Проблема обслуживания покупателей

Рассмотрим пример компании, стремящейся более качественно обслуживать покупателей. Представим признаки и свойства про­блемы так, как это сделано на схеме. Теперь подумаем, как решить поставленную задачу. Можно сделать акцент на «вежливости» и попытаться заострить внимание продавцов именно на этом факто­ре — к примеру, не помешает ввести ежедневную обязательную «пятиминутку вежливого общения». А еще можно выстроить сле­дующую цепочку признаков: «информирование», «потелефону», «неудовлетворенный покупатель» — и предложить, чтобы служа­щие отдела жалоб обзванивали неудовлетворенных покупателей, записывали их претензии, а затем составляли для руководства компании отчет с анализом причин недовольства клиентов и пред­ложениями мер по их устранению.


Глава 7. Препарированная вишня □ 93

Проблема обслуживания покупателей - student2.ru

Другая цепочка может состоять из признаков: «неудовлетво­ренный покупатель», «поздняя доставка», «информирование», «по телефону». В этом случае одним из решений является предос­тавление по телефону информации о вероятных задержках дос­тавки товара с целью заблаговременно предупредить клиента о возможных неудобствах.

Применение метода «препарированной вишни» создает очень хорошие условия для решения проблемы. Разбив задачу на части, мы анализируем каждую из них, а затем пытаемся использовать возникшие идеи для поиска новых решений. Давайте попробуем решить еще одну задачу. Предположим, что издатель спортивного журнала пытается расширить круг читателей и подписчиков сво­его издания. Используя метод «препарированной вишни», он со­ставил следующую схему:

Проблема обслуживания покупателей - student2.ru

94 □ Часть 2. Линейные игры для ума

Анализируя цепочку понятий: «виды спорта», «журнал», «дети», «школа» и «юные спортсмены», издатель пришел к мысли о необходимости изменить журнал таким образом, чтобы сделать его привлекательным не только для взрослых, но и для детей. В связи с этим было решено отвести несколько страниц для статей о юных спортсменах с публикациями их фотографий. Кроме того, при поддержке Фонда детской грамотности была орга­низована льготная подписка в школах и бесплатная подписка для детей из малообеспеченных семей. В результате число юных под­писчиков превысило число взрослых читателей журнала.

Групповое упражнение

Рассмотрим, как можно использовать метод «препарированной вишни» для группового поиска решения проблемы. Сначала нужно ознакомить всех участвующих с поставленной задачей и попросить их выделить в ней максимально возможное количество признаков, при этом все варианты и дополнения следует тщатель­но записывать. Не важно, если некоторые предложения будут пе­рекрывать друг друга; ни одно из них не стоит отбрасывать, если имеется хоть какой-то элемент новизны.

Предложите членам группы поразмышлять над новыми путя­ми решения задачи на основе предложенных вариантов ее дроб­ления. Пусть каждый выскажет свои мысли, а остальные попы­таются их развить и дополнить. Продолжайте процесс до тех пор, пока не почувствуете, что «выудили» из группы все интересные идеи.

Несколько лет назад одна пивоваренная компания решила расширить ассортимент за счет выпуска новой продукции. Соответствующий по­иск вела группа ведущих специалистов компании с помощью метода «препарированной вишни». Совместными усилиями был выделен сле­дующий ряд важных аспектов рассматриваемой проблемы:

СЕТЬ СБЫТА АРОМАТИЗИРОВАННАЯ

СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ СТАНДАРТНАЯ УПАКОВКА ПО 6 ШТУК

ЖИДКОСТЬ РОДНИКОВАЯ ВОДА

В ходе дальнейшего обсуждения родилась блестящая идея: построить линию по розливу родниковой воды в бутылки. Компания должна была брать воду из тех же источников, что и при изготовлении пива, и выпус-

Глава 7. Препарированная вишня □ 95

кать ее в стандартной упаковке по шесть бутылок трех наименований: чистую и приготовленную с использованием соков, вишневого и лимон­ного. Новую продукцию планировалось продавать через сложившуюся сеть сбыта преимущественно в сельской местности, куда еще не успели проникнуть конкуренты с аналогичным товаром.

Резюме

Применяя метод «препарированной вишни», разбейте задачу на составляющие, а затем старайтесь менять угол зрения, анализи­руя полученный «материал» и думая о новых нестандартных спо­собах решения тех или иных проблем. Потом соберите части ва­шей задачи в единое целое. Возможно, сначала вы будете похожи на малыша, который впервые взял в руки детский конструктор и медленно, неуверенно пытается что-то соорудить из его деталей. Не опускайте руки. Ваши упорство и фантазия будут вознаграж­дены россыпями новых, блестящих идей.




Проблема обслуживания покупателей - student2.ru

Пузырьки мыслей

ч

Порядок и беспорядок зависят от органи­зации.

Сунь Цзы

П

осмотрев вечером на потолок комнаты, вы можете ска­зать, что лампы включены или что свет включен. В первом случае вы акцентируете свое внимание на отдельных лампах, во втором — на освещении как процессе. Главным тут являет­ся именно процесс.

Рассматривая задачу, тоже можно сделать акцент либо на от­дельных соображениях, либо на достижении основной цели — ре­шении проблемы в целом. При составлении плана важен не столько акцент, сколько сам процесс. «Пузырьки мыслей» представляют собой графическую технику организации процесса мышления. Эта методика создает фактическую, или физическую, картину то­го, каким образом ваше сознание отображает задачу. Допускается записывать и хранить информацию, манипулировать ею различ­ными способами, что приводит к определению взаимосвязей меж­ду разными частями задачи.

Как вы опишете следующий рисунок?

Проблема обслуживания покупателей - student2.ru

Вы видите двенадцать отдельных точек. Но благодаря их рас­положению мы воспринимаем их как три обособленные группы. В принципе, дать другое определение здесь очень трудно. Органи­зуя точки в группы, мы придаем им новое качество. То же самое происходит, когда свои разрозненные мысли вы организуете на бумаге, составляя некую схему, — при этом ваши мысли приоб­ретают новое значение. Это качественно иное значение можно оценить, развить, отыскать с его помощью решение, если оно воз-

Глава 8. Пузырьки мыслей □ 97

можно, либо изменить или отбросить, если решения, собственно говоря, нет. Отразив свои нечеткие, еще туманные мысли на лис­те бумаги, можно запускать процесс эволюции идей.

Поскольку ваша схема предназначена исключительно для то­го, чтобы помочь лично вам, она может быть совершенно непо­нятной для других людей. Пусть она будет даже небрежно выпол­ненной, если вам это нравится, или ужасно громоздкой, — главное, чтобы вы сами смогли в ней разобраться «от и до». Неко­торые схемы выглядят так, будто бы их оставила на бумаге не­брежным «росчерком» хвоста амбарная крыса. Со временем вы выработаете настолько отточенную методику, что ваши схемы станут уникальными. Самое главное, повторяю, в том, чтобы они были понятны вам — их создателю.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Процесс составления схемы идей обычно протекает следующим образом: как только перед вами встает не поддающаяся решению задача, попытайтесь отра­зить на бумаге все свои мысли и впечатления. Затем изучите полученную схему. Если после продолжительного ее изучения вас так и не осенит новая идея, вы мо­жете почувствовать некоторый дискомфорт. В этом случае отложите схему на не­сколько дней. Вернувшись к ней позже, вы обнаружите, что ваше сознание уже в большей степени сориентировано на решение задачи. Весьма вероятно, что впе­реди вас ждет момент озарения. Ну а за ним должен последовать период сосре­доточенных размышлений, во время которого снизошедшее озарение превра­тится в полномасштабную идею.

Несмотря на то что каждая из схем строго индивидуальна, все они должны отве­чать пяти основным требованиям:

1. Организация. Схема содержит информацию, организованную в соответствии с тем, как вы мыслите. Она отражаетход ваших мыслей, включая все шаблоны и взаимосвязи, и обладает удивительным свойством преподносить точную информацию вне зависимости от качества начертаний. Можно сделать схему «пузырьков» своих мыслей и очень сложной, и очень простой — тут уж как получится. Можно рисовать ее на доске, или на боль­шом листе бумаги, или на том, что попадется под руку. Можно расположить группы взаимосвязанных идей равной значимости по горизонтали, либо ис­пользовать для соединения стрелки, либо обозначать различные типы отно­шений разным цветом. Визуальная, гибкая природа схем исключительно хо­рошо подходит для того, чтобы рассмотреть, охарактеризовать и обдумать самые сложные задачи.

Позднее схема будет разрастаться — и вы должны быть к этому готовы, по­скольку с помощью первого варианта вы вряд л-и выработаете идею, которая удовлетворит всем вашим требованиям.

-I Зак. 1045

98 □ Часть 2. Линейные игры для ума

2. Ключевые слова. Игнорируйте слова и фразы, не относящиеся к делу, цели­ком и полностью сосредоточьтесь на отражении существенных моментов и на тех ассоциациях, которые они у вас вызывают.

3. Ассоциации. Устанавливайте связи и соотношения между фрагментами ин­формации, на первый взгляд совершенно независимыми и изолированными друг от друга. Такого рода соединения открывают пути, ведущие к новым возможностям. Развивайте любые ассоциации, которые вам по душе, не за­ботясь о том, будут ли они понятны кому-нибудь другому.

Некий предприниматель в поисках нового продукта отразил свои идеи на бу­маге. Составленная схема напомнила ему об анализе, анализ — о психоана­лизе, психоанализ — о Зигмунде Фрейде. Предприниматель написал «Зиг­мунд Фрейд» и заключил два эти слова в пузырек. Пузырек, в свою очередь, напомнил ему о подушке. Так поток ассоциаций навел нашего бизнесмена на идею.

Идея: наладить производство подушек с портретом Фрейда и «выбросить» их на рынок под девизом «Сам себе психоаналитик».

4. Кластеры. Составление схем мыслей ведет к формированию в вашем созна­нии так называемых кластеров,то есть однородных групп. Отраженная на бу­маге информация становится более доступной для понимания. Объединив свои идеи в кластеры, постарайтесь занять позицию критика, видящего все это впервые. Это позволит вам проверить ассоциации, выявить упущенную из виду информацию, определить те области, где ощущается дефицит дель­ных мыслей. Схема — своего рода генератор идей. С ее помощью легко уста­новить также сферы, где требуется собрать побольше информации.

5. Сознательное участие. Разработка схемы мыслей требует сосредоточенно­сти на стоящей перед вами проблеме, что способствует переходу информа­ции из кратковременной памяти в долговременную. Вместе с тем непрерыв­ное сознательное участие позволяет сгруппировать и перегруппировать концепции, побуждает к проведению сравнений и аналогий. Проникновение «пузырьков» мыслей в новые положения, новые противопоставления неред­ко сопровождается рождением новаторских идей.

Теперь предположим, что перед нами стоит следующая зада­ча: как расширить рынок консультационных услуг?

Посередине страницы записываем суть задачи: «Расширение рынка консультационных услуг» — и заключаем это в пузырек. Далее даем свободу ассоциациям и фиксируем на бумаге приходя­щие в голову мысли — все без исключения. Каждую помещаем в пузырек и соединяем заключенную в нем мысль с исходной. Про­должаем действовать в том же духе: записываем все, что приходит на ум, рисуем пузырьки и соединяем линиями между собой те мысли, которые представляются нам взаимосвязанными. Одну из возможных схем вы видите на с. 99.

Глава 8. Пузырьки мыслей 13 99

Проблема обслуживания покупателей - student2.ru

100 .□ Часть 2. Линейные игры для ума

Кластеры пузырьков подсказывают следующие способы про­движения на рынке консультационных услуг.

1. Маркетинг с помощью рекомендаций бывших клиентов и знакомых, например руководителей банков и предприятий.

2. Персонифицированный маркетинг: рассылка персональных приглашений, писем, обращений в организации.

3. Неперсонифицированный маркетинг: прямая рассылка по почте, обращение в отделы внешних связей, реклама.

4. Захват сфер влияния: обращение к профессионалам, обслу­живающим тех же клиентов, что и вы; к людям, от которых зависит принятие решений в организациях — потенциальных клиентах; к руководителям и директорам различных профес­сиональных объединений; к руководителям производства.

5. Поиск возможностей: новые потребности старых клиентов, потенциальные клиенты, незанятые ниши на рынке сбыта.

В результате графического отображения своих мыслей я, на­пример, получил схему продвижения моих услуг на рынок с по­мощью персонифицированного и неперсонифицированного мар­кетинга, а также разного рода рекомендации. Кроме того, схема мыслей подсказала мне, где в плане поиска новых возможностей требуется дополнительная информация.

Теперь допустим, что вице-президент компании по производ­ству электрических ламп хочет увеличить объем продаж. Посере­дине страницы он пишет слова «электрические лампы» и соединя­ет эти слова с процессом «освещения» и системой «четырех тысяч дистрибьютеров». Он начинает записывать все, что приходит в го­лову, рисовать пузырьки и соединять их. На с. 101 вы можете ви­деть составленную им схему мыслей. Ключевые концепции ис­ходной схемы таковы:

1. Характеристики электрической лампы: срок службы, мощ­ность, цвет, внешний вид.

2. Потребители: промышленные предприятия, учреждения, розничная торговля.

3. Наличие рынка сбыта.

4. Окупаемость затрат.

5. Повышение качества.


Глава 8. Пузырьки мыслей □ 101

Проблема обслуживания покупателей - student2.ru

Со временем схема все более усложнялась, и это побуждало ви­це-президента задумываться о ведении дел по-новому. К оконча­тельной идее его подтолкнул пузырек с надписью «Экономия энер­гии».

Щея^ создать подразделение, которое, минуя всех дистрибьютеров, будет сосредоточивать все свои усилия на рынке промышлен­ных предприятий и учреждений, что в конечном итоге позволит

102 □ Часть 2. Линейные игры для ума

клиентам сократить затраты на электроэнергию. В результате компания начнет заключать крупные контракты на поставку ламп.

Схема вызвала целый каскад идей, которые привели к созда­нию совершенно нового подразделения.

Резюме

Отражение мыслей на схеме позволяет высечь искру, буквально озаряющую сознание. Мысли водят вашей рукой по бумаге, про­ступая на листе в виде рисунка, и вспыхивают маленьким кост­ром, который разгорается все сильнее и замыкает круг, обраща­ясь через зрение прямо к подсознанию.

Иногда эти костры сами становятся теми идеями, которые не­обходимы для решения задачи. Иногда требуется подлить в них масло дополнительной информации, чтобы они могли вспыхнуть идеями. Иногда эти костры тлеют днями, неделями, месяцами, прежде чем забушует пламя озарения. Но если вы ничего не по­пытаетесь сделать после первой вспышки костра, пламя погаснет и все канет в лету.

Проблема обслуживания покупателей - student2.ru

Вопросы «СКАМПЕР»

Умеющий побеждать путем смены так­тики в зависимости от действий против­ника — воистину небесный воитель.

Сунь Цзы

М

анипуляция — родная сестра творчества. Если фантазия ваша дремлет, как официант в пустынном ресторане, про­сто возьмите что-нибудь в руки и превратите этот предмет в идею. Помните, что новое — всего лишь хорошо забытое старое. Вы наверняка заметите, что настоящая глава — самая длинная. Так вышло потому, что она содержит описание девяти способов превращения любых предметов, услуг и процессов в нечто но­вое.

Многое представлено здесь в виде конкретных примеров, что-то можно прочитать «по диагонали» или даже пропустить. Но при этом следует обратить пристальное внимание на все девять предложенных техник. Изучая их, спрашивайте себя: во что можно трансформировать телевизор, бутерброд, закладную на дом, портфель, любой другой предмет или явление? Как можно что-либо усовершенствовать? Новые идеи часто рождаются не­произвольно.

Можете вы превратить кролика в утку?

Если у вас ничего не получается, взгляните на рисунок — тут вам и бегущий кролик, и утка, опустившая крылышки (лапки слева, а голова справа).

Точно так же, манипулируя известными предметами или яв­лениями, вы можете превратить их в нечто новое.


104 □ Часть 2. Линейные игры для ума

Проблема обслуживания покупателей - student2.ru

А полученное новое, в свою очередь, можно превратить в нечто еще более новое. Если вы приструните свое воображение на первой же возникшей идее, это будет настоящим несчастьем.

Для того чтобы выдвинуть лучшую идею, надо генерировать их как можно больше. Не забывайте, что любая точка зрения яв­ляется лишь одной из большого количества возможных.

Допустим, у вас есть мешок, наполненный множеством мра­морных шариков, и среди них только один красный. Вероятность того, что кто-то наугад достанет именно этот кусочек мрамора, ничтожно мала. Если же добавлять все новые красные шарики, то такая вероятность будет постоянно возрастать.

Генерирование новых, альтернативных идей является столь же надежной и многообещающей процедурой, как добавление в мешок красных шариков. Быть может, вы и не вытащите желан­ный кругляшок, но никогда не повредит повысить свои шансы на успех. Создавая альтернативные варианты, вы ничего не теряете, а приобрести можете многое. При поиске альтернативных вари­антов происходит следующее.

1. Одна из альтернативных идей может оказаться решением ва­шей проблемы.

2. Альтернативная идея помогает иначе оценить компоненты стоящей перед вами задачи, сгруппировать их по-новому и ре­шить задачу косвенным путем.

3. Альтернативная идея может сыграть роль более удобной «стартовой площадки», нежели исходная.

Глава 9. Вопросы «СКАМПЕР» □ 105

4, Одна из альтернатив может оказаться совершенно новой иде­
ей — настоящим прорывом в будущее, не имеющим ничего об­
щего с вашей проблемой. Когда такое происходит, у вас дух за­
хватывает, во рту пересыхает, вам хочется пуститься в пляс.
Александр Грэм Белл испытал нечто подобное, когда, пытаясь
создать слуховой аппарат, изобрел телефон. Рэй Крок пробовал
расширить рынок сбыта для своих мультимиксеров, а вместо
этого разработал концепцию «быстрого питания», которая в
корне изменила соответствующие привычки американцев.

5. Можно отыскать множество альтернатив и в конце концов
вернуться к исходной идее. Компиляция альтернативных ва­
риантов, безусловно, не является преградой для использова­
ния наиболее очевидного подхода, просто она делает выбор
этого подхода более осознанным. Вы выбираете данный вари­
ант не потому, что он единственный, а потому, что он оказался
лучшим из возможных.

Как вы думаете, сколько ответов можно дать на вопрос: «Что такое половина тринадцати?» Очевидный ответ, несомненно, — шесть с половиной. И все же, прежде чем читать дальше, попы­тайтесь придумать как можно больше вариантов ответа.

Вот примеры таких альтернативных вариантов: можно разде­лить пополам цифры 1 и 3 (1/3) или буквы в слове «тринадцать» и получить пять^букв).

Если перевести число 13 в римские цифры и поделить попо­лам, то получится 11 и 2 (XI/II).

Если делить пополам другим способом, можно получить во­семь (XIII).

Альтернативы провоцируют, они заставляют отказаться от шаблонного мышления. Прочитав эту главу, вы увидите, что вас уже тянет идти новыми, неизведанными путями, потому что те­перь вы понимаете: альтернативные варианты могут привести к Удивительным прозрениям и идеям, столь же неожиданным, как форель в утренней овсянке.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

SCAMPER1 — это список вопросов, способных подстегнуть рождение новатор­ских идей. Некоторые из этих вопросов были впервые предложены Алексом Ос-борном, пионером обучения творчеству.

1 Scamper (англ.) [скампер] — быстрый бег или уход; пробежка.

106 □ Часть 2. Линейные игры для ума

Позднее они были сформулированы Бобом Эберле и сведены к мнемоническому1 правилу:

S = Substitute? — Заменить?

С = Combine? — Комбинировать?

А = Adapt? — Адаптировать?

М = Modify? = Magnify?— Модифицировать? = Увеличить?

Р = Put to other uses? — Предложить другое применение?

Е = Eliminate or minify? — Устранить или уменьшить?

R = Revers? = Rearrange? — Поменять на противоположное? = Реорганизовать?

Применение метода «СКАМПЕР» предполагает следующие действия.

1. Выделить задачу или проблему, которую вы хотите обдумать.

2. Задавать на каждом этапе поиска решения задачи вопросы «СКАМПЕР» и смотреть, что из этого получается. Ставить пе­ред собой такие вопросы — все равно что простукивать задачу молотком: а вдруг где-то да обнаружится пустота, которую не­обходимо заполнить.

Давайте рассмотрим задачу: как можно улучшить сбыт товара? В первую очередь необходимо выделить все этапы процесса сбыта. К ним относятся исследование перспектив, презентации, преодо­ление возражений, «бумажная» работа, распределение времени и т. д.

Следующий этап. Теперь следует отвечать на вопросы «СКАМ­ПЕР», чтобы выдвинуть как можно больше идей, касающихся преобразования и совершенствования каждого этапа процесса сбыта.

Например, вы выделяете этап исследования перспектив. При­меним к нему метод «СКАМПЕР». Задайте себе следующие во­просы.

Q Чем можно заменить нынешнюю процедуру исследований?

а Как можно скомбинировать исследования с иными процеду­рами?

□ Что можно адаптировать или что можно скопировать с других методов исследований?

1 От «мнемоника» — совокупность приемов, которые помогают запоминать нужные сведения.

Глава 9. Вопросы «СКАМПЕР» □ 107

□ Как можно модифицировать существующий метод исследова­ний?

□ Как можно расширитьсуществующий метод исследований? Что можно к нему добавить?

□ Можно ли найти другое применение существующему методу исследований?

□ Что можно устранить из существующего исследовательского метода?

□ Что будет, если поменять метод исследования на альтернатив­ный?

□ Как можно реорганизовать процедуру исследований?

□ Заставьте работать свое воображение более напряженно, про­должая задавать себе вопросы: «Как?..», «Почему?..», «Что еще?..».

Проделав эту процедуру в отношении каждого этапа процесса, вы выработаете максимальное количество идей, касающихся улучшения ситуации со сбытом товара.

Теперь предположим, что производитель скрепок для бумаги хочет усовершенствовать выпускаемую продукцию. Процесс по­иска идей он может начать со следующих вопросов:

□ Что можно заменить в скрепке?

□ С чем можно скомбинировать скрепку, чтобы она преврати­лась в нечто новое?

□ Что можно адаптировать по отношению к скрепке?

□ Как можно модифицировать скрепку?

□ Что можно к ней прибавить?

□ Какие другие способы применения можно предложить для скрепки?

□ Что можно убрать из скрепки?

□ Что можно поменять в скрепке на противоположное?

□ Какой вид скрепок является наилучшим?

Один фабрикант решил заменить металл на пластик, приба­вил к этому цвет и создал разноцветные пластиковые зажимы, которые не только скрепляют листы бумаги, но и помечают их — тем самым всем знакомой скрепке было найдено еще одно приме­нение.

108 □ Часть 2. Линейные игры для ума

«Скампербургер»

Рэй Крок, так и не закончивший среднюю школу, успел побывать и пиа­нистом, и агентом по недвижимости, а затем в течение семнадцати лет продавал бумажные стаканчики. На шестом десятке Крок оставил свой бизнес и занялся сбытом мультимиксеров — маленьких бытовых прибо­ров, мгновенно делающих молочные коктейли.

В один прекрасный день 1954 года небольшое кафе заказало Кроку во­семь миксеров. Заинтригованный Крок поехал на своей невзрачной ма­шине разузнать, в чем тут дело. Он был поражен размахом деятельности и широтой замыслов владельцев кафе Дика и Мориса Макдональдсов — они увлеклись концепцией быстрого питания на основе набора простей­ших компонентов. Макдональдсы упростили, уменьшили и сделали эко­номически более выгодной обычную торговую точку, где продавались гамбургеры.

Крок и Макдональдсы образовали товарищество, открывали одну за другой точки быстрого питания и успешно ими управляли. Однако про­исшедшее не было мгновенным успехом. Это был длительный путь пре­одоления препятствий и ошибок.

Рэй Крок стал миллиардером, потому что сумел правильно ставить пе­ред собой задачи и использовать для их решения всю информацию, имеющуюся в его распоряжении.

Если мы с помощью метода «СК АМПЕР» подвергнем анализу процесс решения задач, с которыми сталкивался Крок, то уви­дим следующее.

Заменить?

Проблема: Макдональдсы показали себя не очень активными партнерами, и Крок опасался, что они просто продадут свое дело тому, кто захочет убрать их с дороги.

Решение: найти другого партнера. У Крока не было наличных де­нег, но все же он решил выкупить дело у Макдональдсов. Он обра­тился за кредитом в 2,7 миллиона долларов к финансисту Джону Бристолу. В итоге клиенты Бристола (фонды поддержки высших учебных заведений) на свои инвестиции получили 14 миллионов долларов. Следующее решение Крока: выйти на широкую обще­ственность — что он и сделал в 1963 году, также обогатив многих своих инвесторов.

Глава 9. Вопросы «СКАМПЕР» □ 109

Комбинировать?

Проблема: первое кафе быстрого питания было спроектировано Кроком для города Дес-Плейнс, штат Иллинойс, но для реализа­ции проекта не хватало средств.

Решение: нужно скомбинировать своиу планы с чужими. Крок продал половину собственности строительной компании в обмен на сооружение первого здания.

Адаптировать?

Проблема: Рэй Крок был заинтересован в развитии нового прин­ципа организации общественного питания, но ему не хватало соб­ственных идей.

Решение: нужно адаптировать чужие идеи. Крок был поражен, насколько бойко идет у Макдональдсов торговля гамбургерами и жареным картофелем в бумажных пакетиках. Он адаптировал простой метод Макдональдсов и создал новую концепцию быст­рого питания.

Модифицировать?

Проблема: жареный картофель, который подавали в первом заве­дении Крока в Иллинойсе, был безвкусным и мучнистым, в отли­чие от картофеля Макдональдсов. Крок снова и снова пробовал применять рецепт Макдональдсов, но безрезультатно. В конце концов один из друзей подсказал, как решить проблему. Оказа­лось, что Крок держал картофель в подвале, тогда как Макдо­нальдсы — в ящиках, на степном ветерке.

Решение: необходимо изменить способ хранения продуктов. В подвале были установлены большие электрические вентиля­торы.

Увеличить?

Проблема: многие владельцы привилегированных предприятий хотели расширить предлагаемое гостям меню.

Решение: сделать гамбургер больше и дополнить меню несколь­кими новыми пунктами. Всем известный «Биг-Мак» был создан

110 □ Часть 2. Линейные игры для ума

в результате конкурса «Создадим Биг-Мак!». Затем появились «Эгг-Макмаффин», «Филе-о-фиш» и «Чикен-Макнаггетс».

Наши рекомендации