Система смазки основного насосного агрегата
Система смазки насосно-силового агрегата предназначена для подачи масла в узлы трения (подшипники насоса и двигателя) с целью уменьшения трения и отвода выделяющегося при трении тепла.
Система смазки присуща только основным насосно-силовым агрегатам типа НМ – их спиральному варианту. Данная система является принудительной – масло в подшипники подаётся под давлением. Подача масла осуществляется шестерёнными насосами из маслобаков. Перед поступлением в подшипники масло очищается в фильтрах и охлаждается в маслоохладителях до требуемой для оптимальной смазки температуры.
В системе смазки основных агрегатов кроме штатного режима работы предусмотрен аварийный режим, при котором обеспечивается смазка подшипников при отказе одного из основных насосов системы.
Функционирование системы смазки в штатном режиме.
Основу системы смазки составляют два маслобака Е-1 и Е-2 и два шестерённых насоса Н-1 и Н-2, установленных вблизи маслобаков по одному насосу на бак (рис. 20).
В нормальном режиме работы системы смазки оба насоса находятся в действии и откачивают масло из баков через задвижки 1 и 2, далее подают его через обратные клапаны на два соединённых параллельно маслофильтра Ф-1 и Ф-2. После очистки в фильтрах от механических примесей (в основном продуктов износа подшипников и опорных шеек валов насоса и двигателя) масло по общему трубопроводу поступает в два параллельно включённых маслоохладителя Х-1 и Х-2, затем по общему трубопроводу – на основные агрегаты, где распределяется по агрегатам.
Из подшипников агрегатов масло самотёком стекает в маслобаки через задвижки 5 и 7.
При отключении электропитания (плановом или аварийном) ведущий перекачку нефти насос и его электродвигатель останавливается не сразу – происходит так называемый «выбег» агрегата вследствие его инерционности.
Для смазки подшипников в момент «выбега» агрегата предусмотрен бак статического давления масла V, поднятый на высоту 4 м над осью агрегата. Этот бак заполняется маслом при нормальной работе системы смазки и находится в заполненном состоянии. Излишки масла сливаются через обратный клапан в самотёчную линию возврата масла от подшипников в маслобаки.
При прекращении электропитания маслонасосы Н-1 и Н-2 отключаются, и смазка подшипников осуществляется за счёт самотёчного истечения масла из бака V в линию подачи смазки к подшипникам.
После многократного использования масло подвергается лабораторному анализу и, если не отвечает требованиям, его из основных маслобаков сливают в бак для отработанного масла ЕГ. При этом из маслобака Е-1 слив происходит через задвижку 4, а из бака Е-2 – через задвижку 6.
Заполнение системы смазки чистым маслом производится из бака для чистого масла Е-0. Заполнение осуществляется с помощью шестерённого насоса Н-3, который подаёт масло в основные маслобаки Е-1 и Е-2 через задвижки 4 и 6 соответственно.
Функционирование системы смазки в аварийном режиме.
Система смазки сохраняет свою работоспособность при выходе из строя одного из её основных насосов Н-1 или Н-2.
В этом случае закрываются все задвижки на входе отказавшего насоса, и оставшийся в работе насос подаёт масло в систему сразу из двух маслобаков через все открытые задвижки на его входе.
Путь движения масла такой же, как при штатном режиме работы системы.
Управление и контроль за работой системы смазки.
Управление работой системы смазки осуществляется со щита управления, установленного в операторной станции, и состоит в пуске или остановке маслонасосов Н-1, Н-2 и Н-3. При этом насос Н-3 пускается по мере его необходимости, т.е. при заполнении системы смазки чистым маслом, а насосы Н-1 и Н-2 – перед пуском агрегатов.
Контроль за работой системы производится в основном по трём параметрам – давлению и температуре масла, перепаду давления в маслофильтрах.
Давление контролируется с помощью датчиков, установленных в маслопроводах перед подшипниками; сигнал от датчика подаётся на показывающий прибор, установленный на щите в насосном зале.
Температура масла измеряется также перед подшипниками, а показывающий температуру прибор установлен на щите в операторной.
Номинальное значение температуры и давления масла в системе составляют соответственно 35¸40°С и 0,45¸0,55 кгс/см2, предельные значения: по температуре – не более 60°С, по давлению – не менее 0,35 кгс/см2.
Максимально допустимый перепад давления на маслофильтрах – 0,5 кгс/см2. При большем перепаде фильтры необходимо очищать.
Помимо рассмотренного варианта системы смазки насосно-силовых агрегатов существует ещё одна разновидность системы, характерная тем, что в работе постоянно находится только один из двух основных насосов системы.
Второй включается автоматически только при аварийном отключении ранее работавшего насоса.
Контрольные вопросы
1. Какие типы насосов применяются на НПС?
2. По каким схемам соединяются основные и подпорные насосы?
3. Перечислите впомогательные системы насосно-силовых агрегатов.
4. Пользуясь стендом опишите принцип и режимы работы системы смазки насосно-силового агрегата.
5. Поясните назначение и принцип работы системы сбора и откачки утечек.
Список использованной литературы
1. Едигаров С.Г., Бобровский С.А. Проектирование и эксплуатация нефтебаз и нефтехранилищ. М., «Недра», 1973.
2. Справочник инженера по эксплуатации нефтегазопроводов и продуктопроводов. / Под общей редакцией Ю.Д. Земенкова. – М.: Инфра-Инженерия, 2006. – 928с.
3. Перевощиков С.И. Проектирование и эксплуатация насосных станций. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2004. - 148 с.
4. Эксплуатация магистральных нефтепроводов: Учебное пособие. 3-е изд., переработ. и доп./Под общей редакцией Ю.Д. Земенкова – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2003. – 664 с.
СОСТАВ СООРУЖЕНИЙ И ГЕНПЛАН НПС