Методика обучения плаванию баттерфляем (дельфином): дыхание, согласование дыхание с движениями руками (упр, типичные ошибки)
В воде. Стоя в положении наклона вперед, подбородок касается воды, вдох, опустив лицо в воду, - выдох.
При плавании дельфином. На суше. Стоя в положении наклона вперед, - имитация согласования движений руками с дыханием. В воде. 1. Стоя в положении наклона вперед, - согласование движений руками с дыханием. 2. То же при ходьбе по дну в положении наклона вперед. 3. То же в безопорном положении, ноги выпрямлены, но не напряжены.
Ошибки. 1. Слабый перенос, руки задевают воду, нет высокого положения локтей. Причины слабо работают ноги; слабо подвижность в плечевых суставах. Последствия нарушается начало гребка, смазывается весь гребок. Как исправить совершенствовать движ ног; развив подвижнвплеч суставах. 2. Руки «шлепают» по воде во время входа в воду. Резкое движение руками в проносе над водой. Возникает резкое торможение, искажается начало гребка. При плав в координации добиваться мягкого погруж рук в воду. 3. Отсутствие движений кистями в стороны при захв. Ошибка в подг движении. Руки, верхняя часть туловища «проваливаются». Совершдвиж ног и последующий перенос рук над водой. 4. Во время гребка руки прямые. Недостатки в обучении. Увелич «вертикальная составляющая»; непродуктивен гребок; мышцы напряжены. Спецтренир задания; взять под контроль среднюю часть гребка.
45. Методика обучения плаванию баттерфляем (дельфином): согласование движений руками и ногами (упражнения, типичные ошибки).Упрна суше
1. И. п. — стоя в наклоне вперед прогнувшись, лицом к стенке, руки вытянуты вперед, ладонями вниз, касаются стенки несколько выше линии плеч. Имитация движений рук дельфином.
2. То же, что и упр. 1, но движения руками выполняются без паузы.
3. И. п. — стоя, руки вверху. Выполнить имитацию движений в двухударномдельфинебез дыхания.
4. И. п. — стоя на одной ноге, руки вверху. Имитация движений руками и ногами в двухударномдельфине с задержкой дыхания. «Удары» ногой выполнять ослабленные; главное, чтобы «поймать» координацию.
5. То же, что и упр. 1—4, но в согласовании с дыханием. Вдох выполнять в момент окончания «гребка», когда руки оказываются у бедер.
В воде
1. Плавание с помощью движений ногами дельфином и одной рукой, другая вытянута вперед: вход рук в воду — первый удар стопами вниз; окончание гребка рукой — второй удар стопами вниз.
Вдох в сторону работающей руки и в момент окончания ею гребка.
2. То же, что и упр.1, но другая рука прижата у бедра. Вдох в сторону прижатой руки.
3. Плавание с помощью движений руками и ногами без дыхания; с паузой, когда руки входят в воду.
4. То же, что и упр. 5, но с дыханием. Вдох выполнять в мо мент входа рук в воду.
5. Плавание с помощью движений руками и ногами, с задержкой рук у бедер. В этот момент выполнять вдох.
6. Плавание с помощью движений руками и ногами в двух ударной координации — с задержкой дыхания на вдохе.
7. Плавание дельфином в полной двухударной координации. Вдох выполнять через 2—3 цикла движений руками.
8. Плавание дельфином в полной двухударной координации.
46. Методика обучения плаванию баттерфляем (дельфином): общее согласование движений (упражнения, типичные ошибки).
Упражнения для совершенствования техники плавания дельфином
1. Плавание в полной координации. Следить за отсутствием резкого начала гребка руками и выполнять первую частьгребка в горизонтальной плоскости.
2. Плавание в полной координации, с задержкой дыхания на вдохе. Следить за тем, чтобы руки в конце гребка не касались бедер и без паузы и промедления начинали подготовительное движение.
3. Тоже, что и упр. 2, нос дыханием.
4. Плавание многоударным дельфином (3-, 4-, 5-ударным) с выполнением гребка одной рукой.
5. То же, что и упр. 4, но с чередованием гребков руками.
Плавание с помощью движений ногами дельфином и одной рукой — кролем.
6. Плавание с помощью движений одними руками, между но гами — поддерживающее средство, ноги расслаблены.
7. Постепенно увеличивать расстояние проплываемого отрез ка, доводя его до 400 м и более.
8. Плавание с помощью движений ногами дельфином, руки впереди, в положении на спине.
9. Плавание с помощью движений ногами дельфином, руки выполняют движения брассом.
10. Плавание с помощью движений руками кролем, а ногами —дельфином
11. Плавание баттерфляем (руки — дельфином; ноги — брассом).
15. Плавание одноударным дельфином.
12. Плавание трехударным дельфином.
13. Плавание с помощью движений руками дельфином, а нога
ми — кролем.
14. Плавание отрезка в полной координации на наименьшее
количество гребков.
Обучение стартам
Стартовый прыжок с тумбочки(применяется при плавании способами:
кроль на груди, брасс и дельфин).Упражнения, сидя на бортике бассейна.
1. И.п. – сидя на бортике. Выполнить упор одной рукой – сделать вдох ипо сигналу педагога спрыгнуть в воду вниз ногами.2. И.п. – то же. Выполнить упор двумя руками – сделать вдох и спрыгнуть вниз ногами. Быстро повернуться лицом к бортику и дотронуться до негоруками.3. И.п. – сидя на бортике, упереться ногами в стенку или сливной желоб,руки вытянуть вверх – «в стрелку», максимально наклониться вперед («грудьна колени»). Выполнить спад в воду (без толчка ногами).4. То, же, но с толчком ногами.Упражнения, стоя на бортике бассейна.5. И.п. – стоя на бортике в полуприседе, зацепившись за него пальцаминог, руки вытянуть вверх – «в стрелку» и наклониться вперед. Перенести вестела на «полупальцы», потянуться за руками и выполнить спад.6. То же, но с толчком ногами.7. И.п – стоя на бортике, зацепившись за него пальцами ног, руки вытя-нуть вверх – «в стрелку» и наклониться вперед. Перенести вес тела на «полупальцы», потянуться за руками и выполнить спад (ноги в коленях не сгибать).8. То же, но с толчком ногами.
9. Принять стартовую позу пловца (старт «с захватом»), медленно падатьвниз к воде. Затем быстро выбросить руки вперед-вверх и оттолкнуться ногамиот бортика.10. То же, но (старт «с махом рук»).Упражнения, стоя на стартовой тумбочке.Выполнить упражнения 5-10.Старт из воды(применяется при плавании способом кроль на спине).Старт из воды начинают разучивать после освоения скольжения на спине.1. И.п. – взявшись прямыми руками за край борта бассейна, принять по-ложение группировки и поставить стопы на стенку бассейна (пальцы ног к поверхности воды). Затем, вывести руки под водой вверх, оттолкнуться и выполнить скольжение на спине.2. То же, но пронести руки над водой.3. То же, но одновременно с движением рук резко прогнуться, запрокинуть голову назад u1080 и выполнить толчок ногами. После входа в воду прижатьподбородок к груди, чтобы глубоко не уходить в воду.4. После выполнения старта, при помощи движений ногами кролем (подводой), с вытянутыми вверх руками выплыть на поверхность воды и начатьпервые плавательные движения.5. Старт из воды, взявшись руками за стартовый поручень.
Обучение поворотам
Обучение поворотам следует начинать, когда занимающиеся смогут самостоятельно проплыть 20 и более метров.Изучение техники поворотов проводится по элементам, начиная с тех, которые уже хорошо знакомы занимающимся. Рекомендуется следующая последовательность обучения: толчок, скольжение, выход на поверхность воды и
первые плавательные движения – касание, вращение, подплывание.
Сначала преподаватель объясняет и демонстрирует выполнение поворота
на суше (имитация движений), затем, дает задание выполнить поворот самостоятельно. Из числа учеников, наиболее удачно выполнивших поворот, выбирается лучший, который должен продемонстрировать технику выполнения поворота остальным студентам. Таким образом, создается представление отехнике выполнении поворота в целом.
Простой открытый и закрытый поворотыявляются наименее сложными по технике выполнения.
Разучить фазу отталкивания
1. И.п. – стоя на дне бассейна спиной к бортику. Выполнить «стрелочку»,
наклониться вперед и опустить лицо в воду. Прыжком поставить ноги на стенкубассейна и выполнить толчок.
Разучить фазу скольжения и первых плавательных движений
1. То же, добавляется скольжение, до полной остановки тела.
2. То же, но в конце скольжения начинают работать ноги.
3. То же, но в конце скольжения начинают работать ноги, затем руки.
Разучить фазу касания
1. И.п. – стоя в полунаклоне лицом к бортику бассейна (плечи в воде).
Выполнить касание правой рукой на уровне левого плеча и поверхности воды(кисть направлена пальцами влево, т. е. в сторону вращения), рука немного согнута в локтевом суставе.
2. То же, но другой рукой (вращение выполняется в другую сторону).
3. То же, но с подплыванием с расстояния 5-6 м.
Разучить фазу вращения
1. И.п. – стоя лицом к бортику бассейна. Выполнить касание правой ру-
кой, на уровне левого плеча, левую руку отвести назад. Выполнить вдох и погрузить плечи и голову в воду. Сгибая ноги и быстро группируясь, выполнитьвращение влево (помогая подгребающими движениями левой руки), вывестируки вверх (в «стрелку»).Во время выполнения упражнения ноги должны быть вместе, головаопущена в воду.
2. То же, но в другую сторону.
3. То же, но в сочетании с толчком.
4. То же, но в сочетании с толчком и скольжением.
Разучить слитное выполнение простого закрытого поворота
Самостоятельное выполнение простого закрытого поворота студентами.
Тренировать «отстающее звено» в технике поворота
Самостоятельное выполнение студентами «проблемной» фазы, с после-
дующим слитным выполнением простого закрытого поворота.
Поворот «Маятник»(маятником).
1. И.п. – встать правым боком к бортику бассейна. Взяться прямой правой
рукой за борт бассейна – сгруппироваться, поставить ноги на стенку, лечь налевый бок, левую руку вытянуть вверх. Вернуться в исходное положение.
2. И.п. – лечь на правый бок, взяться правой рукой борт бассейна, левая
рука вытянута вдоль туловища (у поверхности воды). Быстро сгруппироваться,поставить ноги на стенку бассейна (движением «маятника» лечь на левый бок).
3. И.п. – взяться прямой правой рукой за борт бассейна, в группировке
поставить ноги на стенку бассейна,левую руку вытянуть вверх. Сделать вдох иодновременно с проносом руки над водой опустить лицо в воду, соединить кисти рук и выполнить толчок ногами.
4. То же, но во время скольжения выполнить поворот на грудь.