Использование национальных преимуществ на уровне фирмы
Национальные преимущества, которые сами по себе имеют ту или иную ценность в глазах зарубежного партнёра и, соответственно, могут быть использованы для выхода фирмы на международный рынок:
· высококвалифицированная и относительно недорогая рабочая сила (естественно, речь идёт только о работниках, лишённых серьёзных личностных недостатков, — в противном случае, с точки зрения зарубежного партнёра, вообще бессмысленно говорить о преимуществах этой рабочей силы);
· достаточно высокий уровень исследований и разработок в ряде отраслей;
· опыт работы персонала в странах Азии, Африки и Латинской Америки ещё в советский период;
· основные фонды, приобретённые предприятиями на исходе периода перестройки и позволяющие производить продукцию вполне приличного (хотя и не мирового) качества, пригодную для экспорта.
5.1. Анализ и оценка кадрового потенциала предприятия и выделение в нем элементов международного характера (вызывающих потенциальный интерес зарубежного партнёра).
5.2. Анализ и оценка уровня НИОКР, выделение в нем конкурентоспособных элементов.
5.3. Анализ и оценка действующих технологий с точки зрения концепции «15%».
5.4. Обзорная оценка зарубежных фирм, которые потенциально могут проявить интерес к национальным преимуществам в рамках нашей фирмы, и выделение наиболее перспективных из них.
5.5. Приближенное технико-экономическое обоснование самых важных предложений и предварительные переговоры с вероятными партнёрами.
Использование возможностей углублённой переработки сырья и материалов с существенным увеличением добавленной стоимости.
Вхождение в международный бизнес за счёт использования государственных и региональных возможностей.
Тема. Стратегии выхода международной компании на зарубежный рынок
Мотивы выхода компаний на зарубежный рынок. Формы ВЭД
Мотивы:
· Активные:
1. Желание увеличить прибыль и расширить сферы деятельности.
2. Амбиции и устремления менеджеров.
3. Уникальный продукт или технология. Препятствия - если продукт легко копируется или имеются товары-аналоги.
4. Привлекательные возможности зарубежного рынка
5. Экономия на масштабах производства - расширение сбыта за счёт экспорта позволяет фирме увеличить объем производства, тем самым снизить удельные издержки.
6. Налоговые и другие финансовые выгоды.
· Реактивные:
1. Непредвиденные зарубежные заказы.
2. Давление конкурентов.
3. Недостаточные размеры или снижение активности на внутреннем рынке.
4. Избыточные производственные мощности.
5. Увеличение продаж сезонной продукции.
6. Близость зарубежных потребителей - как географическая, так и социо-культурная.
Стратегии выхода
МСМ – мировая система метакорпораций
МАС – международные альянсовые сети
МСА – международный стратегический альянс
1. Экспортирование
Экспорт – продажа товаров экономическими агентами одной страны экономическим агентам другой страны, предусматривающая их вывоз за границу.
· Прямой метод – совершение операций непосредственно между производителем и потребителем.
· Косвенный метод – совершение операций через посредников.
К достоинствам прямого метода относят:
· Сокращение издержек на сумму комиссионного вознаграждения посредников.
· Снижение риска и зависимости результатов коммерческой деятельности от возможной недобросовестности или недостаточной компетенции посреднической организации.
· Возможность постоянно находится на рынке, учитывать изменения и быстро реагировать на них.
Достоинства косвенного метода:
· У посредника могут иметься значительная коммерческая квалификация и торговый опыт, связи, складские помещения, распределительные сети.
· Посредники хорошо знают рынки зарубежных стран.
· Посредник может выполнять дополнительные обязанности (оказывать сервисно-гарантийное обслуживание, участвовать в выставках).
· Освобождение производителя от выполнения и слежения экспортной сделки.
Виды посреднических операций:
· Дилерские операции – операции, когда посредник действует от своего имени и за свой счёт.
· Комиссионные операции – когда посредник действует от своего имени, но за чужой счёт.
· Операции по договорам поручения (агентские поручения) – посредник действует от чужого имени и за чужой счёт.
· Пигги Бэкинг – разновидность опосредованного косвенного экспорта, означающая вхождение на зарубежный рынок на «плечах» другой компании (через чужую дилерскую сеть).
2. Международная встречная торговля
Встречная торговля применяется, когда в стране не хватает твёрдой валюты или есть затруднения при конвертации местной валюты.
Основные виды – бартер и встречные закупки. На них приходится около 30% всех международных операций (в основном между материнской и дочерней компаниями).
3. Международный стратегический альянс (Портер) – соглашение между компаниями, выходящее за пределы обычных взаимоотношений фирм, но не предполагающее слияния или полного партнёрства.
МСА (Карпухина) – принимающие различные формы долговременные объединения двух и более юридически самостоятельных фирм для решения согласованных задач на основе общих экономических интересов.
МСА с участием в капитале – капитальные вложения иностранного инвестора непосредственно в производство какой-либо продукции, включающие покупку, создание или расширение фондов предприятия, а также все другие операции, связанные либо с установлением или усилением контроля над зарубежной компанией, независимо от её юридической формы либо с расширением деятельности компании.
По федеральному закону №160-ФЗ от 09.07.99 иностранный инвестор должен приобрести не менее 10% доли (вклада) в уставный капитал организации, чтобы его вложения оценивались как прямые иностранные инвестиции (ПИИ).
Формы ПИИ:
· Инвестирование с нуля.
· Организация филиалов.
· Слияния и поглощения.
· Создание совместных предприятий (СП).
Эффекты ПИИ для принимающей экономики:
+ ПИИ приносят в реальный сектор дополнительные ресурсы, создают новые рабочие места, увеличивают предложение на товарных рынках. В результате расширяется ёмкость внутреннего рынка и растёт ВВП.
+ ПИИ приносят в страну недостающие технологии, ноу-хау, передовые методы управления и маркетинга, тем самым выступая фактором структурной трансформации экономики.
+ ПИИ оказывают благоприятное воздействие на макро-финансовое состояние страны, ведут к росту налоговых поступлений в бюджет, к росту денежной массы и снижению процентных ставок, что стимулирует инвестиционный процесс.
- Введение в страну более сильного конкурента, обострение конкурентной борьбы и вытеснение национальных компаний с рынка.
- Возможность покупки или поглощения предприятия иностранным инвестором с последующим его закрытием.
- Загрязнение окружающей среды, т.к. зарубежный капитал стремится располагать вредное производство.
- Закрепление технологической отсталости стран-импортёров.
- В слаборазвитых странах существует опасность вмешательства ТНК в деятельность правительства принимающей страны.
Эффекты ПИИ для инвестирующих экономик:
+ ПИИ означают дополнение к ВНП инвестирующей страны за счёт прибылей и отчислений, перечисленных филиалами.
+ Внутрифирменные трансферты создают дополнительные экспортные возможности.
+ Возможность реализовать политические и идеологические цели.
- Проблема занятости в собственной стране.
- Негативное воздействие на торговый баланс страны-инвестора.
Международный стратегический альянс с образованием юридического лица
Достоинства:
+ Более благоприятные условия торговли, чем при экспорте.
+ Более низкие затраты при налаживании производства за рубежом, чем при прямом инвестировании.
+ В некоторые страны нельзя попасть без партнёрства с местным производителем.
Недостатки:
- Необходимо делиться с местным партнёром патентами на изобретения, ноу-хау, прибылью.
- Возможность потери контролирующего влияния.
- Партнёр может стать конкурентом.
Принципы создания международного совместного предприятия:
· Создание долевого участия в собственности, находящейся в совместном владении и управлении.
· Распределение риска предпринимательской деятельности в соответствии с вкладом в совместную собственность.
· Заключение договорного соглашения, определяющего механизм осуществления предпринимательской деятельности, права и обязанности сторон.
Классификация:
· По области деятельности: производственные, закупочные, научно-исследовательские.
· По источникам инвестиций: государственные, частные, с участием капитала национальных и международных организаций.
· По доле иностранного капитала: мажоритарные, миноритарные, паритетные.
Совместные предприятия могут создаваться в различных ОПФ в зависимости от законодательства и условий деятельности – ОАО, ЗАО, ООО, ОДО, товарищества.
Мотивы фирмы по созданию СП:
· Ускорить выход на привлекательный рынок.
· Снизить уровень риска за счёт привлечения местного партнёра.
· Сосредоточить усилия партнёра на ключевых областях деятельности.
· Использовать эффект синергизма.
· Воспользоваться льготами, которые даются иностранным инвесторам при создании СП.
· Получить доступ к каналам распределения.
Проблемы, которые возникают по мере развития СП:
· Разные цели
· Сложности в управлении
· Сложность обеспечения высокого уровня корпоративной культуры
· Неадекватное распределение обязанностей
Этапы создания СП:
1. Определить целесообразность использования СП как форму выхода на зарубежный рынок.
2. Сформулировать цели выхода.
3. Выбор партнёра.
4. Составление бизнес-плана.
5. Подготовка учредительных документов.
6. Составление контракта.