III.1.2. Законодательно-правовое обеспечение энергосбережения
Ранее действовавший закон об энергосбережении (№ 28-ФЗ от 03.04.1996) носил декларативный характер, не имел механизма стимуляции и фактически использовался только теми, кто по собственной инициативе переходил на новые технологии и проводил энергосберегающие мероприятия. Новым федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ предусматривается ряд стимулирующих мер, которые затронут каждого гражданина как рядового потребителя и многих руководителей организаций как пользователей энергетических ресурсов.
Основные положения Федерального закона № 261-Ф3 от 23.11.2009 г. [1]:
1. Запрет на оборот энергорасточительных товаров:
отказ от госзакупок товаров, имеющих низкую энергоэффективность (условие – наличие эффективных товаров-заменителей);
с 1 января 2011 г. – запрет госзакупок всех типов ламп накаливания и оборота ламп накаливания мощностью100 Вт и выше;
с 1 января 2013 г. – ограничения оборота ламп накаливания мощностью 75 Вт.,
с 1 января 2014 г. – мощностью 25 Вт (ориентировочные сроки).
2. Введение классов энергоэффективности товаров:
Товары, производимые или импортируемые для оборота на территории Российской Федерации, должны содержать информацию о классе их энергоэффективности:
- с 1 января 2011 г. – для бытовых энергопотребляющих устройств;
- с 1 января 2012 г. – для компьютеров, других компьютерных электронных устройств и оргтехники;
- с даты, установленной Правительством Российской Федерации – для иных товаров.
Виды товаров, на которые устанавливаются требования по маркировке, определяет Правительство РФ, категории - уполномоченный орган исполнительной власти.
Исключения из категорий: товары с малым объемом использования энергоресурсов; товары, имеющие ограниченную сферу применения; малораспространенные товары, на которые настоящие требования не распространяются, устанавливает уполномоченный орган исполнительной власти.
3. Требования по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
Основные положения этих требований сведены в табл. III.1. Законом предусмотрена ответственность за нарушение этих требований в виде штрафов размером от 10 тыс. руб. до 15 тыс. руб. на должностных лиц и от 50 тыс. руб. до 250 тыс. руб. на юридических лиц. Кроме того, запрещено принимать в эксплуатацию вновь вводимые здания, в которых не установлены требуемые приборы учёта.
Т а б л и ц а III.1
Требования по установке приборов учёта энергоресурсов
В соответствии с положениями
Федерального закона № 261-Ф3 от 23.11.2009 г.
Требование по установке приборов | Ответственный | Срок |
Оснастить здания, строения, сооружения приборами учета воды, тепла, газа, электроэнергии в местах подключения к системам централизованного снабжения соответствующими ресурсами (для многоквартирных домов – приборами поквартирного учета (воды и электричества) | Органы государственной власти, органы местного самоуправления | До 1 января 2011 г. |
Юридические лица | До 1 января 2011 г. | |
Физические лица | До 1 января 2012 г. | |
Установить приборы учета у «своих» потребителей (юридических лиц, которые их не установили или утратили) | Организации, осуществляющие снабжение или передачу ресурсов, сети которых непосредственно подключены к сетям потребителей | До 1 января 2012 г. |
Установить приборы учета у «своих» потребителей (населения), которые не установили их или утратили | До 1 января 2013 г. | |
Представить предложения по оснащению приборами учета населению, УК, ТСЖ | До 1 июля 2010 г. | |
Представить информацию об организациях, оснащающих приборами учета населению, УК, ТСЖ | До 1 января 2010 г. | |
Продолжение таблицы III.1 | ||
Заключить договор по установке приборов учета с рассрочкой на 5 лет при обращении населения | С 1 июля 2010 г. | |
Обеспечить наличие приборов домового (тепло, газ) и поквартирного (вода, электричество) учета | Застройщики - в отношении вводимых в эксплуатацию зданий | С момента вступления в силу закона |
Обеспечить поквартирный учет всех ресурсов. (При капитальном ремонте в отношении учета тепла требование выполняется при наличии технической возможности) | С 1 января 2012 г. |
4. Требования к зданиям, строениям, сооружениям:
должны содержать:
- удельный расход энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении;
- требования к влияющим на энергоэффективность функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям;
- требования к отдельным элементам, конструкциям, материалам и технологиям, а также требования к технологиям, включаемым в проектную документацию, позволяющие исключить нерациональный расход энергоресурсов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации;
- требования, которым здания, строения, сооружения должны соответствовать не только в момент ввода в эксплуатацию, но и не менее 5 лет с момента ввода в эксплуатацию.
Здания, строения, сооружения, вводимые в эксплуатацию после вступления в силу требований, должны быть оснащены приборами учета.
Реконструкция или капитальный ремонт зданий, строений, сооружений должны соответствовать требованиям энергоэффективности.
Проектная документация на здания, строения, сооружения должна соответствовать требованиям энергоэффективности.
Исключения:
- проектная документация утверждена или подана на утверждение в Главгосэкспертизу до вступления в силу требований;
- заключение Главгосэкспертизы не требуется и заявление на строительство подано до вступления в силу требований;
- объекты индивидуального жилищного строительства, дачные, садовые дома, культовые, временные, индивидуальные вспомогательные строения и сооружения, площадью менее 50 м2.
5. Меры по повышению энергоэффективности в жилом фонде.
К требованиям по содержанию общедомового имущества собственниками квартир в многоквартирном доме добавляются обязательные мероприятия по энергосбережению и энергоэффективности. Такие мероприятия утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ на основании принципов, установленных Правительством РФ, и могут включать, например: наличие двойной входной двери в подъезде, имеющей доводчик, наличие устройств, регулирующих освещение в подъезде, наличие уплотнителей на окнах, входных дверях.
Для общего имущества садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан федеральный орган исполнительной власти – Минрегионразвития России устанавливает перечень рекомендуемых мероприятий, который может быть дополнен органами исполнительной власти субъектов РФ.
6. Развитие института энергетических обследований и энергетических сервисов.
В числе конкретных законодательных норм повышения энергоэффективности важнейшее место занимает вопрос организации и проведения обязательных энергетических обследований предприятий и организаций практически всех секторов экономики. Обязаны организовать и провести энергетическое обследование (энергоаудит) до 31.12.2012 г., а последующий энергоаудит – не реже чем 1 раз каждые 5 лет:
- органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
- организации с участием государства или муниципального образования;
- организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
- организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
- организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, мазута, печного топлива, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 млн. руб. за календарный год;
- организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
По результатам энергетического обследования выдается энергетический паспорт (требования к нему устанавливает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти – Минэнерго РФ).
Энергосервисный контракт (энергетический перфоманс-контракт) - это договор, предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Исполнителем по этому контракту могут быть как подрядные организации, так и организации - поставщики энергетических ресурсов. Это общепризнанный во всем мире метод работы в сфере повышения энергетической эффективности, основанный на предоставлении специализированной энергосервисной компанией целого комплекса услуг по практическому энергосбережению с возмещением собственных расходов и получением финансовой прибыли из фактически достигаемой экономии энергозатрат.
Данные услуги являются платными, но их стоимость может быть включена в договор поставки или передачи энергетических ресурсов.
Срок окупаемости многих энергосервисных мероприятий - около 2 - 3 лет, поэтому повышение энергетической эффективности предприятий и организаций является выгодным и перспективным для предприятия, хотя это не всегда осознается руководством этих предприятий.
7. Мероприятия повышения энергоэффективности государственного сектора.
Особо жесткие требования будут предъявлены к госсектору и бюджетным учреждениям. Так, с 1 января 2010 г. каждое бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение объема потребленных им ресурсов (воды, энергоносителей, электрической энергии) в течение пяти лет не менее чем на 15 % от объема потребления в 2009 г. с ежегодным снижением объема потребления не менее чем на 3 %.
8. Региональные и муниципальные программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
Должны содержать:
- значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;
- перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий;
- информацию об источниках финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования указанных мероприятий.
9. Мероприятия повышения энергетической эффективности в сфере тарифного регулирования.
Например, законом установлено, что при установлении цен (тарифов) на энергетические ресурсы, цены (тарифы) на которые в соответствии с законодательством РФ подлежат государственному регулированию, потребителям должна быть обеспечена возможность выбора цен (тарифов), которые дифференцированы по времени суток (установленным периодам времени). Также может применяться дифференциация указанных цен (тарифов) по иным критериям, отражающим степень использования энергетических ресурсов.
10.Меры, направленные на повышение энергетической эффективности в частном секторе экономики.
Распоряжением Правительства РФ от 01 декабря 2009 г. утвержден План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в РФ, направленных на реализацию закона. В соответствии с Планом определены конкретные задачи федеральным органам исполнительной власти, органам власти субъектов РФ и местного самоуправления по разработке нормативно-правовой базы для реализации закона с указанием конкретных жестких сроков исполнения.
В соответствии с требованиями Ф3 № 261 от 23.11.2009 принято Постановление Правительства РФ от 1 июня 2010 г. № 391 «О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования». утверждены правила, в соответствии с которыми она создается и функционирует.
Цель государственной информационной системы - предоставлять актуальные сведения о требованиях законодательства в соответствующей сфере и ходе его реализации, объективные данные об энергоемкости российской экономики, о наиболее эффективных проектах и выдающихся достижениях в указанной области.
Оператором информационной системы выступает Минэнерго России. Установлено, какие сведения в нее входят. Федеральные органы исполнительной власти, региональные и муниципальные органы обязаны представлять оператору некоторые данные. Определен состав последних. Сведения, входящие в информационную систему, размещаются в Интернете. Они обновляются не реже 1 раза в квартал.
Принимаются другие руководящие документы, обеспечивающие выполнение требований Ф3 № 261. Примером могут служить:
- Постановление Правительства РФ от 23 августа 2010 г. № 646 «О принципах формирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме»;
- приказ Министерства экономического развития РФ от 11 мая 2010 г. № 174 «Об утверждении примерных условий энергосервисного договора (контракта), которые могут быть включены в договор купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа)». Зарегистрировано в Минюсте 17 июня 2010 г., № 17573;
- приказ Министерства экономического развития РФ от 4 июня 2010 г. № 229 «О требованиях энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений». Зарегистрировано в Минюсте 24 июня 2010 г., № 17626.
Рис. III.3. Законодательно-правовая база энергоэффективности и энергосбережения |
В целом структура законодательно-правовой системы, обеспечивающей управление энергоэффективностью и энергосбережением в нашей стране, представлена на рис. III.3.
Инструментами реализации требований этой нормативно-правовой базы являются: система субсидий; налоговые «льготы»; возмещение процентов по кредитам; регулируемые цены (тарифы); энергосервисные соглашения; региональные, муниципальные программы.
Приоритетность задач энергосбережения показана на рис. III.4 как первое из пяти направлений работы Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России (информация о её создании дана в начале параграфа).
Рис. III.4. Приоритеты и основное содержание направлений модернизации и технологического развития России |
На совместном заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России и Президиума президентского совета по науке, технологиям и образованию 30 сентября 2009 г. обсуждались и были приняты шесть проектов по энергосбережению (табл. III.2).
Т а б л и ц а III.2
Содержание проектов по энергоэффективности,