Учебное пособие для коллективов физической культуры
Б. С. ДЕНИСОВ
Заслуженный мастер спорта
БОКС
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ КОЛЛЕКТИВОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2-е исправленное издание
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «ФИЗКУЛЬТУРА и СПОРТ»
Москва 1949
Редактор Л. С. Савельев. Техн. редактор З. Г. Мигачева
Л 79600. Сдано в яроивв. 6/IV 1949 г. Подписано к печати 24/VI 1949 г.
Формат 84Х108 1/32- Объем 8,5 п. л. 7,96 авт. листа. 8,17 уч.-изд. листа
38440 зн. в печатном листе. Тираж 20000. Заказ 1318.
16-я типография Главполиграфиздата при Совете Министров СССР.
Москва, Трехпрудный пер., 9
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Организация работы секции бокса в коллективах физкультуры
Краткие сведения по общей методике обучения тренировке
Преподаватель-тренер
Методы обучения
Расположение материала в уроке и распределение занятий
Схема составления урока
Бой на уроке
Подготовка к соревнованиям
Общие основы бокса
Куда нужно в можно наносить удары
Позиция
Перемещения
Передвижения
Закон шага
Дистанция
Удар
Обучение технике ударов и защит
Группа прямых ударов
Прямой удар левой рукой в голову (типовой)
Легкий прямой удар левой рукой в голову
Прямой удар правой рукой в голову (правый прямой)
Прямые удары в туловище
Прямые удары при отступлении
Простейшие комбинации из прямых ударов
Трехударные серии из прямых ударов
Четырехударная серия из прямых ударов
Группа фланговых ударов
«Крюк» («хук»)
Перекрестный удар («кросс»)
Удар с размаха («свинг»)
Удар снизу («апперкот»)
Двухударные комбинации из ударов снизу
Простейшие комбинации из разнотипных ударов
Двухударные серии
Трехударные серии
Четырехударные серии
Ближний бой («инфайтинг»)
Общая и специальная физическая подготовка и тренировка боксера
Бой с тенью
Снаряды и тренировка
Гимнастика
Тактика бокса
Оборудование и инвентарь для занятий секции бокса
ПРЕДИСЛОВИЕ
Вследствие ограниченного объема книги автор вынужден был отказаться от более подробного пояснения техники бокса, сократить разделы методики преподавания, тактики и стратегии бокса.
Предлагаемый нами способ описания техники бокса несколько необычен, но обосновывается тем, что в боксе тактика совершенно неотделима от техники.
Пояснение техники бокса построено по схеме: а) механика движения того или другого удара (приема), б) методика преподавания его, в) тактическое обоснование приема, г) боевое применение приема.
В большинстве частных случаев указываются и необходимые вспомогательные средства, способствующие закреплению пройденного материала: упражнения на тех или иных снарядах и пр.
Последовательность распределения материала в книге примерно соответствует последовательности прохождения курса бокса на секционных занятиях, построенных по принципу: от простейшего к сложному и от легкого к трудному.
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ОБЩЕЙ МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКЕ
Преподаватель-тренер
Успех преподавания бокса в дореволюционное время объясняли особым «секретом», которым якобы владел тот или иной преподаватель или тренер. Этому секрету и были будто бы обязаны своими результатами ученики. Теперь мы отлично знаем, что этот «секрет» раскрывается очень просто. Заключается он. во-первых, в личности самого преподавателя: он должен знать во всех тонкостях предмет, который преподает, и уметь понятно, толково, коротко и убедительно разъяснить любой из вопросов бокса; во-вторых, в личности занимающегося и в той доле труда, которую он вложит в занятия боксом.
В обязанности преподавателя не входит вести бой со своими учениками наподобие партнера, но он должен уметь показать практически, как производится тот или иной удар, как проводится прием или защита. Этот показ должен быть безукоризненный и четкий. Надо помнить, что ошибки преподавателя воспринимаются учеником. Поэтому одной из главных забот даже опытного преподавателя является неустанная борьба с ошибками, требующая пристального внимания, заботливое исправление их.
Преподаватель должен повседневно отдавать себе отчет в том, чего именно он хочет достигнуть на уроке от группы в целом и персонально от каждого ученика. Для этого преподаватель прежде всего должен знать своих учеников, знать, что может дать каждый ученик и что можно от него потребовать.
В свою очередь, ученик должен хорошо знать своего преподавателя, понимать, что тот от него хочет, верить преподавателю и уважать его. Это достигается не строгостью, окриком, и дисциплинарными мерами взыскания, а результатами работы, проверяемыми на соревнованиях.
Чтобы стать хорошим преподавателем, следует много и усиленно работать, изучая методику и глубоко, детально анализируя все вопросы бокса. Специальное образование и личный боевой стаж могут значительно способствовать деятельности преподавателя, но сами по себе они еще не гарантируют успеха преподавания. Если класс ученика выявляется в процессе соревнований, то класс и квалификация преподавателя определяются, в первую очередь, качествами и боевыми результатами его учеников.
Преподаватель должен иметь подробный план и программу обучения и неуклонно следовать им. В плане должны быть предусмотрены все соревнования, в которых примут участие его ученики, а также и такие, в которых они лично не будут участвовать, но посещение которых необходимо в учебных целях.
Наблюдение за боем хороших боксеров приносит огромную пользу. В утверждении, что «выучиться боксу можно, глядя на бой чемпиона», бесспорно есть доля истины.
Чтобы подготовить ученика, пусть даже одаренного, и сделать его боксером высокого класса, необходимо пройти с ним серьезную школу бокса, сообщить ему ряд специальных знаний, выработать и развить особые навыки и качества, обычно не дающие себя знать у человека, не занимающегося этим видом спорта. У людей с выдающимися природными данными должны быть максимально развиты эти качества, отработаны и направлены соответственно требованиям, предъявляемым боксом.
Без выполнения этих условий высокий класс боксера недостижим.
В курс бокса входят: 1) теория, 2) практическая выработка техники бокса и 3) прикладная часть.
Последняя в свою очередь разделяется на: а) закрепление пройденного материала в учебных боях на ринге и б) общую тренировку.
Цель тренировки—укрепить организм занимающихся специальными и общими гимнастическими и другими упражнениями, окончательно выработать и отшлифовать технику, а также закалить молодых боксеров в тренировочных боях, в которых они приобретают боевые навыки, необходимые при предстоящих соревнованиях.
Методы обучения
Для низовых кружков в первый период обучения мы предлагаем использовать синтетический метод. Введенный нами около двадцати лет назад, этот метод дает исключительную экономию сил, средств и времени и весьма полезен при преподавании бокса в кружках и боксерских секциях добровольных спортивных обществ.
Особенно действенен этот метод при работе с детьми и школьниками младших возрастных групп (10—14 лет). Подражательная способность у них исключительно ярко выражена, а точный и эффективный показ настолько захватывает юного ученика, что он готов немедленно воспроизвести то, что увидел, со всеми характерными особенностями показанного. Было бы необоснованно и нецелесообразно отказываться от использования этой, присущей подросткам, способности подражать и перенимать.
Всякого рода теоретические доказательства при работе с детьми, как показала практика, мало успешны. Наиболее ценных результатов достигает показ действием. Вот почему в начальном периоде обучения синтетический метод мы считаем незаменимым.
В последующие периоды, когда занимающийся уже вырос, получил боевую квалификацию и приступил к выработке мастерства, или в тех случаях, когда преподавателю приходится иметь дело с более взрослой группой, следует перейти к так называемому методу «синтеза — анализа». В этих случаях анализ будет играть большую роль, так как подражательная способность выражена значительно слабее, чем у самых юных из этих групп. Однако показ и исполнение приема в целом останутся основой преподавания, тогда как роль анализа будет только вспомогательной.
Метод «анализ — синтез — анализ» может применяться лишь в физкультурных учебных заведениях, тренерских школах, на сборах и курсах тренеров и пр.
Преподавание на каждом уроке должно вестись по следующей формуле: 1) показ, 2) рассказ, 3) выполнение, 4) корректура.
1. Показ — четкое воспроизведение преподавателем того или иного приема, причем особое внимание уделяется ею деталям.
2. Рассказ представляет собой краткое обоснование деталей приема с указанием на совокупность сил, действующих в нем, тактической целесообразности применения его и пр.
3. Выполнение приема — практическое освоение учениками предложенной и показанной им техники.
Прием выполняется обучающимися неоднократно, вначале в замедленном темпе, причем особое внимание обращается на освоение определенной детали приема. Затем вырабатывается скорость выполнения приемов и сила ударов. После этого постепенно усложняется тактическая обстановка (на боевом передвижении) и окончательно прием закрепляется в учебных боях.
4. Корректура — необходимый педагогический прием устранения ненужных, неверных и лишних движений, которые делают ученики при воспроизведении показанных им движений или ударов. Ошибки эти являются следствием либо природных свойств учеников, либо приобретенных ими ложных навыков, и поэтому борьба с ними и исправление их иногда бывают очень трудны и кропотливы. В некоторых случаях они весьма обременяют преподавателя и отнимают у него много труда и внимания. Если своевременно не исправлять эти недостатки, то дурные и порочные навыки могут закрепиться на весьма длительное время.
Общая схема урока должна состоять из: а) доработки, шлифовки и закрепления пройденного ранее материала, б) разбора, разработки и детализации материала, намеченного «на сегодня» на предыдущем занятии, в) показа материала, предназначенного для ближайшего урока.
Каждый преподаватель, имея детально разработанный план и программу на 5—6 месяцев, должен обеспечить прохождение за этот срок элементарного курса бокса. В дальнейшем молодые боксеры должны будут закрепить приобретенные знания, углубленно проработать серии ударов, приобрести боевые навыки и научиться тактически правильным действиям.
В этот период тренировка преобладает над учебной работой.
Схема составления урока
Нагрузки, налагаемые занятиями боксом, значительны и потому должны строго регулироваться преподавателем.
Уроком при занятиях боксом называется такого рода занятие, при котором преподаватель в понятной форме и в необходимой последовательности излагает очередной материал, а обучающиеся знакомятся с основами бокса и осваивают их.
Учебные бои на ринге являются неотъемлемой частью педагогического процесса и не должны принимать чисто-боевой характер.
С того момента, когда определенный комплекс знаний получен и освоен и боксер готовится к предстоящим боям, название «учебный урок» вряд ли может быть сохранено. С этого момента занятия принимают другую форму — «тренировочного урока». Это существенно различные периоды в спортивной деятельности боксера и его руководителя.
Графическое изображение занятий боксера ясно показывает разницу между уроками учебными и тренировочными (см. рис. 1). На этой схеме даны кривые нагрузок и указано отведенное для них время.
Обычно урок делится на четыре части: а) вводную, б) подготовительную, в) основную и г) заключительную. Для различных групп занимающихся и содержание урока по боксу будет различно (см. рис. 1).
Урок для группы новичков
Вводная часть — 15 мин. Построение, проверка, перестроения, повороты.
Вводная часть при занятиях с группой новичков совершенно необходима, так как она дает возможность преподавателю «взять в руки» обычно еще недостаточно дисциплинированную группу.
Подготовительная часть — 35 мин. Разогревание организма, общеразвивающие упражнения, ходьба, бег.
Основная часть — 60 мин. Освоение техники бокса и все способы совершенствования в ней. Сюда же входят и все специальные, формирующие технику, упражнения. В основную часть для новичков включается и бой условный или учебный (2 раунда по 2 мин.).
Заключительная часть — 10 мин. Успокаивающие упражнения с целью привести организм в состояние относительного покоя.
Всего урок занимает 120 мин., включая в это время все виды отдыха и неизбежные перерывы. Уроки этого типа проводятся в не быстром темпе.
Тренировочный урок
Вводная часть — 10мин. Разогревание, разминка, различные клоны, повороты (короткое время на различные упражнения), 2 раунда «боя с тенью».
Основная часть — 60 мин. Тренировочный бой (3—4 раунда по 3 мин.)—15 мин.; добавочные нагрузки (2 раунда «боя с тенью» по 3 мин.), упражнения на мешке, груше и прочих снарядах (всего 4 раунда по 3 мин.), упражнения со скалкой (2 раунда по 2—3 мин.)—30мин. Специальные упражнения: гимнастика—15 мин.
Заключительная часть — 10 мин. Успокаивающие упражнения.
Продолжительность тренировочного урока—80 мин.
Темп тренировочных занятий — более быстрый, чем для других групп.
Рассматривая схему занятий, мы видим, что на урок в группе начинающих в промежуточной группе и в группе тренирующихся отводится неравное время. Это обусловливается различным темпом и содержанием работы, а, следовательно, различной нагрузкой на организм занимающихся.
Некоторое недоумение может вызвать схема урока группы тренирующихся. Вершина кривой здесь резко передвинута к началу занятий. Однако это необходимо, так как, во-первых, приближает тренирующихся к условиям боя на ринге во время соревнований; во-вторых, тренировочный бой при подготовке к соревнованиям требует мобилизации всех сил тренирующегося, и его нервно-психическое состояние должно быть свежее. Бой, отнесенный к концу урока, когда боксер уже утомлен, неполноценен: будет наблюдаться пониженная реакция, некоторая заторможенность, вялость движений боксера, и он не сможет творчески вести бой — применять в бою наиболее правильную тактику.
Опасение, что большие нагрузки при бое в первые же минуты урока могут вызвать нежелательные органические изменения, опасные для деятельности сердца и пр., как показала практика, неосновательно. Организм тренирующегося к этому периоду обычно уже настолько подготовлен, что большие нагрузки тренировочного урока не оставляют никаких отрицательных следов на здоровье боксера.
Бой на уроке
Бой на ринге при обычных занятиях боксом мы вводим в обязательном порядке. Без этого ни знание теории бокса, ни изучение и шлифовка техники, ни работа на снарядах и прочие упражнения на уроках бокса никогда не превратят занимающегося в боксера. Есть очень точное выражение этой простой истины: «боксер растет в боях». Здесь верна аналогия с воином. Как бы ни обучались солдаты и как бы совершенны ни были их подготовка и знания, но, не бывшие в боях и не обстрелянные, они иногда слабее и менее подготовленных технически «бывалых солдат», «старых вояк». В мирное время для проверки боевой готовности войск проводятся примерные бои, сражения, маневры, приближающие бойца к условиям настоящего боя. Аналогичны маневрам и проводимые на ринге учебные и тренировочные бои.
В боксе различают несколько видов боя; основные из них: «условный», «учебный», «учебно-тренировочный», «тренировочный» («спарринг») и «вольный бой».
Условный бой строится по плану преподавателя, причем обязательно применяется определенный удар или прием в бою на ринге. Например, дается задание провести раунд боя только левой рукой, или применять только прямые или иные, точно указанные преподавателем, удары и т. п. Обычно такой бой проводится для новичков, он побуждает их применять различные удары, а не только те, которые они уже освоили.
Следующая, наиболее распространенная форма боя, которая разучивается в основном во время всего прохождения курса бокса, это учебный бой. Такой бой, являясь промежуточным и переходным к тренировочной форме боя, отличается от условного тем, что в нем используется весь пройденный материал. Преподаватель контролирует бой, проверяет отдельные моменты и детали, вносит на ходу необходимые поправки и делает указания о темпе и технике боя. Этот бой ведется на ударах «в полсилы».
Тренировочный бой («спарринг») применяется на занятиях группы боксеров, закончивших учебу или тренирующихся к соревнованиям. От настоящего боя на ринге он отличается тем, что проходит не в официальной обстановке матча и не имеет соревновательного характера. Цель его — чисто тренировочная, в условиях, максимально приближающих партнеров к обстановке зачетного матча. Темп, свободное распоряжение средствами боя, выбор технических средств, тактического маневра и пр. предоставляют самим боксерам-партнерам. Но они до конца остаются партнерами, а не противниками на соревнованиях, и их бой является не чем иным, как взаимной помощью друг другу.
В нем допускается пользоваться защитным шлемом (маской), перчатками тренировочного типа (14—16 унций), разрешается смазывать лицо вазелином. Сила ударов бывает обычно не полная, а темп и число раундов устанавливаются по заданию или договоренности.
Вольный бой— основной вид боя, применяемый на соревнованиях. При обычных занятиях секции бокса он применяется в случаях просмотра и проверки боксеров, например: для отбора в команду, для участия в особо ответственных соревнованиях и пр.
Подготовка к соревнованиям
Подготовка к соревнованиям состоит в основном из тренировки и режима.
В тренировку входят все упражнения, цель которых — довести организм до полной готовности к разрешению всех задач, поставленных перед бойцом условиями предстоящего боя.
К тренировке относятся совершенствование техники, увеличение быстроты, выносливости, а также воспитание необходимых волевых и моральных качеств.
Режим является не менее важным фактором в процессе подготовки бойца. Под режимом подразумевается правильная организация дня, в котором трудовые процессы и отдых распределены по определенному плану в едином и строго выдерживаемом порядке.
Какого бы высокого класса ни был боксер, без тщательной подготовки он не может рассчитывать на успех в соревнованиях. Период подготовки занимает примерно 3—5 недель и зависит как от индивидуальных качеств боксера, так и от степени его готовности. Для определения сроков подготовки и ее характера имеет немаловажное значение и то, давно ли боксер участвовал в матчах.
Во всех случаях тренер учитывает эти обстоятельства, вырабатывает план тренировок и режима и готовит бойца, строго придерживаясь этого плана.
Подготовка и тренировка к ответственным соревнованиям обычно ведутся ежедневно в следующем порядке: один день — «большой» тренировки, следующий день — «малой». В некоторых случаях тренировка проводится Э—4 раза в неделю.
День большой тренировки начинается с небольшой прогулки в 1,5 —2 километра и в не быстром темпе (не быстрый бег, бой с тенью на ходу и прочие упражнения, не дающие больших нагрузок). Вечером тренировка: в полном объеме. Тренировочный бой обязателен.
День малой тренировки также начинается с прогулки около 1 часа в более быстром темпе. Прогулка изобилует пробежками, спуртами и осложняется всевозможными препятствиями, прыжками через барьеры, канавы. Бой с тенью обязателен. Выбор нагрузок и упражнений зависит от изобретательности тренера, регулирующего темп и определяющего содержание прогулки. Прогулка должна быть до предела насыщена, она должна создавать жизнерадостное настроение, но не вызывать переутомления. Заканчивается прогулка во всех случаях в замедленном темпе, чтобы привести организм в состояние относительного покоя.
Тренировочные занятия в зале в этот вечер должны состоять из ряда специальных и гимнастических упражнений, усиленной работы на снарядах, боя с тенью, работы со скакалкой и пр., но без тренировочного боя.
Начало тренировочного периода характеризуется постепенным увеличением нагрузок на организм тренирующегося. Когда же боксер «войдет в форму» и втянется в работу, нагрузки могут быть доведены до предела и по отягощению, и по количеству времени, и по темпу. Нагрузки достигают предела примерно на третьей неделе тренировочного периода (при одном месяце тренировки). Последний период характеризуется уменьшением нагрузок, а за З — 4 дня до боя тренировки в зале прекращаются. Остаются лишь прогулки, притом без особых нагрузок, в не быстром темпе.
Тренер должен зорко следить за состоянием боксеров в период тренировки к соревнованиям и не упускать из виду общее состояние тренирующихся. Если тренируется к соревнованиям группа, то некоторые боксеры могут оказаться недотренированными, а другие перетренированными. Первые не смогут выявить в бою все свои возможности, но это все же лучше, чем если боксер окажется перетренированным. Такой боксер в бою будет вял, безинициативен, безразличен к происходящему на ринге и обречен на проигрыш. Контроль за весом боксера и наблюдение за его состоянием и общим самочувствием в период тренировки поможет тренеру определить степень готовности боксера и не дать ему перетренироваться.
Исчезновение у боксера интереса к тренировочному бою, вялость, раздражительность, продолжающаяся потеря веса, несмотря на общую готовность, — все это является тревожным сигналом о наступающей перетренированности боксера. В таких случаях следует немедленно и значительно уменьшить нагрузки, а иногда даже временно прекратить тренировку.
К режиму относятся: 1) работа, тренировка, 2) отдых, сон, 3) питание. Тренер должен следить, чтобы боксер при помощи разумной тренировки нашел свойственный ему вес. Выступать в более легкой весовой категории значительно легче, но искусственная сгонка веса, особенно более двух-трех килограммов, совершенно не обеспечивает успеха; боксер-сгонщик много, а часто непоправимо, теряет и в силе, и в выносливости. Всякого же рода эксперименты искусственной сгонки веса у юношей и, особенно, у детей не только недопустимы, но и преступны. Такая сгонка весьма отрицательно отзывается на росте, общем развитии и здоровье молодых боксеров.
Питание имеет большое значение при подготовке боксера, но это относится лишь к высококвалифицированным боксерам, готовящимся к ответственным матчам. В этом случае следует тщательно выбирать меню, в частности, мясо и сахар (в различном виде) должны входить в пего в достаточном количестве.
Для всех остальных групп боксеров и, особенно, для новичков, вопросы тренировки и режима не имеют такого значения. Обычный метод занятий, несколько заостренный в его боевой части, при соблюдении обычного правильного режима питания и сна, совершенно достаточен, чтобы любой из начинающих и молодых боксеров, а тем более из детской группы, мог с успехом выступать в зачетных и квалификационных боях на ринге.
ОБЩИЕ ОСНОВЫ БОКСА
Оружием боксера служит кулак. Однако не любой частью кулака можно и нужно наносить удары. Удары следует наносить только головками пястных костей в сочленении их с первыми фалангами пальцев. Наиболее целесообразно наносить удар, образно выражаясь, «торцевой» и тыльной частью кулака (рис. 2).
Удары, нанесенные краем кулака, прилежащим к мизинцу, или стороной большого пальца, могут привести к вывихам, растяжениям и другим травмам. Удары ладонной частью кулака запрещены.
Чтобы предохранить руку боксера от возможных повреждений, кисть должна быть забинтована.
Как бинтовать руку? Общее указание таково: надев отверстием (или петлей) конец бинта на большой палец бинтуемой руки, делают 2—3 оборота, направляя бинт от большого пальца на ладонь и время от времени сжимая кулак, чтобы отрегулировать плотность обмотки, которая не должна мешать сжатию кулака. Затем некоторые боксеры переходят на повороты лучезапястного сустава, а потом, обернув его два раза, переносят в том же направлении бинтовку на большой палец руки, и, наконец, на первые фаланги пальцев. Некоторые предпочитают сразу после первых «ладонных» оборотов бинтовать большой палец, несколько притягивая, прибинтовывая его к ладони, а затем бинтовать остальные пальцы (рис. 3).
Все эти способы бинтовки хороши, следует только следить, чтобы бинтовка не была слабой, иначе она не достигает цели.
Излишне тугая бинтовка задерживает кровообращение и вызывает чувство онемения в кулаке. После бинтовок боксеры надевают перчатки.
Позиция
По нашему пониманию, «исходное положение» и «позиция» идентичны, по «основной позицией» или «типовой позицией» мы называем позицию, разбираемую нами. Она наиболее универсальна, чем все другие возможные положения боксера в бою, и может служить ему, как исходное положение для большинства приемов атак и защит при передвижении на ринге. Существуют и другие исходные положения, иногда очень целесообразные, но при них применимы лишь некоторые приемы техники и тактики. Для мастера высокого класса почти всякое положение, в которое он попадает в процессе боя, служит исходным положением для тех или иных действий, соответствующих требованиям момента. Этим он выгодно отличается от молодого боксера, для которого исходным положением является обычно «основная позиция».
Мы знаем, какой частью кулака и куда именно, в какие точки целесообразно наносить в бою удары противнику. Но что целесообразно для одного, то не совпадает с планами другого, и каждый боксер, зная уязвимые места, принимает меры к их защите. Прежде всего этой цели служит «позиция». Что такое позиция? Это такое исходное положение боксера, которое, с одной стороны, само по себе предельно преграждает доступ кулакам противника к «уязвимым точкам», а с другой — дает полную возможность самому боксеру легко переходить в нападение.
Существует ли единая для всех боксеров позиция? Нет. Говорят: «сколько боксеров, столько позиций». Действительно: рост, ширина плеч, длина рук, сила боксера, манера вести бой, психика и пр., т. е. все это вместе предопределяет позицию. Агрессивным по натуре бойцам, особенно если они по своему сложению широки в плечах, но с короткими руками и ногами, труднее доставать до своих более длинноруких противников и вести бой с ними на дальней дистанции. По этой причине им более свойственен бой на ближней дистанции, их позиция более фронтальна и открыта, чтобы удобнее атаковать фланговыми ударами с обеих рук (что особенно характерно для ближнего боя). Боксерам высоким, сухощавым и длинноруким свойственна дистанция дальнего боя. Их позиция более закрыта, больше повернута плечом к противнику и более пряма.
Однако эти особенности каждый боксер найдет для себя позже, вначале же всем ученикам следует предлагать боксировать в «типовой» позиции (рис. 5 а, б, в).
Она такова: ноги расставлены примерно на ширину плеч, но не шире. Они относительно прямы и не напряжены. Ноги опираются на переднюю часть стопы, пятка левой ноги лишь слегка отстоит от пола, пятка правой ноги оторвана от пола на 3—4 сантиметра. Обе ступни параллельны и направлены носками в сторону противника (левая ступня должна быть слегка повернута пяткой наружу). Вес тела распределяется равномерно на обе ноги. Туловище не напряжено и повернуто вперед левым плечом, которое приподнято чуть выше правого, живот слегка убран внутрь. Не следует отклонять туловище ни вправо, ни влево (небольшой наклон вперед допускается).
Рис. 5 в. Типовая позиция боксера в перчатках. Положение головы, рук и туловища (с различных сторон) |
Если посмотреть в профиль на боксера, находящегося в такой позиции, то можно заметить не столько наклон вперед, сколько некоторый сгиб. Сгибание происходит, главным образом, в верхней части позвоночника (в грудных и шейных позвонках); это дает возможность легко наклонить голову и свободно опустить подбородок на грудь. Никак нельзя рекомендовать сильно сгибаться вперед в пояснице — это вызовет значительное смещение центра тяжести вперед и сократит возможность маневрировать туловищем. Иногда наблюдается еще одна крайность. Боксер, желая «убрать живот», оттягивает таз назад, прогибая спину в пояснице (положение лордоза). Это также крайне не целесообразно, так как при этом голова поднимается вверх (боксер «задирает голову»), и боксеру приходится затрачивать немало усилий, чтобы удержать подбородок у груди.
При этом обычно наблюдается и такая странность: боксер начинает шаг до предела выпрямленной в коленном суставе левой ногой (жестко закрепленной в этом положении), причем самый шаг делает «с пятки», т. е. нога сначала касается пола пяткой, а затем всей ступней. В этом случае все движения становятся ходульными и неуклюжими, тогда как передвижение боксера по рингу обычно поражает даже неискушенного зрителя своей легкостью, непринужденностью, целеустремленностью и направленностью, причем положения ног мгновенно меняются в зависимости от условий боя.
Положение рук боксера в позиции: левая рука локтем преграждает доступ к сердцу, а самый локоть отстоит от туловища на 10—15 см. Левое предплечье направлено кулаком вверх по вертикали (допускается наклон предплечья, но очень небольшой, притом только в сторону противника). Левый кулак — на уровне левого глаза, полу сжат и пальцами направлен по возможности в сторону противника, как бы ежесекундно грозя ему атаками.
Правая рука локтем закрывает область печени, кулак полусжат и находится около подбородка, ближе к правой стороне лица. Он также повернут пальцами в сторону противника, защищает лицо, но в то же время постоянно готов нанести сокрушительный удар.
Голова должна быть всегда наклонена вперед и только вперед (но не склонена набок) и опущена подбородком на грудь под защиту левого плеча.
Наиболее трудно для преподавателя бороться с постоянным стремлением ученика опускать руки, искажать свое типовое положение и «задирать» голову вверх. Эти ошибки наблюдаются у учеников в течение очень долгого времени.
Боксер должен привыкнуть к позиции и стремиться сохранить ее и стоя на месте, и при передвижении, и в самом бою, не теряя её ни на мгновение. В то же время она не должна ни в какой степени сковывать боксера. Находясь в позиции, он должен постоянно быть в состоянии некоторого расслабления.
Перемещения
Под перемещениями мы подразумеваем перемещения веса тела с одной ноги на другую различными способами.
Поставив ученика в типовую позицию, предложите ему перенести вес тела левой ноги на правую только толчком носка левой ноги. Затем толчком правой ноги перенести вес тела на левую. Это и будет основой боксерского шага вперед и назад. Шаг делается не простым переносом веса тела на соответствующую ногу, которую, приподняв от пола, ставят на ступню, но и шаг, и удар, и просто перемещение веса тела на месте начинаются всегда с толчка носком. Это же упражнение помогает усвоить шаг вперед и назад, а также служит основой для прямых ударов.
Следующее упражнение в перемещении веса тела делается в той же позиции. Носки ног работают, как и при предыдущем упражнении, и вес тела перемещается так же, но туловище движется не по линии «на противника» и обратно, а влево и вправо (можно делать небольшие уклоны в этой же плоскости). Это упражнение, в свою очередь, является исходным для шага вправо и влево и основой для защиты уклонами.
Третий способ перемещения веса тела разучивается с учеником, поставленным в «прямую» или, как говорят, «фронтальную» позицию, т. е. развернув его грудью к воображаемому противнику. Ступни ног ставятся параллельно на ширину плеч. При этом упражнении толчком правого носка вес тела переносится на левую ногу, которая после этого, сохраняя свое направление, опирается на всю ступню. Правая нога в это время сгибается в колене и подводится к левому колену, а ступня, оставаясь на месте, поворачивается на носке пяткой наружу. Туловище в это время сильно поворачивается в левом тазобедренном суставе, вынося вперед правое плечо.
Затем все повторяется в том же порядке, но вправо. Такое упражнение носит название «перекачки» и служит исходным моментом для «шагов с поворотом туловища» и основой всех фланговых ударов, а также и удара снизу, причем вес тела переносится на противоположную ногу.
Последним из рассматриваемых перемещений является следующее упражнение в той же фронтальной позиции: при смещении веса тела на левую ногу, т. е. влево, ученик поворачивается слева направо, как бы смотря на то место, где он ранее стоял, слегка приседая на левой ноге. Поворот делается на носках, после чего ступни ног принимают положение, при котором они направлены носками вправо (перпендикулярно к своему исходному положению). Упражнение, проделанное вправо, соответствующим образом меняет работу ног и туловища. Это упражнение является основой для бокового шага (сайдстепа), а также для типовых ударов снизу.
Передвижения
Быстрые, легкие подвижные ноги — основа успехов в боксе. Тот, кто не умеет легко, быстро и разнообразно передвигаться, тот и от противника не убежит и догнать его не сумеет. Поэтому ногам и их работе в современном боксе придается исключительное значение. Боксер не просто ходит по рингу, он передвигается различными, но вполне определенными способами.
Обычный способ передвижения боксера — легкий, скользящий, небольшой, приставной шаг.
Если боксер делает какой-нибудь шаг одной ногой, то другая тотчас же быстро подтягивается в исходное положение (позицию). Иногда боксер двигается «поскоком». Это такой способ передвижения, при котором делаются мелкие, скользящие полушаги-полупрыжки. Есть еще одно движение — «скачок», он будет описан нами ниже.
Шаг вперед всегда делается левой ногой (начинается с толчка носком правой ноги), а правая подтягивается в исходное положение.
Шаг влево также всегда делается с левой ноги, а правая сейчас же занимает определенное ей позицией место.
Шаг вправо делае