Ужасы военных трансформаторов

Ужасы военных трансформаторов - student2.ru

Трансформаторная будка
В трансформаторной будке я хранил самое ценное — дембельский прикид, закопанный в землю. А еще сигареты, жрачку — на видном месте, прямо на высоковольтных шинах. И никто не лез, особенно после того случая, как два узбека погорели.

Один залез в трансформаторную яму облегчиться. Сделал свои дела, потянулся, задел шину рукой, остался без кисти. Другой прятал там свои сухофрукты, попал под слабый ток, начало его колбасить. Кричит, снаружи его друг стал вытаскивать. Ток прошел по обоим, погорели сильно, одного даже комиссовали. А у того, кто остался, долго еще черные полосы на руках были вдоль вен, как будто татуированные.

Ужасы военных трансформаторов - student2.ru

Короткое замыкание ЛЭП 110 kВ на землю
t E+qTGMzGhzmlSAYxb5motw3mqlshX885VyAOryFiQz3kqmuhVXmvCXMIHumaCOtWR9hV50IjuwFJ A8Qh3YT8dU9sJY6zp/2JNYyIPzuBGMyffP7EKsNBxK7PschW5Arom1OIVXXrU078xSnEUnyrzol/ OIV4qxqxiA2nEO9cf143MfR0xxBvj/o5MRt0CvEB1qvrDMTfnUK86/vcKCPinEOIj+/o84AY6ncI cS/Oo6eeMKjPIcR9EXWMFODE9bqc/3XSm6syUqdTiI2+8+2MFHA5RIL5cZduMNa12+UQCfr3XYxp J+4vcTlEgm4sMXLZmapTwhhbMUw3rreoB12OkUFNd/WAcyzGNrHmuaI7CJjq0yh4BScxC67/+q+/ r59jxtdID1ZSMgAAAABJRU5ErkJgglBLAQItABQABgAIAAAAIQCxgme2CgEAABMCAAATAAAAAAAA AAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEA AAsAAAAAAAAAAAAAAAAAOwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAAkyDOoQBAAA9wgA AA4AAAAAAAAAAAAAAAAAOgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAKomDr68AAAA IQEAABkAAAAAAAAAAAAAAAAAdgYAAGRycy9fcmVscy9lMm9Eb2MueG1sLnJlbHNQSwECLQAUAAYA CAAAACEAtkoaVN8AAAAJAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAABpBwAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsBAi0A CgAAAAAAAAAhAO6gCRlkUwAAZFMAABQAAAAAAAAAAAAAAAAAdQgAAGRycy9tZWRpYS9pbWFnZTEu cG5nUEsFBgAAAAAGAAYAfAEAAAtcAAAAAA== "> Ужасы военных трансформаторов - student2.ru
Трансформатор 6000/380 В
6000 В — это не так зрелищно. Я видел, как лейтенант попал под 100k с чем-то вольт. Башенный кран в спешке перевозили не полностью демонтированным, и задели высоковольтную линию. В тех местах, где металл крана задевал землю, она плавилась! Все разбежались, а этот идиот начал командовать. Схватился за часть крана, которая была под током, секунд пять его трясло, конечности почти сразу в пепел превратились. L Офицер пропекся так, что жидкости внутри почти не осталось, и опознанию не подлежал. Зато почти сразу после этого сработали предохранители — ток исчез.

Ужасы военных трансформаторов - student2.ru

Термитный патрон
Масляные трансформаторы горят лучше термита. Железо в их пламени горит. Как-то трактор переехал высоковольтный кабель. У Лямкина кончились термитные патроны[275], он поехал за ними в УИР. А пока, чтобы производство не останавливать, соединил жилы медными проволочками. Прямо на земле! Когда сила тока поднялась, они сгорели. Так ток шел разрядом по воздуху! В темноте это смотрелось феерически. J

В общем, несчастных случаев с электричеством было множество. Химия и рядом не топталась.

Чем долбить бетон

Химии в этой истории будет мало, в основном электричество.

Ужасы военных трансформаторов - student2.ru Абдулвагабов, злой чечен из истории «Не рой яму другому» все-таки попал на три года за избиение сослуживца, Архипова. Тот работал поваром и в обеденной суматохе не слишком шустро (по мнению Абдулвагабова) подал тому мясо. Чечен зашел на кухню и зверски избил повара. Случай вполне ординарный, не убил же. Но это заметил замполит нашей роты л-т Левицкий[276]. Отправил Архипова в санчасть и написал заявление в прокуратуру. Дальнейшее предсказуемо: быстрое следствие и осуждение в дисбат. Следствие, правда, продолжалось несколько месяцев. Все это время Абдулвагабов гулял на свободе, а Архипов прятался. Да так хорошо спрятался, что при вызове в прокуратуру для дачи показаний его не нашли. А еще земляки-чечены пустили слух, что замочили потерпевшего, чтобы другим неповадно было. А чтобы труп не нашли, забетонировали в один из анкеров на МЗК. Вечная могила, так сказать, и памятник в назидание.

Здесь надо рассказать, что собой представлял фундамент МЗК. Собственно, само сооружение напоминает собачью будку, т.к. есть только стены и пустое пространство внутри. Длина метров 100, ширина метров 50 и высота метров 80. Основа — десяток колонн (анкеров) в два ряда, обтянутые металлом, на которые опирается крыша. Перед и задник затянуты металлом. Колонны являются ребрами жесткости для всего сооружения. Каждая опирается на отдельный фундамент. Сначала были вырыты две траншеи по разным сторонам МЗК. Под каждый анкер делается сначала массивная ж/б площадка. На нее ставилась металлическая труба (на самом деле сложная сварная конструкция). Вокруг нее выстраивалась бетонная опалубка из дорожных плит высотой примерно с пятиэтажный дом, в поперечнике примерно 5x5 м. Все это заливалось бетоном. Тут есть мое участие, как электрика: каждой бригаде я подключал бетонный вибратор, уплотняющий бетон. Затем траншея засыпалась, причем не просто грунтом, а песком с цементом, смачиваемой водой. Над поверхностью остаются только оголовки труб. К ним болтами прикручивалось основание для колонны и потом ставилась сама колонна. К ним приваривались поперечные ребра-«этажи» и наверху колонны попарно с противоположных сторон стягивались арками. (Помнится, монтажники матерились: стягивать арки приходилось на высоте 80 м болтами, а там несхождение на несколько сантиметров).

Ужасы военных трансформаторов - student2.ru Для нас важно, что в опалубку заливался весьма прочный бетон. Какая марка — не знаю, но ни лом, ни отбойный молоток его не брал. Когда 110-ю площадку (где была «лунная» программа) переделывали под стартовый комплекс «Бурана», старые сооружения разбирали взрывами. В принципе, отбойным молотком такой бетон взять можно. Но очень долго: мощность ограничена давлением воздуха, подаваемого компрессором, а главное, наконечник быстро стачивается. А тут как раз на стройку поступили электрические отбойные молотки, на 36 вольт. Долбили они слабо, но наконечник у них был козырный, из какого-то уж очень прочного сплава. Как-то я поспорил с Лямкиным, что пробью им стенку бетонного паттерна (20 см. железобетона). Спор я выиграл, но не совсем честно. Известно, что мощность электромотора можно поднять увеличением напряжения. При этом мотор будет греться и выйдет из строя, но какое-то время даст зверскую мощность. Ну я и закоротил несколько выходных обмоток трансформатора, подав на инструмент вольт так 150. Молоток при этом зверски грелся, но долбил, как сумасшедший, пробивая бетон как масло. Работал пару минут (потом перегорали обмотки электродвигателя, если не дать передышки), требовал двоих неслабых человек для удержания, но для моего выигрыша спора это было достаточно. Помнится, даже начальник участка л-т Крюков приходил, чтобы посмотреть на сие зрелище.

Ужасы военных трансформаторов - student2.ru

Сильно условно так
Бригада, работающая на бетонировании, подтверждает, что на пред. законченный анкер ночью приходили группа чеченов. Что-то кинула в бетон и приказала всем молчать. Кто они были, никто не знает. Времени искать нет. Из прокуратуры следует указание: раздолбить бетон и достать труп. Офигеть! Примерно так, только намного цветастей, высказался Крюков, получив сие известие. Как расковырять? Взрывать нельзя, это же военное сооружение высшей государственной важности — советская космическая программа «Буран»! И тут он вспоминает о «чудо»-молотке. Вызывает меня, требует подключить инструмент. Я объясняю офицеру, что молоток работает пару минут, потом требует охлаждения, иначе выйдет из строя. С соседних площадок привозятся все найденные молотки (штук 10), я их поочередно подключаю и два самых сильных бойца, одевшись в две брезентовые робы, стоя на подъемнике на высоте 4-го этажа дома, долбят бетон. Зрелище феерическое! Бетонная крошка летела на десятки метров! Звук слышен был за километр! Через пару часов все молотки вышли из строя, но в анкере продолбили дыру полметра в диаметре и глубиной метр. И наткнулись на деревянный ящик. Раздолбали его и нашли какой-то списанный металлолом. Похоже, чечены закинули в бетон ворованные радиодетали, кот. не смогли продать[277].

Вскоре приехал генерал-полковник из УИР (я говорил вроде, что генералов видел на производстве во множестве, так что часто путал их с майорами и полковниками). И устроил разнос Крюкову, обвинив его чуть ли в не государственной измене[278]. Тут еще Архипова нашли — оказывается, он прятался где-то в подземельях 110-й площадки. Так что дыру быстро залатали и приказали всем свидетелям забыть происшедшее.

P.S.История имела продолжение, вполне себе химическое. Когда на МЗК закончили крышу и собирались заливать пол, приехала какая-то комиссия из УИР-а. Долго мерили ультразвуковой установкой основания анкеров. И вынесли вердикт: между бетоном и металлическим оголовком пустота! А должен быть бетон. По мне, фигня — все настолько основательно сделано, с десятикратными запасами прочности, что какие-то лакуны в основании оголовка не имеют никакого значения (сравните сантиметры этих пустот с десятками метров прочнейшего железобетона). Однако бригада Лямкина под это дело выбила дембельский аккорд, взявшись все залить. Для этого они сверлили в металлической плите оголовка дырку ~Ø10 см (больше сверла не было) и заливали туда песко-цементную смесь. Но вот проблема — она была слишком вязкая и далеко не текла. Они уже собирались махнуть рукой и ехать домой как все, в конце декабря. Но я им предложил решение: добавить в смесь детергент. На стройке как раз имелась промышленная ПАВ для мытья бетонных и металлических поверхностей. Они добавили ее и дело пошло. В результате в начале декабря уже были дома. А я, как все, остался почти до Нового Года[279] L.

О пользе заземления

Электрически-химическая байка о пользе общего образования.

Ужасы военных трансформаторов - student2.ru

Моток колючей проволоки
Как я уже говорил, на МЗК я отвечал за электричество. Чтобы краны крутились, прожекторы светили, вибраторы стучали. А зимой моя должность вообще ценилась на вес золота, потому что обогреться на стройке можно было только в вагончике, у самодельного «козла». Дров на Байконуре не было[280], центральное отопление нигде не предусматривалось, типа в казахстанских степях круглогодично тепло. Хотя мороз мог доходить до ­–10º, да еще с сильным ветром.

И вот как-то в разгар такой «теплой» зимы приходит ко мне в вагончик сержант из роты, что заливала фундаменты анкеров. И говорит, что колючая проволока, кот. ограждались котлованы, слегка «кусается». Я ему отвечаю, мол, на то она и «колючка». А он говорит, что кусается она током. Пробую, в самом деле есть слабый ток. Но как это может быть? Ведь ограждение вместе с эл. щитками («сборками»), рельсами башенных кранов и пр. строительной техникой заземлено. Любая утечка должна вести к короткому замыканию и выгоранию предохранителей.

Ужасы военных трансформаторов - student2.ru

Буровая установка
Зову бригаду электриков Лямкина из УИР-а. Приезжают, проверяют — есть утечка тока. А заземление липовое, потому что зима выдалась бесснежная, песок сухой, ток не проводит. Подгоняют бурильную установку, бурят скважину, заливают туда воды и забивают несколько металлических свай. Типа доп. заземление. А вот хрен — бедных военных строителей как било током, так и бьет. Особенно когда между рельсов оказываются — падают сразу. И напряжение на стройке слабое, не 380 вольт, как положено. Лямкин прямо озадачился. А я его спрашиваю: где воду брали? Водопровода не было, воду возили цистернами, сейчас как раз кончились. Он отвечает, что привезли с собой. У них за вагончиками в УИР-а задувает снег. Они его растопили и привезли. Я ему говорю, что талая вода почти не содержит солей, т.е. не является проводником. Он отвечает, что в техникуме им преподавали, что вода отличный проводник электричества. Так что не умничай. Я заметил, что если не верит, пусть попробует вскипятить талую воду популярным «кипятильником» из пары лезвий безопасных бритв. Он попробовал, не получилось. Но стоило кинуть в стакан несколько крупинок соли — вода нагревалась.

В общем, раскопали скважину, залили туда еще воды и кинули пару мешков технической поваренной соли. После чего утечка тока прекратилась.

P.S. Я потом нашел замыкание. Оказывается, бригада таджиков додумалась использовать большой моток колючей проволоки для согревания. Приволокли в вагончик, что стоял на рельсах. Размотали, прижали колючки, чтобы соседние витки не касались и подсоединили к щитку. Проволока железная, сопротивление большое, медленно грелась. Колючка касалась металлического вагончика во многих местах, далее по рельсам на весь МЗК, но из-за плохого заземления предохранители не срабатывали.

Ужасы военных трансформаторов - student2.ru

"Козел"
Кто был козлом

Байка электрическая и химическая одновременно.

Как я уже рассказывал, зимой электрик на Байконуре весьма ценился. Я имею ввиду стройку, потому почти все помещения здесь отапливалась электричеством. Казармы и др. цивилизованные помещения грелись центральным отоплением, а на стройке, понятно дело, его не было. Как и не было дров. Зато электричества хватало. При этом большей частью я не видел промышленных обогревателей, все больше самодельные.

«Классическим» вариантом был т.н. «козел» — открытая спираль, намотанная на керамическую трубу. Она обычно ставилась на пару перекрещенных уголков, отсюда и название «козел». Нихрома у нас не было, но имелся немалый запас проволоки с электрических заграждений. Наверное, они животных отпугивали слабым током. Стойки, как под колючую проволоку и между ними проволока на изоляторах с промежутком 20–30 см. Из чего она была сделана неясно, но ее сопротивление было весьма высоким. И из нее получались компактные обогреватели, которые народ делал самостоятельно накручивая проволоку на подходящий стержень. Обычно спираль так и оставалась открытой или ее прикрывали сверху железным листом с дырками.

К сожалению, ближе к концу служба такая проволока кончилась и пришлось спираль делать из обычной стальной проволоки. Ее сопротивление было не такое большое, поэтому спираль получалась весьма объемная. И делал ее только я, потому что требовался токарный станок, иначе спираль получалась неровная, соседние витки коротили. Обогреватель получался большим, закрыть спираль было затруднительно. Видимо это и сыграло главную роль в этой истории.

Нормальных, промышленных вагончиков на всех стройбатовцев не хватало, поэтому обогревались где придется. Много было самодельных металлических сварных вагончиков. Чаще всего их использовали, как склады. От холода они совсем не защищали, но хотя бы в них не было ветра. Ставился «козел» и народ грелся. Кто поблатней, утеплял такой вагончик, ставил туда топчан, вешал замок. Во время работы никто не контролировал, где солдаты сидят, а ночью и выходные находиться на стройке запрещалось. Если, конечно, работы не было. Но «одиночки», т.е. те, кто работал не в бригаде, в казарме старались не появляться, постоянно жили на стройке в таких «вагончиках», или, как еще их называли, «биндюги». Если какая проверка, закрывались наглухо в «биндюгах». А чтобы никто не пытался выкурить (случалось и такое), бывало, закрывали снаружи на навесной замок. На ключ, конечно, не сами закрывали, просили друзей. Или вообще сваркой.

Как-то один мой т-щ с друзьями решили отметить какой-то праздник. Вероятно, праздника не было, но было несколько бутылок водки, что само по себе праздник J. Залезли в вагончик, в котором гражданские монтажники хранили ценные инструменты, а также баллоны для сварки. А вагончик они поднимали краном на высоту в несколько десятком метров и так оставляли. Как раз тогда случился сильный ветер, вагончик мотало с амплитудой в десяток метров. Когда гражданские через пару дней его опустили, все парни были зелеными, а все помещение заблевано и обгажено.

Итак, в соседней роте был один кладовщик, не помню его имени, пусть будет Сергей. За год службы он обзавелся весьма хорошим вагончиком. Обычно стройка быстро заканчивается и приходится переезжать. Но строительство МЗК только на моей памяти продолжалось полтора года. И он оборудовал свои жилье навесными полками, повесил на стены тряпки, настелил пластиковый пол. У него на складе в основном хранились ПХВ-панели, так что обрезков было много. Все ими обделал. Это его и сгубило. Точнее, не пластик, а огромный самодельный козел, что я ему поставил.

Была суббота, по утрам все строители обязаны явиться на построение. Сергей проверку игнорировал, оставался в своей «биндюге». А чтобы его не нашли, просил закрыть снаружи на навесной замок. Кого просил, так потом и не дознались. Когда народ после обеда пришел на производство, вагончик уже выгорел полностью. Скорее, он дымил, чем горел. На производстве никого не было, дым никто не видел. После вскрытия оказалось, что сгорело все ничего — пару досок с топчана, кое-какие тряпки, да пластик обуглился. Сергей видимо уснул, на «козел» что-то упало, загорелось и понеслась. Вроде он еще и пьяный был. Огня вероятно много не было, парень задохнулся продуктами разложения ПХВ. Пластики вообще гадская штука при горении. В этом «химия» байки.

Меня друзья в смерти Сергея тоже обвиняли, мол, плохой «козел» ему сделал, небезопасный. Ну да, небезопасный. Но в одиночку запираться снаружи в вагончике, пить (вероятно суррогаты), включать «козел» и ложиться спать — это надо додуматься.

После чего у нашего ротного появилась присказка на построении: «Если спите на производстве, закрывайте вагончик изнутри, а не снаружи; и не сваркой заваривайте, а ключиком закрывайте; и убедитесь, что это вагончик, а не трансформаторная будка». Он мрачно-веселый был, наш ротный. Но я ничего веселого в этой истории не нахожу.

P.S.Еще двое на кухне чуть не угорели, взяв на ночь в комнату ведро углей. Больше происшествий с обогревом на моей памяти не было. Были много печальных случае с «обогревом» другого рода, что принимается вовнутрь. Но это др. истории.

Ужасы военных трансформаторов - student2.ru
Разное

Наши рекомендации