Перечень информационных технологий, используемых при проведении
практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем..37
8.1. Перечень информационных технологий. 37
8.2. Лицензионное программное обеспечение и информационные справочные системы 37
9. Описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики38
9.1. Список изданий, используемых для проведения практики. 38
9.2. Перечень используемых наглядных и аудиовизуальных средств
(плакаты, таблицы, схемы, муляжи, материалы коллекций) 38
9.3. Технические средства, используемые при прохождении практики. 38
Лист изменений в программе практики.. 39
Приложение 1. Образец гарантийного письма. 40
Приложение 2. Образец распоряжения по практике. 41
Приложение 3. Форма направления на практику. 42
Приложение 4. Образец характеристики обучающегося. 43
Приложение 5. Образец отчета обучающегося о прохождении практики. 44
Приложение 6. Образец отчета руководителя практики от вуза. 46
Приложение 7. Образец оформления титульного листа дневника практики. 48
Приложение 8. Образец оформления протокола защиты практики. 50
Аннотация
Код и название практики по учебному плану | 43.03.02 Туризма | |
Вид практики | Производственная | |
Тип практики | Научно-исследовательская работа | |
Способ проведения | Стационарная | |
Форма проведения | Дискретно: – по периодам проведения практик | |
Цель практики | формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций, совершенствование навыков научно-исследовательской работы по сбору, анализу, использованию эмпирической информации для выполнения профессиональной деятельности в области туризма (проектной, производственно-технологической, организационно-управленческой), написания выпускной квалификационной работы | |
Задачи практики | – закрепить навыки осуществления самостоятельного научного поиска в рамках выбранной темы исследования – овладение методами комплексной управленческой диагностики, моделирования и прогнозирования результата профессиональной деятельности – приобретение навыков по разработке новых проектов с использованием инновационных технологий | |
Коды формируемых компетенций | ОК-1, ОК-5, ОК-6, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8 | |
Планируемые результаты обучения при прохождении практики (пороговый уровень) | В результате прохождения практики обучающийся должен приобрести: знания: – основ философии, главных этапов и закономерностей исторического развития на уровне воспроизведения; – подходов и принципов организации самостоятельной работы на уровне перечисления; – основ законодательства на уровне воспроизведения; – задач профессиональной деятельности на уровне воспроизведения; – основ проектирования на уровне воспроизведения; – основ математики и информатики на уровне воспроизведения; – базовых затрат предприятий туриндустрии в процессе реализации своей деятельности на уровне воспроизведения; – каналов поиска научно-технической информации, необходимой для туристской сферы, на уровне перечисления; – методов мониторинга рынка туристических услуг на уровне воспроизведения; – прикладных методов исследовательской деятельности в туризме на уровне перечисления; – инновационных технологий, применяемых в туристической сфере, на уровне воспроизведения; умения: – применять знания основ философии, главных этапов и закономерностей исторического развития на уровне типового решения; – организации поисковой и проектной работы на уровне использования типовых схем; – выявлять требуемые нормативные акты, опубликованные на традиционных носителях и в электронных базах данных; – работать с различными источниками информации; – применять основных методов проектирования на уровне повторения; – производить расчеты по шаблонной схеме; – рассчитывать и анализировать затраты предприятий туриндустрии при решении типовых задач; – выявление каналов поиска научно-технической информации, необходимой для туристской сферы на уровне представления; – применять методы мониторинга рынка туристических услуг при решении типовых задач; – применения прикладных методов исследовательской деятельности в туризме при решении типовых задач; – применения инновационных технологий, используемых в туристической сфере, на уровне повторения; навыки и (или) опыт деятельности: – использования терминологического аппарата при работе с эмпирической информацией; – выполнение конкретных заданийпо теме исследования; – поиска, отбора действующих нормативных актов; работы с каталогами библиотек (традиционных, электронных), электронными базами данных при решении типовых задач; – использовать типовую схему разработки туристического продукта; – проверять данные расчетов типовых заданий в традиционной и электронной форме; – вводить данные в формулы, используемые при расчете затрат предприятий туриндустрии; – работы с традиционными каналами информации и электронными базами данных на уровне решения типовых заданий; – заполнять таблицы и матрицы, позволяющие проводить мониторинг рынка туристических услуг; – выбора, описания прикладных методов исследования; – выявление и описание инновационных технологий в предлагаемых для анализа примерах. | |
Общая трудоемкость практики составляет | в зачетных единицах – 1 зач. ед. в академических часах – 36 | |
Разработчики | А. В. Лушникова |
1. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики,
соотнесенных с планируемыми результатами освоения
образовательной программы
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения при прохождении практики:
Таблица 1
Результаты освоения ОПОП (содержание компетенций и код) | Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики | ||
Пороговый (обязательный для всех обучающихся) | Продвинутый (превышение минимальных характеристик уровня сформированности компетенции) | Повышенный (максимально возможная выраженность компетенции) | |
Способность использовать основы философских знаний, анализировать главных этапов и закономерностей исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности (ОК-1) | знания: основ философии, главных этапов и закономерностей исторического развития на уровне воспроизведения | знания: основ философии, главных этапов и закономерностей исторического развития на уровне иллюстрирования | знания: основ философии, главных этапов и закономерностей исторического развития на уровне анализа |
умения: применять знания основ философии, главных этапов и закономерностей исторического развития на уровне типового решения | умения: применять знания основ философии, главных этапов и закономерностей исторического развития на уровне сравнения нескольких вариантов решения практического задания | умения: применять знания основ философии, главных этапов и закономерностей исторического развития на уровне разработки индивидуального проекта | |
навыки и (или) опыт деятельности: использования терминологического аппарата при работе с эмпирической информацией | навыки и (или) опыт деятельности: использования терминологического аппарата при анализе и выявлении эмпирической информации | навыки и (или) опыт деятельности: использования терминологического аппарата при составлении проектных заданий, научных концепций, подготовительных текстов ВКР | |
Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-5) | знания: подходов и принципов организации самостоятельной работы на уровне перечисления | знания: подходов и принципов организации самостоятельной работы на уровне сравнения | знания: подходов и принципов организации самостоятельной работы на уровне анализа |
умения: организации поисковой и проектной работы на уровне использования типовых схем | умения: организации поисковой и проектной работы на уровне выбора готовых вариантов решения | умения: организации поисковой и проектной работы на уровне разработки самостоятельного решения | |
навыки и (или) опыт деятельности: выполнение конкретных заданий по теме исследования | навыки и (или) опыт деятельности: выполнение поставленных задач при самостоятельной корректировке в процессе деятельности | навыки и (или) опыт деятельности: самостоятельного составления плана, выбора методов и реализации задач исследования на всех этапах работы | |
Способность использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности, в том числе с учётом социальной политики государства международного и российского права (ОК-6) | знания: основ законодательства на уровне воспроизведения | знания: основ законодательства на уровне анализа | знания: основ законодательства на уровне перечисления и отбора нормативных документов при проектировании и реализации профессионального продукта |
умения: выявлять требуемые нормативные акты, опубликованные на традиционных носителях и в электронных базах данных | умения: выявлять и анализировать требуемые нормативные акты, опубликованные на традиционных носителях и в электронных базах данных | умения: использовать нормативные акты, опубликованные на традиционных носителях и в электронных базах данных при разработке профессионального продукта | |
навыки и (или) опыт деятельности: поиска, отбора действующих нормативных актов | навыки и (или) опыт деятельности: поиска, отбора действующих нормативных актов, выявления положительных сторон действующего законодательства, определения нерешенных вопросов | навыки и (или) опыт деятельности: поиска, отбора действующих нормативных актов, выявления положительных сторон действующего законодательства, определения нерешенных вопросов, разработки предложений по использованию нормативных требований | |
Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учётом основных требований информационной безопасности, использовать различные источники информации по объекту туристского продукта (ОПК-1) | знания: задач профессиональной деятельности на уровне воспроизведения | знания: задач профессиональной деятельности на уровне анализа | знания: задач профессиональной деятельности на уровне понимания и готовности к реализации |
умения: работать с различными источниками информации | умения: отбора различных источников информации, адекватных поставленным задачам | умения: отбора различных источников информации, адекватных поставленным задачам, и обоснования принятого решения | |
навыки и (или) опыт деятельности: работы с каталогами библиотек (традиционных, электронных), электронными базами данных при решении типовых задач | навыки и (или) опыт деятельности: работы с каталогами библиотек (традиционных, электронных), электронными базами данных при решении типовых задач, представлять полученные данные в соответствии с современными требованиями | навыки и (или) опыт деятельности: работы с каталогами библиотек (традиционных, электронных), электронными базами данных при решении типовых задач, представлять полученные данные в соответствии с современными требованиями, редактировать информационные блоки в соответствии с описанием конкретного туристического продукта | |
Владение теоретическими основами проектирования, готовность к применению основных методов проектирования в туризме (ПК-1) | знания: основ проектирования на уровне воспроизведения | знания: основ проектирования на уровне анализа | знания: основ проектирования на уровне применения |
умения: применять основных методов проектирования на уровне повторения | умения: применять основных методов проектирования на уровне выбора из готовых решений | умения: применять основных методов проектирования с обоснованием выбранных методов | |
навыки и (или) опыт деятельности: использовать типовую схему разработки туристического продукта | навыки и (или) опыт деятельности: выбора адекватной схемы проекта при разработке туристического продукта | навыки и (или) опыт деятельности: разработки собственной модели проекта при разработке туристического продукта | |
Способность обрабатывать и интерпретировать с использованием базовых знаний математики и информатики данные, необходимые для осуществления проектной деятельности в туризме (ПК-2) | знания: основ математики и информатики на уровне воспроизведения | знания: основ математики и информатики на уровне решения типовых заданий | знания: основ математики и информатики на уровне решения заданий повышенной сложности |
умения: производить расчеты по шаблонной схеме | умения: производить расчеты задач, связанных с практикой | умения: формулировать задание и разрабатывать формулы для решения профессиональных задач | |
навыки и (или) опыт деятельности: проверять данные расчетов типовых заданий в традиционной и электронной форме | навыки и (или) опыт деятельности: анализировать, исправлять и представлять данные расчетов заданий, связанный с конкретными проектами | навыки и (или) опыт деятельности: определять задание по расчетам, производить расчеты нового туристического продукта | |
Способность рассчитать и проанализировать затраты деятельности предприятия туристской индустрии, туристского продукта в соответствии с требованиями потребителя или туриста, обосновать управленческое решение (ПК-5) | знания: базовых затрат предприятий туриндустрии в процессе реализации своей деятельности на уровне воспроизведения | знания: базовых затрат предприятий туриндустрии в процессе проектирования и реализации деятельности на уровне анализа | знания: базовых затрат предприятий туриндустрии и представлять схемы расчета затрат в процессе проектирования и реализации турпродукта |
умения: рассчитывать и анализировать затраты предприятий туриндустрии при решении типовых задач | умения: рассчитывать и анализировать затраты предприятий туриндустрии при решении нестандартных задач | умения: рассчитывать и анализировать затраты конкретного предприятия туриндустрии | |
навыки и (или) опыт деятельности: вводить данные в формулы, используемые при расчете затрат предприятий туриндустрии | навыки и (или) опыт деятельности: выявлять ивводить данные в формулы, используемые при расчете затрат предприятий туриндустрии, анализировать полученные результаты | навыки и (или) опыт деятельности: выявлять ивводить данные в формулы, используемые при расчете затрат конкретного предприятия туриндустрии, анализировать полученные результаты и представлять новый бизнес-проект с меньшими затратами | |
Способность находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристской деятельности (ПК-6) | знания: каналов поиска научно-технической информации, необходимой для туристской сферы, на уровне перечисления | знания: каналов поиска научно-технической информации, необходимой для туристской сферы, на уровне анализа полноты получаемой информации | знания: каналов поиска научно-технической информации, необходимой для туристской сферы, в различных базах данных |
умения: выявление каналов поиска научно-технической информации, необходимой для туристской сферы на уровне представления | умения: выявление каналов поиска научно-технической информации, необходимой для туристской сферы, на уровне анализа полноты информации | умения: выбор каналов поиска научно-технической информации, необходимой для туристской сферы с позиций конкретной поставленной задачи | |
навыки и (или) опыт деятельности: работы с традиционными каналами информации и электронными базами данных на уровне решения типовых заданий | навыки и (или) опыт деятельности: работы с традиционными каналами информации и электронными базами данных при решении нескольких задач | навыки и (или) опыт деятельности: работы с традиционными каналами информации и электронными базами данных и представлении полученной информации в соответствии с поиском решения для конкретного проекта | |
Способность использовать методы мониторинга рынка туристских услуг (ПК-7) | знания: методов мониторинга рынка туристических услуг на уровне воспроизведения | знания: методов мониторинга рынка туристических услуг на уровне сравнения и анализа | знания: методов мониторинга рынка туристических услуг на уровне классификации и систематизации |
умения: применять методы мониторинга рынка туристических услуг при решении типовых задач | умения: применять методы мониторинга рынка туристических услуг при решении вариативных заданий | умения: применять методы мониторинга рынка туристических услуг конкретного предприятия административной территории | |
навыки и (или) опыт деятельности: заполнять таблицы и матрицы, позволяющие проводить мониторинг рынка туристических услуг | навыки и (или) опыт деятельности: разрабатывать таблицы и матрицы, заполнять их данными, позволяющими проводить мониторинг рынка туристических услуг | навыки и (или) опыт деятельности: разрабатывать таблицы и матрицы, заполнять их данными, позволяющими проводить мониторинг деятельности конкретного предприятия туристической сферы | |
Готовность к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме (ПК-8) | знания: прикладных методов исследовательской деятельности в туризме на уровне перечисления | знания: прикладных методов исследовательской деятельности в туризме на уровне анализа | знания: прикладных методов исследовательской деятельности в туризме на уровне анализа и применения |
умения: применения прикладных методов исследовательской деятельности в туризме при решении типовых задач | умения: примененияприкладных методов исследовательской деятельности в туризме при решении вариативных задач | умения: примененияприкладных методов исследовательской деятельности при анализе работы конкретного туристического предприятия | |
навыки и (или) опыт деятельности: выбора, описания прикладных методов исследования | навыки и (или) опыт деятельности: обоснования прикладных методов исследования, используемых при анализе деятельности предприятий туристической сферы | навыки и (или) опыт деятельности: выбора и обоснования прикладных методов исследования, используемых при проектировании деятельности предприятий туристической сферы | |
Готовность к применению инновационных технологий в туристской деятельности и новых форм обслуживания потребителей или туристов (ПК-9) | знания: инновационных технологий, применяемых в туристической сфере, на уровне воспроизведения | знания: инновационных технологий, применяемых в туристической сфере, на уровне иллюстрирования | знания: инновационных технологий, применяемых в туристической сфере на уровне анализа |
умения: применения инновационных технологий, используемых в туристической сфере, на уровне повторения | умения: примененияинновационных технологий, используемых в туристической сфере, на уровне описания | умения: применения инновационных технологий, используемых в туристической сфере, на уровне разработки собственных решений | |
навыки и (или) опыт деятельности: выявление и описание инновационных технологий в предлагаемых для анализа примерах | навыки и (или) опыт деятельности: выявление, описание и определение традиционных и инновационных форм в деятельности конкретного предприятия | навыки и (или) опыт деятельности: разработка инновационного проекта с применением уже современных технологий |
2. Место практики в структуре образовательной программы
Производственная практика «Научно-исследовательская работа» логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами: «Философия»,«История», «Математика», «Информатика», «Туристско-рекреационное проектирование», «Организация туристической деятельности», «Менеджмент в туристической индустрии», «Маркетинг в туристической индустрии», «Сервисная деятельность», «Экономика и предпринимательство в туризме», «Правовое обеспечение туристической деятельности», «Экскурсоведение», «Инновации в туризме», «Методика научных исследований».
Данные дисциплины готовят обучающихся к эффективному прохождению практики, формируя следующие «входные» знания и умения:
— основ философии и исторических закономерностей;
— основ математики и информатики;
— основ проектирования;
— технологий организационной деятельности;
— современных технологий управления и маркетинга;
— основ сервисной деятельности;
— основ экономики и предпринимательства;
— основ права;
— теоретических и практических знаний в области экскурсоведения;
— особенностей инновационной деятельности;
— методов научных исследований.
Кроме того, производственная практика «Научно-исследовательская работа» опирается на профессиональные умения и опыт профессиональной деятельности, приобретенные в процессе прохождения учебной, производственной, технологической, педагогической практик в 4,5 и 6 семестрах.
Знания, умения и навыки, полученные в процессе прохожденияпроизводственной практики «Научно-исследовательская работа» будут необходимы при прохождении преддипломной практики и подготовки к государственной итоговой аттестации.
3. Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях
и академических часах
Общая трудоемкость практики в соответствии с утвержденным учебным планом составляет 1 зачетная единица, 36 часов, 17 и 2/3 недель.
Таблица 2
Вид учебной работы | Всего часов | |
Очная форма | Заочная форма | |
Общая трудоемкость практики по учебному плану | ||
– Контактная (аудиторная) работа (всего) | - | |
– Самостоятельная работа обучающихся (всего) | ||
– Промежуточная аттестация обучающегося (зачет / экзамен)[1]: | 15 мин. на 1 обучающегося | 15 мин. на 1 обучающегося |
4. Содержание практики
4.1. Вид, тип, способ и форма проведения практики
Производственная практика «Научно-исследовательская работа» проводится стационарно и предполагает как индивидуальные, так и мелкогрупповые (коллективные) специализированные) задания.
Производственная практика «Научно-исследовательская работа» осуществляется дискретно в течение выделенных в календарном учебном графике недель для практики, предусмотренного ОПОП для обеспечения взаимосвязи между теоретическим обучением и содержанием практики.
Основным видом деятельности при прохождениипрактики является работа с информационными базами данных и разработка тематического проекта.
Практика ориентирована на получение умений и навыков научно-исследовательской деятельности, необходимых в том числе и для выполнения выпускной квалификационной работы.
4.2. Место и время проведения практики
Производственная практика «Научно-исследовательская работа» организуется на основании договоров между образовательной организацией высшего образования и предприятиями, учреждениями или организациями (независимо от их организационно-правовых форм) и (или) структурных подразделений предприятий, осуществляющих деятельность, соответствующую области и (или) объектам, и (или) видам профессиональной деятельности, указанным в образовательном стандарте. В исключительных случаях допускается прохождение практики обучающимися без заключения договора на основании гарантийного письма от организации (Приложение 1).
Перед выходом обучающихся на практику деканат факультета документальных коммуникаций и туризма составляет письменное распоряжение в соответствии с формой установленного образца (Приложение 2).
Таблица 3
№ п/п | Наименование базы практики | Юридический адрес | Контактное лицо (ФИО, должность, телефон) | Сроки действия договора | Время (семестр) | Продолжительность (количество недель) |
По требованию базы практики кафедра оформляет направление обучающемуся на практику в соответствующую организацию (Приложение 3).
4.3. Структура практики
Общая трудоемкость практики в соответствии с утвержденным учебным планом составляет 1 зачетную единицу,36 часов. Из них 18 часов приходится на самостоятельную работу обучающихся. Практика длится 17 и 2/3 недели при 5-дневной рабочей неделе и 8-ми часовом рабочем дне.
Таблица 4
№ п/п | Этапы практики | Виды производственной работы на практике, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость | Формы текущего контроля | Формы промежуточной аттестации: | |
в часах | в зач. ед. | ||||
Подготовительный | 0,18 | Присутствие на организационном собрании, получение индивидуального или группового задания | прохождение инструктажа по практике | ||
Основной | 1,64 | Работа над выполнением полученных заданий | предоставление материалов на проверку по выполненным заданиям | ||
Итоговый | 0,18 | Составление отчета по практике | Защита практики | ||
Итого: |
Таблица 5
4.4. Матрица компетенций
Наименование этапов практики | Общая трудоемкость (всего час.) | Коды компетенций | |||||||||||
№ ОК-1 | №ОК-5 | №ОК-6 | №ОПК-1 | №ПК-1 | №ПК-2 | №ПК-5 | №ПК-6 | №ПК-7 | №ПК-8 | №ПК-9 | общее количество компетенций | ||
Подготовительный этап | |||||||||||||
– инструктаж | 0,5 | + | + | ||||||||||
– определение индивидуального задания | 1,5 | + | + | ||||||||||
Основной этап | |||||||||||||
– знакомство с учреждениями и предприятиями | + | ||||||||||||
– выполнение индивидуального задания | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Итоговый этап | |||||||||||||
– анализ результатов практики | + | + | + | ||||||||||
– оформление отчета, разработка презентации по итогам практики | 0,5 | + | + | + | |||||||||
– подготовка к защите | 0,5 | + | + | + | |||||||||
Итого | |||||||||||||
Экзамен | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Всего |
5. Формы отчетности по практике
Обязательные формы отчетности по практике:
– характеристика обучающегося от руководителя базы практики (Приложение 4);
– отчет обучающегося о прохождении практики (Приложение 5);
– отчет руководителя практики от вуза (Приложение 6);
– дневник (Приложение 7).
В соответствии с учебным планом по направлению подготовки 43.03.02 Туризм формой промежуточной аттестации по итогам практики является экзамен,Защита Производственная практика «Научно-исследовательская работа» проходит не позднее двух недель с момента ее окончания.
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной
аттестации обучающихся по практике
6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе
прохождения практики
Таблица 6