Левополушарные и правополушарные люди
Вот веселый способ провести мозговую атаку, объединив левое и правое полушария участников. Разделите группу на левополу-шарных (рациональных) и правополушарных (интуитивных) участников.
Попросите левополушарных придумать практическую, стандартную и логичную идею; попросите правополушарных придумать странную, нетрадиционную и нелогичную идею. Затем снова соберите всю группу и объедините левополушарную идею с правополушарной, чтобы увидеть, что получится.
Одна группа проводила мозговую атаку, чтобы найти способы побудить американцев экономить бензин. Группу сначала разделили, а затем снова собрали вместе.
Левополушарные участники предложили провести рекламную кампанию, поощряющую людей покулать велосипеды и ездить на них. Правополушарные предложили, чтобы экологически чистые электромобили автоматически получали преимущественное право проезда на всех дорогах, были освобождены от штрафов за нарушения правил дорожного движения и бесплатно получали кофе и газеты на стоянках, пользовались мойками и индивидуальными, просторными туалетами на всех платных дорогах между штатами.
Они объединили эти два подхода в одну идею: велосипедные станции. Велосипедные станции — это место, где люди могут поставить на стоянку велосипеды, снять дорожную одежду, умыться и подготовиться к работе. Эти станции также могли бы быть местами общения, где люди могут попить кофе, почитать газету, отдохнуть или перекусить. Станции располагались бы вдоль линий пригородных электричек, и они предоставляли бы услуги от простой крытой стоянки до многофункциональных транзитных центров, которые в итоге объединили бы различные варианты экологически чистого транспорта, давая жителям пригородной зоны возможность воспользоваться электромобилями, взять напрокат автомобиль или велосипед. Предоставляя велосипедистам такого рода услуги, город решал бы проблемы экологии и транспорта.
406 □ Часть 4. Дух товарищества
Резюме
Несколько лет назад я вместе с рядом ученых участвовал в совещании, посвященном образовательной реформе. После совещания я обсуждал свое разочарование результатами с отцом Томом, францисканским монахом, который преподавал в Университете Сент-Бонавентура. Я обсудил эту проблему со многими участниками перед совещанием, поскольку знал, что у них было много необычных и уникальных идей, однако они сдерживались и предлагали только одни и те же старые консервативные идеи. Отец Том рассмеялся и сказал, что эти преподаватели копили идеи для своих собственных публикаций. Ученые паранойяльно относятся к оригинальным идеям и полагают, что другие хотят украсть их. Они посещают такого рода собрания, чтобы узнать, что сделали другие. Затем он рассказал мне историю о францисканском миссионере.
Много лет назад в Японии один миссионер решил, что было бы хорошо отпраздновать в деревне Новый Год большим кувшином горячего сакэ. Монах попросил десять самых богатых людей, чтобы каждый из них принес один большой кувшин вина для огромного котла, так как ни один из них не мог обеспечить вином всех. На пути к своим винным погребам каждый человек подумал: «Мое вино слишком ценное, чтобы делиться им! Вместо этого я просто принесу кувшин воды, и, так как все остальные принесут вино, никто об этом не узнает». Итак, когда десять самых богатых людей собрались, каждый из них с важным видом вылил содержимое своего кувшина в большой котел. Когда они нагрели и разлили всем горячую воду, они сконфуженно посмотрели друг на друга.
Естественная креативность
Все, что мы должны сделать, — бросить на его пути что-нибудь странное и необъяснимое.
Сунь Цзы
М |
озг, подобно музыкальному инструменту, обладает замечательными эмерджентными свойствами1. Некоторые старинные музыкальные инструменты имели специальные струны, известные как резонирующие. На этих струнах не играют, но они резонируют из-за колебаний других струн. Таким образом, эти струны создают музыкальные звуки помимо аккордов, которые могут исполняться на поверхностных струнах. Кажется, что эти звуки создаются из ничего. Точно так же, я полагаю, что есть резонирующие элементы у нас в мозге, которые подобно резонирующим струнам в струнных инструментах увеличивают возможности мозга и развивают способность устанавливать косвенные сложные ассоциации.
Мы обладаем способностью придумывать и создавать новые предметы из их частей, свойств внешнего мира, сущностей, посторонних мыслей и объектов. Через косвенные ассоциации («резонирующие струны» нашего мозга), мы концептуально объединяем разнородные предметы в новые идеи или изобретения. Люди начали с объединения костей животных и охоты, в результате чего появилось оружие, сделанное из кости. Тем же способом через какое-то время мы изобрели лампочку, телевидение, космические спутники и другие технологии.
1 Эмерджентные свойства — свойства системы как целого, которые не могут быть сведены к свойствам ее элементов. — Примеч. перев.
408 □ Часть 4. Дух товарищества
Это мышление настолько естественно для нас, что мы даже не замечаем, насколько оно фантастично. Хороший пример концептуального смешения — обычная метафора. Если вы видите метафору «они роют себе финансовую могилу», то сразу понимаете ее смысл. Однако нет никакой связи между рытьем могилы и инвестициями. Нет никакого логического способа установить связь между могилой и деньгами. Как мы узнаем, что это означает?
Сознание берет одни исходные данные (рытье могилы) и другие исходные данные (финансовые инвестиции) и без особого труда смешивает их вместе. Но смысл не содержится ни в одних исходных данных; он появляется в результате их объединения. Это объединение приводит к возникновению структуры, не представленной в исходных данных, создавая новое эмерджентное значение. Внешне без каких-либо усилий в нашем сознании объединяются разнородные предметы, образуя обширные сети косвенных ассоциаций. Получившиеся путем смешения эмерджентные мысли и идеи кажутся простыми и понятными на сознательном уровне.
Естественная креативность означает реагирование на сущность вещей. В упомянутой выше метафоре мы устанавливаем связь между рытьем могилы и финансовыми инвестициями, потому что подсознательно реагируем на сущность метафоры, которая заключается в связи между потерей жизни и потерей денег.
Рассмотрим пример ученого, которому поручили разработать клей для использования в терапии и хирургии. Суть его задачи состоит в склеивании предметов друг с другом. Он исследовал способы, которыми одни объекты прикрепляются к другим. Однажды во время ремонта причала для своей лодки он заметил, как сильно мидии прикреплены к пирсу. Он обнаружил, что мидии выделяют вещество, которое позволяет им надежно прикрепляться к любому объекту и оставаться там под ударами океанских волн. Сегодня ученый воспроизводит клеточный состав этого вещества и разрабатывает клей, который когда-нибудь будет использоваться для заживления сломанных костей.
В чем сущность?
Гештальт-психологи провели один показательный эксперимент на собаках. Собак обучали подходить к объекту, когда им пока-
Глава 37. Естественная креативность □ 409
зывали белый квадрат, и избегать объекта, когда им показывали серый квадрат. Когда собаки обучились этому, экспериментаторы стали использовать серый и черный квадраты. Собаки сразу стали подходить к объекту, когда им показывали серый квадрат (который ранее вызвал избегание), и избегать объекта, когда им показывали черный квадрат (который ранее не был связан с действием). Возможно, вместо того чтобы воспринимать серый, белый и черный цвета как абсолютные стимулы, собаки реагировали на более глубокую сущность — светлое в сравнении с более темным.
Многие из нас утратили естественную чувствительность к сущностям, поскольку нас приучили обращать внимание на детали опыта, а не на общие моменты. Например, предположим, что нас попросили сконструировать новый консервный нож. Большинство идей были бы основаны на нашем опыте и ассоциациях с деталями консервных ножей, которые мы использовали, и мы, вероятно, сконструировали бы нечто лишь незначительно отличающееся от существующего консервного ножа.
Однако, если мы определяем сущность консервного ножа как способность что-то открывать и будем искать подсказки в окружающем нас мире, то мы повысим свои шансы найти новую идею. На мгновение задумайтесь над тем, как можно открывать различные предметы. Вот некоторые примеры:
□ клапаны, открывающиеся паром;
□ устрицы, открывающиеся расслаблением мышц;
а стручки гороха, открывающиеся, когда созревание ослабляет
шов; а двери, открывающиеся ключами;
а рот рыбы открывается, когда его сжимают у основания; Q дроссельная заслонка автомобиля открывается, когда нажата
педаль.
Наше естественная креативность позволяет нам устанавливать тысячи косвенных ассоциаций, некоторые из которых могут привести к оригинальной, новой идее. Например, вы можете взять стручок гороха и на его основе изобрести новый способ открывать консервные банки. Вместо того чтобы создавать консервный нож, сконструируйте банку со слабым швом, который позволяет открыть банку, если потянуть за кольцо. Эта новая
410 □ Часть 4. Дух товарищества
идея возникает в результате нестандартного мышления и подхода к решению проблемы.
Творческие люди в искусстве, науке и промышленности часто используют эту стратегию мышления. Фред Смит, основатель компании Federal Express, сказал, что люди в бизнесе перевозки грузов на самом деле никогда не понимали, почему и как он добился такого успеха. Он сказал, что добился такого успеха, потому что понял сущность бизнеса, который заключается в душевном спокойствии, а не только в транспортировке грузов. Поняв это, он был первым, кто позволил клиентам отслеживать доставку посылок с момента отправки.
Мартин Скальски, преподающий автоматизированное проектирование средств транспорта в Институте Пратта, учит студентов рассматривать проблему в терминах сущностей. Например, он не говорит студентам, чтобы они проектировали автомобиль или изучали дизайн различных автомобилей на рынке. Вместо этого он начинает процесс проектирования с того, что предлагает им создать абстрактные движущиеся структуры. Затем, постепенно конкретизируя этот процесс, он в конечном счете заставляет их работать над реальной проблемой — разрабатывать формы транспортных средств, — устанавливая связи между абстрактным изделием и окончательной моделью.
Всемирно известный архитектор и дизайнер Артур Эриксон также используют эту стратегию мышления со своими студентами, чтобы помочь им избежать визуальных и функциональных предубеждений и освободить креативность. Например, если он хочет придумать новый дизайн стула, сначала он предлагает студентам сделать рисунок какой-нибудь фигуры в движении. Затем он просит, чтобы они создали деревянную, пластмассовую, металлическую или бумажную модель структуры, которая поддерживает эту движущуюся фигуру. Наконец, он просит их использовать эту модель как основу для нового дизайна стула.,
Эриксон учит студентов, что важно находить сущность проектирования мебели. Как он выразился, «если я сказал студентам: "Итак, мы собираемся спроектировать стул или кровать", — они исследовали бы этот проект на основе имеющихся у них воспоминаний о стульях или кроватей. Но подходя к созданию модели с точки зрения сущности, я смог заставить их понять саму суть мебели». В одном групповом упражнении Эриксон заставил своих ассистентов составить список способов хранения вещей, укладки вещей и планировки крупных объектов. Затем он дал ассистен-
Глава 37. Естественная креативность □ 411
там реальную проблему, состоящую в том, чтобы спроектировать автостоянку, используя идеи и мысли из этих трех списков.
Сознание очень быстро погружается в рутину, особенно когда оно застревает и пробуксовывает. Оно вязнет в деталях определенного восприятия. Чарльз Дарвин задал великий вопрос «Что есть жизнь?» вместо того, чтобы увязнуть в классификации клещей или грибов. Видение сущности проблемы открывает простор для мыслей. Оно заставляет проверять предположения и искать новые возможности.
Предположим, что вы хотите улучшить конструкцию зонтика. Сущность зонтика — «защита от дождя». Когда вы исследуете эту сущность, вы, вероятно, рассматриваете более креативные варианты защиты от дождя, такие как новый вид плаща или даже новый тип городской планировки, где всюду есть галереи и зонтики больше не требуются. Или рассмотрим владельца книжного магазина, который считает себя продавцом книг, — совершенно конкретная идея. Тенденция к использованию электронных средств массовой информации лишает его бизнеса. Однако, если бы он рассматривал себя как «поставщика информации и развлечений» — более абстрактная и общая характеристика, — переход на электронные средства массовой информации не угрожал бы его бизнесу; он открывал бы новые возможности.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
1.Сначала опишите проблему и определите ее сущность. Спросите группу: «Ка
ков принцип проблемы?»
Пример: наша проблема — как защитить сельские почтовые ящики от воровства и вандализма. Сущность — «защита».
2. Попросите группу генерировать идеи о том, как защитить различные объек
ты. Пусть группа придумает не меньше шестидесяти идей. Не упоминайте ре
альную проблему, состоящую в защите сельских почтовых ящиков.
Примеры:
а положить в банк;
а защитить антикоррозионным материалом от погодных воздействий;
а обеспечить хороший текущий ремонт;
а застраховать;
□ поместить в объект чип, чтобы отслеживать его местонахождение;
□ защитить вооруженной охраной.
3. После того как вы генерировали множество различных идей, вновь сформу
лируйте проблему для группы так, чтобы она была немного менее абстракт-
412 □ Часть 4. Дух товарищества
ной. Например, подумайте о том, как защитить объекты, которые находятся на улице и более уязвимы. Снова генерируйте как можно больше решений. Примеры: а нанять охрану;
□ постоянно наблюдать за объектом; а замаскировать; а огородить забором; а держать в хорошо освещенном месте; а установить сигнализацию.
4. Наконец, обратитесь к группе с реальной проблемой. Рассмотрите и обсудите идеи и решения двух предыдущих абстрактных проблем и используйте их как стимулы для поиска решений. Пример. Реальная проблема — как защитить сельские почтовые ящики от воровства и вандализма. Идея «застраховать» навела на мысль предложить владельцам сельских почтовых ящиков страховой полис стоимостью 5 долларов на год или 10 долларов на три года, чтобы застраховать почтовый ящик от воровства или разрушения.
Ученые из компании Gillette хотели создать новую зубную щетку. Они решили, что сущность зубной щетки — «очистка». Среди изученных вопросов были следующие.
□ Как чистят автомобили?
Q Как моют волосы?
Q Как чистят одежду?
Q Как очищают артерии?
а Как чистят водные пути?
Они пришли в восторг, когда изучили автомойки. Автомобили моют и чистят в мойках. Мойки выполняют многократные действия намыливания и очистки в различных направлениях. Они использовали принцип многих щеток, чистящих в различных направлениях, в конструкции зубной щетки, известной как Oral В, которая теперь является мировым лидером продаж зубных щеток.