Усовершенствованные сбалансированные древовидные индексы

Усовершенствованные сбалансированные древовидные индексы - student2.ru

Сбалансированное дерево

Дерево - это структура данных, используемая во многих СУБД для хранения данных или индексов. Дерево состоит из иерархии узлов (node), в которой каждый узел, за исключением корня (root), имеет родительский (parent) узел, а также один, несколько или ни одного дочернего (child) узла. Корень не имеет родительского узла. Узел, который не имеет дочерних узлов, называется листом (leaf).

Глубина дерева - это максимальное количество уровней между корнем и листом. Глубина дерева может быть различной для разных путей доступа к листам.

Сбалансированное дерево, В-дерево, В-Тгее - это дерево, у которого глубина дерева одинакова для всех листов.

Степень (degree), порядок (order) дерева - это максимально допустимое количество дочерних узлов для каждого родительского узла. Большие степени обычно используются для создания более широких и менее глубоких деревьев.

Поскольку время доступа в древовидной структуре зависит от глубины, а не от ширины, обычно принято использовать более "разветвленные" и менее глубокие деревья.

Бинарное дерево, binary tree - это дерево порядка 2, в котором каждый узел имеет не больше двух дочерних узлов.

Усовершенствованные сбалансированные древовидные индексы определяются по следующим правилам.

· Если корень не является лист-узлом, то он должен иметь, по крайней мере, два дочерних узла.

· В дереве порядка n каждый узел (за исключением корня и листов) должен иметь от n/2 до n указателей и дочерних узлов. Если число n/2 не является целым, то оно округляется до ближайшего большего целого.

· В дереве порядка n количество значений ключа в листе должно находиться в пределах от (n-1)/2 до (n-1). Если число (n-1)/2 не является целым, то оно округляется до ближайшего большего целого.

· Количество значений ключа в нелистовом узле на единицу меньше количества указателей.

· Дерево всегда должно быть сбалансированным, т.е. все пути от корня к каждому листу должны иметь одинаковую глубину.

· Листы дерева связаны в порядке возрастания значений ключа.

Вопрос № 2.

Интеллектуальная информационная система (ИИС) - комплекс программных, лингвистических и логико-математических средств для реализации основной задачи – осуществления поддержки деятельности человека и поиска информации в режиме продвинутого диалога на естественном языке. ИИС являются разновидностью интеллектуальной системы, а также одним из видов информационных систем.

Классификация

· Экспертные системы

· Собственно экспертные системы (ЭС)

· Интерактивные баннеры (web + ЭС)

· Вопросно-ответные системы (в некоторых источниках «системы общения»)

· Интеллектуальные поисковики (например, система Старт)

· Виртуальные собеседники

· Виртуальные цифровые помощники

ИИС могут размещаться на каком-либо сайте, где пользователь задает системе вопросы на естественном языке (если это вопросно-ответная система) или, отвечая на вопросы системы, находит необходимую информацию (если это экспертная система). Но, как правило, ЭС в интернете выполняют рекламно-информационные функции (интерактивные баннеры), а серьёзные системы (такие, как, например, ЭС диагностики оборудования) используются локально, так как выполняют конкретные специфические задачи.
Интеллектуальные поисковики отличаются от виртуальных собеседников тем, что они достаточно безлики и в ответ на вопрос выдают некоторую выжимку из источников знаний (иногда достаточно большого объема), а собеседники обладают «характером», особой манерой общения (могут использовать сленг, ненормативную лексику), и их ответы должны быть предельно лаконичными (иногда даже просто в форме смайликов, если это соответствует контексту).

Для разработки ИИС раньше использовались логические языки (Пролог, Лисп и т. д.), а сейчас используются различные процедурные языки. Логико-математическое обеспечение разрабатывается как для самих модулей систем, так и для состыковки этих модулей. Однако на сегодняшний день не существует универсальной логико-математической системы, которая могла бы удовлетворить потребности любого разработчика ИИС, поэтому приходится либо комбинировать накопленный опыт, либо разрабатывать логику системы самостоятельно. В области лингвистики тоже существует множество проблем, например, для обеспечения работы системы в режиме диалога с пользователем на естественном языке необходимо заложить в систему алгоритмы формализации естественного языка, а эта задача оказалась куда более сложной, чем предполагалось на заре развития интеллектуальных систем. Еще одна проблема — постоянная изменчивость языка, которая обязательно должна быть отражена в системах искусственного интеллекта.

Обеспечение работы ИИС

· Математическое

· Лингвистическое

· Информационное

· Семантическое

· Программное

· Техническое

· Технологическое

· Кадровое

Классификация задач, решаемых ИИС

· Интерпретация данных. Это одна из традиционных задач для экспертных систем. Под интерпретацией понимается процесс определения смысла данных, результаты которого должны быть согласованными и корректными. Обычно предусматривается многовариантный анализ данных.

· Диагностика. Под диагностикой понимается процесс соотношения объекта с некоторым классом объектов и/или обнаружение неисправности в некоторой системе. Неисправность — это отклонение от нормы. Такая трактовка позволяет с единых теоретических позиций рассматривать и неисправность оборудования в технических системах, и заболевания живых организмов, и всевозможные природные аномалии. Важной спецификой является здесь необходимость понимания функциональной структуры («анатомии») диагностирующей системы.

· Мониторинг. Основная задача мониторинга — непрерывная интерпретация данных в реальном масштабе времени и сигнализация о выходе тех или иных параметров за допустимые пределы. Главные проблемы — «пропуск» тревожной ситуации и инверсная задача «ложного» срабатывания. Сложность этих проблем в размытости симптомов тревожных ситуаций и необходимость учёта временного контекста.

· Проектирование. Проектирование состоит в подготовке спецификаций на создание «объектов» с заранее определёнными свойствами. Под спецификацией понимается весь набор необходимых документов—чертёж, пояснительная записка и т.д. Основные проблемы здесь — получение чёткого структурного описания знаний об объекте и проблема «следа». Для организации эффективного проектирования и в ещё большей степени перепроектирования необходимо формировать не только сами проектные решения, но и мотивы их принятия. Таким образом, в задачах проектирования тесно связываются два основных процесса, выполняемых в рамках соответствующей ЭС: процесс вывода решения и процесс объяснения.

· Прогнозирование. Прогнозирование позволяет предсказывать последствия некоторых событий или явлений на основании анализа имеющихся данных. Прогнозирующие системы логически выводят вероятные следствия из заданных ситуаций. В прогнозирующей системе обычно используется параметрическая динамическая модель, в которой значения параметров «подгоняются» под заданную ситуацию. Выводимые из этой модели следствия составляют основу для прогнозов с вероятностными оценками.

· Планирование. Под планированием понимается нахождение планов действий, относящихся к объектам, способным выполнять некоторые функции. В таких ЭС используются модели поведения реальных объектов с тем, чтобы логически вывести последствия планируемой деятельности.

· Обучение. Под обучением понимается использование компьютера для обучения какой-то дисциплине или предмету. Системы обучения диагностируют ошибки при изучении какой-либо дисциплины с помощью ЭВМ и подсказывают правильные решения. Они аккумулируют знания о гипотетическом «ученике» и его характерных ошибках, затем в работе они способны диагностировать слабости в познаниях обучаемых и находить соответствующие средства для их ликвидации. Кроме того, они планируют акт общения с учеником в зависимости от успехов ученика с целью передачи знаний.

В общем случае все системы, основанные на знаниях, можно подразделить на системы, решающие задачи анализа, и на системы, решающие задачи синтеза. Основное отличие задач анализа от задач синтеза заключается в том, что если в задачах анализа множество решений может быть перечислено и включено в систему, то в задачах синтеза множество решений потенциально не ограничено и строится из решений компонент или под-проблем. Задачами анализа являются: интерпретация данных, диагностика, поддержка принятия решения; к задачам синтеза относятся проектирование, планирование, управление. Комбинированные: обучение, мониторинг, прогнозирование.

Билет №26

Предмет и задачи информатики

Информатика – это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации средствами вычислительной техники и взаимодействия этих средств со средой применения.

Предметом информатики - является изучение общих закономерностей свойственным информационным процессам.

Объектом информатики - выступают автоматизированные, основанные на ЭВМ телекоммуникационной технике информационные системы различного класса и назначения, на основе, которых функционируют информационные технологии. Информатика изучает все стороны их разработки, проектирования, создания, анализа и использования на практике.

Задачи информатики:

- исследование информационных процессов любой природы;

- разработка информационной техники и создание новейшей технологии переработки информации на базе полученных результатов исследования информационных процессов;

- решение научных и инженерных проблем создания, внедрения и обеспечения эффективного использования компьютерной техники и технологии во всех сферах общественной жизни.

Наши рекомендации