Семинарские по педагогической инноватике.

Семинарские по педагогической инноватике.

Семинар 1.

Инновационные процессы в образовании

Структура занятия:

1. Проектирование инновационных процессов.

2. Общая технология нововведений.

3. Конструирование нововведений.

4. Технология развития педагогических нововведений.

5. Этапы инновационной педагогической деятельности.

6. Распространение педагогических нововведений.

7. Факторы, препятствующие нововведениям.

8. Рефлексия в инновационно-педагогической деятельности.

1. Проектирование инновационных процессов.

Развитие отечественной педагогической науки (включая психологию, нейрофизиологию и др.) о детях дошкольного возраста, создание комплексных и парциальных программ, рост и разнообразие видов средств, методов, форм, условий воспитания, открытие все большего числа факторов, влияющих на развитие и ребёнка, и его наставников (включая семью и разные социальные институты), сделало педагогическую деятельность воспитателя детского сада избыточно сложной. Ему стало всё труднее овладевать этими знаниями и умениями, но ещё труднее ими пользоваться. Величайшие открытия отечественной науки и передового опыта воспитания дошкольников внедряются крайне медленно. В настоящее время в педагогической профессии (как и в любой другой) сосуществуют два вида творчества: драматургическое и исполнительское. В любой профессии драматургическое творчество доступно единицам. Поэтому подавляющее большинство специалистов являются творцами-исполни-телями чьего-то замысла (проекта, технологии). В этой связи возникает необходимость исследования проблем проектирования не только содержания инновационных процессов, но и внедрения его в практику воспитателя-исполнителя.
Новое направление проектирования, опираясь на убедительные результаты отечественных учёных в разработке содержания дошкольного образования, призвано, во-первых, в целях обеспечения целостности воспитательно-образовательного процесса в детском саду повысить уровень единства между наукой и практикой и таким образом усилить опережающую функцию педагогической науки; во-вторых, ввести такие новшества в ДОУ, которые мобилизуют внутренние ресурсы педагогической системы (инновационные процессы) и приведут к повышению результатов педагогического процесса; в-третьих, служить основным механизмом развития инновационных процессов содействия педагогу в обогащении развития и саморазвития его как творческого профессионала, а также и каждого его воспитанника как неповторимой индивидуальности; в-четвёртых, обеспечивать воспроизводимость технологизируемой деятельности и возможность многократного повторения её в разное время, в разных местах и разными исполнителями при сочетаниях повторяемых и неповторяемых, уникальных элементов.
При разработке технологического проектирования возникает необходимость учитывать три существенных противоречия, которые, с одной стороны, тормозят развитие данного направления в практике дошкольного образования, а с другой, вызывают интерес к их исследованию.
Первое противоречие — между проблемой адекватного исполнения авторского проектирования (как чужой драматургии) и необходимостью сохранить индивидуальность воспитателя как исполнителя (артиста), его творческого потенциала.
Второе противоречие— между проектом (сценарием) внедрения научного продукта автора-технолога (драматурга) и уровнем понимания воспитателем-исполнителем (артистом) глубины данного замысла, то есть степенью готовности дошкольного специалиста к воплощению научной продукции в собственной деятельности.
Третье противоречие — между ориентацией технологического проекта на развитие инновационных процессов в дошкольном образовании и отсутствием технологии индивидуального подхода к воспитаннику каждой возрастной группы в любом виде его детской деятельности.
Проектирование инновационных процессов в дошкольном образовании включает три иерархически связанных направления:
первый объект проектирования —авторская Программа (содержание) целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности, названная «Детский сад – Дом радости»;
второй объект проектирования — авторская Технология (книги-сценарии с маршрутными листами помесячного и ежедневного планирования, названная «Дом радости», учебные фильмы, фотографии и др.). Посредством Технологии воспитатель внедряет первый проект (Программу) и строит (как здание по кирпичику) в каждой возрастной группе целостный педагогический процесс, одновременно осуществляя мониторинг соответствия развития воспитанников показателям, открытым учёными;
третий объект проектирования — Инноватика как проект «Лесенка успеха», раскрывающий закономерности развития и саморазвития творческого потенциала специалиста — исполнителя авторской технологии инновационных процессов в дошкольном образовании.
Выполняя предвосхищающую функцию науки, каждое из названых выше направлений проекта и все вместе они образуют единое целое, так как вбирают в себя содержание исследований из огромного богатства достижений отечественной дошкольной педагогики. Содержание этих направлений фокусирует внимание педагога на главном в инновационных процессах дошкольного образования —сохранение и обогащение процессов развития и саморазвития воспитанника как индивидуальности, направленной на восхождение к духовной культуре и интеллигентности.
В Технологическом проекте органическое единство межпредметной и междеятельностной проблематики отражается внутренней логикой объединения их в педагогическом процессе для осуществления цели воспитания дошкольника как индивидуальности. С одной стороны, осуществляется переход направленности фундаментальных исследований на прикладную проблематику науки, а с другой, обеспечивается устойчивый прогресс практики на основе движения её по теоретическим рельсам.
Структура ПЕРВОГО содержательного проекта – Программы - определяет три взаимосвязанных между собой направления педагогической работы:
1) — приобщение дошкольника к основам духовной культуры и интеллигентности;
2) — содействие овладению ребёнком разными видами деятельности на уровне самостоятельности и творчества как формами и средствами амплификации всестороннего развития и саморазвития дошкольника;
3) — обеспечение охраны жизни и здоровья, а также забота об обогащении физического и психического развития каждого воспитанника.
ВТОРОЙ проект — Технология внедрения Программы.
1). Внутренний механизм инновационной практики, т.е. логика технологического проекта, выстраивается в соответствии с закономерностями объединения в органическое единство межпредметной и междеятельностной проблематики дошкольного образования: первая закономерность — самодеятельность — форма и средство саморазвития дошкольника как индивидуальности, развиваемая на основе овладения им системным знанием о деятельности (на уровне обобщенного представления); вторая закономерность — динамика овладения ребёнком деятельностью определяется законом четырёх уровней умственной активности человека; третья закономерность — зависимость динамики развития мальчика как воспитанника женщины (девочки как воспитанницы мужчины) от понимания педагогом специфики полового, возрастного развития каждого ребёнка как индивидуальности.
2). Главным средством инновационных процессов в дошкольном образовании является проектирование содержания и технологии становления и развития трёх блоков видов детской деятельности:
2.1. Первый блок — игра (семь видов — сюжетно-ролевая, строительная, театральная, дидактическая, подвижная, музыкальная, забава) как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности и экспериментирование в ходе её;
2.2. Второй блок — труд (четыре вида труда — самообслуживание, хозяйственно-бытовой, ручной и труд в природе) как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности и экспериментирование в процессе его;
2.3. Третий блок — учебная деятельность, становление которой происходит внутри продуктивных видов (конструирование, лепка, аппликация, рисование). Она направлена на овладение культурным наследием и является и деятельностью, и формой и средством развития индивидуальности, а также и базой для становления и развития экспериментирования в процессе овладения ею.
Освоенные дошкольником виды деятельности до уровня самодеятельности становятся методами педагога, посредством которых он содействует обогащению развития самосознания дошкольника как индивидуальности в каждый его возрастной период. При разработке каждого метода или адаптации тех, которые были известны в педагогике, особое внимание придаётся игровой форме обучения.
III проект – Инноватика внедрения Технологии. Проектирование инновационных процессов в дошкольном образовании как форма внедрения (исполнения) технологического проекта будет наиболее эффективна, если специалист соблюдает следующие условия, которые соподчиняются друг другу иерархически:
1) овладевает целенаправленно основами духовной культуры, т.е. интеллигентностью как одной из фундаментальных категорий русской культуры, её духовной и национальной традицией, а именно: осознает духовную культуру как форму реализации потребности человека познавать мир, себя, смысл и назначение своей жизни; признаёт движущей силой развития педагогической системы его собственное саморазвитие как индивидуальности;
2) понимает закономерности структуры, организации, материально-дидактических условий своей профессиональной деятельности на основе изучения инноватики; приобретает на её основе интеллектуальную культуру как умение выполнять методологическую мыследеятельность (прогнозирование, программирование, оргпроектирование и т.д.); учится думать во время чтения проекта (текстов сценариев и теоретических статей), рефлексировать и адекватно оценивать свои реальные возможности; овладевает умением осуществлять надпредметное и надпрофессиональное мышление, которое проявляется в способности раскрывать и обогащать развитие вновь открываемых в ходе практики построения целостного педагогического процесса возможностей для саморазвития;
3) рассматривает деятельность исполнения технологического проекта не только предметом анализа, но и средством объяснения осуществляемых им инновационных процессов и их результатов;
4) опирается в своей профессиональной деятельности на методологическое исследование, стремится понять на его основе, какие изменения в своём личном багаже опыта нужно произвести при внедрении проекта на уровне методики как системы взаимосвязанных компонентов, а какие на уровне отдельных её компонентов (цели, программы, средств, форм, условий);
5) открывает фундаментальную неопределенность самого научного продукта — проектирования — и осознает неизбежность осуществления им выбора варианта конструирования собственной деятельности, индивидуальности принимаемых решений;
6) выбирает, принимает решения в соответствии с ценностными ориентациями авторского проектирования, предназначенного для внедрения Программы, а также стартовыми возможностями собственного профессионального развития;
7) взаимодействует с партнёрами, родителями воспитанников наилучшим образом, так как условия внедрения проектирования вынуждают его так действовать.
Подготовка специалистов к творческому исполнению технологического проектирования — средство и условие развития инновационных процессов в дошкольном образовании. Она (подготовка) включает в себя:
Во-первых, открытие творчества не только как формы самовыражения специалистом неповторимости индивидуальности через создание им новаторской драматургии, но и как формы творческого исполнения чужого научно разработанного технологического проекта. Творческому исполнению необходимо обязательно учиться в системе полидисциплинарных, комплексных методологических курсов, объединённых общим понятием «Инноватика».
Специалист, изучающий «Инноватику», раскрывает три закономерности, объясняющие зависимость развития творческого стиля деятельности педагога от осознания им: во-первых, структуры (системы) собственной деятельности; во-вторых, её организации; в-третьих, условий, создаваемых предметно-развивающей средой.
“Детский сад — Дом радости” — первая в отечественной дошкольной педагогике Научно-методическая система — модель проектирования инновационных процессов в дошкольном образовании, сформированная тремя взаимосвязанными проектами, направленными на развитие детского сада настоящего и будущего как инновационного учреждения.





Первая схема

1.Формулирование педагогической проблемы.

2.Анализ педагогической проблемы.

3.Анализ путей решения проблемы.

4.Выбор пути решения посредством введения инновации.

5.Прогнозирование последствий решения.

6.Апробация (возможен отказ от нововведения).

Вторая схема

1.Ознакомление с инновацией (первоначальная информация).

2.Появление интереса (поиск дополнительной информации).

3.Оценка инновации и решение освоить ее.

4.Апробация (возможен отказ от нововведения).

3 этап – ʼʼрутинизацияʼʼ, превращение инноваций в тради­цию, привычный способ деятельности. На данном этапе приме­нение инновации начинает носить массовый характер.

Размещено на реф.рф

Этот этап обусловливается двумя законами: законом финaльной реaлизации инновационной деятельности и законом стереотипизации педагогической инновации.

Рассмотренная структура инновационной педагогической дея­тельности не единственная. С.А. Шаронова считает, что процесс внедрения педагогических инноваций в практику может иметь иные этапы.

1.Первый этап нужен, чтобы определиться в выборе цели и средств инновационной деятельности, проводить анализ ситуа­ции в образовании на всœех его уровнях: международном, уровнях страны, региона, конкретного образовательного учреждения.

2.Вторым этапом является выбор средств внедрения ин­новации. Под средствами подразумевают кадровую, материально­-техническую, финансовую и моральную базу образовательного уч­реждения, его юридический статус; ведение экспериментальной (исследовательской) работы. Результатами этапа являются созда­ние концепции инновации, определœение объёма последней и раз­работка технического задания на ведение исследовательской ра­боты в выбранном направлении инновационной деятельности.

3.Третий этап – выработка программы реализации экс­перимента и научно-методического обеспечения инновации. При разработке программы эксперимента особое внимание уделяется определœению его этапов и критериев диагностики ожидаемых ре­зультатов, соотношению значимости и новизны этих результатов с имеющимся традиционным опытом. Научно-методическое обес­печение является как выражением содержания инновации, так и гарантом возможности ее реализации на практике. Результатами третьего этапа являются реализация программы педагогических инновации, создание их развитого научно-методического обеспе­чения и выработка рекомендаций по широкому использованию инноваций.

4.Четвертый, заключительный, этап – внедрение инновации в практику, превращение ее в традицию. На этом эта­пе вырабатываются нормативы содержания, финансирования ее правового обеспечения инновации. Основным здесь является экс­пертиза результата инновационной деятельности, которая опре­деляет степень значимости и ценности инновации, уровни ее вне­дрения.

Перечисленные этапы инновационной педагогической деятельности предполагают традиционный подход ʼʼвнедрения науки в практикуʼʼ. С учетом личностно ориентированной парадигмы об­разования крайне важно планирование ситуаций включения субъек­тов инновационного образования в процесс его реализации и при крайне важно сти – преобразования.

Семинарские по педагогической инноватике.

Семинар 1.

Инновационные процессы в образовании

Структура занятия:

1. Проектирование инновационных процессов.

2. Общая технология нововведений.

3. Конструирование нововведений.

4. Технология развития педагогических нововведений.

5. Этапы инновационной педагогической деятельности.

6. Распространение педагогических нововведений.

7. Факторы, препятствующие нововведениям.

8. Рефлексия в инновационно-педагогической деятельности.

1. Проектирование инновационных процессов.

Развитие отечественной педагогической науки (включая психологию, нейрофизиологию и др.) о детях дошкольного возраста, создание комплексных и парциальных программ, рост и разнообразие видов средств, методов, форм, условий воспитания, открытие все большего числа факторов, влияющих на развитие и ребёнка, и его наставников (включая семью и разные социальные институты), сделало педагогическую деятельность воспитателя детского сада избыточно сложной. Ему стало всё труднее овладевать этими знаниями и умениями, но ещё труднее ими пользоваться. Величайшие открытия отечественной науки и передового опыта воспитания дошкольников внедряются крайне медленно. В настоящее время в педагогической профессии (как и в любой другой) сосуществуют два вида творчества: драматургическое и исполнительское. В любой профессии драматургическое творчество доступно единицам. Поэтому подавляющее большинство специалистов являются творцами-исполни-телями чьего-то замысла (проекта, технологии). В этой связи возникает необходимость исследования проблем проектирования не только содержания инновационных процессов, но и внедрения его в практику воспитателя-исполнителя.
Новое направление проектирования, опираясь на убедительные результаты отечественных учёных в разработке содержания дошкольного образования, призвано, во-первых, в целях обеспечения целостности воспитательно-образовательного процесса в детском саду повысить уровень единства между наукой и практикой и таким образом усилить опережающую функцию педагогической науки; во-вторых, ввести такие новшества в ДОУ, которые мобилизуют внутренние ресурсы педагогической системы (инновационные процессы) и приведут к повышению результатов педагогического процесса; в-третьих, служить основным механизмом развития инновационных процессов содействия педагогу в обогащении развития и саморазвития его как творческого профессионала, а также и каждого его воспитанника как неповторимой индивидуальности; в-четвёртых, обеспечивать воспроизводимость технологизируемой деятельности и возможность многократного повторения её в разное время, в разных местах и разными исполнителями при сочетаниях повторяемых и неповторяемых, уникальных элементов.
При разработке технологического проектирования возникает необходимость учитывать три существенных противоречия, которые, с одной стороны, тормозят развитие данного направления в практике дошкольного образования, а с другой, вызывают интерес к их исследованию.
Первое противоречие — между проблемой адекватного исполнения авторского проектирования (как чужой драматургии) и необходимостью сохранить индивидуальность воспитателя как исполнителя (артиста), его творческого потенциала.
Второе противоречие— между проектом (сценарием) внедрения научного продукта автора-технолога (драматурга) и уровнем понимания воспитателем-исполнителем (артистом) глубины данного замысла, то есть степенью готовности дошкольного специалиста к воплощению научной продукции в собственной деятельности.
Третье противоречие — между ориентацией технологического проекта на развитие инновационных процессов в дошкольном образовании и отсутствием технологии индивидуального подхода к воспитаннику каждой возрастной группы в любом виде его детской деятельности.
Проектирование инновационных процессов в дошкольном образовании включает три иерархически связанных направления:
первый объект проектирования —авторская Программа (содержание) целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности, названная «Детский сад – Дом радости»;
второй объект проектирования — авторская Технология (книги-сценарии с маршрутными листами помесячного и ежедневного планирования, названная «Дом радости», учебные фильмы, фотографии и др.). Посредством Технологии воспитатель внедряет первый проект (Программу) и строит (как здание по кирпичику) в каждой возрастной группе целостный педагогический процесс, одновременно осуществляя мониторинг соответствия развития воспитанников показателям, открытым учёными;
третий объект проектирования — Инноватика как проект «Лесенка успеха», раскрывающий закономерности развития и саморазвития творческого потенциала специалиста — исполнителя авторской технологии инновационных процессов в дошкольном образовании.
Выполняя предвосхищающую функцию науки, каждое из названых выше направлений проекта и все вместе они образуют единое целое, так как вбирают в себя содержание исследований из огромного богатства достижений отечественной дошкольной педагогики. Содержание этих направлений фокусирует внимание педагога на главном в инновационных процессах дошкольного образования —сохранение и обогащение процессов развития и саморазвития воспитанника как индивидуальности, направленной на восхождение к духовной культуре и интеллигентности.
В Технологическом проекте органическое единство межпредметной и междеятельностной проблематики отражается внутренней логикой объединения их в педагогическом процессе для осуществления цели воспитания дошкольника как индивидуальности. С одной стороны, осуществляется переход направленности фундаментальных исследований на прикладную проблематику науки, а с другой, обеспечивается устойчивый прогресс практики на основе движения её по теоретическим рельсам.
Структура ПЕРВОГО содержательного проекта – Программы - определяет три взаимосвязанных между собой направления педагогической работы:
1) — приобщение дошкольника к основам духовной культуры и интеллигентности;
2) — содействие овладению ребёнком разными видами деятельности на уровне самостоятельности и творчества как формами и средствами амплификации всестороннего развития и саморазвития дошкольника;
3) — обеспечение охраны жизни и здоровья, а также забота об обогащении физического и психического развития каждого воспитанника.
ВТОРОЙ проект — Технология внедрения Программы.
1). Внутренний механизм инновационной практики, т.е. логика технологического проекта, выстраивается в соответствии с закономерностями объединения в органическое единство межпредметной и междеятельностной проблематики дошкольного образования: первая закономерность — самодеятельность — форма и средство саморазвития дошкольника как индивидуальности, развиваемая на основе овладения им системным знанием о деятельности (на уровне обобщенного представления); вторая закономерность — динамика овладения ребёнком деятельностью определяется законом четырёх уровней умственной активности человека; третья закономерность — зависимость динамики развития мальчика как воспитанника женщины (девочки как воспитанницы мужчины) от понимания педагогом специфики полового, возрастного развития каждого ребёнка как индивидуальности.
2). Главным средством инновационных процессов в дошкольном образовании является проектирование содержания и технологии становления и развития трёх блоков видов детской деятельности:
2.1. Первый блок — игра (семь видов — сюжетно-ролевая, строительная, театральная, дидактическая, подвижная, музыкальная, забава) как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности и экспериментирование в ходе её;
2.2. Второй блок — труд (четыре вида труда — самообслуживание, хозяйственно-бытовой, ручной и труд в природе) как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности и экспериментирование в процессе его;
2.3. Третий блок — учебная деятельность, становление которой происходит внутри продуктивных видов (конструирование, лепка, аппликация, рисование). Она направлена на овладение культурным наследием и является и деятельностью, и формой и средством развития индивидуальности, а также и базой для становления и развития экспериментирования в процессе овладения ею.
Освоенные дошкольником виды деятельности до уровня самодеятельности становятся методами педагога, посредством которых он содействует обогащению развития самосознания дошкольника как индивидуальности в каждый его возрастной период. При разработке каждого метода или адаптации тех, которые были известны в педагогике, особое внимание придаётся игровой форме обучения.
III проект – Инноватика внедрения Технологии. Проектирование инновационных процессов в дошкольном образовании как форма внедрения (исполнения) технологического проекта будет наиболее эффективна, если специалист соблюдает следующие условия, которые соподчиняются друг другу иерархически:
1) овладевает целенаправленно основами духовной культуры, т.е. интеллигентностью как одной из фундаментальных категорий русской культуры, её духовной и национальной традицией, а именно: осознает духовную культуру как форму реализации потребности человека познавать мир, себя, смысл и назначение своей жизни; признаёт движущей силой развития педагогической системы его собственное саморазвитие как индивидуальности;
2) понимает закономерности структуры, организации, материально-дидактических условий своей профессиональной деятельности на основе изучения инноватики; приобретает на её основе интеллектуальную культуру как умение выполнять методологическую мыследеятельность (прогнозирование, программирование, оргпроектирование и т.д.); учится думать во время чтения проекта (текстов сценариев и теоретических статей), рефлексировать и адекватно оценивать свои реальные возможности; овладевает умением осуществлять надпредметное и надпрофессиональное мышление, которое проявляется в способности раскрывать и обогащать развитие вновь открываемых в ходе практики построения целостного педагогического процесса возможностей для саморазвития;
3) рассматривает деятельность исполнения технологического проекта не только предметом анализа, но и средством объяснения осуществляемых им инновационных процессов и их результатов;
4) опирается в своей профессиональной деятельности на методологическое исследование, стремится понять на его основе, какие изменения в своём личном багаже опыта нужно произвести при внедрении проекта на уровне методики как системы взаимосвязанных компонентов, а какие на уровне отдельных её компонентов (цели, программы, средств, форм, условий);
5) открывает фундаментальную неопределенность самого научного продукта — проектирования — и осознает неизбежность осуществления им выбора варианта конструирования собственной деятельности, индивидуальности принимаемых решений;
6) выбирает, принимает решения в соответствии с ценностными ориентациями авторского проектирования, предназначенного для внедрения Программы, а также стартовыми возможностями собственного профессионального развития;
7) взаимодействует с партнёрами, родителями воспитанников наилучшим образом, так как условия внедрения проектирования вынуждают его так действовать.
Подготовка специалистов к творческому исполнению технологического проектирования — средство и условие развития инновационных процессов в дошкольном образовании. Она (подготовка) включает в себя:
Во-первых, открытие творчества не только как формы самовыражения специалистом неповторимости индивидуальности через создание им новаторской драматургии, но и как формы творческого исполнения чужого научно разработанного технологического проекта. Творческому исполнению необходимо обязательно учиться в системе полидисциплинарных, комплексных методологических курсов, объединённых общим понятием «Инноватика».
Специалист, изучающий «Инноватику», раскрывает три закономерности, объясняющие зависимость развития творческого стиля деятельности педагога от осознания им: во-первых, структуры (системы) собственной деятельности; во-вторых, её организации; в-третьих, условий, создаваемых предметно-развивающей средой.
“Детский сад — Дом радости” — первая в отечественной дошкольной педагогике Научно-методическая система — модель проектирования инновационных процессов в дошкольном образовании, сформированная тремя взаимосвязанными проектами, направленными на развитие детского сада настоящего и будущего как инновационного учреждения.

Наши рекомендации