Ужасы военных трансформаторов
Трансформаторная будка |
Один залез в трансформаторную яму облегчиться. Сделал свои дела, потянулся, задел шину рукой, остался без кисти. Другой прятал там свои сухофрукты, попал под слабый ток, начало его колбасить. Кричит, снаружи его друг стал вытаскивать. Ток прошел по обоим, погорели сильно, одного даже комиссовали. А у того, кто остался, долго еще черные полосы на руках были вдоль вен, как будто татуированные.
Короткое замыкание ЛЭП 110 kВ на землю |
Трансформатор 6000/380 В |
Термитный патрон |
В общем, несчастных случаев с электричеством было множество. Химия и рядом не топталась.
Чем долбить бетон
Химии в этой истории будет мало, в основном электричество.
Абдулвагабов, злой чечен из истории «Не рой яму другому» все-таки попал на три года за избиение сослуживца, Архипова. Тот работал поваром и в обеденной суматохе не слишком шустро (по мнению Абдулвагабова) подал тому мясо. Чечен зашел на кухню и зверски избил повара. Случай вполне ординарный, не убил же. Но это заметил замполит нашей роты л-т Левицкий[276]. Отправил Архипова в санчасть и написал заявление в прокуратуру. Дальнейшее предсказуемо: быстрое следствие и осуждение в дисбат. Следствие, правда, продолжалось несколько месяцев. Все это время Абдулвагабов гулял на свободе, а Архипов прятался. Да так хорошо спрятался, что при вызове в прокуратуру для дачи показаний его не нашли. А еще земляки-чечены пустили слух, что замочили потерпевшего, чтобы другим неповадно было. А чтобы труп не нашли, забетонировали в один из анкеров на МЗК. Вечная могила, так сказать, и памятник в назидание.
Здесь надо рассказать, что собой представлял фундамент МЗК. Собственно, само сооружение напоминает собачью будку, т.к. есть только стены и пустое пространство внутри. Длина метров 100, ширина метров 50 и высота метров 80. Основа — десяток колонн (анкеров) в два ряда, обтянутые металлом, на которые опирается крыша. Перед и задник затянуты металлом. Колонны являются ребрами жесткости для всего сооружения. Каждая опирается на отдельный фундамент. Сначала были вырыты две траншеи по разным сторонам МЗК. Под каждый анкер делается сначала массивная ж/б площадка. На нее ставилась металлическая труба (на самом деле сложная сварная конструкция). Вокруг нее выстраивалась бетонная опалубка из дорожных плит высотой примерно с пятиэтажный дом, в поперечнике примерно 5x5 м. Все это заливалось бетоном. Тут есть мое участие, как электрика: каждой бригаде я подключал бетонный вибратор, уплотняющий бетон. Затем траншея засыпалась, причем не просто грунтом, а песком с цементом, смачиваемой водой. Над поверхностью остаются только оголовки труб. К ним болтами прикручивалось основание для колонны и потом ставилась сама колонна. К ним приваривались поперечные ребра-«этажи» и наверху колонны попарно с противоположных сторон стягивались арками. (Помнится, монтажники матерились: стягивать арки приходилось на высоте 80 м болтами, а там несхождение на несколько сантиметров).
Для нас важно, что в опалубку заливался весьма прочный бетон. Какая марка — не знаю, но ни лом, ни отбойный молоток его не брал. Когда 110-ю площадку (где была «лунная» программа) переделывали под стартовый комплекс «Бурана», старые сооружения разбирали взрывами. В принципе, отбойным молотком такой бетон взять можно. Но очень долго: мощность ограничена давлением воздуха, подаваемого компрессором, а главное, наконечник быстро стачивается. А тут как раз на стройку поступили электрические отбойные молотки, на 36 вольт. Долбили они слабо, но наконечник у них был козырный, из какого-то уж очень прочного сплава. Как-то я поспорил с Лямкиным, что пробью им стенку бетонного паттерна (20 см. железобетона). Спор я выиграл, но не совсем честно. Известно, что мощность электромотора можно поднять увеличением напряжения. При этом мотор будет греться и выйдет из строя, но какое-то время даст зверскую мощность. Ну я и закоротил несколько выходных обмоток трансформатора, подав на инструмент вольт так 150. Молоток при этом зверски грелся, но долбил, как сумасшедший, пробивая бетон как масло. Работал пару минут (потом перегорали обмотки электродвигателя, если не дать передышки), требовал двоих неслабых человек для удержания, но для моего выигрыша спора это было достаточно. Помнится, даже начальник участка л-т Крюков приходил, чтобы посмотреть на сие зрелище.
Сильно условно так |
Вскоре приехал генерал-полковник из УИР (я говорил вроде, что генералов видел на производстве во множестве, так что часто путал их с майорами и полковниками). И устроил разнос Крюкову, обвинив его чуть ли в не государственной измене[278]. Тут еще Архипова нашли — оказывается, он прятался где-то в подземельях 110-й площадки. Так что дыру быстро залатали и приказали всем свидетелям забыть происшедшее.
P.S.История имела продолжение, вполне себе химическое. Когда на МЗК закончили крышу и собирались заливать пол, приехала какая-то комиссия из УИР-а. Долго мерили ультразвуковой установкой основания анкеров. И вынесли вердикт: между бетоном и металлическим оголовком пустота! А должен быть бетон. По мне, фигня — все настолько основательно сделано, с десятикратными запасами прочности, что какие-то лакуны в основании оголовка не имеют никакого значения (сравните сантиметры этих пустот с десятками метров прочнейшего железобетона). Однако бригада Лямкина под это дело выбила дембельский аккорд, взявшись все залить. Для этого они сверлили в металлической плите оголовка дырку ~Ø10 см (больше сверла не было) и заливали туда песко-цементную смесь. Но вот проблема — она была слишком вязкая и далеко не текла. Они уже собирались махнуть рукой и ехать домой как все, в конце декабря. Но я им предложил решение: добавить в смесь детергент. На стройке как раз имелась промышленная ПАВ для мытья бетонных и металлических поверхностей. Они добавили ее и дело пошло. В результате в начале декабря уже были дома. А я, как все, остался почти до Нового Года[279] L.
О пользе заземления
Электрически-химическая байка о пользе общего образования.
Моток колючей проволоки |
И вот как-то в разгар такой «теплой» зимы приходит ко мне в вагончик сержант из роты, что заливала фундаменты анкеров. И говорит, что колючая проволока, кот. ограждались котлованы, слегка «кусается». Я ему отвечаю, мол, на то она и «колючка». А он говорит, что кусается она током. Пробую, в самом деле есть слабый ток. Но как это может быть? Ведь ограждение вместе с эл. щитками («сборками»), рельсами башенных кранов и пр. строительной техникой заземлено. Любая утечка должна вести к короткому замыканию и выгоранию предохранителей.
Буровая установка |
В общем, раскопали скважину, залили туда еще воды и кинули пару мешков технической поваренной соли. После чего утечка тока прекратилась.
P.S. Я потом нашел замыкание. Оказывается, бригада таджиков додумалась использовать большой моток колючей проволоки для согревания. Приволокли в вагончик, что стоял на рельсах. Размотали, прижали колючки, чтобы соседние витки не касались и подсоединили к щитку. Проволока железная, сопротивление большое, медленно грелась. Колючка касалась металлического вагончика во многих местах, далее по рельсам на весь МЗК, но из-за плохого заземления предохранители не срабатывали.
"Козел" |
Байка электрическая и химическая одновременно.
Как я уже рассказывал, зимой электрик на Байконуре весьма ценился. Я имею ввиду стройку, потому почти все помещения здесь отапливалась электричеством. Казармы и др. цивилизованные помещения грелись центральным отоплением, а на стройке, понятно дело, его не было. Как и не было дров. Зато электричества хватало. При этом большей частью я не видел промышленных обогревателей, все больше самодельные.
«Классическим» вариантом был т.н. «козел» — открытая спираль, намотанная на керамическую трубу. Она обычно ставилась на пару перекрещенных уголков, отсюда и название «козел». Нихрома у нас не было, но имелся немалый запас проволоки с электрических заграждений. Наверное, они животных отпугивали слабым током. Стойки, как под колючую проволоку и между ними проволока на изоляторах с промежутком 20–30 см. Из чего она была сделана неясно, но ее сопротивление было весьма высоким. И из нее получались компактные обогреватели, которые народ делал самостоятельно накручивая проволоку на подходящий стержень. Обычно спираль так и оставалась открытой или ее прикрывали сверху железным листом с дырками.
К сожалению, ближе к концу служба такая проволока кончилась и пришлось спираль делать из обычной стальной проволоки. Ее сопротивление было не такое большое, поэтому спираль получалась весьма объемная. И делал ее только я, потому что требовался токарный станок, иначе спираль получалась неровная, соседние витки коротили. Обогреватель получался большим, закрыть спираль было затруднительно. Видимо это и сыграло главную роль в этой истории.
Нормальных, промышленных вагончиков на всех стройбатовцев не хватало, поэтому обогревались где придется. Много было самодельных металлических сварных вагончиков. Чаще всего их использовали, как склады. От холода они совсем не защищали, но хотя бы в них не было ветра. Ставился «козел» и народ грелся. Кто поблатней, утеплял такой вагончик, ставил туда топчан, вешал замок. Во время работы никто не контролировал, где солдаты сидят, а ночью и выходные находиться на стройке запрещалось. Если, конечно, работы не было. Но «одиночки», т.е. те, кто работал не в бригаде, в казарме старались не появляться, постоянно жили на стройке в таких «вагончиках», или, как еще их называли, «биндюги». Если какая проверка, закрывались наглухо в «биндюгах». А чтобы никто не пытался выкурить (случалось и такое), бывало, закрывали снаружи на навесной замок. На ключ, конечно, не сами закрывали, просили друзей. Или вообще сваркой.
Как-то один мой т-щ с друзьями решили отметить какой-то праздник. Вероятно, праздника не было, но было несколько бутылок водки, что само по себе праздник J. Залезли в вагончик, в котором гражданские монтажники хранили ценные инструменты, а также баллоны для сварки. А вагончик они поднимали краном на высоту в несколько десятком метров и так оставляли. Как раз тогда случился сильный ветер, вагончик мотало с амплитудой в десяток метров. Когда гражданские через пару дней его опустили, все парни были зелеными, а все помещение заблевано и обгажено.
Итак, в соседней роте был один кладовщик, не помню его имени, пусть будет Сергей. За год службы он обзавелся весьма хорошим вагончиком. Обычно стройка быстро заканчивается и приходится переезжать. Но строительство МЗК только на моей памяти продолжалось полтора года. И он оборудовал свои жилье навесными полками, повесил на стены тряпки, настелил пластиковый пол. У него на складе в основном хранились ПХВ-панели, так что обрезков было много. Все ими обделал. Это его и сгубило. Точнее, не пластик, а огромный самодельный козел, что я ему поставил.
Была суббота, по утрам все строители обязаны явиться на построение. Сергей проверку игнорировал, оставался в своей «биндюге». А чтобы его не нашли, просил закрыть снаружи на навесной замок. Кого просил, так потом и не дознались. Когда народ после обеда пришел на производство, вагончик уже выгорел полностью. Скорее, он дымил, чем горел. На производстве никого не было, дым никто не видел. После вскрытия оказалось, что сгорело все ничего — пару досок с топчана, кое-какие тряпки, да пластик обуглился. Сергей видимо уснул, на «козел» что-то упало, загорелось и понеслась. Вроде он еще и пьяный был. Огня вероятно много не было, парень задохнулся продуктами разложения ПХВ. Пластики вообще гадская штука при горении. В этом «химия» байки.
Меня друзья в смерти Сергея тоже обвиняли, мол, плохой «козел» ему сделал, небезопасный. Ну да, небезопасный. Но в одиночку запираться снаружи в вагончике, пить (вероятно суррогаты), включать «козел» и ложиться спать — это надо додуматься.
После чего у нашего ротного появилась присказка на построении: «Если спите на производстве, закрывайте вагончик изнутри, а не снаружи; и не сваркой заваривайте, а ключиком закрывайте; и убедитесь, что это вагончик, а не трансформаторная будка». Он мрачно-веселый был, наш ротный. Но я ничего веселого в этой истории не нахожу.
P.S.Еще двое на кухне чуть не угорели, взяв на ночь в комнату ведро углей. Больше происшествий с обогревом на моей памяти не было. Были много печальных случае с «обогревом» другого рода, что принимается вовнутрь. Но это др. истории.
Разное