали
в) как профессиональный долг, который Вы выполнили
г) как спешку, потому что Вы прокрутились как «белка в колесе»
Правильный ответ: а.
ЧЕТВЕРТЫЙ МОДУЛЬ
УПРАВЛЕНИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ
Отношение к жизни
Техника «Именно сегодня»:
§ Именно сегодня я буду счастлив(а)! Счастье находится внутри меня и не зависит от внешних условий и обстоятельств!
§ Именно сегодня я постараюсь принять ту жизнь, которая у меня есть. Я позитивно отнесусь к себе, своей работе и своим близким, и приму их такими, какие они есть!
§ Именно сегодняя начну заботиться о своем здоровье. Я сделаю утреннюю зарядку, буду ухаживать за своим телом и лицом, правильно питаться, следить за настроением и делать многое из того, что пойдет на пользу моему организму.
§ Именно сегодняя прочитаю хорошую книгу, посмотрю или прослушаю полезную передачу. В жизни так много интересного!
§ Именно сегодняя смогу заметить красоту окружающей меня природы: небо и плывущие по небу облака, распускающиеся листья на деревьях, почувствую запах цветов и услышу пение птиц!
§ Именно сегодняя сделаю два важных дела, которые нужно сделать, но которые мне раньше делать не хотелось. Я сделаю также два дела, которые принесут пользу окружающим.
§ Именно сегодняя буду ко всем доброжелательна. Я постараюсь понять каждого человека, поддержать его, буду щедрой на похвалу, никого не буду критиковать, ни к кому не буду придираться, никого не буду исправлять.
§ Именно сегодняя буду жить только сегодняшним днем! Я не буду стремиться решить сразу все проблемы. Я не буду вспоминать грустные события прошлого. Я не буду бояться будущего.
§ Именно сегодняя намечу программу своих дел на ближайшее время. Это избавит меня от спешки и нерешительности.
§ Именно сегодняполчаса я проведу в покое и уединении, чтобы подумать о себе и своей жизни.
§ Именно сегодняя буду счастливым(ой), наслаждаться жизнью, любить и верить, что те, кого люблю я, любят меня!
Подпишите, что Вы начнете делать именно сегодня:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕХНИКА «РАСКИДАЙ КОСТЕР»
Если при ответе на вопрос: «Какими делами, заботами и увлечениями заполнена Ваша жизнь?», Вы говорите: «У меня главное – работа», то это рискованно. При потере работы Вы можете оказаться «у разбитого корыта». Если Вы говорите: «Главное для меня – это семья», разочарований также не избежать, если «вторая половина» не соответствует Вашим ожиданиям.
Сделайте свою жизнь разнообразной!
У Вас могут и должны быть:
Семья | Работа | Хобби |
Супруг (супруга) Близкий человек | Уединение, духовный поиск | Спорт |
Удовольствия | Здоровье | Друзья |
ТЕСТ К ЧЕТВЕРТОМУ МОДУЛЮ
1.В чем заключается техника «Именно сегодня»?
а) в планировании срочных и важных дел
б) в реализации принципа «Не откладывай на завтра то, что можно сделать именно сегодня»
в) в реализации позитивного подхода быть оптимистичным человеком уже сейчас
г) в плотном планировании рабочих задач
Правильный ответ в.
2. Почему считается, что концентрация человека только на работе имеет негативные последствия?
а) потому что у человека есть также другие обязанности, кроме работы
б) потому что у человека основная цель в жизни – иметь семью и детей
в) потому что у человека должна быть разнообразная жизнь, включающая работу, семейную жизнь, родительство, хобби, путешествия и др.
г) потому что у человека есть ответственность за близких
Правильный ответ в.
3. Зачем человеку периодически нужно уединение?
а) для отдыха
б) для концентрации на целях и поиске жизненных смыслов
в) для перерыва в работе
г) для отдыха от оющения
Правильный ответ б.
4. Зачем человеку нужны удовольствия в жизни?
а) для получения позитивных эмоций
б) для ощущения радости жизни
в) для заботы о самом себе
г) чтобы улыбаться
Правильные ответы а, б, в.
5. Зачем человек занимается спортом?
а) для удовольствия
б) для здоровья
в) для поддержки хорошей физической формы
г) для получения чувства физической усталости
Правильные ответы б, в.
ПЯТЫЙ МОДУЛЬ
УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ И ПЕРЕЖИВАНИЯМИ
Принципы
§ Регулярность применения психотехнических упражнений, (первые положительные результаты возникают через несколько дней).
§ Человек должен оценить и выбрать те упражнения, которые ему понравились и показались эффективными.
§ Желательно применять упражнения утром, сразу после сна или вечером, перед сном, а также при возникновении напряженных моментов в течение дня.
§ Продолжительность упражнений, в среднем, должна быть примерно 4-5 мин.
Упражнение «Мудрец».
Удобно расположитесь в кресле. Закройте глаза и представьте себе, что Вы идете по лесной тропинке. Яркий солнечный день, пение птиц, приятные лесные запахи. Вы выходите на лесную поляну. В центре поляны стоит развесистый дуб, которому, наверное, не меньше ста лет. У основания дерева, у его корней, сидит старый человек - мудрец. В своем воображении подойдите к нему как можно ближе.
Посмотрите на лицо этого человека. Как можно подробнее представьте для себя его облик: посмотрите в его глаза, постарайтесь понять его настроение. И когда Вы окончательно почувствуете доверие к мудрецу, постарайтесь сформулировать свой самый важный сейчас вопрос и задайте ему. Вопрос должен быть лаконичным и точным. Сосредоточьтесь и постарайтесь услышать ответ мудреца.
Упражнение «Убежище».
Это упражнение помогает успокоиться, отдохнуть и расслабиться. Упражнение выполняется в течение 4-5 минут в спокойном, слабо освещенном помещении.
Сядьте в удобное кресло и закройте глаза.
Представьте, что у Вас есть убежище. Это может быть маленький домик в деревне или квартира в городе, все, что угодно, пусть, даже пещера в горах. О Вашем убежище никто из друзей и близких не знает. В своем убежище Вы можете делать все, что захотите, и что Вам нравится. Там нет обязательств и занятий, которыми Вы вынуждены заниматься по чувству долга. Там не нужно никуда спешить, не нужно планировать свои дела, рассчитывать время, учитывать обстоятельства. Там нет телефонов, телевизоров, радио. Там – полная свобода и спокойствие.
Побудьте немного в своем убежище, помечтайте о приятном, почувствуйте удовольствие от безделья и созерцания.
Примеры.
«Летний дождь». Например, мужчина 42 лет вспомнил, как в детские годы в летний лагерь, в котором он отдыхал, приехал отец. Они пошли прогуляться по лесной тропинке около лагеря, и неожиданно пошел летний дождь. Отец раскрыл зонт, они сели на скамейку и спрятались под зонтом. Ощущение защищенности рядом с большим, сильным и родным человеком мальчик запомнил на всю жизнь, и тогда, когда он испытывает трудности и проблемы, часто вспоминает этот поддерживающий его образ.
«Лодка на воде».Мужчина зрелого возраста рассказал об образе, который его поддерживает в трудные минуты. Он назвал этот образ «Лодкой на воде».
Он вспомнил, как летом в детстве, когда он гостил у бабушки, ему часто приходилось переплывать реку на лодке, направляясь в сельский магазин за продуктами. И вот однажды, когда был теплый, солнечный и удивительно спокойный день, посреди реки он отпустил весла и лег на спину на днище лодки.
Он чувствовал, как она тихо покачивалась на воде и смотрел в небо. На всю жизнь ему запомнились медленно плывущие по небу облака и спокойствие, которое они в нем вызывали. Он чувствовал, что бы с ним не произошло, что бы ни случилось, облака всегда будут также медленно и лениво «плыть» по небу и нести в своем движении умиротворенность и спокойствие.
ТЕСТ К ПЯТОМУ МОДУЛЮ
1.В чем заключается техника управления эмоциями и переживаниями?
а) в постоянном успокоении
б) в том, чтобы не допускать снижения самоконтроля
в) в развитии навыков эмоциональной саморегуляции
г) в снижении эмоционального напряжения
Правильные ответы б, в.
2. Как часто необходимо заниматься эмоциональной саморегуляцией?
а) каждый час
б) один раз в течение двух часов
в) утром после сна, и вечером перед сном
г) один раз в неделю
Правильный ответ в.
3. Какие упражнения по эмоциональной саморегуляции необходимо практиковать?
а) необходимо практиковать все упражнения по эмоциональной саморегуляции
б) для эффективной эмоциональной саморегуляции необходимо практиковать упражнения, рекомендованные консультантом
в) необходимо выбрать упражнения, которые понравились и показались эффективными
г) каждый день нужно практиковать по одному упражнения
Правильные ответы б,в.
4. Следует ли практиковать упражнения по эмоциональной саморегуляции на рабочем месте?
а) да, упражнения по эмоциональной саморегуляции необходимо практиковать на работе с целью поддержания высокой эффективности
б) нет, упражнения по эмоциональной саморегуляции не рекомендуется практиковать на работе
в) упражнения по эмоциональной саморегуляции необходимо практиковать на работе и дома
г) упражнения по эмоциональной саморегуляции необходимо практиковать всегда и везде, когда возникают стрессовые ситуации
Правильные ответы в, г.
5. Следует ли конструировать собственные упражнения по эмоциональной саморегуляции?
а) нет, не рекомендуется конструировать собственные упражнения по эмоциональной саморегуляции
б) да, конструировать собственные упражнения по эмоциональной саморегуляции вполне можно, посоветовавшись с консультантом
в) конструировать собственные упражнения по эмоциональной саморегуляции можно только в том случае, если человек имеет психологическое или медицинское образование
г) нет, не рекомендуется конструировать собственные упражнения по эмоциональной саморегуляции, дополнительно их можно необходимо искать только в специальной литературе
Правильный ответ б.
ШЕСТОЙ МОДУЛЬ
ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ
§ Любое событие в жизни человека нейтрально по отношению к нему и имеет для него как позитивные, так и негативные последствия.
§ Только сам человек привносит в оценку прошедшего события либо преимущественно негативные, либо преимущественно позитивные моменты.
§ Если человек оценивает событие преимущественно негативно, то он создает следующие условия для своей жизни:
(а) снижает свой жизненный тонус и вызывает у себя подавленное настроение;
(б) формирует внутренние условия для выделения и восприятия преимущественно негативных факторов в своей жизни («У меня в жизни все плохо»);
(в) создает условия для построения негативного прогноза своего будущего («Ничего хорошего в будущем я ожидать не могу»).
§ Если человек оценивает событие преимущественно позитивно, он сознательно создает следующие условия для своей жизни:
(а) сохраняет и поддерживает высокий жизненный тонус и активность, а также находится преимущественно в хорошем настроении;
(б) создает внутренние условия для выделения и восприятия именно положительных факторов в своей жизни («У меня все хорошо»);
(в) формирует условия для позитивного, оптимистичного прогнозирования своего будущего («Все будет хорошо», «Выживем», «Прорвемся»).
Упражнение «Самооценка»
В левой части страницы опишите свои недостатки. В правой части каждое качество-недостаток следует переформулировать так, чтобы выделить его положительную основу.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение «Мои достоинства».
Каждый человек может что-то делать хорошо и даже лучше всех. Подумайте о том, что Вы умеете делать лучше других? Это может быть все, что угодно: рассказывать анекдоты, водить машину, работать на компьютере, смеяться и т.п.
Что Вы умеете делать лучше других?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение «Мой идеал».
Представьте себе человека, которым Вы восхищаетесь. Это может быть Ваш руководитель или коллега, знакомый или родственник, известный деятель или актер (актриса).
Какими качествами обладает этот человек? Перечислите их.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подумайте, как бы вел себя этот человек, если бы он жил той жизнью, которой живете Вы, и в тех условиях, в которых живете Вы?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение «Записки о хорошем настроении».Ответьте на вопросы:
§ Сколько всего было хороших событий в Вашей жизни в течение месяца?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
§ Сколько приятных событий произошло по Вашей инициативе?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
§ Сколько приятных событий произошло по инициативе других людей?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
§ Что можно сделать, чтобы приятных событий в Вашей жизни было больше?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕСТ К ШЕСТОМУ МОДУЛЮ
1.Позитивное мышления для Вас означает:
а) всегда относиться к любому событию только с положительных сторон
б) в любом событии необходимо найти позитивный смысл
в) стремиться взвешивать все плюсы и минусы события
г) всегда улыбаться и радовать других людей
Правильный ответ б.
2. Если человек оценивает события своей жизни только негативно, то:
а) он программирует себя на дальнейшие негативные события
б) он начинает испытывать панические атаки
в) он привлекает негативные события в собственную жизнь
г) он реалистично смотрит на жизненные события и обстоятельства
Правильные ответы а, б, в.
3. Если человек оценивает события своей жизни только позитивно, то:
а) он программирует себя на успех и достижения
б) он привлекает других людей
в) он просто наивный человек
г) он неправильно относиться к жизни
Правильные ответы а, б.
4. Какие из философских и экзистенциальных подходов выступают вариантами позитивного подхода?
а) философия маленьких радостей
б) технология позитивного переформулирования
в) психология позитивной самооценки
г) философия достижений
Правильные ответы а, б, в, г.
5.Какими техниками можно заменить технологию позитивного подхода?
а) техникой развития оптимистичного подхода к жизни
б) техникой углубленного самоанализа
в) техниками абстрактных размышлений
г) техникой созерцания
Правильный ответ а.
СЕДЬМОЙ МОДУЛЬ
ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ
Миссия и смысл жизни важны для комфорта и экологии внутреннего мира человека.
Подумайте и постарайтесь ответить на вопросы:
Ради чего сегодня утром я встал (а) с постели?____________________________________________________________________________________________________________________
Ради чего и кого я живу?
____________________________________________________________________________________________________________________________
В чем заключается смысл моей жизни?
_____________________________________________________________
Упражнение «Чего у меня нет, и что у меня есть».
Составьте для себя два списка. Первый список - под названием «Чего у меня нет», в котором запишите все, чего у Вас нет, но что бы Вам хотелось иметь.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составьте второй список под названием: «Что у меня есть». Не забудьте написать не только такие ощутимо-материальные вещи, как дом, одежда или еда, но и нематериальные ценности, такие, как здоровье, увлечения, друзья, работа и что-то еще, важно для Вас.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕСТ К СЕДЬМОМУ МОДУЛЮ
1.Отметьте правильный ответ:
а) в поисках смысла жизни находятся неустроенные, неудачливые люди
б) поиск смысла жизни проводят только философы и писатели
в) поиск смысла жизни важен для каждого современного человека
г) поиск смысла жизни важен только для зрелого человека в возрасте после 50-ти и более лет
Правильный ответ: в.
2. Как Вы считаете, формулирование миссии является важной:
а) только для компании
б) для обычного человека
в) только для философа и писателя
г) для компании и для обычного человека
Правильный ответ: г.
3. Отметьте правильное определение:
а) миссия – это стратегические цели компании и человека
б) миссия – это планирование будущего компании и человека
в) миссия – это смысл, предназначение и общественная полезность компании и человека
г) миссия – это направление деятельности компании и человека
Правильный ответ: в.
4. Выберите правильный ответ:
а) определение миссии создает возможность правильно определить вектор собственной жизни
б) определение миссии создает смысл жизни человека
в) поиск и определение миссии успокаивает человека
г) на поиск миссии человек затрачивает всю жизнь, но найти ее не способен
Правильный ответ: б.
5. Как Вы считаете, миссия человека меняется с возрастом?
а) нет, миссия не меняется с возрастом человека
б) да, миссия обязательно меняется с возрастом человека
в) свою миссию человек обычно чувствует в ранние годы, и потом всю жизнь стремится ее реализовать
г) в каждом возрастном периоде человек находит разные миссии для себя
Правильный ответ: в.
ВОСЬМОЙ МОДУЛЬ
УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ
Виды деловых конфликтов
§ Функциональные (конструктивные, созидательные)
§ Дисфункциональные (деструктивные, разрушительные)
§ Корпоративные, групповые, межличностные, внутриличностные
Причины конфликтов
§ Организационные проблемы (ограниченность ресурсов, организационные противоречия)
§ Противоречия в представлениях сотрудников о ценностях и целях работы в компании
§ Социальные и профессиональные различия
§ Индивидуальные различия (происхождение, жизненный опыт, образовательный статус, возрастные различия)
§ Различия в манере общения и поведении
Конфликтов
§ Техника «симметричного ответа»
§ Техника «нулевой реакции»
§ Техника «выпустить пар»
§ Техника перерыва
§ Техника отказа от второстепенных деталей с целью сохранения главного в отношениях
§ Сглаживание
ТЕСТ К ВОСЬМОМУ МОДУЛЮ
В конфликтной ситуации
Тест К. Томаса
Инструкция. Перед Вами - 30 пар утверждений, характеризующих поведение человека. Выберите из каждой пары одно утверждение, которое Вам больше подходит и отметьте его.
Например, из первой пары Вы выбрали утверждение «а», из второй пары - «б», следовательно, напротив соответствующих разделов Вы запишите: 1а, 2б.
Обратите внимание, что утверждения повторяются, но каждый раз в новом сочетании. Иногда трудно сделать выбор, но это необходимо.
Долго не думайте, старайтесь отвечать быстро.
1.а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся с деловым партнером, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
ВАШ ОТВЕТ:
2.а)Я стараюсь найти компромиссное решение.
б)Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и своих собственных.
ВАШ ОТВЕТ:
3.а)Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б)Стремлюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
ВАШ ОТВЕТ:
4.а)Я стараюсь найти компромиссное решение.
б)Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
ВАШ ОТВЕТ:
5.а)Улаживая спорную ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.
б) стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
ВАШ ОТВЕТ:
6.а)Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
б)Я стараюсь добиться своего.
ВАШ ОТВЕТ:
7.а)Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
б)Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы в главном добиться своего.
ВАШ ОТВЕТ:
8.а)Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б)Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят затронутые интересы и спорные вопросы.
ВАШ ОТВЕТ:
9.а)Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
б)Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
ВАШ ОТВЕТ:
10.а)Я твердо стремлюсь достичь своего.
б)Я пытаюсь найти компромиссное решение.
ВАШ ОТВЕТ:
11.а)Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б)Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
ВАШ ОТВЕТ:
12.а)Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
б)Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
ВАШ ОТВЕТ:
13.а)Я предлагаю среднюю позицию.
б)Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
ВАШ ОТВЕТ:
14.а)Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю его о его взглядах.
б)Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
ВАШ ОТВЕТ:
15.а)Я стараюсь успокоить другого и главным образом, сохранить наши отношения.
б)Я стремлюсь сделать все необходимое, чтобы избежать неприятности.
ВАШ ОТВЕТ:
16.а)Я стараюсь не задеть чувств другого.
б)Я пытаюсь убедить другого в преимуществах своей позиции.
ВАШ ОТВЕТ:
17.а)Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
б)Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
ВАШ ОТВЕТ:
18.а)Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
ВАШ ОТВЕТ:
19.а)Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б)Я стремлюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
ВАШ ОТВЕТ:
20.а)Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
б)Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
ВАШ ОТВЕТ:
21.а)Проводя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желанием другого.
б)Я в