Использование национальных преимуществ на уровне фирмы

Национальные преимущества, которые сами по себе имеют ту или иную ценность в глазах зарубежного партнёра и, соответственно, могут быть использованы для выхода фирмы на международный рынок:

· высококвалифицированная и относительно недорогая рабочая сила (естественно, речь идёт только о работниках, лишённых серьёзных личностных недостатков, — в противном случае, с точки зрения зарубежного партнёра, вообще бессмысленно говорить о преимуществах этой рабочей силы);

· достаточно высокий уровень исследований и разработок в ряде отраслей;

· опыт работы персонала в странах Азии, Африки и Латинской Америки ещё в советский период;

· основные фонды, приобретённые предприятиями на исходе периода перестройки и позволяющие производить продукцию вполне приличного (хотя и не мирового) качества, пригодную для экспорта.

5.1. Анализ и оценка кадрового потенциала предприятия и выделение в нем элементов международного характера (вызывающих потенциальный интерес зарубежного партнёра).

5.2. Анализ и оценка уровня НИОКР, выделение в нем конкурентоспособных элементов.

5.3. Анализ и оценка действующих технологий с точки зрения концепции «15%».

5.4. Обзорная оценка зарубежных фирм, которые потенциально могут про­явить интерес к национальным преимуществам в рамках нашей фирмы, и выделение наиболее перспективных из них.

5.5. Приближенное технико-экономическое обоснование самых важных предложений и предварительные переговоры с вероятными партнёрами.

Использование возможностей углублённой переработки сырья и материалов с существенным увеличением добавленной стоимости.

Вхождение в международный бизнес за счёт использования государственных и региональных возможностей.

Тема. Стратегии выхода международной компании на зарубежный рынок

Мотивы выхода компаний на зарубежный рынок. Формы ВЭД

Мотивы:

· Активные:

1. Желание увеличить прибыль и расширить сферы деятельности.

2. Амбиции и устремления менеджеров.

3. Уникальный продукт или технология. Препятствия - если продукт легко копируется или имеются товары-аналоги.

4. Привлекательные возможности зарубежного рынка

5. Экономия на масштабах производства - расширение сбыта за счёт экспорта позволяет фирме увеличить объем производства, тем самым снизить удельные издержки.

6. Налоговые и другие финансовые выгоды.

· Реактивные:

1. Непредвиденные зарубежные заказы.

2. Давление конкурентов.

3. Недостаточные размеры или снижение активности на внутреннем рынке.

4. Избыточные производственные мощности.

5. Увеличение продаж сезонной продукции.

6. Близость зарубежных потребителей - как географическая, так и социо-культурная.

Стратегии выхода

МСМ – мировая система метакорпораций

МАС – международные альянсовые сети

МСА – международный стратегический альянс

Использование национальных преимуществ на уровне фирмы - student2.ru

1. Экспортирование

Экспорт – продажа товаров экономическими агентами одной страны экономическим агентам другой страны, предусматривающая их вывоз за границу.

· Прямой метод – совершение операций непосредственно между производителем и потребителем.

· Косвенный метод – совершение операций через посредников.

К достоинствам прямого метода относят:

· Сокращение издержек на сумму комиссионного вознаграждения посредников.

· Снижение риска и зависимости результатов коммерческой деятельности от возможной недобросовестности или недостаточной компетенции посреднической организации.

· Возможность постоянно находится на рынке, учитывать изменения и быстро реагировать на них.

Достоинства косвенного метода:

· У посредника могут иметься значительная коммерческая квалификация и торговый опыт, связи, складские помещения, распределительные сети.

· Посредники хорошо знают рынки зарубежных стран.

· Посредник может выполнять дополнительные обязанности (оказывать сервисно-гарантийное обслуживание, участвовать в выставках).

· Освобождение производителя от выполнения и слежения экспортной сделки.

Виды посреднических операций:

· Дилерские операции – операции, когда посредник действует от своего имени и за свой счёт.

· Комиссионные операции – когда посредник действует от своего имени, но за чужой счёт.

· Операции по договорам поручения (агентские поручения) – посредник действует от чужого имени и за чужой счёт.

· Пигги Бэкинг – разновидность опосредованного косвенного экспорта, означающая вхождение на зарубежный рынок на «плечах» другой компании (через чужую дилерскую сеть).

2. Международная встречная торговля

Встречная торговля применяется, когда в стране не хватает твёрдой валюты или есть затруднения при конвертации местной валюты.

Основные виды – бартер и встречные закупки. На них приходится около 30% всех международных операций (в основном между материнской и дочерней компаниями).

3. Международный стратегический альянс (Портер) – соглашение между компаниями, выходящее за пределы обычных взаимоотношений фирм, но не предполагающее слияния или полного партнёрства.

МСА (Карпухина) – принимающие различные формы долговременные объединения двух и более юридически самостоятельных фирм для решения согласованных задач на основе общих экономических интересов.

МСА с участием в капитале – капитальные вложения иностранного инвестора непосредственно в производство какой-либо продукции, включающие покупку, создание или расширение фондов предприятия, а также все другие операции, связанные либо с установлением или усилением контроля над зарубежной компанией, независимо от её юридической формы либо с расширением деятельности компании.

По федеральному закону №160-ФЗ от 09.07.99 иностранный инвестор должен приобрести не менее 10% доли (вклада) в уставный капитал организации, чтобы его вложения оценивались как прямые иностранные инвестиции (ПИИ).

Формы ПИИ:

· Инвестирование с нуля.

· Организация филиалов.

· Слияния и поглощения.

· Создание совместных предприятий (СП).

Эффекты ПИИ для принимающей экономики:

+ ПИИ приносят в реальный сектор дополнительные ресурсы, создают новые рабочие места, увеличивают предложение на товарных рынках. В результате расширяется ёмкость внутреннего рынка и растёт ВВП.

+ ПИИ приносят в страну недостающие технологии, ноу-хау, передовые методы управления и маркетинга, тем самым выступая фактором структурной трансформации экономики.

+ ПИИ оказывают благоприятное воздействие на макро-финансовое состояние страны, ведут к росту налоговых поступлений в бюджет, к росту денежной массы и снижению процентных ставок, что стимулирует инвестиционный процесс.

- Введение в страну более сильного конкурента, обострение конкурентной борьбы и вытеснение национальных компаний с рынка.

- Возможность покупки или поглощения предприятия иностранным инвестором с последующим его закрытием.

- Загрязнение окружающей среды, т.к. зарубежный капитал стремится располагать вредное производство.

- Закрепление технологической отсталости стран-импортёров.

- В слаборазвитых странах существует опасность вмешательства ТНК в деятельность правительства принимающей страны.

Эффекты ПИИ для инвестирующих экономик:

+ ПИИ означают дополнение к ВНП инвестирующей страны за счёт прибылей и отчислений, перечисленных филиалами.

+ Внутрифирменные трансферты создают дополнительные экспортные возможности.

+ Возможность реализовать политические и идеологические цели.

- Проблема занятости в собственной стране.

- Негативное воздействие на торговый баланс страны-инвестора.

Международный стратегический альянс с образованием юридического лица

Достоинства:

+ Более благоприятные условия торговли, чем при экспорте.

+ Более низкие затраты при налаживании производства за рубежом, чем при прямом инвестировании.

+ В некоторые страны нельзя попасть без партнёрства с местным производителем.

Недостатки:

- Необходимо делиться с местным партнёром патентами на изобретения, ноу-хау, прибылью.

- Возможность потери контролирующего влияния.

- Партнёр может стать конкурентом.

Принципы создания международного совместного предприятия:

· Создание долевого участия в собственности, находящейся в совместном владении и управлении.

· Распределение риска предпринимательской деятельности в соответствии с вкладом в совместную собственность.

· Заключение договорного соглашения, определяющего механизм осуществления предпринимательской деятельности, права и обязанности сторон.

Классификация:

· По области деятельности: производственные, закупочные, научно-исследовательские.

· По источникам инвестиций: государственные, частные, с участием капитала национальных и международных организаций.

· По доле иностранного капитала: мажоритарные, миноритарные, паритетные.

Совместные предприятия могут создаваться в различных ОПФ в зависимости от законодательства и условий деятельности – ОАО, ЗАО, ООО, ОДО, товарищества.

Мотивы фирмы по созданию СП:

· Ускорить выход на привлекательный рынок.

· Снизить уровень риска за счёт привлечения местного партнёра.

· Сосредоточить усилия партнёра на ключевых областях деятельности.

· Использовать эффект синергизма.

· Воспользоваться льготами, которые даются иностранным инвесторам при создании СП.

· Получить доступ к каналам распределения.

Проблемы, которые возникают по мере развития СП:

· Разные цели

· Сложности в управлении

· Сложность обеспечения высокого уровня корпоративной культуры

· Неадекватное распределение обязанностей

Этапы создания СП:

1. Определить целесообразность использования СП как форму выхода на зарубежный рынок.

2. Сформулировать цели выхода.

3. Выбор партнёра.

4. Составление бизнес-плана.

5. Подготовка учредительных документов.

6. Составление контракта.

Наши рекомендации