Групповые технологии и коллективное творческое дело.

Групповые технологии требуют временного разделения класса на несколько групп для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения реализовать на практике и представить найденный совместный результат. Эта форма работы лучше обеспечивает учет индивидуальных особенностей и открывает большие возможности для коллективной познавательной деятельности.

Какие разновидности групповых технологий использую в работе:

1. Групповой опрос для закрепления и повторения материала. Разбиваю класс на группы. Группа получает перечень вопросов.
Консультант ведет опрос: зачитывает вопрос, желающий из группы отвечает. Ответы ученика, если нужно дополняются, оцениваются консультантом. Работа групп происходит в полголоса, чтобы не мешать. Вопросы и задания для групп - различны.

2. Общественный смотр знаний - одна из форм групповой познавательной деятельности. Общественный смотр знаний по теме "3 революции в России” провожу следующим образом: на последних картах - консультанты два варианта выполняют задания на карточках.

  • Исторические термины.

Диктую значение – учащиеся записывают термин. Как правило, беру 10 терминов - для оценки. Выполнив работу - передаем на последнюю парту консультантам для проверки.

Хронологический диктант.

  • Тесты.
  • Историческая личность, историческая путаница, кому принадлежат слова.
  • Географические название. Имена.
  • Устные вопросы (5 заданий проверяют консультанты, выставляя оценки за каждый вид работы. Шестое задание отмечают правильные ответы. Средний балл является оценкой за урок).

К групповым технологиям относятся и технологии нетрадиционных уроков.

Впрактике своей работы провожу уроки - путешествия “В городе – башни Афины”, “Географические открытия в XVI веке”, уроки-конференции. “Россия в 1991–1998 году”. Во внеклассной работе, в связи с тем, что кабинет истории одновременно является центром военно-патриотической работы, ежегодно провожу совместно с советом ветеранов микрорайона конференцию “Сталинградская битва С групповой технологией тесно связаны технология коллективных творческих дел - КТД. Это так называемая коммунарская методика. Напервом уроке истории я формирую микро коллективы. Большую сложность для учителя вызывают уроки по темам “Культура”, так как в школе нет необходимой наглядности. Уроки, по данным темам можно проводить с использованием мультимедиа в форме урока студии.

Творческие группы получили задание:

  1. Литература.
  2. Театр.
  3. Изобразительное искусство.
  4. Музыка.

Выбираем художественный совет; в который входит художественный руководитель, музыкальный редактор, заведующий литературным отделом, звукооператор, фотограф.

Учащиеся знакомятся с материалом, дополнительной литературой, определяют жанр своего выступления. Затем приступают к написанию сценария, подбору наглядности и музыкального сопровождения. Каждый год провожу эти уроки. В этом году провели интегрированный урок с учителем литературы. Группы выступали по темам: романтизм, реализм, футуризм, модерн, абстракционизм.

Каждая группа в своем направлении осветила развитие литературы, музыки, живописи, театра в 5.

Технология опорных схем.

Шаталов Виктор Федорович - разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, особенностью которой является оформление учебного материала в виде опорных схем – конспектов.

Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, заменяющие смысловое значение. Опорный конспект – система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. В своей практике я использую на уроках различные блочно модульные схемы.

Изучая тему. “Образование единого государства России. Иван III” в 10-м классе даю ребятам схему На базе опорно-узловых каркасов строится технология Штейнберга Валерия Эммануиловича, получившая название логико-смысловая схема ЛСС.

Познавательные способности человека связаны прежде всего с органами чувств. Развитие этих органов - результат с одной стороны эволюции органического мира, с другой стороны - социального развития. Чтобы обеспечить развитие личности путем развития способностей познанию, в качестве исходной базы решения проблемы взяли функцию мозга.

Речь идет о разделении функций правого и левого полушарий. Правое обеспечивает наглядное восприятия мира, левое управляет речью и связанными с нею процессами. Для рассматриваемой проблемы угли; что при освоении материала правое полушарие накапливает через органы чувств информацию, а левое - настраивает на логическое описание. Данные функции мозга способствуют развитию мышления, причем прорисовывание, прописывание, проговаривание усиливает обобщение информации. Об этом говорят попытки учителей - новаторов иллюстрировать информацию. Вот почему в основе технологии Штейнберга В.Э. опорой служат своеобразные каркасы, а так как правое полушарие отвечает за смысловой компонент мышления, а левое за логический, то технология носит название логико-смысловая схема.

Таким образом, на базе опорно-узловых каркасов стоят логико-смысловые координаты путем размещения узелков на память. Выполнение этой работы обеспечило переработку поступающей информации и накопление на каркасе результатов переработки. Так сформировалась логико-смысловая модель содержащая два компонента - логический - в виде системы расстановки координат и узлов; - смысловой - в виде кодирующих понятий, названий координат и узлов.

В своей работе я достаточно давно использую данную технологию, на её основе были разработаны ряд уроков по темам Пореформенная Россия в XIX веке, Гражданская война в России, Россия в переломные -90 годы.

Логико-смысловая модель достигает все цели урока. Данный метод уделяет внимание межпредметным и внутрипредметным связям, систематизирует логическое последовательное изложение материала, по данной технологии достигаешь хорошей активизации мыслительной деятельности. Материал излагается, используя блочный метод. На протяжении урока устанавливается хорошая взаимосвязь “учитель - ученик”. Данная технология не исключает другие методы обучения: использование ТСО, плакаты, раздаточно-дидактический материал, тесты.

Педагогика сотрудничества.

В концепции среднего образования РФ сотрудничество трактуется как идея совместной развивающий деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатом этой деятельности. Важнейшее место занимают отношения “учитель-ученик”. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами. Сотрудничество в школьных коллективах принимает различные формы.

Педагогика сотрудничества красной нитью проходит через все технологии так как в центре стоит ученик, личность, который по своему, талантлив и красив. Как сказал Волошин: “Ребенок - непризнанный гений. Средь буднично серых людей”. И задача учителя обратить внимание на внутренний мир ученика, где таятся еще не развитые способности и возможности. Цель - разбудить, вызвать к жизни эти внутренние дела и возможности, использовать их для более полного развития личности. Эти же требования выдвигают новые дидактические принципы: технологизация и гуманизация. Гуманно-личностный подход - это ключевое звено всех педагогических технологий, поэтому основная задача в моей работе создать условия ученику для собственного развития, развивать творческую личность, воспитывать воспитанного человека решается через комплекс уроков, внеклассных мероприятий и в работе с родителями.

Наши рекомендации