Экономика финляндии до 1990 г.
Исторически фундаментом финской экономики служили богатые природные ресурсы страны и наличие протяженной береговой линии. В экономике доминировало промышленное производство, в то время как сектор услуг был гораздо меньше по сравнению со многими европейскими странами. Тремя крупнейшими кластерами выступали целлюлозно-бумажный, деревоперерабатывающий и металлообрабатывающий. В 1970 г. на целлюлозно-бумажный кластер приходилось 40% от общего экспорта, на деревоперерабатывающий – 16% и металлообрабатывающий (включая судостроение) – 23%.
Предпосылками возникновения целлюлозно-бумажного кластера стали большие лесные массивы, занимающие 76% всей площади страны. Несмотря на более низкие темпы воспроизводства леса по сравнению с темпами в конкурирующих регионах мира и более высокие затраты на электроэнергию по сравнению с аналогичными затратами в других Скандинавских странах, кластер занял лидирующие позиции в мире. Судостроительный кластер был сосредоточен на производстве специализированных судов, таких как ледоколы и паромы. Важнейшее значение для формирования кластера имел внутренний спрос, возникший в том числе благодаря функционированию паромной линии, соединяющей Финляндию со Швецией и континентальной Европой.
Экономика Финляндии, характеризовавшаяся низким уровнем производительности в послевоенные годы, постепенно догоняла развитые западные страны. В 1950 г. ВВП Финляндии, рассчитанный на 1 рабочий час, составлял 46% от аналогичного показателя США, по этому показателю страна находилась между северными соседями и ослабленными войной Германией и Австрией. В 1970 г. ВВП на 1 рабочий час достиг 69% от показателя Соединенных Штатов и приблизился к уровню скандинавских стран, но отставал от Германии и Австрии. В период с 60-х по 80-е гг. темпы прироста ВВП находились между 3 и 5% в год, уровень инвестиций был значительным, и общие темпы роста производительности оказались выше, чем во многих других европейских странах. Разрыв в заработной плате финского населения был незначительным. Исторически доходность финских компаний была ниже, чем в других странах ОЭСР.
Торговля Финляндии зависела от Советского Союза. Поскольку Финляндия выступала союзником Германии во время Второй Мировой Войны, после ее окончания страна была вынуждена платить существенные военные контрибуции в форме поставок стали, судов, текстиля и машинного оборудования Советскому Союзу. Этот факт впоследствии послужил причиной создания тесных связей между Финляндией и СССР. В период 50-80-х гг. порядка 20% всего финского экспорта было направлено на Восток. Финляндия стала важным поставщиком готовых изделий Советскому Союзу, торговля с которым была бартерной, а платежи за экспорт промышленной продукции обычно осуществлялись в форме поставок природных ресурсов, чаще всего нефти. Другими важными экспортными рынками Финляндии в Европе были прежде всего Швеция и Германия. В начале 80-х гг. экспорт в Соединенные Штаты составлял только 3% совокупного экспорта. В 1961 г. страна присоединилась к Европейской Ассоциации Свободной Торговли (ЕАСТ, European Free Trade Association, EFTA) как ассоциированный член.
В 70-80-х гг. экономическая политика Финляндии развивалась по западноевропейской и скандинавской моделям. Финляндия традиционно была страной с большим общественным сектором. Так как финское общество стремилось к высокому уровню благосостояния, политика страны характеризовалась направленностью на повышение уровня благосостояния. После периода активного вмешательства правительства в экономику в 60-70-е гг. возросли налоги. Трансфертные платежи и общественные расходы на сферу услуг характеризовались высокими объемами. В течение 80-х гг. для макроэкономической политики были свойственны фиксированный номинальный обменный курс, централизованное установление заработной платы и рост дефицита бюджета. После Второй Мировой Войны каждое десятилетие Финляндия испытывала по крайней мере одну серьезную девальвацию валюты: на 30,7% в 1949 г., на 28,1% в 1957 г., на 23,8% в 1967 г. и более 20% в ходе нескольких девальваций в 70-е гг.
Финляндия имела достаточно сложную систему начального и высшего образования. Образование с 7 до 16 лет было обязательным, но большинство студентов продолжали обучение в высших или профессионально-технических учебных заведениях еще в течение трех-четырех лет. Расходы государства на образование в ВВП были традиционно выше, чем во многих других европейских странах и постоянно увеличивались. Качество образования считалось высоким, и финские студенты показывали хорошие результаты при сдаче тестов зарубежных школ. Почти 60% населения получили среднее или высшее образование.
В Финляндии было 20 университетов и других институтов высшего образования со студенческим населением, составляющим 270000 человек. Большинство университетов уже имели сложившуюся историю.Университет Або, открывшийся в Хельсинки в 1828 г., был основан в 1640 г. Около 13% населения получили университетский диплом или его эквивалент.
Особенностью финских финансовых рынков были сильные связи между компаниями и банками, очень напоминающие систему, распространенную в немецкоговорящих странах. Финансовое регулирование было жестким и ограничивало возможность получения кредита. Как и многие другие Скандинавские страны, Финляндия характеризовалась политикой, направленной на стимулирование конкуренции. Решения о слияниях и поглощениях компаний принимались небольшой элитой из числа управляющих и собственников компаний (так называемый "бергсрад"), совместно с представителями крупных банков и правительственными чиновниками.
В Финляндии часто доминировали крупные, высоко диверсифицированные компании, такие как Валмет (Valmet), Нокиа (Nokia) и Альштрем (Ahlström), история которых началась в девятнадцатом веке. Корпорация Валмет была мировым лидером по производству сложного машинного оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности. История компании Нокиа началась еще в 1865 г., но фактически она была создана в 1967 г., когда компания Суомен Каапилитедас (Suomen Kaapelitehdas) (лит. Финские кабельные работы), основанная в 1917 г. и занимающаяся кабельными телекоммуникациями и электроникой объединилась с компаниями Суомен Гумми-тедас (Suomen Gummi-tehdas) (лит. Финские резиновые работы) и Нокиа – деревообрабатывающим заводом, имеющим столетнюю историю. В других областях экономики, подобно сектору розничной торговли продовольствием, на рынке присутствовали в основном мелкие компании, объединенные в кооперативы.
Экономические изменения в 80-е гг. Экономический рост в 80-х гг., вызванный ростом правительственных расходов, привел к увеличению инфляционного давления. Растущие правительственные расходы финансировались за счет дефицитов в общественном секторе и увеличения доли налогов в ВВП. В октябре 1982 г. Центральный Банк Финляндии девальвировал национальную валюту, сначала на 3,8%, а затем на 5,7%.
В течение 80-х гг., в силу того, что экономика Финляндии начала терять позиции на международном уровне, в экономическую политику страны были внесены изменения. Начиная с 80-х гг. доля расходов на НИОКР в ВВП постоянно увеличивалась. Ежегодные государственные расходы на НИОКР возросли до 10% от ВВП, поэтому вскоре по этому показателю Финляндия стала одной из ведущих стран ОЭСР.
В 1983 г. было основано Финское Национальное Агентство по технологиям (Текес/Tekes), которое стало основным инструментом реализации технологической политики. В марте 1987 г. был создан еще один орган – Совет по политике в сфере науки и технологий. Совет, возглавляемый премьер-министром и включавший министров финансов, торговли и промышленности, образования и еще четырех министров, а также представителей ведущих научно-исследовательских организаций и частного сектора, должен был определять общее направление политики в области исследований и технологии и вырабатывать стратегии развития на трехлетний период.
В 80-е гг. сложившаяся ситуация в области регулирования финансового рынка подверглась серьезным изменениям, в силу продолжающегося снижения низкого уровня конкурентоспособности Финляндии. Во второй половине 80-х гг. также как в Норвегии и Швеции была проведена либерализация финансовых рынков, что упростило осуществление кредитных операций для банков и открыло доступ на международные рынки капитала.
Появление телекоммуникационного кластера Финляндии
В Финляндии в отличие от большинства других европейских стран государство никогда не являлось собственником телефонных сетей. Сознательно разделенная на части рыночная структура, сложившиеся к концу XIX века, когда Финляндия являлась Великим Герцогством Российским, обеспечивала свободную конкуренцию. В то время финский Сенат выдавал много лицензий телефонным операторам, чтобы предотвратить любые попытки царя завладеть национальной телефонной системой.
После получения независимости от Российского Государства, на базе существовавшей телекоммуникационной сети был создан Национальный государственный телекоммуникационный оператор (далее ГТО), Телеком Финланд (Telecom Finland). ГТО являлся не только оператором, но и органом, регулирующим отношения в отрасли. Десятилетиями предпринимались попытки национализировать слабо функционирующих частных операторов под видом гармонизации инфраструктуры, но все они сталкивались с жестким политическим сопротивлением и не реализовывались. Угроза национализации слабых компаний, в то же время стимулировала частных операторов совершенствовать технологии. В 1921 г. частные телефонные операторы основали «Ассоциацию телефонных компаний» для проведения совместных административно-хозяйственных действий в отношении ГТО. Постепенно Ассоциация становилась серьезным конкурентом ГТО, преобладая во многих городах в качестве телефонного оператора, работающего с местными стационарными линиями, тогда как ГТО создал монополию в сфере обслуживания международной и междугородней линий связи. В 30-е гг. в Финляндии насчитывалось не менее 815 частных местных телефонных компаний. Финские операторы, обладавшие передовыми технологиями, активно вовлекались в сотрудничество с производителями оборудования для проведения НИОКР.
В 20-х гг. вследствие возникновения трех компаний появились предпосылки развития финских отраслей по производству радио и мобильных телефонов. Первая компания – Салора (Salora), основанная в 1928 г., являлась региональным производителем телевизоров и радиоприемников. В 1964 г. компания начала заниматься производством радиотелефонов после того, как Министерство обороны Финляндии сделало ее своим подрядчиком. Это был первый из серии государственных заказов, выполнение которого требовало от компаний соответствия потребностям в разработке радио-технологий. Вторая компания – Валтион Сахопайя (Valtion Sahkopaja) (лит. Государственная Электрическая Компания), основанная в 1925 г., в качестве лаборатории при Министерстве обороны, занималась поддержкой разработок и производства радио-технологий. После войны компания Валтион Сакопайя объединилась с научно-исследовательским подразделением ГТО и стала называться Телева (Televa). Наконец, третья компания Суомен Каапелитедас (лит. Финские Кабальные Сети), основанная в 1917 г., занималась производством телекоммуникационных кабелей. В 1967 г. произошло ее объединение с компанией Нокиа. К 70-м гг. для компаний Телева и Нокиа финский рынок стал недостаточно емким, а его ресурсы ограниченными для параллельного развития обеими компаниями систем цифровой телефонной связи. Они объединили маркетинговые усилия и расходы на НИОКР для создания совместного предприятия Телефенно (Telefenno), которое занималось бы разработкой цифровых телефонных технологий. Телефенно представил первые системы цифровой телефонной связи в 1982 г. вскоре после компаний Эриксон (Ericsson), Алкател (Alcatel), АйТиТи (ITT) и Сименс (Siemens). Многие годы эти технологии оставались наиболее успешно экспортируемыми компанией Нокиа.
Первые два десятилетия эры мобильных телефоновВ 1969 г. «Скандинавская Телекоммуникационная Конференция», сообщество для формального и неформального технического сотрудничества между Скандинавскими телекоммуникационными операторами (в Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции) приступило к осуществлению проекта по созданию автоматической Скандинавской Мобильной телефонной сети (Nordic Mobile Telephone, NMT). Аналоговое устройство системы NMT, запущенной в 1981 г., было уникальным в нескольких отношениях. Наиболее важным являлась разработка технологии роуминга (позднее использованной в других системах по всему миру). Данная технология позволяла системе определять месторасположение телефона, а также делала возможным перемещение людей через национальные границы с одним и тем же телефоном. Более того, NMT являлась открытым стандартом. В то время введение NMT превратило скандинавский регион в самое крупное единое мобильное пространство в мире.
Растущий стремительными темпами данный регион начал привлекать внимание частных операторов и производителей. Являясь регулирующим органом в Финляндии, ГТО прекратил выдачу лицензий частным операторам. Финский ГТО аргументировал это решение тем, что конкуренция препятствовала бы экономии на масштабе, так как мобильные телекоммуникации являются естественной монополией. В ответ на эти действия Ассоциация Телефонных компаний сформировала в 1988 г. совместное предприятие – Радиолиния – для управления частными системами связи.
Создание NMT дало импульс началу развития новой быстро расширяющейся отрасли. Процесс установления единых стандартов NMT подтолкнул руководителей и поставщиков сети скандинавских телекоммуникаций к тесному сотрудничеству. Несмотря на активные разработки мобильных телефонов, финская промышленность имела к тому моменту достаточно слабую инфраструктуру связи. В 1981 г., однако, давление со стороны финского ГТО стало причиной разработки финской промышленностью базовой станции (См. Приложение Схематическое изображение мобильной (сотовой) сети). К 1985 г. стандарт NMT занял лидирующие позиции на основных иностранных рынках, а средний годовой темп роста составил 50%. Вскоре на рынке появилось несколько скандинавских производителей мобильных телефонов и инфраструктуры системы связи. В других странах с закрытыми стандартами существовал один оператор, также выпускавший телефоны.
К концу 80-х гг. на рынке скандинавских мобильных телефонов активно конкурировали 15 компаний. Единственной страной, которая могла составить значительную конкуренцию, была Великобритания, которая обладала таким же числом конкурирующих компаний, в то время как на других европейских рынках обычно работало только около пяти компаний. В целях завоевания большего числа потребителей скандинавские страны были первыми, кто снизил цены на рынке. В июне 1988 г. скандинавский рынок обслуживал 523 000 пользователей мобильной связи, в то время как в Великобритании – 366 000, в Германии – 70 000, во Франции – 69 000, в Австрии – 34 000 и в Швейцарии – 14 000.
При активном развитии сети NMT в 1979 г. компании Нокиа и Салора образовали совместное предприятие на равных правах, названное Мобира (позднее Нокиа-Мобира) для продажи и разработки радио-технологий, особенно новых телефонов NMT стандарта. До 1980 г. приблизительно половина продукции компании Нокиа реализовывалась на внутреннем рынке. Оставшаяся часть экспортировалась, главным образом, в соседние страны. В течение 80-х гг. Мобира налаживает тесные деловые связи с торговыми агентами и мобильными операторами по всему миру, тогда же компания задумывается о создании мирового потребительского бренда. Нокиа начинает усиливать свою международную деятельность за счет поглощения нескольких электронных компаний, включая Люксор (Luxor) (шведский производитель телевизоров и персональных компьютеров) и Лоренц Стандарт Электрик (Standard Electrik Lorenz’s) – компания по производству бытовой техники (немецкий производитель телевизоров и другой электроники). Нокиа также приобретает подразделение компании Эриксон, Информационные Системы Эриксон, которое занималось производством ПК (персональных компьютеров) и офисной техники. В основном, поглощаемые компании занимались разработками в области электроники и производили такие товары, как телевизоры, мониторы и видеомагнитофоны, продаваемые непосредственно конечному потребителю. Благодаря этим поглощениям в 80-х гг. компания Нокиа становится крупнейшим производителем бытовой электроники в Скандинавском регионе. Подразделение компании Нокиа Мобира, производящее мобильные телефоны, расширяет свою деятельность за счет международных альянсов. Например, вместе с компанией Тэнди Корпорейшн (Tandy Corporation) Нокиа организовала совместные предприятия в Корее и Соединенных Штатах. Мобильные телефоны компании продавались под различными названиями, в том числе частными фирменными брендами розничных продавцов (например, Радио Шэк (Radio Shack) в США) и операторами, предоставлявшими услуги мобильной связи.
За этот период компания Нокиа продолжает укреплять свои позиции в отрасли телекоммуникационного оборудования в Финляндии. В 1987 г. после ряда слияний компании Салора, Телефенно и Телева вошли в состав компании Нокиа. В 1989 г. Салора и подразделения Суомен Каапелитедас окончательно превращаются в компанию Нокиа Мобильные Телефоны (Nokia Mobile Phones), а в 1992 г. Телефенно и Телева становятся подразделением компании Нокиа – Нокиа Телекоммьюникашенз (Nokia Telecommunications), занимающимся производством оборудования для мобильных телесистем.
Однако, несмотря на быстрый рост в результате слияний и поглощений компания Нокиа столкнулась с финансовым кризисом. В 1988 г. после смерти генерального директора компании Кари Каирамо (Kari Kairamo) новый управляющий компании предпринял попытку сконцентрировать внимание на контроле уровня затрат. С 1989 по 1992 гг. число рабочих мест в компании сократилось на 15 000 (см. Приложение 2).